12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Иванченко Валентина Васильевна29
Учитель истории,обществознания,экономики и права.Заместитель директора по УВР
Россия, Забайкальский край, Карымское
Материал размещён в группе «МОУ СОШ № 2 п.Карымское»

ЭССЕ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

МОЯ СИНЯЯ ПТИЦА

Учитель обществознания МАОУ "СОШ № 2 п.Карымское" Забайкальского края Иванченко В.В.

"Если человек найдет Синюю птицу, он будет все знать, все видеть"

Морис Метерлинк

Смотрю на чистый лист. Ему я должна доверить свои сокровенные мысли. Думать проще, чем излагать на бумаге.

Что такое учитель? Для меня - это образ жизни, это - диагноз, если хотите. Учитель - это когда все в твоей жизни подчинено одному – школе! Учитель - это когда твои собственные родители знают по именам всех твоих учеников и привлекаются к решению их проблем, когда руками твоего отца забит каждый гвоздь в твоем кабинете, когда твой ребенок видит тебя в классе чаще, чем дома, когда твои лучшие друзья - это родители твоих чад, когда цветы на окнах твоей квартиры растут для того, чтобы переехать в твой кабинет!

Я часто думаю о том, почему я стала учителем! Почему, когда было трудно, не сбежала, не нашла место теплее и удобнее? А может, потому, что не я выбрала профессию, а профессия выбрала меня! Выбрала давно, едва я сама маленькой девочкой переступила порог школы - моя судьба была решена! Потом много лет спустя, уже учась в институте, я написала в каком- то сочинении, что решила стать учителем еще в первом классе…Мне не поверили, скептики отрицали, что такое возможно. А это так и было! В первом классе (!) я купила книгу, она называлась «Карточки по математике для учеников 1 класса» и по ней учила своего младшего брата. А ему, бедному, было всего три года! Так что - ходить, говорить, читать, писать и считать он учился одновременно! Так и повелось с тех пор, «жертвами» моей педагогической деятельности становятся мои близкие!

Немалую роль в моей учительской судьбе сыграли люди, которые меня окружали - мои учителя. Мне очень повезло с ними! В них я видела образ, которому хотелось соответствовать - сначала, как ученице, а затем, как педагогу. Я и сегодня часто примеряю на себя эти образы и все мне кажется, что еще не «доросла», не достигла, не долетела… И хочется идти вперед и стать достойной своих наставников!

Каждое утро, ступая на порог школы, я иду к детям! Вот уже много лет я вижу в них смысл жизни, я иду к ним не только учить, я иду мечтать вместе с ними, служить им, верить им, любить их и быть объектом их любви. Я смотрю в их глаза, они бывают такие разные, ласковые и сердитые, любопытные и тревожные, грустные и восторженные, а мне так хочется отражаться в них, так хочется им помочь. И втайне надеешься, что через десяток-другой лет, кто-то из них в своей взрослой жизни будет равняться на меня.

Есть такая притча: «Три человека возили в тележках камни. У одного из них спросили:

— Что ты здесь делаешь?

Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:

— Я таскаю камни.

Тот же вопрос задали второму. Он ответил:

— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.

Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:

— Я строю храм!»

Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Я строю будущее для своих детей. От моего настроения, от моего отношения к своей работе зависит не только наш сегодняшний день. Зависит наше с ними завтра. Полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость, только так, иначе - все зря. И никакие знания не помогут, если не помочь ребенку стать ЧЕЛОВЕКОМ, не вложить в его душу щедрость, доброту, любовь к людям. Это совсем не значит, что учитель всегда должен быть веселым клоуном, нет! Но умение нести детям душевную теплоту, даже когда на душе у тебя, что называется «кошки скребут», это и есть, наверное, «высший пилотаж».

Любой урок для меня - главный, завтра будут другие уроки. Главный человек для меня – ученик. Все, что я делаю, я делаю для него. Именно им я измеряю себя. Помните, в детском мультфильме «38 попугаев» Удава измеряли Попугаями и Слоненком. Философ-Удав потом заметил: «А в Попугаях я длиннее!» Так и учителя можно измерить его учениками, их победами, достижениями, просто их человеческим счастьем. И чем больше такого счастья и побед в детях, тем больше у меня права называться Учителем!

В жизни каждого учителя наступает момент, когда приходится отпускать своих птенцов в новую неизвестную жизнь. И ты вдруг понимаешь, что многое им не договорил, не доделал, а времени совсем нет. И перед глазами они встают совсем еще малышами, когда вся их жизнь-праздник, когда самая большая проблема-это невыученный урок и двойка за домашнее задание. А потом они растут, а тебе все кажется, что впереди уйма времени, и еще успею, еще скажу, еще научу их быть ЛЮДЬМИ. Между нами за эти годы бывает всякое: мы радуемся победам друг друга, вместе огорчаемся поражениями, стоим до последнего в спорах. И вот, они уходят! Мечтают о новой жизни, им нужно скорее бежать вперед, а мне хочется сказать им: «Не спешите! Остановитесь, побудьте еще со мной!» Но не повернуть время вспять, и я отпускаю их с легким сердцем и пожеланием счастливого полета! Летите, не оглядывайтесь назад! А если будет трудно, я всегда рядом!

Идут годы, дети взрослеют. А потом, где-нибудь в социальной сети, возле своей фотографии обнаруживаешь надпись «Это моя классная!!!» и понимаешь, что эти три восклицательных знака стоят не просто на странице ВКонтакте, они на твоей судьбе стоят!

А завтра снова на работу! Там ждут меня мои малыши, мои семиклассники, еще маленькие, но уже такие взрослые. Они везде «суют свой нос», помогают и мешают. Ни одно событие в школе не проходит без их участия. Они шумные, энергичные, у них «куча» дел, они обо всем хотят рассказать. Они мчатся по коридору мне навстречу, смеются, спорят, толкаются, жалуются, радуются, как котята! А я ловлю себя на мысли, что у меня сводит зубы от нежности, хочется решить все их вопросы сразу, закрыть их от всего мира, чтобы он их не обидел, не навредил! Они верят мне и верят в меня, в их глазах я - всемогущий волшебник. «Не подведи!», «Не обмани!», «Не разочаруй!» - говорят мне эти глаза. И я готова на все, они придают мне сил, и хочется делать чудеса и удивлять.

Многое, о чём мечталось и думалось, удалось осуществить. Но почему-то в душе нет успокоения: вечный поиск, вечная работа, одним словом, за далью - даль, за вехой - веха… По такому принципу, мне кажется и должен жить человек, если он хочет чего-то добиться. Жить каждый день, каждую минуту, каждый миг. Учительский труд, как и любовь, не знает выходных дней. Вот почему местом моей встречи с учениками является не школа, а сердце. Только отдав детям много лет, познав горький вкус ошибок, почувствовав сладость побед, я поняла философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Педагогу необходимо знать, что вырастет из его птенцов, что он взлелеял в их умах и сердцах! Дети чутки. Их сердце, говоря словами поэта, «тем не убедится, что не от сердца говорится».

Это и есть мой путь, по которому иду, стараясь оставить след в сердцах своих учеников, научить их жить и быть достойными гражданами своей Родины. Это моя жизнь, моё счастье, моя Синяя птица.

Опубликовано в группе «МОУ СОШ № 2 п.Карымское»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.