Тема «Лексика» «Дорога к волшебству» или Путешествие в Волшебную страну (Изумрудный город) (по книге А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

1
2
Материал опубликован 21 June в группе

Конспект урока русского языка в 5 классе

1ый урок по теме «Лексика» «Дорога к волшебству»

или Путешествие в Волшебную страну (Изумрудный город)

(по книге А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»


Цель: познакомить с понятием «Лексика»

Задачи:

Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- развить умение находить синонимы, омонимы, антонимы, многозначные и однозначные слова в тексте;

- формировать умение самостоятельной работы со словарями;

- обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;


Оборудование: презентация, мультимедийный проектор

Опережающее задание: перед изучением предлагаемой темы прочитать книгу А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».


Ход урока:

1. Орг. момент.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок . Вместе с героями сказки «Волшебник Изумрудного города»: Элли, Тотошкой, Страшилой, Львом и Железным Дровосеком мы отправимся в путешествие в Волшебную страну и по дороге постараемся познакомиться с темой «Лексика»

- Откройте тетради, запишем дату путешествия, классную работу, тему: «Лексика».

2. Фронтальный опрос. Слайд 1. – Итак, мы отправляемся с вами в путешествие. Но чтобы получить билеты на транспорт, вам нужно ответить на следующие вопросы:

Какие разделы науки о языке мы изучали? Что изучает каждый из них?

Фонетика - наука о звуках речи.

Графика изучает способы обозначения звуков речи на письме.

Орфоэпия - наука о произношении слов.

Орфография изучает правописание слов.

Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

Пунктуация - раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Морфология – части речи.

Морфемика и словообразование – состав слова и образование слов.

3. Объявление темы и целей урока Слайд 2

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела науки о языке. Наш урок вводный. Но ждет нас необычный урок, а урок – путешествие.

Лексика - это название нового раздела, к изучению которого мы приступаем. Итак, запишем в тетрадях, что слово лексика произошло от греческого слова – лексис, что означает слово. (Запись в тетрадях)

Слайд 3.В какую же страну мы держим путь? Как по-другому можно назвать тему нашего урока? Путешествие в страну слов.

- Каковы же цели нашего урока? Мы познакомимся с основными понятиями этого раздела, узнаем, что же изучает лексика

А на вопрос ,что же изучает лексика, мы ответим в конце урока. (записывают в тетради тему урока)

Как вы думаете, на чем можно путешествовать? Верно, на автобусе, самолете, поезде. Нашим провожатым станет знаменитый мультипликационный герой Паровозик из Ромашкова. Что же такое слово?

4. Слово о словах

Слово - это строительный материал языка. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать рус­ским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия», - писал К.Паустовский.

Слово - дело великое, потому что словом можно объеди­нить людей, сдружить их, обрадовать, а можно разъединить, по­ссорить, огорчить.

Слово мы рассматривали с разных сторон: со стороны зву­кового состава, правописания, произношения, морфемного соста­ва. Что же мы узнаем о слове в Лексике?

Помогать нам в дороге будет Толковый словарь – начальник нашего поезда, который тол­кует слова, т.е. объясняет их значение. Сколько же слов в его ве­дении? Прочитаем об этом на листочках, которые лежат у вас на партах.

«Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звезд на небе!» Это очень верный ответ: видимых простым глазом звезд на небе не так уж много, около трех тысяч, а слов в нашем распоряжении – несравненно больше». Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский.

Озаглавьте текст, составьте и запишите его план. Делаем вывод.

Рассказ о словарях сопровождает­ся их демонстрацией. Слайд 4-8

Сколько же все-таки слов в нашем языке? В «Словаре современного русского литературного языка» (он состоит из 20 томов) более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.

- Сделаем вывод, так сколько же слов в русском языке?

5. Знакомство с толковыми словарями (слово учителя с эле­ментами беседы)

Записывают в тетрадь названия словарей.

А сейчас, ребята, давайте помчимся далеко – далеко, в волшебную страну, которая отделена от всего мира Великой пустыней и цепью огромных гор. Там, под вечно жарким солнцем, обитают милые и смешные маленькие человечки. Они все добрые и благодарные. А столица этой страны – Изумрудный город. Итак, дорогие знатоки сказки, мы отправляемся в путешествие по Волшебной стране.


Звучит песня. ( физминутка) Слайд 11

Мы в город изумрудный идем дорогой трудной,

Идем дорогой трудной, дорогой непрямой.

Заветных три желания исполнит Мудрый Гудвин,

И Элли возвратится с Тотошкою домой...


7. Знакомство со словарной статьей

Выберем несколько слов, связанных с Волшебной страной. Прочитаем по Толковому словарю все, что входит в словарную статью, все значения.

8. Задание в группах. Синонимы и антонимы.

1 группа: Расположить близкие по значению слова по степени нарастания или уменьшения интенсивности обозначаемых действий или признаков (синонимы): возвышенность, гора, холм; неприятель, противник, враг;

большой, колоссальный, огромный, громадный; талантливый, гениальный, способный; мчаться, идти, бежать.

2 группа: Ошибка, погрешность, промах;

сумерки, мрак; изумительный, прекрасный, превосходный, хороший;

робкий , трусливый, боязливый; холодный, прохладный, ледяной.

2 задание 1 группа и 2 группа выполняют одновременно «Кто быстрее?» Вспомнить вторую часть пословицы: 1)Легко сказать, да ____(трудно доказать). 2)Вперед беги, да ____(назад оглядывайся). 3)Мягко стелет, да _____( жестко спать). 4)Смотрит вдоль, а_____(видит поперек).

- Как называются такие слова? (Антонимы)

-Для чего же нам нужны в речи синонимы и антонимы? (правильно, они разнообразят и украшают нашу речь.)


Итог урока:

- Какой раздел науки мы начали изучать?

Что же изучает лексика? (Ответ записывается в начале урока). - Что нужно делать, чтобы обогатить свой словарный за­пас - лексикон?

- Где пригодятся знания, полученные сегодня?

На последующих занятиях мы продолжим пополнять эти знания.

Домашнее задание: выучить понятие «лексика». Задание по рядам: письменно описать, каким по внешним и внутренним качествам вы представляете 1 ряд – Страшилу, 2 ряд – Льва, 3 ряд Железного Дровосека?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отсутствует заявленная презентация!

3
21 June

К сожалению, нет слайдов, о которых идёт речь в конспекте.

1
23 June