Тема. И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»
Литературное чтение
Тема. И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»
Цель: познакомить с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»;
научить определять тему и главную мысль произведения, делить текст на смысловые части, составлять его простой план, давать характеристику героев;
развивать выразительное чтение, совершенствовать навык беглого чтения; память, речь;
воспитывать любовь к матери, к родному дому.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя , выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознают цель своего высказывания
Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о Родине; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к своей Родине.
Оборудование: учебник, картинки животных, карточки- пословицы, карточки для дифференцированной работы.
Ход урока
1.Организационный момент
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга самый верный,
Самый лучший друг.
- Начинаем урок с активного чтения. (5-ти минутка чтения)
- О чем прочитали?
- Чтение без размышления – пустое развлечение.
Поэтому мы будем слушать, запоминать и , конечно, рассуждать.
А чтобы рассуждать,
Поучимся читать,
Правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Речевая разминка
- Итак, речевая разминка
Скороговорка.
Не хочет косой косить косой,
Говорит: «Коса коса»
- Какие слова одинаковы по звучанию и произношению, но разные по значению? (Одинаковы по произношению слова «косой» и «косой». Одно из них (первое в значении «заяц», а другое – «коса» - инструмент, которым косят траву. Ещё одинаково звучат слова «коса» и «коса». Как называются такие слова? (Омонимы) Первое слово в значении «косая», другое – «инструмент».
-Прочитайте медленно.
-Читайте с удивлением?
- Прочитайте, с укором
-Прочитайте быстро.
2.Проверка домашнего задания
- Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? («Люби живое»).
- С каким рассказом познакомились? Кто его автор? (познакомились с рассказом - воспоминанием М.М. Пришвина «Моя Родина»). С.58
- Давайте вспомним: о каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
Игра «Доскажи словечко»
- Мать моя вставала... (рано);
- Мать угостила меня... (чаем с молоком);
- Это угощение решило мою жизнь в ...(хорошую) сторону;
- Я начал вставать до... (солнца);
- Потом и в городе я вставал ... (рано);
- После чаю я уходил …(на охоту);
- Моя охота была и тогда и теперь в ... (находках);
- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в этом рассказе? (Потому что это все Родина)
-Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля? Прочитайте его так, чтобы каждый ученик в классе подумал, что Пришвин обратился именно к нему.
- «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные –будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе –вода, птице –воздух, зверю –
лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит, охранять Родину.»
-Какая главная мысль рассказа? Чему он учит?( охранять природу- значит охранять Родину)
3.Постановка темы и цели урока
-Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который писал о природе, о жизни животных, о бережном отношении ко всему окружающему нас миру. Это Иван Сергеевич Соколов - Микитов.
4. Изучение нового материала
1.Биография И.С. Соколова – Микитова (портрет)
И.С. Соколов – Микитов – известный русский писатель. Родился Иван Сергеевич в 1892 г. и прожил 83 года в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он провел в деревне. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и некоторое время жить за границей. Но тоска по родине заставила его вернуться назад.
Последние 20 лет жизни писатель жил на берегу Волги. В этих сказочных местах он написал цикл рассказов о родной природе.
2.Знакомство с книгами И. Соколова – Микитова
Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! 3.Презентация книг И.Соколова – Микитова
- Как вы думаете, какая тема объединяет все произведения автора? (природа)
- Сегодня мы познакомимся с произведением И.Соколова- Микитова «Листопадничек»
-Какие ассоциации возникли у вас, когда услышали название произведения? Что вы себе представили?( листья падают, осень и т.д)
- Что происходит в животном мире осенью?( залегают в спячку( еж, медведь, барсук); готовя запасы на зиму (белка, бурундук, мыши); не залегают в спячку и не готовят запасы (заяц, волк, лиса).
- У кого из названных животных появляются осенью детеныши? ( у зайца)
- Что вы знаете о зайцах? ( У зайца очень красивые глаза: большие, бархатисто -тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда он бегает, её не поворачивает, и его глаз никто не видит. Бегает он очень быстро и прыгает здорово и не так просто его поймать. У зайца есть два основных способа защиты: маскировка и ноги. Домика нет, спит, где придётся. А малыши у него появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие. Первые - настовички, вторые – травники, и есть ещё третьи. Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья, поэтому их называют….(листопаднички).- Так о ком же мы будем читать сегодня произведение И.Соколова- Микитова?
4. Словарная работа
- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов и словосочетаний
обглоданные – объеденный;
робеть -пугаться, стесняться, бояться;
озябнуть – испытывать чувство холода;
ходко работают - работают быстро;
настлано –настелено;
плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
запрудили – перегородили реку плотиной;
кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;
штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;
росома́ха — хищное млекопитающее семейства куньих;
выдра — вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни
глухая речка - небольшая речка, течение тихое, вдали от населённых пунктов, не видна в зарослях;
долговязый журавль – высокий, длинноногий;
5.Орфоэпическая словарная работа
Читай правильно
ПОЛАГАЕТСЯ СОБИРАТЬСЯ ПРОЩАЮТСЯ
СКУЧНО ПОЖАЛУЙСТА
Читай внимательно
поставь ударение
ИВОВЫЕ ВЕТКИ КЛАДОВАЯ
Физминутка
У Оленя дом большой
6. Знакомство со сказкой И.Соколова- Микитова «Листопадничек»
- Сейчас мы прочитаем произведение, читать будем частями, переодически делать остановки, вы внимательно послушаете и подумаете:
- Почему автор дал такое название произведению? Можно ли его было назвать иначе?
