Занятие внеурочной деятельности по математике в 5 классе «Мастерская Арт-объект»

5
3
Материал опубликован 17 July 2017 в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«МАОУ Лицей № 35 г. Челябинска»
 

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по математике в 5 классе в технологии педагогической мастерской

«МАСТЕРСКАЯ АРТ-ОБЪЕКТ»

 

Автор:

Шабалина Лариса Александровна,

учитель математики высшей категории

Челябинск, 2017

Аннотация

Методическая разработка посвящена проблеме развития творческого потенциала обучающихся на занятии внеурочной деятельности по математике в 5 классе на основе использования современной педагогической технологии «Педагогическая мастерская».

Занятие направлено на геометрическую пропедевтику, задачами которой являются:

развитие пространственных представлений;

формирование практических умений, связанных с построением объектов из пространственных фигур;

формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.

В технологической карте отражены все этапы построения мастерской, в каждом этапе прописаны формируемые УУД, прилагается презентация, используемая в ходе занятия.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «МАСТЕРСКАЯ АРТ-ОБЪЕКТ».

Тип занятия: открытие новых знаний.

Вид занятия: творческая мастерская.

Методы обучения: беседа и практическая работа.

Цель:

Формирование представления обучающихся о геометрических телах, изучение вопроса о сочетании геометрических тел в архитектурной композиции «арт-объект».

Задачи:

Предметные результаты:

изучить разнообразие простейших геометрических тел и закрепить начальные сведения о них (виды и названия) в практической деятельности;

создать условия для практического осмысления построения архитектурной композиции «арт-объект» как сочетания простейших геометрических тел (обнаружить и рассмотреть наиболее известные геометрические тела в создании и построении арт-объектов).

Метапредметные результаты:

регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать по­следовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения дей­ствия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вно­сить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); проводить исследования и делать выводы, сравнивать;

коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничать в группе, уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач; строить понятные для партнера высказывания; высказывать своё мнение, вести дискуссию, излагать аргументировано собственную позицию.

Личностные результаты: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание, трудолюбие, самостоятельность, видеть красоту геометрических тел, осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: проектор, презентация, справочный материал с видами геометрических тел, модели геометрических тел, двусторонний скотч.

Технологический этап

урока.

Время.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Формируемые УУД

I. ИНДУКТОР

ЦЕЛЬ:

погружение в познавательный процесс.

5

С недавних пор улицы нашего города начали украшать яркими и необычными объектами искусства архитектурного дизайна - АРТ-ОБЪЕКТАМИ. Данные композиции являются яркими пятнами уличной архитектуры, которые вызывают желание поразмышлять и порадоваться за свой город, что он становится таким красивым. На самом деле Челябинск изобилует оригинальными арт-объектами.

Ребята, а попробуйте угадать некоторые из них!

Чем необычны эти скульптуры?

Правильно. В них заложены объемные фигуры. Такие объёмные фигуры называются геометрическими телами.

С какими геометрическими телами вы уже знакомы?

На самом деле, ребята, мир геометрических тел разнообразен и очень интересен. Хотите с ним подружиться?

Замечательно! Ну а для этого сегодня мы должны:

Изучить…

Выяснить…

Сравнить …

Познакомиться …

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой и условия для формирования внутренней потреб­ности учеников во включении в учеб­ную деятельность.

Взаимное приветствие, учащиеся настраиваются на работу.

Слайд 2

Слайд 3-6

Дают название угаданному арт-объекту и вспоминают его местоположение в городе.

Слайд 7

Отвечают на вопросы.

- Они состоят из геометрических объемных фигур.

- Куб, прямоугольный параллелепипед.

- Да!

Слайд 8

- Изучить разнообразие геометрических тел.

- Выяснить какие бывают геометрические тела.

- Сравнить формы геометрических тел.

- Познакомиться с названиями геометрических тел.

Познавательные результаты:

поиск необходимой информации, анализ объектов для выделения свойств.

Коммуникативные результаты:

давать своё объяснение теме урока.

Регулятивные результаты: организация своей учебной деятельности.

Личностные результаты:

формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

II. САМОКОНСТРУКЦИЯ ЦЕЛЬ:

постановка вопросов, формулировка целей урока, оценке ситуации; выдвижению учащимися индивидуальных гипотез

3

Какой геометрической особенностью обладает скульптура «Бронзовый верблюд»? Кто поделится мыслями?

Совершенно верно.

Скульптура представляет собой композицию (группу) различных геометрических тел. Да и всё, что нас окружает, можно увидеть как соотношение основных геометрических тел. И мы сегодня попробуем обнаружить и рассмотреть …

Формирует стремление найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения.

Работа фронтально.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Слайд 9

- Она состоит из геометрических тел.

Слайд 10

- наиболее известные геометрические тела в создании и построении арт-объектов.

Регулятивные результаты: ориентироваться в сво­ей системе знаний; определять и формулировать цель на уроке; проговаривать предполагаемые действия на уроке.

Коммуникативные результаты:

уметь слушать и пони­мать речь других, оформлять мысли в устной форме, обосновывать свои ответы.

Познавательные результаты:

различать объёмные геометрические фигуры.

Личностные результаты:

развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям; способствовать проявлению познавательной инициативы; высказывать оценочные суждения.

III. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

ЦЕЛЬ:

расширение источника опыта, идей за счет увеличения числа участников, размышляющих над проблемой.

7

На слайде представлены геометрические тела, входящие в конструкцию арт-объекта «Бронзовый верблюд».

