Статья «Формирование исследовательских навыков с использованием триз-модели "ЭИЗ" на уроках в начальной школе»
©Кленова И.В. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ – МОДЕЛИ «ЭИЗ» НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Автор: Кленова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МБУ «Школа № 89» г.о. Тольятти
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ – МОДЕЛИ «ЭИЗ» НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
С целью компетентностного подхода в обучении, который отражен в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), осуществляется переход «от человека знающего – к человеку умеющему». Это предполагает организацию такого урока, на котором каждый ученик сможет найти себя в деле – самореализоваться и почувствовать свой «успех» в решении учебной ситуации. Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский характер. С 1-го класса я привлекаю детей к мини-исследованиям, составляя «паспорт» исследуемого объекта. Карточка – «паспорт» состоит из трех столбцов /Элемент – Имя признака – Значение признака (далее таблица ЭИЗ)/: в первый мы помещаем исследуемый объект, во второй столбец записываем возможные имена признаков исследуемого объекта (как правило, они обсуждаются в группах самими учениками и потом идет общее обсуждение в классе «что берем – что не берем»), третий столбик дети уже заполняют самостоятельно. Работу с такими карточками – «паспортами» можно использовать на любом учебном предмете в начальной школе.
На уроке русского языка работая со словарными словами, мы с детьми составляем такие карточки.
Здесь же идет формирование умения выполнять фонетический разбор слова. Далее проводится работа по загадыванию слов. Детям дается «копилка» из картинок, ребенок должен определить, какое слово нужно вставить в «паспорт»
Такую же работу можно проводить при изучении частей речи, ниже на фотографии изображен стенд, размещенный в классе.
Далее предлагаю вашему вниманию карточку - «паспорт» объекта РЕКА и задания, которые были предложены ученикам 2 класса на уроке окружающего мира.
Название задания: |
река как природный объект |
|||||||||||||||||||||
Предметная область: |
естествознание, природоведение |
|||||||||||||||||||||
Элемент мира (объект): |
Имена признаков |
Значения признаков |
||||||||||||||||||||
река |
Виды |
горная, равнинная |
||||||||||||||||||||
Части |
Исток, русло, берега, дельта, притоки, устье |
|||||||||||||||||||||
Свойства воды |
пресная |
|||||||||||||||||||||
Форма берега |
2 берега - незамкнутые 2 линии |
|||||||||||||||||||||
Состояние воды |
течение |
|||||||||||||||||||||
Текст задания 1: |
Определите о каком объекте идет речь? На вопрос: "Из каких частей состоит?" отвечу: Исток, русло, берега, дельта, притоки, устье На вопрос: "Свойства воды?" отвечу: пресная; на вопрос: "Состояние воды?" отвечу: текущая |
|||||||||||||||||||||
Текст задания 2: |
Дайте определение река это - ... |
|||||||||||||||||||||
Текст задания 3: |
Определите названия имен признаков в таблице
|
|||||||||||||||||||||
Комментарии по использованию задания: |
Задания были включены в урок по теме: "Озера и реки" Сначала озеро и река рассматривались как природные объекты, причем в сравнении друг с другом. А затем детям было дано задание: составить паспорт конкретной реки (предварительно была собрана копилка известных рек планеты) Поэтому в третьем задании берется конкретная река |
В курсе «Окружающий мир. 2 класс» Вахрушева А.А.
Фрагмент урока
Тема: «Озера и реки»
Сегодня нас ждут (и, наверно, не зря)
Озёра и реки,
Вперёд же, друзья!
Задание 1.
- Обсудите в группах, какие имена признаков вы включили бы в таблицу «ЭИЗ» рассматривая озеро и реку как природный объект? ( можно руководствоваться материалом учебника)
Такие таблицы получились в группах:
Таблица 1.
Элемент |
Имя признака |
Значение признака |
Озеро |
Виды |
Проточное, бессточное |
Части |
Берег, дно |
|
Форма берега |
1 берег - замкнутая линия |
|
Свойства воды |
Пресная, соленая |
|
Состояние воды |
Стоячая |
|
Изображается на карте |
Таблица 2.
Элемент |
Имя признака |
Значение признака |
Река |
Виды |
Горные, равнинные |
Части |
Исток, русло, берега, дельта, притоки, устье |
|
Форма берега |
2 берега - незамкнутые 2 линии |
|
Свойства воды |
Пресная |
|
Состояние воды |
Течение |
|
Изображается на карте |
Задание 2.
Составьте определения рассмотренных объектов используя таблицы.
Озеро – это …
Река – это …
Примечание: предварительно детьми была собрана информационная «копилка» - К5 наиболее известных озер и рек мира.
- Какие признаки вы бы внесли в таблицу, если бы рассматривали конкретные объекты? (ребята в группах работают с объектами «копилки» - К5
Получились новые таблицы:
Таблица 1.
Элемент |
Имя признака |
Значение признака |
Озеро |
Месторасположение |
? |
Глубина |
? |
|
Объем |
? |
|
Свойства воды |
? |
|
Содержатся животные |
? |
|
В него впадает |
? |
Таблица 2.
Элемент |
Имя признака |
Значение признака |
Река |
Месторасположение |
? |
Глубина |
? |
|
Протяженность |
? |
|
Свойства воды |
? |
|
Притоки |
? |
|
Впадает в … |
? |
|
Содержатся животные |
? |
Д/з
Составить таблицу «ЭИЗ» 1вариант – конкретной реки
2 вариант – конкретного озера
- По составленным таблицам составьте загадки об исследуемых объектах.
Загадки детей,
составленные дома мы разгадывали на следующем уроке.
- Отгадайте объект
Анна П.
Элемент |
Имя признака |
Значение признака |
? |
Месторасположение |
Южная Америка |
Протяженность |
Около 7000 км |
|
Впадает |
В Атлантический океан |
|
Свойства воды |
Пресная |
|
Содержатся животные |
Дельфин Иния, нутрия, более 2 тысяч видов рыб |
Виктория П.
Элемент |
Имя признака |
Значение признака |
? |
Месторасположение |
Европейская часть России |
Протяженность |
3530 км |
|
Впадает |
Каспийское море |
|
Свойства воды |
Пресная |
|
Принимает |
200 притоков |
|
Содержатся животные |
около 70 видов рыб, (важнейшие: вобла, лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь). |
Виктория Т.
Элемент |
Имя признака |
Значение признака |
? |
Месторасположение |
Южная часть Восточной Сибири |
Протяженность |
на 620 км |
|
Площадь водной поверхности |
31 722 км² |
|
Свойства воды |
Пресная |
|
Глубина |
1642 м |
|
Содержится |
2630 видов и разновидностей растений и животных,(омуль, хариус, сиг, налим, таймень, щука, нерпа, соболь и др) |
Такая работа приучает и заставляет детей работать с информационными источниками, выбирать нужную им информацию. Таким образом нарабатываются у обучающихся навыки умения находить признаки рассматриваемого объекта, с помощью чего и происходит формирование исследовательских умений.