Научно-исследовательская работа «Использование технологии ТРИЗ для формирования культуры речи на уроках русского языка в начальной школе»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 1 им.Ферапонтова Н.И. г.о. Новокуйбышевск
___________________________________________________________________________
446201 г.о. Новокуйбышевск, ул. Ворошилова 12, тел. 5-49-45, 5-36-46
Тема: «Использование технологии ТРИЗ для формирования культуры речи на уроках русского языка в начальной школе»
Выполнил: Полозова Ирина Валентиновна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ГБОУ гимназии №1
им. Ферапонтова Н.И.
г.о. Новокуйбышевск
Самарской области
г.о. Новокуйбышевск, 2017/2018 уч. год
Содержание
1. Введение ____________________________________________________________3
2. Технологии ТРИЗ для формирования культуры речи на уроках русского
языка в начальной школе
2.1. Приемы ТРИЗ______________________________________________________ 4
2.2. Использования приёмов ТРИЗ на уроках русского языка__________________ 6
2.3.Рефлексия_________________________________________________________ 7
3. Заключение_________________________________________________________ 8
4. Используемая литература______________________________________________ 9
1. Введение
В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог реализоваться, нужно создать определенные условия, чтобы ввести ребенка в настоящую творческую деятельность.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
В 1995г. мною была составлена программа спецкурса ТРИЗ для учащихся начальной школы, утверждена экспертным советом школы и получила рецензию (Л.П. Нестеренко – зав. кафедрой технологий развивающего обучения СИПКО, к.п.н., доцент.). ТРИЗ – это не только система для решения творческих задач, но и система воспитания и развития мышления человека. Главное место в этом разделе занимает Жизненная стратегия Творческой личности (ЖСТЛ) и курс – Развитие Творческого Воображения (РТВ).
Историческая справка. ТРИЗ как технология решения изобретательских задач разрабатывается с 1946 года. Автор ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним - Генрих Альтов) — ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст, первый президент Международной Ассоциации ТРИЗ.
Наше время – это время перемен. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Очень часто обучение сводится к запоминанию типовых способов решения заданий; однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети постепенно могут потерять способность к творчеству. Традиционные формы, методы и технологии на обычных уроках не дают требуемых результатов обучения, не способствуют повышению мотивации. Как же решить эту проблему? Как сделать так, чтобы подготовить детей к взрослой жизни, дав им знания, наделив их умениями и навыками, необходимыми в будущем? Ответить на эти вопросы сложно. И каждый учитель стремится ответить на них по-своему.
Цель работы ТРИЗ – развить детскую фантазию, причинно-следственное мышление, языковое чутье, умение сочинять рассказы и сказки, решать жизненные сложные проблемные задания. Богатое воображение позволяет вырваться из сиюминутной реальности, воссоздать образы прошлого, унестись в будущее, взглянуть на окружающий мир по-новому, нестандартно, творчески. Врагом номер один творчества является стереотипность или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении.
Предмет ТРИЗ адресован специалистам ДДУ и учителям начальных классов, использующим в своей работе нетрадиционные формы обучения.
В результате изучения данной программы у учащихся формируются умения мыслить логически, нестандартно; умение сочинять сказки и рассказы; умение составлять загадки, умение воображать и представлять; умение высказывать свое мнение. У учащихся увеличивается словарный запас, развивается речь и логика мышления. Специальные подобранные упражнения, предлагаемые в этой программе, помогают ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности.
Учителям, ведущим ТРИЗ, необходимо быть доброжелательными и терпимыми к ответам детей, уметь принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными. Актуальность применения ТРИЗ-технологий в начальной школе.
Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологии.
Применение ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий:
• регулятивных УУД:
прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;
• познавательных УУД:
анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;
• коммуникативных УУД:
постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;
• личностных УУД:
самоопределение, смыслообразование.
