Родительское собрание-практикум «Телевидение в жизни семьи и ребёнка» (1–4 классы)
Телевидение в жизни семьи и ребенка
(Родительское собрание-практикум)
Подготовила
Пономарева Галина Владимировна
учитель начальных классов
Задачи собрания:
1. Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевидения в жизни ребёнка.
2. Определить наименование и количество передач для просмотра детьми.
Вопросы для обсуждения:
• Роль телевидения в жизни ребёнка.
• Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребёнка.
Вопросы для дискуссии:
• Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов
обихода?
• Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребёнка?
• Как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребёнком?
Ход собрания
І. Вступительное слово учителя
Никто из нас не может отрицать, что телевидение - явление положительное. Однако так называемая свобода и бесконтрольность телепередач вызывают особое беспокойство из-за их пагубного влияния на воспитание детей. После различных ежедневных телевизионных зрелищ нынешние дети становятся жестокими, раздражительными и апатичными - поведение неадекватное для младших школьников.
Исследования медиков-гигиенистов доказывают, что телевидение негативно влияет и на физическое здоровье детей. Больше всего, по их мнению, страдает нервная система, слух и зрение. На это часто жалуются и родители, выражая беспокойство по поводу того, что ребёнок в конце дня чувствует себя уставшим, жалуется на головную боль.
Чаще всего страдают дети, которые проводят у экрана телевизора всё своё свободное время и смотрят всё подряд. Чрезмерное увлечение телевидением разрушает режим дня ребёнка: он недосыпает, мало бывает на свежем воздухе. А систематическое недосыпание и кислородное голодание снижают сопротивление детского организма к заболеваниям, ухудшается память, ослабевает внимание и, в конце концов, сводятся на нет успехи в учёбе.
Наблюдение за поведением детей показывают, что те из них, у которых большая потребность в движениях, компенсируют её чрезмерной беготнёй во время перерывов или выясняют свои отношения с одноклассниками драками или потасовкой. Им трудно и во время урока вести себя спокойно, сосредоточиться на объяснениях учителя или на выполнении его указаний.
Чрезмерное увлечение телепередачами всеми членами семьи может ослабить эмоциональные связи между близкими людьми. Даже в тот короткий вечерний период, когда все члены семьи собираются дома, включенный телевизор мешает общению. Более того, увлёкшись передачей, каждый из присутствующих не считается с правом другого на собственную свободу, его невозможно оторвать от телеэкрана, чтобы срочно обсудить, например, проблему, которая беспокоит ребёнка. Такой характер семейных отношений вреден для детей. Ребёнок, увлечённый голубым экраном, привыкает к пассивной роли «наблюдателя со стороны».
Особенно страдают в данном случае застенчивые и некоммуникабельные дети, которым так необходимы собеседники, советчики. Если в семье такого ребёнка взрослые чрезмерно увлекаются телепередачами, то он чувствует себя одиноким и ненужным в родительском доме. В этом смысле телевидение действительно вредно для детей и нужно немедленно, пока не поздно, пересмотреть своё отношение к нему, чтобы освободить время для своего ребёнка. В то же время телевидению как одному из средств массовой коммуникации (радио, кино, печатная продукция) отводится ряд функций: образовательная, воспитательная, развлекательная и организационная. Поэтому попробуем разобраться, чем на самом деле является телевидение для наших детей - врагом или другом?
Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребёнка?
Как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребёнком?
Сколько времени и какие передачи должны смотреть дети?
Надо ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребёнку будет неинтересна?
Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа.
Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. Например, первоклассники, по результатам исследований, не могут чётко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Только с 11
лет дети начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение. На самом деле нужно обвинять не только телевидение, но и неумение взрослых правильно его использовать в воспитании детей. Современное телевидение имеет большие возможности для развития творческой активности и познавательных возможностей детей.
Специальные передачи для младших школьников помогают не только расширять общий кругозор детей, но и формировать их индивидуальные интересы. Так, дети, увлекающиеся рисованием, могут узнать много интересного о живописи, те, кто любит животных - получить интересные сведения об их поведении и жизни.
II. Обсуждение результатов анализа ответов детей на предложенные вопросы
Анкета для учеников
Любишь ли ты смотреть телепередачи?
Да. Нет.
Назови телепередачи, которые нравятся тебе больше всего? Напиши_________________________________________________
Сколько времени ты тратишь на просмотр телепередач?
1-2 ч в день. 3-4 ч в день. Больше.
С кем любишь смотреть телепередачи?
С родителями. С друзьями. Сам.
Обсуждаешь ли просмотренные тобой телепередачи со взрослыми членами семьи?
Да. Нет.
После обсуждения анкет представляю те семьи, чей положительный опыт по этой проблеме стал предметом изучения в подготовке практикума, и предоставляю слово кому-то (папе, маме, дедушке, бабушке).
III. Дискуссия
Далее возможна дискуссия по вопросам анкеты для родителей.
Анкета для родителей
1. Является ли в Вашей семье телевизор? Подчеркните выбранный ответ.
Да. Нет.
2. Часто ли Вы смотрите телепередачи?
Ежедневно. 1-2 ч. 3-4 ч. Редко. Не смотрю.
3. Сколько времени проводите у телевизора в выходные дни?
2-3 ч. 4-6 ч. Когда как.
4. Занимаетесь ли Вы, сидя у телевизора, ещё каким-то делом?
Да. Нет.
5. Обсуждаете ли Вы телепередачи с членами семьи?
Да. Нет.
6. Если да, то с кем? Напишите _________________________________
7. Принято ли в вашей семье смотреть детские телепередачи вместе с детьми? Да. Нет.
8. Какие из этих передач полезные для вашего ребёнка?
Напишите __________________________________________________
9. Устраивает ли Вас отношение вашего ребёнка к телевидению?
Да. Нет. Мне трудно ответить.
IV. Рекомендации родителям:
Для того, чтобы телевидение стало хорошим другом вашего ребёнка, предлагаем придерживаться таких простых педагогических советов:
1. Не забывайте о гигиенических требованиях при просмотре телепередач
детьми, а именно:
расстояние от экрана до зрителя должно быть не менее 4-5 метров;
освещение комнаты вечером и затемнение днём;
сила звука не должна превышать допустимые нормы;
длительность просмотра телепередач определяется режимом дня и ограниченным временем. Ребёнок должен твердо знать, что такие виды деятельности как: прогулка, игры, выполнение домашних заданий, чтение книг должны выполняться по режиму дня - вовремя и неоспоримо.
2. Внимательно следите за тем, чтобы телевидение не превратилось для ребёнка
в своеобразный наркотик - «телеманию». Для этого необходимо
контролировать и своё собственное отношение к нему. Телевизор не должен
быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным
примером для ребёнка.
3. Помните, что направлять и координировать отношения ребёнка к
телевидению можно только до тех пор, пока у него не сформировалась
привычка проводить всё своё свободное у телевизора, оставляя любое дело
только потому, что что-то новенькое появилось на экране. Поэтому
постарайтесь своевременно заинтересовать ребёнка другими источниками
информации и новыми делами, которые делают его жизнь интересной и
эмоционально богатой.
4. Смотрите телепередачи вместе с ребёнком. Полезно ознакомить его с
основами телеискусства. Объяснить жанр увиденного, его особенности,
обсудить совместно телепередачу.
5. Необходимо понять, что ребёнок, который ежедневно смотрит сцены
насилия, убийств, привыкает к ним и даже может испытывать от таких
эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра.
V. Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на
следующие вопросы.
• Сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора?
• Задаёт ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами
передачу?
• Какие передачи предпочитает?
• Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «Опять уроки вечером
делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.