Тема: М. Ю. Лермонтов. Философский характер лирики поэта. "Выхожу один я на дорогу…"

0
0
Материал опубликован 16 February в группе

Конспект урока по литературе в 9 классе

Тема: М. Ю. Лермонтов. Философский характер лирики поэта. "Выхожу один я на дорогу…" (по учебнику под ред. В.Я. Коровиной, 2016 г., ч. 1)

Цель урока:

Обучающая:

Познакомить учащихся с философским характером лирики М. Ю. Лермонтова на примере анализа стихотворения "Выхожу один я на дорогу…".

Развивающая:

Развивать навыки анализа лирического произведения, умение выявлять авторскую позицию, понимать философский подтекст, совершенствовать навыки выразительного чтения и устной речи.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к русской литературе, формировать нравственные ориентиры, осознание вечных вопросов бытия.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование:

Учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, 9 класс, часть 1 (2016).

Портрет М. Ю. Лермонтова.

Текст стихотворения "Выхожу один я на дорогу…" (распечатанный или спроецированный на экран).

Аудиозапись стихотворения.

Ход урока:


I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Организация внимания.

II. Актуализация знаний.

Беседа:

Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова вам известны?

Какие темы затрагивал поэт в своих произведениях? (Любовь, одиночество, природа, родина, бунт, Бог и т.д.).

Как вы думаете, почему Лермонтова называют поэтом-философом? Что значит философская лирика? (Краткое обсуждение, подведение к определению философской лирики).

Определение философской лирики: Лирика, в которой автор размышляет о вечных вопросах бытия: жизни и смерти, смысле существования, месте человека в мире, добре и зле.

III. Целеполагание и мотивация.

Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашей работы сегодня. (Учащиеся предлагают варианты).

Сегодня мы познакомимся со стихотворением "Выхожу один я на дорогу…" и попытаемся понять философский характер поэзии Лермонтова, постигнуть глубину его размышлений о жизни и смерти, одиночестве и гармонии.

IV. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя о стихотворении:

Стихотворение "Выхожу один я на дорогу…" является одним из самых известных и глубоких произведений Лермонтова. Оно написано незадолго до смерти поэта, в 1841 году. Это размышление о жизни и смерти, о месте человека в мире, о стремлении к покою и гармонии.

Первичное восприятие текста:

Выразительное чтение стихотворения учителем или прослушивание аудиозаписи.

Стихотворение "Выхожу один я на дорогу…" Михаила Юрьевича Лермонтова:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит. ​​​​​​​

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.


Первичные впечатления учащихся. Что почувствовали, услышав стихотворение? Какие образы возникли?

Анализ стихотворения:

Строфа 1:

Одиночество лирического героя. Каково его состояние? (Тоска, бессонница, размышления).

Символика дороги. Что она может означать в контексте стихотворения? (Жизненный путь).

Какие изобразительные средства использует автор? (Эпитеты: "кремнистый путь").

Строфа 2:

Описание природы. Какую роль она играет в стихотворении? (Контраст между внутренним состоянием героя и гармонией природы).

Что означает "пустыня внемлет Богу"? (Природа – близость к Богу, к истине).

Используется ли олицетворение? (Звезда с звездою говорит)

Строфы 3 и 4:

Чего жаждет лирический герой? (Забвения, покоя, тишины).

Смысл противопоставления: "Но не тем сном… хотел бы я заснуть". Каким сном он не хочет заснуть? (Сном смерти, забвением).

Что подразумевает "чтоб жизнь во мне играла"? (Полнокровная жизнь, наполненная смыслом).

Что такое томительная боль? (Духовные страдания)

Найдите анафору в стихотворении. Какую роль она играет?

Беседа об основных темах и идеях стихотворения (3 минуты):

Какие философские вопросы затрагивает Лермонтов в этом стихотворении? (Смысл жизни, одиночество, смерть, вера, гармония).

Как лирический герой относится к жизни и смерти? (Он страдает от одиночества, от непонимания, стремится к гармонии, но боится забвения.).

В чем заключается трагизм мироощущения Лермонтова? (В осознании противоречий между идеалом и реальностью, между желанием покоя и стремлением к деятельности).

V. Закрепление материала.

Работа в группах:

Разделить класс на группы.

Каждая группа получает задание:

Группа 1: Выписать из стихотворения ключевые слова и фразы, отражающие настроение одиночества и тоски.

Группа 2: Выписать из стихотворения ключевые слова и фразы, отражающие красоту и гармонию природы.

Группа 3: Найти изобразительные средства, с помощью которых Лермонтов передает свои чувства и мысли (метафоры, эпитеты, олицетворения).

Представление результатов работы каждой группы.

Мини-дискуссия:

Согласны ли вы с тем, что стихотворение "Выхожу один я на дорогу…" носит философский характер? Обоснуйте свое мнение.

Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение? Актуально ли оно сегодня?

VI. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было самым интересным?

Что показалось сложным?

Как изменилось ваше отношение к творчеству Лермонтова после анализа стихотворения?

VII. Домашнее задание:

Письменно ответить на вопрос: "В чем актуальность философской лирики Лермонтова для современного читателя?".



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.