2. Технологии ТРИЗ для формирования культуры речи на уроках русского языка в начальной школе
2.1. Приемы ТРИЗ
Основной целью работы с младшими школьниками должно стать не обучение, т. е. «вкладывание» в детей пресловутых знаний, умений, навыков, а развитие мышления. Чтобы выработать эти качества у детей я использую в своей педагогической деятельности следующие приёмы ТРИЗ:
Модель «Элемент – имя признака – значение признака» для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений.
Модель «Да – нет-ка» - метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да – нет»
Модель «Морфологический ящик / копилка» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических понятий.
Копилка универсальна, может быть использована на различных уроках в начальной школе. На уроках русского языка:
• сбор частей слова для конструирования новых слов,
• сбор лексических значений многозначных слов;
• копилка фразеологизмов и их значений;
• копилка слов, содержащих определенную орфограмму;
• копилка родственных слов.
2.2. Использования приёмов ТРИЗ на уроках русского языка.
На первых уроках по изучению раздела “Слово и его значение” (2 класс) была использована модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического значения знакомых слов (например, школа, парта, учебник). Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы: «К какому классу предметов относится? Из какого материала «предмет» сделан? Для чего служит?». Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово. Эта же модель была использована на последующих уроках раздела “Лексика” для формирования представления о многозначных словах. Модель позволила выйти на осознание того, что у многозначных слов имеется нечто общее существенное во всех значениях (например, корень дерева, зуба, слова – это то, что является главным, основным, без чего они не могут существовать). Такая работа позволила осознать понятие «лексическое значение слова», «многозначные слова», повысить интерес к изучению русского языка. Учащиеся стали сами создавать свои толковые словари, обмениваться ими, составлять и загадывать друг другу загадки о многозначных словах.
Игра «Да-нет-ка» относится к методу сужения поиска посредством постановки вопросов, на которые можно отвечать «да» или «нет». Главная задача заключается в том, чтобы задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов. Учитель может отвечать лишь фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения». Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга. Использовать можно в разных областях знаний: загадывать часть речи, часть слова, писателя, произведение, значение незнакомого слова. Комфортное начало урока способствует положительному эмоциональному настрою учащихся. Такое начало захватывает необычностью, яркостью, активизирует детскую познавательную потребность и активность. Каждый хочет угадать объект, который задумал учитель. Идет обмен репликами, вопрос одного ученика активизирует мысль другого, стимулирует активность.
Стратегия «Идеал». Это стратегия технологии развития критического мышления.
Стратегия позволяет формировать:
• умения определять проблему;
• умение находить и формулировать пути решения проблемы;
• умение выбирать сильное решение.
Например. Вниманию обучающихся учитель предлагает слово В..да.
- Интересно в чем проблема? Какую букву в этом слове написать?
- Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Как узнаем, какую букву нужно написать? Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
1. Посмотреть в словарь.
2. Спросить у взрослых.
3. Найти такие слова, где это буква будет в сильной позиции: водичка, водный, водоворот, водяной, воды, водовоз, водица.
- А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. В этом случае единственного решения нет.
Приём «Идеал» можно вводить в уроки, начиная со 2 класса, а подготовительной работой к нему будет приём «Маша-растеряша».
Приём «Маша-растеряша». Это универсальный приём ТРИЗ, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем.
Один ученик играет роль Маши-растеряши, задает действие, которое требуется выполнить. Например, «Ой – что с тобой? Потеряла пенал. Чем я буду теперь писать на уроках? (попросить у учителя, у одноклассников, позвонить родителям). Другие дети предлагают варианты решения этой проблемы. Тот, кто предложил хорошее решение, сам становится ведущим (роль Маши-растеряши переходит к нему).
Приём «Я беру тебя с собой». Прием направлен на формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Он направлен на формирование познавательных умений: особенно хорошо отрабатывается классификация. Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала, можно изменять его так, как того требует тема урока и умение, которое формируем. Например, на уроке русского языка: распределить глаголы по группам. Название групп уже даны. 1 ряд глаголы прошедшего времени, 2 ряд – глаголы настоящего времени, 3 ряд глаголы будущего времени. Ребёнок задает вопрос, по вопросу определяет и говорит «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой». Еще одно достоинство этого приема: он может вывести на проблемную ситуацию, а затем на учебную задачу, которая и будет решаться на уроке. Если использовать интерактивную доску или раздаточный материал, тогда будет задействован весь класс. Плюс приема еще в том, что его можно использовать как динамическую паузу на уроке. На уроке, используя этот прием, ребята сами выходят к доске и ставят слова в нужное место.
