Родительское собрание-практикум «Телевидение в жизни семьи и ребёнка» (1–4 классы)

0
0
Материал опубликован 27 November 2018

 Телевидение в жизни семьи и ребенка

(Родительское собрание-практикум)

 

Подготовила

Пономарева Галина Владимировна

учитель начальных классов

Задачи собрания:

1. Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевидения в жизни ребёнка.

2. Определить наименование и количество передач для просмотра детьми.

Вопросы для обсуждения:

• Роль телевидения в жизни ребёнка.

• Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребёнка.

Вопросы для дискуссии:

• Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов

обихода?

• Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребёнка?

• Как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребёнком?

 

Ход собрания

І. Вступительное слово учителя

Никто из нас не может отрицать, что телевидение - явление положительное. Однако так называемая свобода и бесконтрольность телепередач вызывают особое беспокойство из-за их пагубного влияния на воспитание детей. После различных ежедневных телевизионных зрелищ нынешние дети становятся жестокими, раздражительными и апатичными - поведение неадекватное для младших школьников.

Исследования медиков-гигиенистов доказывают, что телевидение негативно влияет и на физическое здоровье детей. Больше всего, по их мнению, страдает нервная система, слух и зрение. На это часто жалуются и родители, выражая беспокойство по поводу того, что ребёнок в конце дня чувствует себя уставшим, жалуется на головную боль.

Чаще всего страдают дети, которые проводят у экрана телевизора всё своё свободное время и смотрят всё подряд. Чрезмерное увлечение телевидением разрушает режим дня ребёнка: он недосыпает, мало бывает на свежем воздухе. А систематическое недосыпание и кислородное голодание снижают сопротивление детского организма к заболеваниям, ухудшается память, ослабевает внимание и, в конце концов, сводятся на нет успехи в учёбе.      

Наблюдение за поведением детей показывают, что те из них, у которых большая потребность в движениях, компенсируют её чрезмерной беготнёй во время перерывов или выясняют свои отношения с одноклассниками драками или потасовкой. Им трудно и во время урока вести себя спокойно, сосредоточиться на объяснениях учителя или на выполнении его указаний.      

Чрезмерное увлечение телепередачами всеми членами семьи может ослабить эмоциональные связи между близкими людьми. Даже в тот короткий вечерний период, когда все члены семьи собираются дома, включенный телевизор мешает общению. Более того, увлёкшись передачей, каждый из присутствующих не считается с правом другого на собственную свободу, его невозможно оторвать от телеэкрана, чтобы срочно обсудить, например, проблему, которая беспокоит ребёнка. Такой характер семейных отношений вреден для детей. Ребёнок, увлечённый голубым экраном, привыкает к пассивной роли «наблюдателя со стороны».

Особенно страдают в данном случае застенчивые и некоммуникабельные дети, которым так необходимы собеседники, советчики. Если в семье такого ребёнка взрослые чрезмерно увлекаются телепередачами, то он чувствует себя одиноким и ненужным в родительском доме. В этом смысле телевидение действительно вредно для детей и нужно немедленно, пока не поздно, пересмотреть своё отношение к нему, чтобы освободить время для своего ребёнка.  В то же время телевидению как одному из средств массовой коммуникации (радио, кино, печатная продукция) отводится ряд функций: образовательная, воспитательная, развлекательная и организационная. Поэтому попробуем разобраться, чем на самом деле является телевидение для наших детей - врагом или другом?

Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?

Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребёнка?

Как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребёнком?

Сколько времени и какие передачи должны смотреть дети?

Надо ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребёнку будет неинтересна?

Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа.

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. Например, первоклассники, по результатам исследований, не могут чётко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Только с 11

лет дети начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.        На самом деле нужно обвинять не только телевидение, но и неумение взрослых правильно его использовать в воспитании детей. Современное телевидение имеет большие возможности для развития творческой активности и познавательных возможностей детей.

