Дополнительная общеразвивающая программа «Школа здоровья» (8–11 классы)
Управление образования Администрации муниципального образования «Малопургинский район» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Малопургинский Центр детского творчества»
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ ДОД
СОГЛАСОВАНО Малопургинский ЦДТ
Протокол методического совета №___ _______________ Н.А.Сабирова
от _____________________ 2016 года от ________________2016 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
возраст обучающихся 13 —17 лет, срок реализации — 3 года
Автор-составитель: Рыкова Надежда Анатольевна, педагог дополнительного образования с. Ильинское, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Школа Здоровья» естественнонаучного направления для учащихся 7-11 классов нацелена на формирование здорового образа жизни подрастающего поколения.
«Школа здоровья» раскрывает подробный механизм здоровьесбережения подрастающего поколения, акцентирует внимание учащихся на взаимосвязь психического, физического и социального здоровья личности с его профессиональной ориентацией в будущем. Старшеклассники хотят быть здоровыми, но не знают, что для этого следует делать. А знание основ здорового образа жизни было и будет актуальным сегодня, так как является одной из главных ценностей человека.
На уроках анатомии в 8 классе даются только знания по основным системам организма, очень мало охватываются вопросы здоровьесбережения учащихся.
Цель: создание условий для формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Задачи: 1). Углубить знания учащихся о культуре здоровья и правилах гигиены
2). Формировать осознанное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
3). Развивать культ здоровья и благополучия
4). Воспитание познавательной активности, любознательности и старательности учащихся
5). Вести активную подготовку к конкурсам и олимпиадам
6). Проводить исследовательскую работу, выступать на конкурсах и конференциях
Новизна занятий в применении современных педагогических здоровьесберегающих технологий. Педагогической целесообразностью является то, что программа позволяет проектировать траекторию будущего образа жизни учащихся, опираясь на возрастную психологию и интересы учащихся.
В процессе обучения по данной программе предполагается сформировать следующие компетентности: умение находить необходимую информацию, и работать с ней; умение работать в группе, в паре, в новом коллективе старшеклассников; развивать общение, находить общие интересы; умение владеть своими эмоциями, умение рационально использовать свое время, организовывать свой режим дня.
Срок реализации: рассчитан на три года, возраст детей 13-17 лет. Он целесообразен в современное время, так как нагрузки на учащихся из года в год все только увеличиваются, дети не способны справляться с усталостью, стрессами.
Формы и методы занятий: индивидуальная, парная и групповая работа с использованием ИКТ, презентаций; технологии развития критического мышления через чтение и письмо. На занятиях планируются валеологические ролевые игры, мозговой штурм, дискуссии, обсуждения. Контроль знаний, умений и навыков проводится после каждого раздела программы. На занятиях учащиеся будут закреплять теоретический материал с практическими занятиями, познавать самих себя через разные формы контроля: тестирования и собеседования. Кроме этого учащиеся смогут работать над проблемой, выбранной самими же, и защищать свои исследования на конференциях, принимать участие в различных конкурсах.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 часа в неделю, 72 часа в учебный год, занятия по 45 мин
Учебно-тематический план первого года обучения
№ |
Название раздела, темы занятий |
Всего |
теор |
практ |
Формы контроля |
1 |
Введение. Культ здорового образа жизни и правила гигиены. Валеологические игры |
4 |
2 |
2 |
Собеседование с уч-ся, уст. опрос по заданиям игры Валеологический анализ |
2 |
Культура питания – древняя и современная. Полезные игры |
4 |
2 |
2 |
Дискуссия, составление полезного меню на один день |
3 |
