Сценарий занятия по труду в 6 класе: «Объекты технологической деятельности. Методы проектирования. Виды одежды».
6 КЛАСС
Тема: «Объекты технологической деятельности. Методы проектирования. Виды одежды».
Задачи: научить учащихся создавать новые модели, пользоваться дополнительной литературой; рассказать об объектах технологической деятельности, видах одежды и её назначении, способах копирования графической информации.
Цели:
Ознакомить учащихся с объектами технологической деятельности, сообщить об источниках информации о швейных и вышитых изделиях, виды одежды и её назначения; ознакомить со способами копирования графической информации; научить распознавать и идентифицировать разные виды одежды; создавать новые модели; пользоваться специальной литературой;
Развивать пространственное воображение и аналитические способности во время создания моделей одежды,
Воспитывать усидчивость, творческие способности..
Ожидаемый результат: учащиеся должны определять виды одежды, знать её назначение, знать способы копирования графической информации, уметь создавать новые модели, пользоваться специальной литературой.
Оборудование: специализированные издания (журналы мод, издания по вышивке и шитью изделий), альбомы, образцы готовых изделий, иллюстрации моделей одежды, образцы кальки, копировальной бумаги.
Инструменты
и материалы: лист бумаги (формат А 4), цветные карандаши (или другие инструменты), линейка, лекала (по необходимости).
Основные понятия: виды одежды (повседневный, домашний, рабочий, спортивный, праздничный), способы копирования (с помощью кальки или копировальной бумаги, ксерокопия), метод комбинирования, модели-аналоги.
ТИП УРОКА: комбинированный.
Методы: рассказ учителя, беседа, блиц-опрос, мини-практикум, практическая работа.
СТРУКТУРА УРОКА
I.Организационный момент ……………………………………………………….. 1 мин.
II.Актуализация опорных знаний умений и навыков……………………………... 3 мин.
III.Изучение нового материала …………………………………………………….. 10 мин.
Одежда, её виды и назначение.
Специализированные издания о швейных и вышитых изделий.
Метод комбинирования при создании новых объектов технологической деятельности.
IV.Практическая работа. Создание моделей изделий с использование метода комбинирования…5 мин.
V.Закрепление новых знаний и умений учащихся………………………………... 4 мин.
VI.Итог урока…………………………………………………………………………. 1 мин.
Домашнее задание…………………………………………………………………. 1 мин.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Беседа.
С чего начинается процесс проектирования изделия?
Чем пользуются при выборе объекта проектирования?
Люди какой профессии занимаются созданием эскиза будущего изделия?
Назовите специализированные издания о швейных и вышитых изделиях.
Какую информацию они содержат?
Как её можно использовать?
Какие виды одежды вы знаете? Какое у них назначение?
Изучение нового материала
Одежда, её виды и назначение.
Рассказ учителя.
Учитель даёт классификацию одежды по назначению:
бытовая;
рабочая;
форменная.
К бытовой относится повседневная, домашняя и праздничная одежда.
Рабочая одежда может быть домашней (фартук) и специальной (комбинезон маляра, халат медсестры и т.д.).
Форменная одежда предназначена для представителей определённых профессий – милиционеров, стюардесс, военных, лётчиков, железнодорожников.
Беседа.
Какая разница между праздничной и повседневной одеждой?
Мини-практикум.
Из предложенных учителем иллюстраций одежды выберите:
домашняя одежда;
рабочая;
повседневная;
праздничная.
Специализированные издания о швейных и вышитых изделиях.
Рассказ учителя.
К услугам современных модельеров, а также любителей кроя, шитья и вышивки представлен широкий выбор специализированных изданий. Они прекрасно иллюстрированы и содержат информацию о современных материалах и фурнитурах, направлениях моды, полезных советов по использованию швейных работ.
Журналы мод (например, «Burda», «Botique» и др.) описывают каждую представленную модель одежды (особенности фасона, детали, вид материала, фурнитуру, дополнительные аксессуары), содержат фотографии и выкройки (как правило, на несколько размеров). (Учитель демонстрирует соответствующие издания.)
Представленные в журналах и альбомах выкройки и схемы копируются такими способами:
с помощью кальки;
с помощью копировальной бумаги;
методом ксерокопирования.
(Учитель демонстрирует приёмы использования кальки и копировальной бумаги.)
От чего зависит выбор способа копирования?
Выбор способа копирования зависит от размеров выбранных схем, способа их показа в журнале. Метод ксерокопии даёт возможность получить уменьшенную или увеличенную копию схемы, выкройки.
Метод комбинирования при создании новых объектов технологической деятельности.
Рассказ учителя.
Объект технологической деятельности можно не только копировать, но и создать новый, используя модели–аналоги и метод комбинирования.
В этом случае в моделях-аналогах выбираются лучшие признаки (форма деталей, материалы и др.) и создаётся модель, которая объединяет эти признаки. Не следует забывать о таких показателях качества готового изделия, как функциональность, экономичность, технологичность.
Охарактеризуйте какую-либо модель с учётом этих качеств.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Создание модели изделия с использованием метода комбинирования
Инструменты, материалы, оборудование: лист бумаги
(формат А 4), цветные карандаши, линейка; иллюстрации изделий, журналы мод и другие специализированные издания, образцы готовых изделий.
Методические рекомендации.
Работу можно организовать, объединив учащихся в творческие группы.
Работа заканчивается демонстрацией разработанных эскизов, оценкой их целесообразности и соответствия назначения изделия.
Последовательность исполнения.
Выберите модели-аналоги объекта проектирования.
Рассмотрите их внимательно, выберите лучшие, на ваш взгляд, признаки (форма деталей, виды оформления, материал).
Создайте новую модель, используя эти признаки.
Нарисуйте эскиз модели.
Закрепление новых знаний и умений учащихся
Индивидуальные задания.
Учитель предлагает некоторым учащимся выполнить задания на дидактических карточках.
Блиц-опрос.
Назовите специализированные издания о швейных и вышитых изделиях.
Как называют модели, подобные по назначению и форме?
Какими способами можно скопировать графическую часть информации (схемы, выкройки)?
Определите назначение одежды на предложенных учителем иллюстрациях.
Итоги урока
Учитель поощряет учащихся, которые создали наиболее интересные модели в ходе выполнения практической работы.
Заключительное слово учителя.
Метод комбинирования даёт возможность создавать новые модели, используя определённые признаки моделей-аналогов, а также дополняя новые. При этом можно проявить свои творческие и художественные способности.
Домашнее задание
Подготовить инструменты и материалы для практической работы.
Продумать варианты моделей рабочей одежды.
Подготовить сообщения об истории развития машин, мебели, одежды (на выбор учащихся).
Параграф учебник (повторить).
Юлия Станиславовна