12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Панченко Надежда Евгеньевна23


Литературное чтение

Тема. И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»

Цель: познакомить с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»;

научить  определять тему и главную мысль произведения, делить текст на смысловые части, составлять его простой план, давать характеристику героев;

развивать выразительное чтение, совершенствовать навык беглого чтения; память, речь;

воспитывать любовь к матери, к родному дому.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя , выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознают цель своего высказывания

Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о Родине; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к своей Родине.

Оборудование: учебник, картинки животных, карточки- пословицы, карточки для дифференцированной работы.


Ход урока

1.Организационный момент

Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга самый верный,

Самый лучший друг.

- Начинаем урок с активного чтения. (5-ти минутка чтения)

- О чем прочитали?

- Чтение без размышления – пустое развлечение.  

Поэтому мы будем слушать, запоминать и , конечно, рассуждать.

А чтобы рассуждать,

Поучимся читать,

Правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Речевая разминка

- Итак, речевая разминка
Скороговорка.

Не хочет косой косить косой,
Говорит: «Коса коса»

- Какие слова одинаковы по звучанию и произношению, но разные по значению? (Одинаковы по произношению слова «косой» и «косой». Одно из них (первое в значении «заяц», а другое – «коса» - инструмент, которым косят траву. Ещё одинаково звучат слова «коса» и «коса». Как называются такие слова? (Омонимы) Первое слово в значении «косая», другое – «инструмент».

-Прочитайте медленно.

-Читайте с удивлением?

- Прочитайте, с укором

-Прочитайте быстро.

2.Проверка домашнего задания

- Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? («Люби живое»).

- С каким рассказом познакомились? Кто его автор? (познакомились с рассказом - воспоминанием М.М. Пришвина «Моя Родина»). С.58

- Давайте вспомним: о каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?

Игра «Доскажи словечко»

- Мать моя вставала... (рано);

- Мать угостила меня... (чаем с молоком);

- Это угощение решило мою жизнь в ...(хорошую) сторону;

- Я начал вставать до... (солнца);

- Потом и в городе я вставал ... (рано);

- После чаю я уходил …(на охоту);

- Моя охота была и тогда и теперь в ... (находках);

- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в этом рассказе? (Потому что это все Родина)

-Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля? Прочитайте его так, чтобы каждый ученик в классе подумал, что Пришвин обратился именно к нему.

- «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные –будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе –вода, птице –воздух, зверю –

лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит, охранять Родину.»

-Какая главная мысль рассказа? Чему он учит?( охранять природу- значит охранять Родину)

3.Постановка темы и цели урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который писал о природе, о жизни животных, о бережном отношении ко всему окружающему нас миру. Это Иван Сергеевич Соколов - Микитов.

4. Изучение нового материала

1.Биография И.С. Соколова – Микитова (портрет)

И.С. Соколов – Микитов – известный русский писатель. Родился Иван Сергеевич в 1892 г. и прожил 83 года в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он провел в деревне. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и некоторое время жить за границей. Но тоска по родине заставила его вернуться назад.

Последние 20 лет жизни писатель жил на берегу Волги. В этих сказочных местах он написал цикл рассказов о родной природе.

2.Знакомство с книгами И. Соколова – Микитова

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! 3.Презентация книг И.Соколова – Микитова

- Как вы думаете, какая тема объединяет все произведения автора? (природа)

- Сегодня мы познакомимся с произведением И.Соколова- Микитова «Листопадничек»

-Какие ассоциации возникли у вас, когда услышали название произведения? Что вы себе представили?( листья падают, осень и т.д)

- Что происходит в животном мире осенью?( залегают в спячку( еж, медведь, барсук); готовя запасы на зиму (белка, бурундук, мыши); не залегают в спячку и не готовят запасы (заяц, волк, лиса).

- У кого из названных животных появляются осенью детеныши? ( у зайца)

- Что вы знаете о зайцах? ( У зайца очень красивые глаза: большие, бархатисто -тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда он бегает, её не поворачивает, и его глаз никто не видит. Бегает он очень быстро и прыгает здорово и не так просто его поймать. У зайца есть два основных способа защиты: маскировка и ноги. Домика нет, спит, где придётся. А малыши у него появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие. Первые - настовички, вторые – травники, и есть ещё третьи. Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья, поэтому их называют….(листопаднички).- Так о ком же мы будем читать сегодня произведение И.Соколова- Микитова?

4. Словарная работа

- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов и словосочетаний


обглоданные – объеденный;

робеть -пугаться, стесняться, бояться;

озябнуть – испытывать чувство холода;

ходко работают - работают быстро;

настланонастелено;

плотина сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;

запрудилиперегородили реку плотиной;

кладовая помещение для хранения товаров, припасов, материалов;

штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;

росома́ха — хищное млекопитающее семейства куньих;

выдра — вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни

глухая речка - небольшая речка, течение тихое, вдали от населённых пунктов, не видна в зарослях;

долговязый журавль высокий, длинноногий;

5.Орфоэпическая словарная работа

Читай правильно


ПОЛАГАЕТСЯ СОБИРАТЬСЯ ПРОЩАЮТСЯ

СКУЧНО ПОЖАЛУЙСТА

Читай внимательно

поставь ударение

ИВОВЫЕ ВЕТКИ КЛАДОВАЯ


Физминутка

У Оленя дом большой

6. Знакомство со сказкой И.Соколова- Микитова «Листопадничек»

- Сейчас мы прочитаем произведение, читать будем частями, переодически делать остановки, вы внимательно послушаете и подумаете:

- Почему автор дал такое название произведению? Можно ли его было назвать иначе?