Культура движений. Какой он идеал красоты? Валеол. анализ Участие в олимпиадах. |
4
|
2 |
2 |
Тестирование с валеологическим анализом |
4 |
Культура общения. Прописные истины. Тестирование. Конкурсы. |
4
|
2 |
2 |
Объяснение ситуационных заданий и проблем |
5 |
Знакомство с Положениями к исследовательским работам. |
4 |
2 |
2 |
Проверка срока выполнения исследования |
6. |
Знакомство с алгоритмом оформления исследования. |
4 |
2 |
2 |
Собеседование. Уст. опрос, «Мозговой штурм» |
7. |
Выбор темы исследования Знакомство с алгоритмом исследования. Поиск проблемы, актуальности темы Определение гипотезы Выбор цели и задач Составление плана работы Поиск материала в библиотеке Работа в интернете Выполнение практической работы по выбранной теме Сравнение результатов теории и практической работы Выводы и заключение Оформление работы Подготовка к выступлению Выступление учащихся на конференциях; родителями |
42 4 4 2 4 4 4 4 4 2 2 4 2 2 |
4 2 2
|
38 2 2 2 4 4 4 4 4 2 2 4 2 2 |
Контроль выбора цели, задач, гипотезы Индивидуальн. работа с уч-ся Собеседование с учащимися Помощь учащимся Проверка выполнения работы Собеседование с учащимися Собеседование с учащимися Репетиция выступления Анализ выступления |
8. |
Составление презентаций о ЗОЖ: просмотр и обсуждение презентаций |
4 |
2 |
2 |
Выполнения презентации к исследовательской работе |
9 10. |
Итоговое занятие. Выступление Тестирование |
2 |
1 |
1 |
Проверка знаний учащихся Зачет по курсу |
Итого |
72 |
19 |
53 |
Содержание образовательной программы первого года обучения
Включает три культуры: Питание, Движение, Общение с проектно-исследовательской работой.
1.Введение. Культура ЗОЖ. Теория: учащиеся знакомятся с определением здоровья. Объясняют понятия психического, физического и социального благополучия. Практика: приводят примеры, далее проводится собеседование по теме занятий «Как дети себя чувствуют, могут ли они себя назвать здоровыми и почему, что мешает. Узнают о культуре питания, движения и общения, вместе играют в валеологическую игру.
2. Культура питания древняя и современная. Теория: подробно изучают культуру питания - основу здорового образа жизни. Практика: Составляют меню здоровой пищи, играют в полезную игру.
3. Культура движений. Каков он идеал красоты? Теория: «Движение – это жизнь», знакомятся с простыми оздоровительными упражнениями от головной боли, усталостью глаз, на укрепление позвоночника, с дыхательными упражнениями. Практика: узнают о пользе гигиены, учатся анализировать свое состояние (как бороться с недомоганием).
4.Культура общения. Прописные истины. Теория: поможет закрепить «золотые» правила этикета, научит слышать и правильно вести деловой разговор. Практика: в ролевой игре будут участвовать в суде над вредными привычками.
5. Знакомство с положениями исследовательских работ на учебный год. Теория: зачитываются цели и задачи положения, сроки и порядок оформления на конкурс. Практика: дети учатся в группах составлять план работы над исследованием.
6.Знакомство с алгоритмом исследования. Теория: дети узнают о порядке работы. Практика: проведение исследования. Просмотр презентации.
7. Выбор темя и работа над исследованием. Теория: просмотр презентации «Твое
исследование». Практика: работа по плану-заданию с каждым учащимся индивидуально.
8.Составление презентаций о культуре ЗОЖ. Теория: работа над оформлением презентации. Практика: взаимопомощь в поиске материала в интернете.
9. Выступление учащихся. Теория: учатся выступать перед аудиторией. Практика: заинтересовать своим выступлением окружающих людей.
Планируемые результаты Учащиеся должны знать и уметь:
В рамках программы учащиеся должны научиться основам и правилам ЗОЖ, придерживаться трех основополагающих культур: питания, движения и общения.Перед детьми встает выбор пользы или вреда применения психоактивных веществ, в частности алкоголя, курения, токсикомании, наркомании. После просмотра готовых презентаций учащиеся научатся делать валеологический анализ своим поступкам и поведению. Итоги тестирования и собеседования изменят отношение старшеклассников к своему образу жизни и поведению в обществе.
