Тема: А.И.Куприн «Синяя звезда»

2
1
Материал опубликован 8 May

Тема: А.И.Куприн «Синяя звезда»

Цель: уметь анализировать литературное произведение А. И. Куприна «Синяя звезда» (выделять главных героев, давать им характеристики, выразительно читать, понимать смысл произведения), раскрыть понятие внутренней красоты человека.

Задача : формирование читательской грамотности:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

подвести учащихся к этическому выводу: судить человека не по внешнему виду, по душевным качествам.

Планируемые результаты:

Предметные знания, предметные действия: владеть умениями находить ответы на вопросы в тексте; определять авторскую точку зрения.

УУД

Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; давать оценку результатам своей работы.

Познавательные: сравнивать, осуществлять анализ, самостоятельно делать выводы, отвечать на вопросы, находить необходимую информацию в тексте.

Коммуникативные: умение работать в группе; умение договариваться, находить общее решение; уважать мнение собеседника; участвовать в диалоге на уроке.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.


Оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, раздаточный материал ( карточки), иллюстрации к произведению.




Ход урока

1.Организационный момент

СЛАЙД (музыка)

-Здравствуйте, ребята! Я приглашаю Вас в чудесную страну Эрнотерру !

А нашим помощником на уроке будет предмет, который был под запретом в этой стране и он лежит в конверте на вашей парте.

И сияет и блестит

Никому оно не льстит.

А любому правду скажет

Все как есть всегда покажет.


- О каком предмете идет речь? Именно зеркало сегодня будет главным помощником на нашем уроке!

-Прямо сейчас оно поможет определить, что нам не обходимо на уроке.

(дети достают зеркала и смотрятся в них)

-Чтобы учиться видеть, наблюдать, замечать важные моменты, у нас есть? (глаза)

- Чтобы учиться слушать и слышать других, нам нужны? (уши)

-Чтобы учиться грамотно, высказывать свои мысли, нам даны? (уста)

- Правильно, сегодня мы будем смотреть, и наблюдать, слышать и слушать, высказывать свое мнение.

- Но наше зеркало непростое, а «волшебное» и в конце урока оно поможет нам увидеть нечто другое….


( на доске появляется зеркало) открываю зеркало


2. Определение цели и темы урока.


- Как вы думаете, для чего человеку нужно зеркало? (смотреться, любоваться….)

-Для чего вы мы это делаем? (чтобы увидеть красоту……)

-КРАСОТА, какое удивительное слово

- Как вы понимаете это слово?

-Давайте прочтем в рабочих тетрадях , как понимают и объясняют значение этого слова авторы различных толковых словарей .

1вариант - Ожегов

2вариант - Даль


А вот слова предположение о красоте Николая Заболоцкого из стихотворения «Некрасивая девочка».

«Что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»


Демонстрация вазы.


-А какой красоте идёт речь в этом стихотворении?

-А можно ли ее увидеть в зеркале?

-Но зато при помощи зеркала мы с вами увидим названия произведения, в котором очень хорошо показана внутренняя красота человека.


Работа в рабочих листах.

(дети читают при помощи зеркала название произведения и автора)

t1746711980aa.gif


-Вы хорошо знакомы с этим произведением? А хорошо ли вы знакомы с биографией автора этого произведения, с жанром? Для этого выполните задание в рабочем листе.

Используем прием «Выбор».(рабочие листы)

Соотнесите название с правильным определением.


t1746711980ab.png


СЛАЙД

(проверка) оцените правильность выполнения своей работы


3. Проверка домашнего задания .


В течении 2 уроков вы знакомились с этим произведением и сейчас мы составим тезисный план этого произведения, который нам поможет обобщить прочитанное.


Ребята, сколько частей в легенде?(6), значит и в нашем плане будет 6 частей.


Какова главная мысль 1 части?2,3,4,5,6?

СЛАЙД

Часть 1. Открытие страны Эрнотерры Великим Эрном I

Часть 2. Рождение принцессы Эрны, поразительно похожей на Эрна Великого.

Часть 3. Отражение Эрны в осколке зеркала из забытой шкатулки кормилицы.

Часть 4. Спасение чужестранца.

Часть 5. Женитьба наследника короля Франции Шарля на правнучке Великого мудрого Эрна I принцессе Эрне.

Часть 6. Разгадка таинственной фразы Эрна Великого.


Итак, мы составили тезисный план. Назовите героев произведения. А кто главная героиня произведения?


А какой ее считали жители Эрнетерры? (некрасивой) Но, что они видели в ней?



-Какую цель мы перед собой поставим на уроке?

(увидеть раскрытие внутренней красоты человека в произведении А.И.Куприна «Синяя звезда»)

СЛАЙД( на слайде появляется А.И.Куприн «Синяя звезда» легенда)

4. Работа с произведением

В работе с произведением я буду обращаться к словам одноименной баллады.