Специальные передачи для младших школьников помогают не только расширять общий кругозор детей, но и формировать их индивидуальные интересы. Так, дети, увлекающиеся рисованием, могут узнать много интересного о живописи, те, кто любит животных - получить интересные сведения об их поведении и жизни. 

II. Обсуждение результатов анализа ответов детей на предложенные вопросы

Анкета для учеников

Любишь ли ты смотреть телепередачи?       

          Да.                   Нет.

Назови телепередачи, которые нравятся тебе больше всего? Напиши_________________________________________________

Сколько времени ты тратишь на просмотр телепередач?     

        1-2 ч в день.       3-4 ч в день.        Больше.

С кем любишь смотреть телепередачи?    

         С родителями.     С друзьями.        Сам.

Обсуждаешь ли просмотренные тобой телепередачи со взрослыми членами семьи?     

        Да.                      Нет.  

После обсуждения анкет представляю те семьи, чей положительный опыт по этой проблеме стал предметом изучения в подготовке практикума, и предоставляю слово кому-то (папе, маме, дедушке, бабушке).

III. Дискуссия

Далее возможна дискуссия по вопросам анкеты для родителей.

Анкета для родителей

1. Является ли в Вашей семье телевизор? Подчеркните выбранный ответ.

      Да.               Нет.

2. Часто ли Вы смотрите телепередачи?

     Ежедневно.    1-2 ч.       3-4 ч.      Редко.      Не смотрю.  

3. Сколько времени проводите у телевизора в выходные дни?    

    2-3 ч.            4-6 ч.         Когда как.

4. Занимаетесь ли Вы, сидя у телевизора, ещё каким-то делом?      

     Да.               Нет.

5. Обсуждаете ли Вы телепередачи с членами семьи?      

     Да.             Нет.

6. Если да, то с кем? Напишите _________________________________

7. Принято ли в вашей семье смотреть детские телепередачи вместе с детьми?      Да. Нет.

8. Какие из этих передач полезные для вашего ребёнка?

Напишите __________________________________________________      

9. Устраивает ли Вас отношение вашего ребёнка к телевидению?     

Да. Нет. Мне трудно ответить.

IV. Рекомендации родителям:

Для того, чтобы телевидение стало хорошим другом вашего ребёнка, предлагаем придерживаться таких простых педагогических советов:     

1. Не забывайте о гигиенических требованиях при просмотре телепередач

детьми, а именно:

расстояние от экрана до зрителя должно быть не менее 4-5 метров;

освещение комнаты вечером и затемнение днём;

сила звука не должна превышать допустимые нормы;

длительность просмотра телепередач определяется режимом дня и ограниченным временем. Ребёнок должен твердо знать, что такие виды деятельности как: прогулка, игры, выполнение домашних заданий, чтение книг должны выполняться по режиму дня - вовремя и неоспоримо.

2. Внимательно следите за тем, чтобы телевидение не превратилось для ребёнка

в своеобразный наркотик - «телеманию». Для этого необходимо

контролировать и своё собственное отношение к нему. Телевизор не должен

быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным

примером для ребёнка.

3. Помните, что направлять и координировать отношения ребёнка к

телевидению можно только до тех пор, пока у него не сформировалась

привычка проводить всё своё свободное у телевизора, оставляя любое дело

только потому, что что-то новенькое появилось на экране. Поэтому

постарайтесь своевременно заинтересовать ребёнка другими источниками

информации и новыми делами, которые делают его жизнь интересной и

эмоционально богатой.

4. Смотрите телепередачи вместе с ребёнком. Полезно ознакомить его с

основами телеискусства. Объяснить жанр увиденного, его особенности,

обсудить совместно телепередачу.

5. Необходимо понять, что ребёнок, который ежедневно смотрит сцены

насилия, убийств, привыкает к ним и даже может испытывать от таких

эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра.

V. Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на

следующие вопросы.

• Сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора?

• Задаёт ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами

передачу?

• Какие передачи предпочитает?

• Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «Опять уроки вечером

делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.