Методическое обеспечение образовательной программы
Реализовать данную программу можно используя программы элективных курсов здоровьесберегающих технологий, учебные пособия по биологии, в частности, «Предметная неделя биологии в школе», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Новое образование» и др.
Мною будут использованы разработки уроков, игр, бесед, дидактические и лекционные материалы по методике написания исследовательской работы учащимися. Контроль за выполнением работ будет проводиться на каждом занятии, выставлением рейтинговой оценки успешности учащихся в дневнике руководителя.Занятия будут проходить в кабинете информатики и в классном помещении - кабинет №13 с полным набором учебной мебели, проектора, экрана для показа презентаций, видеофильмов, ноутбука.
Пояснительная записка курса «Школа здоровья» второго года обучения
«Школа Здоровья» естественнонаучного направления для учащихся 7 -11 классов нацелена на формирование здорового образа жизни подрастающего поколения.
Новизна курса в расширении знаний основ ЗОЖ, анатомического строения головного мозга, в нейрогуморальной регуляции и связи его с системами организма.
Программа актуальна для школьников, позволит изучить резервные возможности организма, понять современные представления науки, познать секреты долголетия. Целесообразность курса заключается в познавательной активности учащихся, в расширении знаний о своем организме, в частности.
Целью программы является развитие познавательного интереса к изучению тайны мозга.
Задачи: 1) овладение знаниями современной науки,2) развитие изучения резервных возможностей человека 3) воспитание личностных качеств усидчивости, старательности, аккуратности, целеустремленности в проектно-исследовательской работе.
Отличительной особенностью программы от уже готовых программ, является приоритетная возможность сблизиться с данными с современной науки.
Возраст учащихся 13-17 лет, наполняемость группы 10-15 человек. Срок реализации 1 год.
Формы занятий: беседа, обсуждение, игра-путешествие, круглый стол, наблюдение, презентация. Режим занятий: 2 часа в неделю, по 45 минут.
Ожидаемые результаты программы: учащиеся научатся анализировать свою работоспособность, узнают о резервных возможностях организма, о секретах долголетия. Продолжат проектно-исследовательскую работу по выбранным ими темам. Подготовят выступление, презентацию перед своими одноклассниками и родителями.
Способы диагностики результатов деятельности: педагогическое наблюдение, анализ результатов тестирования, исследования, презентации, подведение рейтинговой оценки качества работы и зачет в конце занятий.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ |
Название темы занятий |
Всего |
теор |
прак |
Формы контроля |
1 |
Введение. Здоровому телу - здоровый ум. Игра «Путешествие капли крови по системам организмов». |
4 |
2 |
2 |
Собеседование с учащимися, устный опрос по заданиям игры. валеологический анализ |
2 |
Возможности мозга. |
4 |
2 |
2 |
Дискуссия |
3 |
Мозг через призму науки. |
4 |
2 |
2 |
Тестирование |
4 |
Нейрогуморальная регуляция, ее связь с системами органов |
4
|
2 |
2 |
Объяснение ситуационных заданий и проблем |
5 |
Знакомство с Положениями к исследовательским работам. Участие в олимпиадах. |
4
|
2 |
2 |
Проверка срока выполнения исследования |
6. |
Профилактика простуды Участие в неделе биологии и экологии, участие в конкурсах |
4 |
2 |
2 |
Собеседование. Уст. опрос «Мозговой штурм» |
7. |
Выбор темы и работа над исследованием. Знакомство с алгоритмом исследования. Поиск проблемы, актуальности Определение гипотезы Выбор цели и задач Составление плана работы Поиск материала в библиотеке Выполнение практической работы по теме Сравнение результатов теории и практические работы Выводы и заключение Оформление работы Подготовка к выступлению Выступление перед уч-ся, на конференциях, перед родителями |
4 4 4
2 4 4 4 4 4 2 2 4 2 2 |
2 2
|
38 2 2
2 4 4 4 4 4 2 2 4 2 2 |
Контроль выбора цели, задач, гипотезы Проверка выполнения Собеседование Индивид. работа с учащимися Помощь в работе Проверка выполнения Собеседование Индивид. работа с учащимися Проверка выполнения Анализ выступления |
8. |
Секреты долголетия. |
4 |
2 |
2 |
Выполнение презентации |
9 |
Итоговое занятие. Тестирование |
2 |
1 |
1 |
Проверка знаний учащихся |
Итого |
72 |
19 |
53 |
Содержание образовательной программы второго года обучения
1. Введение. Здоровому телу - здоровый ум. Игра «Путешествие капли крови по системам органов». Теория: знакомство с особенностями организма в экстремальных условиях. Практика: Игра «Путешествие капельки крови по системам органов»
2. Возможности мозга. Теория: знакомство с возможностями и секретами своего мозга. Практика: изучают мозг известных людей: Толстого Л.Н, Энштейна, и др.
