Занятие внеурочной деятельности по математике в 5 классе «Мастерская Арт-объект»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«МАОУ Лицей № 35 г. Челябинска»
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по математике в 5 классе в технологии педагогической мастерской
«МАСТЕРСКАЯ АРТ-ОБЪЕКТ»
Автор:
Шабалина Лариса Александровна,
учитель математики высшей категории
Челябинск, 2017
Аннотация
Методическая разработка посвящена проблеме развития творческого потенциала обучающихся на занятии внеурочной деятельности по математике в 5 классе на основе использования современной педагогической технологии «Педагогическая мастерская».
Занятие направлено на геометрическую пропедевтику, задачами которой являются:
развитие пространственных представлений;
формирование практических умений, связанных с построением объектов из пространственных фигур;
формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.
В технологической карте отражены все этапы построения мастерской, в каждом этапе прописаны формируемые УУД, прилагается презентация, используемая в ходе занятия.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «МАСТЕРСКАЯ АРТ-ОБЪЕКТ».
Тип занятия: открытие новых знаний.
Вид занятия: творческая мастерская.
Методы обучения: беседа и практическая работа.
Цель:
Формирование представления обучающихся о геометрических телах, изучение вопроса о сочетании геометрических тел в архитектурной композиции «арт-объект».
Задачи:
Предметные результаты:
изучить разнообразие простейших геометрических тел и закрепить начальные сведения о них (виды и названия) в практической деятельности;
создать условия для практического осмысления построения архитектурной композиции «арт-объект» как сочетания простейших геометрических тел (обнаружить и рассмотреть наиболее известные геометрические тела в создании и построении арт-объектов).
Метапредметные результаты:
регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); проводить исследования и делать выводы, сравнивать;
коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничать в группе, уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач; строить понятные для партнера высказывания; высказывать своё мнение, вести дискуссию, излагать аргументировано собственную позицию.
Личностные результаты: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание, трудолюбие, самостоятельность, видеть красоту геометрических тел, осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: проектор, презентация, справочный материал с видами геометрических тел, модели геометрических тел, двусторонний скотч.
Технологический этап урока. |
Время. |
Содержание учебного процесса |
Деятельность учителя. |
Деятельность учеников. |
Формируемые УУД |
I. ИНДУКТОР ЦЕЛЬ: погружение в познавательный процесс. |
5 |
С недавних пор улицы нашего города начали украшать яркими и необычными объектами искусства архитектурного дизайна - АРТ-ОБЪЕКТАМИ. Данные композиции являются яркими пятнами уличной архитектуры, которые вызывают желание поразмышлять и порадоваться за свой город, что он становится таким красивым. На самом деле Челябинск изобилует оригинальными арт-объектами. Ребята, а попробуйте угадать некоторые из них! Чем необычны эти скульптуры? Правильно. В них заложены объемные фигуры. Такие объёмные фигуры называются геометрическими телами. С какими геометрическими телами вы уже знакомы? На самом деле, ребята, мир геометрических тел разнообразен и очень интересен. Хотите с ним подружиться? Замечательно! Ну а для этого сегодня мы должны: Изучить… Выяснить… Сравнить … Познакомиться … |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой и условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. |
Взаимное приветствие, учащиеся настраиваются на работу. Слайд 2 Слайд 3-6 Дают название угаданному арт-объекту и вспоминают его местоположение в городе. Слайд 7 Отвечают на вопросы. - Они состоят из геометрических объемных фигур. - Куб, прямоугольный параллелепипед. - Да! Слайд 8 - Изучить разнообразие геометрических тел. - Выяснить какие бывают геометрические тела. - Сравнить формы геометрических тел. - Познакомиться с названиями геометрических тел. |
Познавательные результаты: поиск необходимой информации, анализ объектов для выделения свойств. Коммуникативные результаты: давать своё объяснение теме урока. Регулятивные результаты: организация своей учебной деятельности. Личностные результаты: формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. |
II. САМОКОНСТРУКЦИЯ ЦЕЛЬ: постановка вопросов, формулировка целей урока, оценке ситуации; выдвижению учащимися индивидуальных гипотез |
3 |
Какой геометрической особенностью обладает скульптура «Бронзовый верблюд»? Кто поделится мыслями? Совершенно верно. Скульптура представляет собой композицию (группу) различных геометрических тел. Да и всё, что нас окружает, можно увидеть как соотношение основных геометрических тел. И мы сегодня попробуем обнаружить и рассмотреть … |
Формирует стремление найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. |
Работа фронтально. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Слайд 9 - Она состоит из геометрических тел. Слайд 10 - наиболее известные геометрические тела в создании и построении арт-объектов. |
Регулятивные результаты: ориентироваться в своей системе знаний; определять и формулировать цель на уроке; проговаривать предполагаемые действия на уроке. Коммуникативные результаты: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме, обосновывать свои ответы. Познавательные результаты: различать объёмные геометрические фигуры. Личностные результаты: развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям; способствовать проявлению познавательной инициативы; высказывать оценочные суждения. |
III. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ ЦЕЛЬ: расширение источника опыта, идей за счет увеличения числа участников, размышляющих над проблемой. |
7 |
На слайде представлены геометрические тела, входящие в конструкцию арт-объекта «Бронзовый верблюд». Определите, какие геометрические тела являются основой для создания данного арт-объекта? Используйте справочную литературу. Попрошу Вас поделиться своими мыслями. |