Первичное чтение учителем 1 части до слов « И убежал тихонько из родного гнезда..»
- Разве замерзают зайцы зимой?
- В какое время года происходят события?
-Как охотники называют зайцев, рожденных осенью?
- Сколько зайчиков родила зайчиха?
- Какая мечта была у маленького зайчонка?
- Чего боялись зайчата?
- Что решил самый маленький зайчонок?
- Почему он решил убежать? (боялся замерзнет)
-Озаглавьте эту часть ( Мечта Листопадничка)
-Запишите на листочке
Чтение хорошо читающими учениками 2 части до слов « А мы пойдем на реку..»
- Кого встретил зайчонок во время путешествия?
-Понравилась ему хатка бобров?
- Почему он там остался?
- Озаглавьте эту часть ( В гостях у бобров)
-Запишите
Жужжащее чтение 3 части до слов «За долгую зиму большого страху натерпелся Листпадничек…» с.65 4 абзац
- Легко ли жилось Листопадничку у бобров ?
- Какие обязанности были у него?
- Какого страха натерпелся зайчонок за зиму? ( выдра, лиса, рысь, росомаха)
- Какое желание было у зайчика всю зиму? ( прийти домой)
-Озаглавьте эту часть ( Зимовка у бобров)
- Запишите
Чтение молча 4 части до конца
-Какая беда случилась с зайчонком?(вода прорвала плотину и затопила хатку бобров)
-Как зайчонок выбрался из воды?(бобр посадил на хвост, зайчик не удержался и как пуля выскочил из воды)
-Куда побежал зайчик?
-Приняла его зайчиха?
- О чем рассказал листопадничек своим братьям и сестрам?
- Что стали говорить о нем с тех пор в лесу? ( храбрым и отчаянным)
- Озаглавьте эту часть ( Наконец-то дома)
-Запишите
- Понравилось ли вам произведение?
- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).
- Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)
- Какая эта сказка? (Литературная)
- Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)
1.Путешествие зайчонка.
2.Храбрый зайчик.
3.Дружба зверей.
- Какой фразеологизм использовал автор в конце рассказа, чтобы показать как зайчик очень быстро хотел вернуться домой? (с.66 1 абзац)( со всех ног)
- Только разлука и жизнь в темной хатке бобров позволили зайчонку понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.
- Как вы думаете, какая главная мысль сказки? Чему автор хотел нас научить? (Надо дорожить своим домом, любовью близких. Они главная опора в жизни. На примере маленького непослушного зайчонка автор показывает, как плохо вдали от дома.)
Физминутка
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
Выходите из-за парт-
Пришло время отдыхать.
1,2,3,4,5
начал заинька скакать
(прыжки вперёд, назад)
Лапки вверх и лапки вниз
На носочках подтянись.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
(прыжки на месте)
5. Закрепление и систематизация изученного материала
-Назовите героев сказки? (листопадничек, зайчиха, зайчата, бобры)
- Кто главный герой ? (Листопадничек)
Дифференцированная работа (на листочках).
- Сейчас мы будем составлять кластер, задание к которому:
Дать характеристику Листопадничку.
Вам нужно выбрать для себя задание:
Заполните кластер (показ)
Если вы считаете, что справитесь без подсказки, возьмите листочек с зеленым квадратиком
ЛИСТОПАДНИЧЕК
Если затрудняетесь выполнить задание ,и вам необходима подсказка, возьмите листик с желтым квадратиком.
1.Мечтает улететь в тёплые края___________________________
2.Убежал из дома, ослушался маму___________________________
3.Задаёт вопросы бобрам___________________________________
4. Помогал нянчить бобрят_________________________________
5. Скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев
________________________________________________________
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
- любознательный (задаёт вопросы бобрам);
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
- добрый (помогал нянчить бобрят);
- заботливый (кормит бобрят);
- смелый (научился плавать);
- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).
Листик с красным квадратиком берет тот, кто не знает, как выполнить задание.
Опиши Листопадничка . Каким он был? Правильный ответ подчеркни.
Любознательный, сердитый, любопытный, смелый, легкомысленный, трусливый, решительный, беспокойный, грустный, торопливый, страшный, сварливый, добрый.
Проверка работ
-Русский народ создал много интересных и поучительных пословиц, у вас на партах лежит листочек с пословицами. Прочитайте их и выберите ту, которая подойдет к нашему уроку.
Работа с пословицами
Выберите пословицу, которая подходи т к теме нашего урока. Объясните свой выбор.
Много спать – дела не знать.
В гостях хорошо, а дома лучше!
Друзья познаются в беде
6. Итог урока
-Наш урок подходит к концу. Что бы вы посоветовали Листопадничку?
-Нет ничего лучше, чем родной дом! Важно дорожить своим домом, любовью своих близких!
7. Рефлексия
У вас два зайчика -белый и серый.
Выберите серого зайца, если вы сегодня недовольны своей работой на уроке.
Белого- если довольны своей работой, были активны.
С.60-66 чит, переск. по плану
* Творческий пересказ от имени Листопадничка.