3.Мозг через призму науки. Теория: узнают новые знания о мозге современных людей. Практика: изучают научные сведения о развитии памяти, внимания, мышления.
4. Нейрогуморальная регуляция, ее связь с системами органов. Теория: дети узнают о значении гипоталамуса, желез внутренней секреции. Практика: исследуют связь органов и систем с гормонами.
5. Знакомство с положениями исследовательских работ на учебный год. Теория: зачитываются цели и задачи положения, сроки и порядок оформления на конкурс. Практика: дети учатся в группах составлять план работы над исследованием.
6. Профилактика простуды. Теория: знакомство с точечным массажем, системой закаливания, обливания, фитотерапией. Практика: участие в неделе биологии и экологии, участие и проведение различных конкурсов в школе среди учащихся.
7. Выбор темы и работа над исследованием. Теория: дети выбирают темы, проблему. Практика: учащиеся работают над своим исследованием индивидуально с руководителем.
Знакомство с алгоритмом исследования. Теория: дети узнают о порядке работы. Практика: пробуют подготовить исследование. Просмотр презентации.
8. Секреты долголетия. Теория: знакомство с системой долголетия Сычевой А.Г, Иванова.
Практика: выполнение упражнений по системе известных долгожителей.
9. Итоговое занятие. Теория: Тестирование по изученному материалу. Практика: выступление уч-ся на конференции, родительском собрании со своими работами.
Срок реализации программы 1 год, количество часов 72, по 2 часа в неделю, уроки по 45 минут.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: словесные беседы, наглядные презентации, видеофильмы, практические упражнения – оздоровительная гимнастика.
Учащиеся должны уметь и знать: нейрогуморальную регуляцию нашего мозга, его связь с центрами и органами тела, современные возможности науки в области изучения мозга. Знать секреты долголетия, приемы оказания первой помощи при простудах.
Способы определения результативности: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос учащихся, …Формы проведения итогов реализации программы: выступление с презентацией своей проектно-исследовательской работы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА курса «Школа здоровья» третьего года обучения
«Школа Здоровья» естественнонаучного направления для учащихся 7-11 классов нацелен на формирование здорового образа жизни подрастающего поколения.
Новизна программы лежит в углублении знаний основ ЗОЖ, в познании оздоровительных методик, в изучении секретов массажа, в здоровом питании, в чудодейственной силе бани.
Цель: приобщение учащихся к изучению оздоровительных методик
Задачи: 1) Познакомить учащихся с приемами массажа, оздоровительной гимнастики
2). Раскрыть секреты здорового питания, водолечения.
3). Развивать интерес к познанию самого себя
4). Продолжить участие в конкурсах, олимпиадах;
5). Выступить с исследовательскими работами.
Программа актуальна для школьников, позволит изучить оздоровительный методики, понятьсовременные представления об этом науки, познать секреты здорового питания, водолечения, оздоровительной гимнастики. Целесообразность заключается в познавательной активности учащихся, в познании самого себя. Отличительной особенностью программы от уже известных, является приоритетная возможность познавать свои возможности, стремиться к ежедневным систематическим занятиям для укрепления здоровья, тонуса тела. Вместе с этим изучать данные современной науки. Возраст учащихся 13-17 лет, наполняемость группы 10-15 человек. Срок реализации 1 год.