Организует работу в парах для сопоставления знаний и их коррекции с учетом полученной в процессе взаимодействия информации. |
Работа в парах. Слайд 11 Обдумывая и обсуждая в парах, используют справочную литературу с видами геометрических тел. Выходят к доске и дают название геометрическим телам, входящим в конструкцию арт-объекта «Бронзовый верблюд». |
Коммуникативные результаты: умение слушать и понимать мнения и взгляды других, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции. Регулятивные результаты: оценивать правильность выполнения задания; удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные результаты: различать объёмные геометрические тела; развивать умение ориентироваться в своей системе знаний. Личностные результаты: развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям; способствовать проявлению познавательной инициативы; высказывать оценочные суждения. |
IV. СОЦИОЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЬ: обеспечение интеграции идей при оформлении общего проекта, разработки модели, совместной корректировки гипотезы. |
10 |
Предлагаю выполнить творческое задание: Попробуйте построить из предложенных вам геометрических тел новый арт-объект Челябинска. При построении подумайте над вопросами для его презентации: • название арт-объекта, • что символизирует арт-объект, • какие геометрические тела использованы для его конструирования. В работе используйте двусторонний скотч. |
Организует творческую работу в группах для обдумывания, обсуждения и создания идейного проекта с целью обогащения и коррекции знаний в процессе совместного творчества. |
Работа в группах с моделями геометрических тел. Слайд 12 Создают свой арт-объект, обдумывая и обсуждая в группах. |
Коммуникативные результаты: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; создать условия для совместного решения учебной задачи; способствовать осуществлению взаимодействия ребенка в группе: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы. Регулятивные результаты: оценивать правильность выполнения задания; удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Личностные результаты: развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям; способствовать проявлению познавательной инициативы; высказывать оценочные суждения. |
V. АФИШИРОВАНИЕ ЦЕЛЬ: общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, в группе; рассмотрение различных гипотез и точек зрения. |
7 |
Итак, давайте познакомимся с новыми арт-объектами нашего города. Попрошу группы представить свой арт-объект по описанию: - название, - что символизирует арт-объект, - какие геометрические тела использованы для его конструирования. Спасибо, ваши работы оказались необычными и интересными! Какую роль играют геометрические тела в жизни? Стоит внимательно присмотреться, и мы сразу обнаружим вокруг нас всевозможные геометрические тела. Оказывается, их очень много, просто раньше мы их не замечали. В каких профессиях потребуются знания о геометрических телах? |
Организует «презентацию» различных точек зрения на проблему в форме проектов с целью обеспечения признания полученных результатов, взаимообогащения и формирования творческого коллективного опыта. |
Слайд 13 Представляют результаты. Задают друг другу вопросы. Отвечают на вопросы. - все окружающие нас объекты представляют собой комбинацию простейших геометрических тел. Архитектор, инженер – конструктор и др. |
Коммуникативные результаты: умение слушать и понимать мнения и взгляды других, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции. Регулятивные результаты: оценивать правильность выполнения задания; удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Личностные результаты: способствовать проявлению познавательной инициативы; высказывать оценочные суждения. |
VI. РАЗРЫВ ЦЕЛЬ: формирование внутреннего осознания участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. |
5 |
Посмотрите на слайд. А возможно ли создать такой арт-объект? Мы выделили несколько невозможных объектов. Попробуйте объяснить эту невозможность. Совершенно верно. Мы видим противоречивые соединения элементов фигуры, оптическую иллюзию. Чтобы понять, почему невозможно создать в реальном мире такие арт-объекты, нам необходимо не только знать форму и названия геометрических тел, но и изучить их свойства в пространстве. А этим мы займемся далее на уроках геометрии в старших классах. |
Создаёт возникновение у обучающегося внутреннего противоречия, эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями, что побуждает обучающегося к потребности в дополнительной информации, сверке с авторитетными источниками, поиску доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания. |
Слайд 14 Осознают возникшие противоречия. Обдумывают и отвечают на вопрос. - Такой арт-объект невозможен (возможен)! Слайд 15 - противоречивые соединения элементов фигуры, оптическая иллюзия. |
Познавательные результаты: решать математическую задачу в нестандартной ситуации Коммуникативные результаты: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные результаты: осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Личностные результаты: развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям; способствовать проявлению познавательной инициативы; высказывать оценочные суждения. |
VII. РЕФЛЕКСИЯ ЦЕЛЬ: осознание субъектом своей деятельности, переживаемой в мыслях и (или) чувствах. |
3 |
Подведем итоги. Предлагаю на выбор одно из неоконченных предложений. Продолжите его, пожалуйста: Работая в мастерской, я сегодня узнал… Меня удивило… Было интересно… У меня получилось… Было трудно … Я научился … Теперь я могу… |
Создаёт условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым. |
Слайд 16 Осуществляют рефлексию |
Регулятивные результаты: адекватно оценивать свои достижения. Личностные результаты: формировать умение выполнять самооценку. |
Бондаренко Марина Владимировна
Шабалина Лариса Александровна
Бондаренко Марина Владимировна