Тема: А.И.Куприн «Синяя звезда»
Тема: А.И.Куприн «Синяя звезда»
Цель: уметь анализировать литературное произведение А. И. Куприна «Синяя звезда» (выделять главных героев, давать им характеристики, выразительно читать, понимать смысл произведения), раскрыть понятие внутренней красоты человека.
Задача : формирование читательской грамотности:
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;•по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
подвести учащихся к этическому выводу: судить человека не по внешнему виду, по душевным качествам.
Планируемые результаты:
Предметные знания, предметные действия: владеть умениями находить ответы на вопросы в тексте; определять авторскую точку зрения.
УУД
Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; давать оценку результатам своей работы.
Познавательные: сравнивать, осуществлять анализ, самостоятельно делать выводы, отвечать на вопросы, находить необходимую информацию в тексте.
Коммуникативные: умение работать в группе; умение договариваться, находить общее решение; уважать мнение собеседника; участвовать в диалоге на уроке.
Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, раздаточный материал ( карточки), иллюстрации к произведению.
Ход урока
1.Организационный момент
СЛАЙД (музыка)
-Здравствуйте, ребята! Я приглашаю Вас в чудесную страну Эрнотерру !
А нашим помощником на уроке будет предмет, который был под запретом в этой стране и он лежит в конверте на вашей парте.
И сияет и блестит
Никому оно не льстит.
А любому правду скажет
Все как есть всегда покажет.
- О каком предмете идет речь? Именно зеркало сегодня будет главным помощником на нашем уроке!
-Прямо сейчас оно поможет определить, что нам не обходимо на уроке.
(дети достают зеркала и смотрятся в них)
-Чтобы учиться видеть, наблюдать, замечать важные моменты, у нас есть? (глаза)
- Чтобы учиться слушать и слышать других, нам нужны? (уши)
-Чтобы учиться грамотно, высказывать свои мысли, нам даны? (уста)
- Правильно, сегодня мы будем смотреть, и наблюдать, слышать и слушать, высказывать свое мнение.
- Но наше зеркало непростое, а «волшебное» и в конце урока оно поможет нам увидеть нечто другое….
( на доске появляется зеркало) открываю зеркало
2. Определение цели и темы урока.
- Как вы думаете, для чего человеку нужно зеркало? (смотреться, любоваться….)
-Для чего вы мы это делаем? (чтобы увидеть красоту……)
-КРАСОТА, какое удивительное слово
- Как вы понимаете это слово?
-Давайте прочтем в рабочих тетрадях , как понимают и объясняют значение этого слова авторы различных толковых словарей .
1вариант - Ожегов
2вариант - Даль
А вот слова предположение о красоте Николая Заболоцкого из стихотворения «Некрасивая девочка».
«Что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Демонстрация вазы.
-А какой красоте идёт речь в этом стихотворении?
-А можно ли ее увидеть в зеркале?
-Но зато при помощи зеркала мы с вами увидим названия произведения, в котором очень хорошо показана внутренняя красота человека.
Работа в рабочих листах.
(дети читают при помощи зеркала название произведения и автора)
-Вы хорошо знакомы с этим произведением? А хорошо ли вы знакомы с биографией автора этого произведения, с жанром? Для этого выполните задание в рабочем листе.
Используем прием «Выбор».(рабочие листы)
Соотнесите название с правильным определением.
СЛАЙД
(проверка) оцените правильность выполнения своей работы
3. Проверка домашнего задания .
В течении 2 уроков вы знакомились с этим произведением и сейчас мы составим тезисный план этого произведения, который нам поможет обобщить прочитанное.
Ребята, сколько частей в легенде?(6), значит и в нашем плане будет 6 частей.
Какова главная мысль 1 части?2,3,4,5,6?
СЛАЙД
Часть 1. Открытие страны Эрнотерры Великим Эрном I
Часть 2. Рождение принцессы Эрны, поразительно похожей на Эрна Великого.
Часть 3. Отражение Эрны в осколке зеркала из забытой шкатулки кормилицы.
Часть 4. Спасение чужестранца.
Часть 5. Женитьба наследника короля Франции Шарля на правнучке Великого мудрого Эрна I принцессе Эрне.
Часть 6. Разгадка таинственной фразы Эрна Великого.
Итак, мы составили тезисный план. Назовите героев произведения. А кто главная героиня произведения?
А какой ее считали жители Эрнетерры? (некрасивой) Но, что они видели в ней?
-Какую цель мы перед собой поставим на уроке?
(увидеть раскрытие внутренней красоты человека в произведении А.И.Куприна «Синяя звезда»)
СЛАЙД( на слайде появляется А.И.Куприн «Синяя звезда» легенда)
4. Работа с произведением
В работе с произведением я буду обращаться к словам одноименной баллады.
Скажите, братья, кто же,
Храбр сердцем, чист душой,
Чудесный град построил
С высокою стеной?