Формы проведения занятий: беседы, встречи с интересными людьми, диспут, обсуждение, игра-путешествие, круглый стол, наблюдение, турнир, презентация. Режим занятий: 2 часа в неделю по 45 минут.
Ожидаемые результаты программы: учащиеся научатся познавать себя, прислушиваться к потребностям организма, продолжат знакомиться с резервными возможностями организма, узнают о секретах оздоровительных методик, продолжат проектно-исследовательскую работу по выбранным ими темам. К концу занятий подготовят выступление, презентацию перед своими одноклассниками и родителями. Способы диагностики результатов деятельности: педагогическое наблюдение, анализ результатов тестирования, исследования, презентации, подведение рейтинговой оценки качества работы и зачет в конце занятий. Формы и режим занятий: индивидуальная, парная и групповая работа с использованием ИКТ, презентации, технологии развития критического мышления через чтение и письмо; валеологические ролевые игры, мозговой штурм, дискуссии.
Содержание образовательной программы третьего года обучения
1. Введение. Знакомство с методиками оздоровления. Правила самомассажа головы Знакомство с особенностями организма в экстремальных условиях.
Теория: знакомство с методиками оздоровления Шелтона, Брэгга. Практика: правила самомассажа
2. Природная аптека. Водолечение. Теория: знакомство с лечебными травами и водолечением. Практика: сделать маску для рук и лица. Научиться приемами водолечения в бане, сауне, в бассейне, …
3. Секреты здорового питания. Живем без таблеток. Теория: Научить детей правилам правильного питания, здоровая еда вместо таблеток! Практика: приготовить полезный салат,
4. Познай самого себя. Оздоровительная гимнастика «От пяток до затылка»
Теория: познакомить учащихся с секретами бодрствования. Практика: научиться оздоровительной гимнастике.
5. Знакомство с положениями исследовательских работ на учебный год. Теория: зачитываются цели и задачи положения, сроки и порядок оформления на конкурс.
Практика: дети учатся в группах составлять план работы исследования.
6. Подготовка к олимпиадам. Теория: углубленное изучение биологии, экологии.
Практика: участие в неделе биологии и экологии, активное участие и проведение различных конкурсов в школе среди учащихся.
Выбор темы и работа над исследованием. Теория: дети выбирают темы, проблему.
Практика: учащиеся работают над своим исследованием индивидуально с руководителем.
Знакомство с алгоритмом исследования. Теория: дети узнают о порядке работы.
Практика: пробуют подготовить исследование. Просмотр презентации.
8. Секреты бани. Теория: знакомство с секретами бани. Практика: научить заваривать травы.
9. Итоговое занятие. Теория: Тестирование по изученному материалу. Практика: выступление учащихся на конференции, родительском собрании со своими работами.
Методическое обеспечение образовательной программы
Реализовать данную программу можно используя программы элективных курсов
эдоровьесберегающих технологий, учебные пособия по биологии, в частности, «Предметная неделя биологии в школе», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Новое образование» и др. Мною будут использованы разработки уроков, игр, бесед дидактический и лекционные материалы по методике написания исследовательской работы учащимися.
Контроль за выполнением будет проходить на каждом занятии, с выставлением рейтинговой оценки успешности учащихся в дневнике руководителя.
Организация учебно-воспитательного процесса
1. Расширение и углубление знаний воспитанников
1.Участие в предметных олимпиадах по биологии, экологии, лесоводству.
Участие во всероссийском биологическом чемпионате одаренных детей
Участие в Республиканском интеллектуальном конкурсе по естествознанию
Активное участие в школьной и районной научно-исследовательской конференции.
2. Организация досуговой деятельности и массовых мероприятий
1. Активное участие в школьной предметной неделе по биологии и экологии - январь
2. Проведение биологических игр, показ презентаций учащихся, конкурс «Эрудитов», «Звездный час» для учащихся.
3. Организация деятельности по развитию соц. инициативы уч-ся
Участие в акции «Сохраним елочки», «Скворечники для птиц» - декабрь
Подготовка и выступление агитбригады «Зеленое нашествие» - март.