Скажите, братья, кто же, 
Храбр сердцем, чист душой, 
Чудесный град построил 
С высокою стеной? 
Кто племена ремёслам, 
Наукам обучил, 
Кто дикарей наивных 
Всем сердцем полюбил? 


- О ком идёт речь?

-Кого в сказке «Синяя звезда» называли Великим? 

СЛАЙД ( на слайде в зеркале портрет Эрна Великого)

- Прочтите строки из произведения, где говорится о том, чему Эрн Великий обучил свой народ. (стр.36)


(Это он, мудрый Эрн, научил жителей Эрнотерры хлебопашеству, огородничеству и обработке железной руды Он открыл им письменность и искусства.)
- Какую страну создал этот мудрый король? (Стр.40) СЛАЙД


(И вот под отеческой, мудрой и доброй властью короля Эрна…)


- Что было предметом постоянного огорчения жителей Эрнотерры. стр.41


(И надо сказать, что…)


-Чем всегда гордились эрнотерраны? стр. 42


(А между тем эрнотерраны всегда гордились своей…) 


- Какими главными качествами вы бы смогли охарактеризовать короля Эрна?
(зеркало- «мудрость», «справедливость»)


СЛАЙД ( на слайде 23 - 13)


- С какими героями этой легенды связаны эти числа?

-Что случилось в семье короля Эрна 23?


Увы, случилось горе у царственной четы. 
Мать, разглядев дочурку,

Рождённую вчера, 
Печально приказала: «Убрать все зеркала!» 
«Моя принцесса, Эрна, - Сказала нежно мать,

-Ты про своё уродство

Не будешь, дочка, знать. 
Как ты, дитя, похожа

На первого царя! 
То воля бога…

Что же,

Всё ж я люблю тебя». 


СЛАЙД

- Какие слова произнесла мать Эрны, увидев свою дочку? (- Ах, боже мой, какая дурнушка! - И залилась слезами. Но, впрочем только на минутку. А потом, протянувши руки сказала:
- Нет, нет, дайте мне поскорее мою крошку, я буду любить ее вдвое за то, что она бедная так некрасива).
- Почему королева-мать решила, что будет любить свою некрасивую дочь вдвое больше?


-В нашем зеркале мы не можем увидеть образ Эрны 13.

-Почему?


СЛАЙД


Почему люди всегда будут спорить о красоте? Потому что каждый народ представляет её по-своему. Что для одних – ангельская внешность, для других – уродство. Представление о красоте разных народов во все времена сильно отличается. 

СЛАЙД

Принцесса подрастала
И странный взгляд подруг
Нередко замечала,
Вставая с ними в круг.
Танцуя в хороводе,
Смеялась, веселясь,
С простыми горожанами
Пускалась лихо в пляс.

Все дамы обожали
Её за нрав простой,
От бед остерегали и берегли покой.
Навечно можно ль было
Укрыть такой секрет?
И время наступило
Пролить на тайну свет.


- За что народ любил свою принцессу?
- Замечали ли люди страны её некрасивую внешность?


- Что отвечали Эрне её сверстницы, когда она спрашивала о том, красива ли она?
(- Скажите мне, дорогие подруги, красива я или нет? И так как в Эрнотерре никто не лгал, то придворные девицы отвечали ей чистосердечно:
- Вас нельзя назвать красавицей, но бесспорно вы милее, умнее и добрее всех девушек и дам на свете).


5. Физкультминутка-музыка,движения!


- Как Эрна узнала о том, что некрасива?

-Несмотря на ее внешние данные, она отличалась своими положительными качествами, и народ любил ее.

- За, что народ любил Эрну 13, вы запишите в рабочих листах


6. Работа в рабочих листах

Используем прием «Ассоциативный куст» характеристика Эрны 13)


1 ученик работает у доски.


Запиши внутренние качества Эрны, за которые полюбил ее народ страны Эрнотерры.

t1746711980ac.gif

(проверка)

( дети перечисляют качества….милосердие)


Словарная работа со словом кротость- спокойствие, покорность


-Именно эти качества и подтверждает наше зеркало.


СЛАЙД (зеркало- «доброта», «милосердие», «кротость»…. СМЕЛОСТЬ!)



-Какой поступок Эрны доказывает эти качества? (помощь принцу Шарлю)


7. Прослушивание. СЛАЙД


- Давайте послушаем, как это произошло.

(слушают аудиозапись)


(Она звонко крикнула ему…………как быть?)


- Как поступила Эрна, расскажите.

(рассказ детьми)


СЛАЙД


(аудиозапись…..Кто ты, о волшебное существо…одна из прекрасных богинь.)


Как только чужестранец 
Открыл свои глаза, 
Сказал, на Эрну глядя: 
«Ты Синяя Звезда!» 


- Вспомним, почему Шарль назвал Эрну Синей звездой?

-Какое предсказание вспомнил он, увидев Эрну?

- Выполните задание №3 в рабочем листе


8. Работа в листах – используем прием «Шерлок Холмс».


Впиши пропущенные слова

«…и в диких горах на северо-востоке увидишь сначала ________________ , потом же ______________________; она тебе будет ______________ всю жизнь.»