Кто племена ремёслам,
Наукам обучил,
Кто дикарей наивных
Всем сердцем полюбил?
- О ком идёт речь?
-Кого в сказке «Синяя звезда» называли Великим?
СЛАЙД ( на слайде в зеркале портрет Эрна Великого)
- Прочтите строки из произведения, где говорится о том, чему Эрн Великий обучил свой народ. (стр.36)
(Это он, мудрый Эрн, научил жителей Эрнотерры хлебопашеству, огородничеству и обработке железной руды Он открыл им письменность и искусства.)
- Какую страну создал этот мудрый король? (Стр.40) СЛАЙД
(И вот под отеческой, мудрой и доброй властью короля Эрна…)
- Что было предметом постоянного огорчения жителей Эрнотерры. стр.41
(И надо сказать, что…)
-Чем всегда гордились эрнотерраны? стр. 42
(А между тем эрнотерраны всегда гордились своей…)
- Какими главными качествами вы бы смогли охарактеризовать короля Эрна?
(зеркало- «мудрость», «справедливость»)
СЛАЙД ( на слайде 23 - 13)
- С какими героями этой легенды связаны эти числа?
-Что случилось в семье короля Эрна 23?
Увы, случилось горе у царственной четы.
Мать, разглядев дочурку,
Рождённую вчера,
Печально приказала: «Убрать все зеркала!»
«Моя принцесса, Эрна, - Сказала нежно мать,
-Ты про своё уродство
Не будешь, дочка, знать.
Как ты, дитя, похожа
На первого царя!
То воля бога…
Что же,
Всё ж я люблю тебя».
СЛАЙД
- Какие слова произнесла мать Эрны, увидев свою дочку? (- Ах, боже мой, какая дурнушка! - И залилась слезами. Но, впрочем только на минутку. А потом, протянувши руки сказала:
- Нет, нет, дайте мне поскорее мою крошку, я буду любить ее вдвое за то, что она бедная так некрасива).
- Почему королева-мать решила, что будет любить свою некрасивую дочь вдвое больше?
-В нашем зеркале мы не можем увидеть образ Эрны 13.
-Почему?
СЛАЙД
Почему люди всегда будут спорить о красоте? Потому что каждый народ представляет её по-своему. Что для одних – ангельская внешность, для других – уродство. Представление о красоте разных народов во все времена сильно отличается.
СЛАЙД
Принцесса подрастала
И странный взгляд подруг
Нередко замечала,
Вставая с ними в круг.
Танцуя в хороводе,
Смеялась, веселясь,
С простыми горожанами
Пускалась лихо в пляс.
Все дамы обожали
Её за нрав простой,
От бед остерегали и берегли покой.
Навечно можно ль было
Укрыть такой секрет?
И время наступило
Пролить на тайну свет.
- За что народ любил свою принцессу?
- Замечали ли люди страны её некрасивую внешность?
- Что отвечали Эрне её сверстницы, когда она спрашивала о том, красива ли она?
(- Скажите мне, дорогие подруги, красива я или нет? И так как в Эрнотерре никто не лгал, то придворные девицы отвечали ей чистосердечно:
- Вас нельзя назвать красавицей, но бесспорно вы милее, умнее и добрее всех девушек и дам на свете).
5. Физкультминутка-музыка,движения!
- Как Эрна узнала о том, что некрасива?
-Несмотря на ее внешние данные, она отличалась своими положительными качествами, и народ любил ее.
- За, что народ любил Эрну 13, вы запишите в рабочих листах
6. Работа в рабочих листах
Используем прием «Ассоциативный куст» характеристика Эрны 13)
1 ученик работает у доски.
Запиши внутренние качества Эрны, за которые полюбил ее народ страны Эрнотерры.
(проверка)
( дети перечисляют качества….милосердие)
Словарная работа со словом кротость- спокойствие, покорность
-Именно эти качества и подтверждает наше зеркало.
СЛАЙД (зеркало- «доброта», «милосердие», «кротость»…. СМЕЛОСТЬ!)
-Какой поступок Эрны доказывает эти качества? (помощь принцу Шарлю)
7. Прослушивание. СЛАЙД
- Давайте послушаем, как это произошло.
(слушают аудиозапись)
(Она звонко крикнула ему…………как быть?)
- Как поступила Эрна, расскажите.
(рассказ детьми)
СЛАЙД
(аудиозапись…..Кто ты, о волшебное существо…одна из прекрасных богинь.)
Как только чужестранец
Открыл свои глаза,
Сказал, на Эрну глядя:
«Ты Синяя Звезда!»
- Вспомним, почему Шарль назвал Эрну Синей звездой?
-Какое предсказание вспомнил он, увидев Эрну?
- Выполните задание №3 в рабочем листе
8. Работа в листах – используем прием «Шерлок Холмс».