4. Работа с родителями
1.Выступление на общешкольном родительском собрании декабрь
2.Выступление с презентациями перед родителями учащихся – апрель.
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ |
Название темы занятий |
Всего |
теор |
прак |
Формы контроля |
Сроки |
1 |
Введение. Знакомство с методиками оздоровления Самомассаж от голов. боли |
4 |
2 |
2 |
Собеседование с уч-ся. Валеологический анализ |
1 полов. сентября |
2 |
Природная аптека. Водолечение. |
4 |
2 |
2 |
Дискуссия |
2 полов. сентября |
3 |
Секреты здорового питания. Живем без таблеток. |
4
|
2 |
2 |
Собеседование |
1 полов. октября |
4 |
Познай самого себя. Оздоровительная гимнастика «От пяток до затылка» |
4
|
2 |
2 |
Тестирование |
2 полов. октября |
5 |
Знакомство с Положениями к исследовательским работам. Олимпиады |
4 |
2 |
2 |
Проверка срока Выполнения исследования |
1 полов. ноября |
6. 7. |
Подготовка к олимпиадам. участие в конкурсах Выбор темы и работа над исследованием. Знакомство с алгоритмом исследования. Поиск проблемы, актуальности темы Определение гипотезы Выбор цели и задач Составление плана работы Поиск материала в библиотеке Выполнение практической работы по теме |
4 42 4 4
2 4 4 4 4 4 |
2 2 2 |
2 38 2 2
2 4 4 4 4 4 |
Собеседование Контроль выбора цели, задач, гипотезы. Индивидуальная работа с учащихся Собеседование Помощь учащимся |
2 полов. Ноября 1 полов. декабря 2 полов. декабря январь февраль март |
Сравнение результатов теории и практические работы Выводы и заключение Оформление работы Подготовка к выступлению Выступление перед уч-ся, на конференциях, перед родителями |
2 2 4 2 2
|
|
2 2 4 2 2 |
Проверка работы Индивидуальная работа Отчет о выполнении Собеседование Анализ выполнения |
март апрель |
|
8. |
Секреты бани. |
4 |
2 |
2 |
Полезные советы |
май |
9. |
Итоговое занятие. Тест |
2 |
1 |
1 |
Проверка знаний учащихся |
май |
Итого |
72 |
19 |
53 |
Список литературы для учителя
1.Высотская М.В. Экология 9 кл. Элективные курсы. - Волгоград; Учитель, 2007
2.Малашенков М.Л. Предметная неделя биологии в школе. - Волгоград; Корифей, 2006
3.Научно-методический журнал. Новое образование №1,2,3,4 2005-2009
4.Научно-практический журнал. Завуч. Управление современной школой №2,2006
5.Заир-бек С.И. Развитие критического мышления. -М; Просвещение, 2004
6.Ковриго Н.М. Школа здоровья. Учебно-методическое пособие. Выпуск 1; -ИУУ, 2001
7.Сухова Т.С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения М; Вентана- Граф, 2006
8.Сычева А.Г. Восхождение к здоровью. - Москва; Диля, 2000.
9.Фостер В.В. Новый старт. пер. с англ.-Заокский; -Источник жизни, 1998
10.Черникова Т.В. Профильное обучение. Программы элективных курсов здоров. направлен. - М; Твореский центр, 2006
Список литературы для учащихся
1. Кирчакова т.В. Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. - Ижевск, 1999
2. Кудашева В.А. Чудесная диета. Книга для учащихся - М; просвещение, 1991
3. Салютин С.Н. Как сохранить молодость и здоровье. - ИК «Комплект», 1997
Учащимся предлагаются следующие темы для презентаций:
Курение сокращает вашу жизнь. |
Алкоголь разрушает человека |
О вреде токсинов и наркотиков |
В человеке должно быть все прекрасно |
Домашние средства ухода за телом |
Баня правит, баня лечит. |
О здоровом питании |
О правилах общения |
О правилах долголетия |
Профессии, связанные с биологией |