Определите, какие геометрические тела являются основой для создания данного арт-объекта?

Используйте справочную литературу.

Попрошу Вас поделиться своими мыслями.

Организует работу в парах для сопоставления знаний и их коррекции с учетом полученной в процессе взаимодействия информации.

Работа в парах.

Слайд 11

Обдумывая и обсуждая в парах, используют справочную литературу с видами геометрических тел.

Выходят к доске и дают название геометрическим телам, входящим в конструкцию арт-объекта «Бронзовый верблюд».

Коммуникативные результаты:

умение слушать и понимать мнения и взгляды других, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции.

Регулятивные результаты:

оценивать правильность выполнения задания;

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные результаты:

различать объёмные геометрические тела; развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные результаты:

развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям; способствовать проявлению познавательной инициативы; высказывать оценочные суждения.

IV. СОЦИОЛИЗАЦИЯ

ЦЕЛЬ:

обеспечение интеграции идей при оформлении общего проекта, разработки модели, совместной корректировки гипотезы.

10

Предлагаю выполнить творческое задание:

Попробуйте построить из предложенных вам геометрических тел новый арт-объект Челябинска. При построении подумайте над вопросами для его презентации:

название арт-объекта,

что символизирует арт-объект,

какие геометрические тела использованы для его конструирования.

В работе используйте двусторонний скотч.

Организует творческую работу в группах для обдумывания, обсуждения и создания идейного проекта с целью обогащения и коррекции знаний в процессе совместного творчества.

Работа в группах с моделями геометрических тел.

Слайд 12

Создают свой арт-объект, обдумывая и обсуждая в группах.

Коммуникативные результаты:

создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; создать условия для совместного решения учебной задачи; способствовать осуществлению взаимодействия ребенка в группе: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.

Регулятивные результаты:

оценивать правильность выполнения задания;

удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Личностные результаты:

развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям; способствовать проявлению познавательной инициативы; высказывать оценочные суждения.

V. АФИШИРОВАНИЕ

ЦЕЛЬ:

общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, в группе; рассмотрение различных гипотез и точек зрения.

7

Итак, давайте познакомимся с новыми арт-объектами нашего города. Попрошу группы представить свой арт-объект по описанию:

- название,

- что символизирует арт-объект,

- какие геометрические тела использованы для его конструирования.

Спасибо, ваши работы оказались необычными и интересными!

Какую роль играют геометрические тела в жизни?

Стоит внимательно присмотреться, и мы сразу обнаружим вокруг нас всевозможные геометрические тела. Оказывается, их очень много, просто раньше мы их не замечали.

В каких профессиях потребуются знания о геометрических телах?

Организует «презентацию» различных точек зрения на проблему в форме проектов с целью обеспечения признания полученных результатов, взаимообогащения и формирования творческого коллективного опыта.

Слайд 13

Представляют результаты. Задают друг другу вопросы.

Отвечают на вопросы.

- все окружающие нас объекты представляют собой комбинацию простейших геометрических тел.

Архитектор, инженер – конструктор и др.

Коммуникативные результаты:

умение слушать и понимать мнения и взгляды других, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции.

Регулятивные результаты:

оценивать правильность выполнения задания;

удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Личностные результаты:

способствовать проявлению познавательной инициативы; высказывать оценочные суждения.

VI. РАЗРЫВ

ЦЕЛЬ:

формирование внутреннего осознания участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

5

Посмотрите на слайд. А возможно ли создать такой арт-объект?

Мы выделили несколько невозможных объектов. Попробуйте объяснить эту невозможность.

Совершенно верно. Мы видим противоречивые соединения элементов фигуры, оптическую иллюзию.

Чтобы понять, почему невозможно создать в реальном мире такие арт-объекты, нам необходимо не только знать форму и названия геометрических тел, но и изучить их свойства в пространстве. А этим мы займемся далее на уроках геометрии в старших классах.

Создаёт возникновение у обучающегося внутреннего противоречия, эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями, что побуждает обучающегося к потребности в дополнительной информации, сверке с авторитетными источниками, поиску доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания.

Слайд 14

Осознают возникшие противоречия. Обдумывают и отвечают на вопрос.

- Такой арт-объект невозможен (возможен)!

Слайд 15

- противоречивые соединения элементов фигуры, оптическая иллюзия.

Познавательные результаты:

решать математическую задачу в нестандартной ситуации

Коммуникативные результаты:

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные результаты:

осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Личностные результаты:

развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям; способствовать проявлению познавательной инициативы; высказывать оценочные суждения.

VII. РЕФЛЕКСИЯ

ЦЕЛЬ:

осознание субъектом своей деятельности, переживаемой в мыслях и (или) чувствах.

3

Подведем итоги.

Предлагаю на выбор одно из неоконченных предложений. Продолжите его, пожалуйста:

Работая в мастерской, я сегодня узнал…

Меня удивило…

Было интересно…

У меня получилось…

Было трудно …

Я научился …

Теперь я могу…

Создаёт условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым.

Слайд 16

Осуществляют рефлексию

Регулятивные результаты:

адекватно оценивать свои достижения.

Личностные результаты:

формировать умение выполнять самооценку.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы увидеть презентацию.

12 August 2017

Презентация загружена в Мои публикации.

13 August 2017

Спасибо, Лариса Александровна!

13 August 2017

Ответ #38353 был удален 13 August 2017


Похожие публикации