Первичное чтение учителем 1 части до слов « И убежал тихонько из родного гнезда..»

- Разве замерзают зайцы зимой?

- В какое время года происходят события?

-Как охотники называют зайцев, рожденных осенью?

- Сколько зайчиков родила зайчиха?

- Какая мечта была у маленького зайчонка?

- Чего боялись зайчата?

- Что решил самый маленький зайчонок?

- Почему он решил убежать? (боялся замерзнет)

-Озаглавьте эту часть ( Мечта Листопадничка)

-Запишите на листочке

Чтение хорошо читающими учениками 2 части до слов « А мы пойдем на реку..»

- Кого встретил зайчонок во время путешествия?

-Понравилась ему хатка бобров?

- Почему он там остался?

- Озаглавьте эту часть ( В гостях у бобров)

-Запишите

Жужжащее чтение 3 части до слов «За долгую зиму большого страху натерпелся Листпадничек…» с.65 4 абзац

- Легко ли жилось  Листопадничку  у бобров ?

- Какие обязанности были у него?

- Какого страха натерпелся зайчонок за зиму? ( выдра, лиса, рысь, росомаха)

- Какое желание было у зайчика всю зиму? ( прийти домой)

-Озаглавьте эту часть ( Зимовка у бобров)

- Запишите

Чтение молча 4 части до конца

-Какая беда случилась с зайчонком?(вода прорвала плотину и затопила хатку бобров)

-Как зайчонок выбрался из воды?(бобр посадил на хвост, зайчик не удержался и как пуля выскочил из воды)

-Куда побежал зайчик?

-Приняла его зайчиха?

- О чем рассказал листопадничек своим братьям и сестрам?

- Что стали говорить о нем с тех пор в лесу? ( храбрым и отчаянным)

- Озаглавьте эту часть ( Наконец-то дома)

-Запишите

- Понравилось ли вам произведение?

- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).

- Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)

- Какая эта сказка? (Литературная)

- Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)

1.Путешествие зайчонка.

2.Храбрый зайчик.

3.Дружба зверей.

- Какой фразеологизм использовал автор в конце рассказа, чтобы показать как зайчик очень быстро хотел вернуться домой? (с.66 1 абзац)( со всех ног)

- Только разлука и жизнь в темной хатке бобров позволили зайчонку понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.

- Как вы думаете, какая главная мысль сказки? Чему автор хотел нас научить? (Надо дорожить своим домом, любовью близких. Они главная опора в жизни. На примере маленького непослушного зайчонка автор показывает, как плохо вдали от дома.)


Физминутка

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Выходите из-за парт-

Пришло время отдыхать.

1,2,3,4,5

начал заинька скакать

(прыжки вперёд, назад)

Лапки вверх и лапки вниз

На носочках подтянись.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

(прыжки на месте)

5. Закрепление и систематизация изученного материала

-Назовите героев сказки? (листопадничек, зайчиха, зайчата, бобры)

- Кто главный герой ? (Листопадничек)

Дифференцированная работа (на листочках).

- Сейчас мы будем составлять кластер, задание к которому:

Дать характеристику Листопадничку.

Вам нужно выбрать для себя задание:

Заполните кластер (показ)

Если вы считаете, что справитесь без подсказки, возьмите листочек с зеленым квадратиком

t1645894844aa.gift1645894844aa.gift1645894844aa.gift1645894844aa.gift1645894844aa.gift1645894844aa.gift1645894844aa.gif

ЛИСТОПАДНИЧЕК


t1645894844ab.gift1645894844ab.gif

t1645894844ac.png

t1645894844aa.gif


t1645894844ad.gift1645894844ad.gif

t1645894844ac.png

t1645894844ae.gift1645894844af.gif





Если затрудняетесь выполнить задание ,и вам необходима подсказка, возьмите листик с желтым квадратиком.

1.Мечтает улететь в тёплые края___________________________

2.Убежал из дома, ослушался маму___________________________

3.Задаёт вопросы бобрам___________________________________

4. Помогал нянчить бобрят_________________________________

5. Скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев

________________________________________________________

- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

- любознательный (задаёт вопросы бобрам);

- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

- добрый (помогал нянчить бобрят);

- заботливый (кормит бобрят);

- смелый (научился плавать);

- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).


Листик с красным квадратиком берет тот, кто не знает, как выполнить задание.

Опиши Листопадничка . Каким он был? Правильный ответ подчеркни.

Любознательный, сердитый, любопытный, смелый, легкомысленный, трусливый, решительный, беспокойный, грустный, торопливый, страшный, сварливый, добрый.

Проверка работ

-Русский народ создал много интересных и поучительных пословиц, у вас на партах лежит листочек с пословицами. Прочитайте их и выберите ту, которая подойдет к нашему уроку.

Работа с пословицами

Выберите пословицу, которая подходи т к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

Много спать – дела не знать.

В гостях хорошо, а дома лучше!

Друзья познаются в беде

6. Итог урока

-Наш урок подходит к концу. Что бы вы посоветовали Листопадничку?

-Нет ничего лучше, чем родной дом! Важно дорожить своим домом, любовью своих близких!

7. Рефлексия

У вас два зайчика -белый и серый.

Выберите серого зайца, если вы сегодня недовольны своей работой на уроке.

Белого- если довольны своей работой, были активны.


8. Домашнее задание

С.60-66 чит, переск. по плану

Творческий пересказ от имени Листопадничка.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.