Впиши пропущенные слова
«…и в диких горах на северо-востоке увидишь сначала ________________ , потом же ______________________; она тебе будет ______________ всю жизнь.»
(проверка)
СЛАЙД
- Что общего между Эрной и чужеземцем?
- Каким вы представляете принца Шарля?
СЛАЙД (зеркало- «щедрость», «честность»….)
Был некрасив тот рыцарь,
Но Эрна влюблена
И с Шарлем-чужеземцем
Венчается она.
И Эрну муж увозит
В далёкую страну.
Там Эрну воспевают
И в песнях, и в стихах,
Богинею считают
И носят на руках…..
К финалу песнь подходит
Про Синюю Звезду
Легенду эту видим
Сейчас мы на яву……
9. Работа в малых группах( в парах)
(Каждой группе раздается иллюстрация к произведению. Детям надо будет найти в тексте отрывок к иллюстрации и прочитать его.
3 учащихся от каждого ряда посоветуйтесь и выстроите правильную последовательность сюжета.
- Какой фразой закончилась легенда? (все мужчины моей страны……)
- О чём гласила надпись, вырезанная Эрном на стене охотничьей комнаты?
(появляется в зеркале "Мужчины моей страны умны, верны и трудолюбивы: женщины - честны, добры и понятливы. Но - прости им Бог - и те и другие безобразны ")
-Что хотел сказать Эрн этой фразой?
(В данной цитате скрыта основная мысль текста. На первом месте должны стоять добродетели ума и сердца, а не внешние атрибуты. Эрн противопоставил ум, верность, доброту, честность - красоте, чтобы наглядно показать, что реальные достоинства перевешивают сомнительный недостаток. Прекрасен тот, чьи качества ценятся всеми и всегда, а не обладатель модной обертки.)
10. Литературный диктант( В тетради)
1.Кто написал сказку «Синяя звезда»?
2. Как звали первого короля нового государства?
3. Как назвали свою страну жители? Почему?
4. Чему научил король эрнотерранов?
5. Сколько лет прошло с правления Эрна І до ХХІІІ ?
6. Какие предметы сохранились от Эрна І?
7. Чем отличаются друг от друга Эрн І и Эрн ХХІІІ ?
8. На кого была похожа принцесса Эрна ХІІІ ?
9. Что было уничтожено в королевстве после ее рождения?
10. Сколько лет было принцессе, когда она узнала о своем уродстве?
11. Кем оказался юноша, спасенный Эрной?
12. Почему сказка называется «Синяя звезда»?
11. Рефлексия
-В начале урока мы постарались запомнить свое отражение и ожидали, что в конце урока зеркало поможет нам увидеть нечто другое. Посмотрите, изменилось ваше ОТРАЖЕНИЕ?
-Что еще кроме внешности учило нас видеть «волшебное» зеркало? (КАЧЕСТВА)Т.е. внутреннюю красоту!
СЛАЙД (зеркало - «мудрость», «справедливость»«доброта», «милосердие», «кротость»«щедрость», «честность»)
12. Итог урока
Внутренняя красота проявляется незаметно, её невозможно увидеть невооружённым глазом. Но стоит присмотреться к поступкам, действиям, поведению человека, поговорить с ним, и сразу становится понятным, чем живёт его душа, какую сторону красоты он «обожествляет», чем живёт, что замечает.
Подойдите к доске, посмотрите в зеркало, приглядитесь, всмотритесь в глубь. Что говорит нам зеркало?
Нет, красота – не «сосуд… в котором пустота»,
она – «огонь, мерцающий в сосуде».
Демонстрация вазы.
Возьмите, конверт в нем есть фраза, которая поможет нам подвести итог, используйте зеркало!
Читают фразу.
«Красота – доброта, вот в чём суть!
И считай, что недаром ты
Жизнь свою прожил,
Если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил!»
Поэтому, если вдруг вам захочется сказать что-нибудь неприятное о внешности сверстника, вспомните о сказке легенде - о «Синей звезде» Вспомните и остановитесь».
13. Домашнее задание СЛАЙД
Домашнее задание (сочинение-миниатюра «Какого человека я могу назвать красивым?")
14. Выставление оценок, самооценка и оценивание.
Как вы считаете, урок достиг цели?
- Что помогло прийти к цели?
- Какие выводы вы сделали для себя с урока?
Дайте оценку своей деятельности на уроке
На доске звездочки двух цветов: выбирайте синюю, если урок вам понравился, и вы довольны своей работой, желтую – если урок вас не заинтересовал, вы не удовлетворены своей работой. Наклейте их на зеркальце с обратной стороны и пусть они вам напоминают о важности внутренней красоты человека.
- Я считаю, что урок цели достиг. Вы работали увлечённо. Благодарю вас за урок.
- А наш урок хочу закончить такими словами: «Красота заключается не в том, чтобы иметь красивое лицо, а в том, чтобы иметь красивые мысли, красивое сердце и красивую душу…»
Реликт