Приём «Цепочка признаков». Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Например, грамматические признаки имен существительных. Даны слова: у тети, у лисы, у собаки, у конфеты. 1-й ученик называет род, второй ученик – склонение, третий – падеж.
Приём «Шаг за шагом». Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала. Например. На уроке русского языка по теме «Имя существительное». Задание: назовите имена существительные женского рода. Ученик шагает и на каждый шаг называет имя существительное.
Приём «Цветные поля». Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю.
Красные поля — «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»,
синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».
Этот прием удобен и детям, и учителю. Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда. Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Такой прием удобен при проведении проверочной работы на текущем контроле. Ведь по ФГОС за текущий контроль ребенок имеет полное право получить в журнал только 4 и 5. У обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.
2.3. Рефлексия — обязательная составляющая современного урока. При ее организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ, позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для того, чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке, настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть проводить рефлексию интересно.
Приём «Рюкзак». Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме). Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».
3. Заключение
Планомерное использование приёмов и методов технологии ТРИЗ позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов в процессе повышения мотивации к учению. Уроки, на которых используется ТРИЗ технология, носят ярко выраженный деятельностный характер, школьники сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения языковых понятий, устанавливают причинно-следственные связи в языке, строят логические цепи рассуждении. Развивается устная и письменная речь младших школьников, формируются умения чётко излагать свои мысли. Эта технология обеспечивает школьникам умение учиться, формирует способность к саморазвитию и самосовершенствованию, учит планированию и прогнозированию. В обсуждении изучаемого материала, происходит «изобретение» или открытие знаний, создается ситуация успеха. Учащиеся, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеют и хотят учиться. Они характеризуются высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, ярко выраженным творческим мышление и воображение. Происходит корректировка эмоционально-волевой сферы. Используя на уроках русского языка элементы технологии ТРИЗ, можно заметить, что учащиеся раскрепощаются, перестают бояться дать неверный ответ, поскольку его просто не бывает, в эту работу включаются даже самые слабоуспевающие, замкнутые ученики. Использование элементов методики ТРИЗ не только развивает, но и корректирует высшие психические процессы. Использование данной методики позволяет оптимизировать взаимоотношения между семьёй и школой в целях реализации воспитательных задач общества. Технология ТРИЗ помогает повысить эффективность урока русского языка как одной их главных единиц образовательного процесса в начальной школе.
Вывод: считаю, что систематическое использование интересных приёмов делает педагогический процесс эффективным, формирует нестандартное мышление, приведет к хорошим предметным результатам. В результате грамотного использования приемов ТРИЗ у обучающихся формируются универсальные учебные действия, необходимые для формирования умения учиться, приводящие к способности человека к самосовершенствованию. Все это поможет вырастить деятельного изобретательного человека для нашего общества.
4. Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. Закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ
2. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры со словами, М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2006.-224с.
4. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах, М.: АСТ,1996-464с.
5. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, «Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001-224с.
6. Платонова Л.А. Особенности использования ТРИЗ - технологии в начальной школе, журнал «Начальная школа: плюс до и после»
7. Хоменко, Н.Н. Использование игры «Да - нет» при обучении ТРИЗ: материалы к семинару по ТРИЗ / Н.Н.Хоменко. Мн., 1997.таться сидя, лежа»
8. Нестеренко, А.А. Страна загадок / А.А Нестеренко. Ростов-на-Дону, 1995.
9. Гафитулин,М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на основе АТРИЗ: автореф. дис. ...канд. пед. наук /М.С.Гафитулин. Челябинск, 1996.
10. О.Е.Жиренко. Л.И.Гайдина. Учим русский с увлечением. – М., 2005.
11.Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие/ О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская.
– СПб., КАРО, 2013. – 144 с. – (Серия «Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО»)