(проверка)

СЛАЙД

- Что общего между Эрной и чужеземцем? 
- Каким вы представляете принца Шарля?


СЛАЙД (зеркало- «щедрость», «честность»….)

Был некрасив тот рыцарь, 
Но Эрна влюблена 
И с Шарлем-чужеземцем 
Венчается она. 
И Эрну муж увозит

В далёкую страну.

Там Эрну воспевают 
И в песнях, и в стихах, 
Богинею считают 
И носят на руках….. 
К финалу песнь подходит 
Про Синюю Звезду 
Легенду эту видим

Сейчас мы на яву……


9. Работа в малых группах( в парах)


(Каждой группе раздается иллюстрация к произведению. Детям надо будет найти в тексте отрывок к иллюстрации и прочитать его.

3 учащихся от каждого ряда посоветуйтесь и выстроите правильную последовательность сюжета.


- Какой фразой закончилась легенда? (все мужчины моей страны……)

- О чём гласила надпись, вырезанная Эрном на стене охотничьей комнаты?

(появляется в зеркале "Мужчины моей страны умны, верны и трудолюбивы: женщины - честны, добры и понятливы. Но - прости им Бог - и те и другие безобразны ")


-Что хотел сказать Эрн этой фразой?


(В данной цитате скрыта основная мысль текста. На первом месте должны стоять добродетели ума и сердца, а не внешние атрибуты. Эрн противопоставил ум, верность, доброту, честность - красоте, чтобы наглядно показать, что реальные достоинства перевешивают сомнительный недостаток. Прекрасен тот, чьи качества ценятся всеми и всегда, а не обладатель модной обертки.)



10. Литературный диктант( В тетради)


1.Кто написал сказку «Синяя звезда»?
2. Как звали первого короля нового государства?
3. Как назвали свою страну жители? Почему?
4. Чему научил король эрнотерранов?
5. Сколько лет прошло с правления Эрна І до ХХІІІ ?
6. Какие предметы сохранились от Эрна І?
7. Чем отличаются друг от друга Эрн І и Эрн ХХІІІ ?
8. На кого была похожа принцесса Эрна ХІІІ ?
9. Что было уничтожено в королевстве после ее рождения?
10. Сколько лет было принцессе, когда она узнала о своем уродстве?
11. Кем оказался юноша, спасенный Эрной?
12. Почему сказка называется «Синяя звезда»?



11. Рефлексия

-В начале урока мы постарались запомнить свое отражение и ожидали, что в конце урока зеркало поможет нам увидеть нечто другое. Посмотрите, изменилось ваше ОТРАЖЕНИЕ?

-Что еще кроме внешности учило нас видеть «волшебное» зеркало? (КАЧЕСТВА)Т.е. внутреннюю красоту!


СЛАЙД (зеркало - «мудрость», «справедливость»«доброта», «милосердие», «кротость»«щедрость», «честность»)

12. Итог урока

Внутренняя красота проявляется незаметно, её невозможно увидеть невооружённым глазом. Но стоит присмотреться к поступкам, действиям, поведению человека, поговорить с ним, и сразу становится понятным, чем живёт его душа, какую сторону красоты он «обожествляет», чем живёт, что замечает.


Подойдите к доске, посмотрите в зеркало, приглядитесь, всмотритесь в глубь. Что говорит нам зеркало?


Нет, красота – не «сосуд… в котором пустота»,

она – «огонь, мерцающий в сосуде».


Демонстрация вазы.


Возьмите, конверт в нем есть фраза, которая поможет нам подвести итог, используйте зеркало!


Читают фразу.


«Красота – доброта, вот в чём суть! 
И считай, что недаром ты 
Жизнь свою прожил, 
Если даже чуть-чуть 
Красоту в этом мире умножил!» 


Поэтому, если вдруг вам захочется сказать что-нибудь неприятное о внешности сверстника, вспомните о сказке легенде - о «Синей звезде» Вспомните и остановитесь».

13. Домашнее задание СЛАЙД

Домашнее задание (сочинение-миниатюра «Какого человека я могу назвать красивым?")



14. Выставление оценок, самооценка и оценивание.

Как вы считаете, урок достиг цели?

- Что помогло прийти к цели?

- Какие выводы вы сделали для себя с урока?


Дайте оценку своей деятельности на уроке

На доске звездочки двух цветов: выбирайте синюю, если урок вам понравился, и вы довольны своей работой, желтую – если урок вас не заинтересовал, вы не удовлетворены своей работой. Наклейте их на зеркальце с обратной стороны и пусть они вам напоминают о важности внутренней красоты человека.


- Я считаю, что урок цели достиг. Вы работали увлечённо. Благодарю вас за урок.

- А наш урок хочу закончить такими словами: «Красота заключается не в том, чтобы иметь красивое лицо, а в том, чтобы иметь красивые мысли, красивое сердце и красивую душу…»










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет презентации.

0
9 May