Тема: М. Ю. Лермонтов. Философский характер лирики поэта. "Выхожу один я на дорогу…"
Конспект урока по литературе в 9 классе
Тема: М. Ю. Лермонтов. Философский характер лирики поэта. "Выхожу один я на дорогу…" (по учебнику под ред. В.Я. Коровиной, 2016 г., ч. 1)
Цель урока:
Обучающая:
Познакомить учащихся с философским характером лирики М. Ю. Лермонтова на примере анализа стихотворения "Выхожу один я на дорогу…".
Развивающая:
Развивать навыки анализа лирического произведения, умение выявлять авторскую позицию, понимать философский подтекст, совершенствовать навыки выразительного чтения и устной речи.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к русской литературе, формировать нравственные ориентиры, осознание вечных вопросов бытия.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование:
Учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, 9 класс, часть 1 (2016).
Портрет М. Ю. Лермонтова.
Текст стихотворения "Выхожу один я на дорогу…" (распечатанный или спроецированный на экран).
Аудиозапись стихотворения.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Организация внимания.
II. Актуализация знаний.
Беседа:
Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова вам известны?
Какие темы затрагивал поэт в своих произведениях? (Любовь, одиночество, природа, родина, бунт, Бог и т.д.).
Как вы думаете, почему Лермонтова называют поэтом-философом? Что значит философская лирика? (Краткое обсуждение, подведение к определению философской лирики).
Определение философской лирики: Лирика, в которой автор размышляет о вечных вопросах бытия: жизни и смерти, смысле существования, месте человека в мире, добре и зле.
III. Целеполагание и мотивация.
Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашей работы сегодня. (Учащиеся предлагают варианты).
Сегодня мы познакомимся со стихотворением "Выхожу один я на дорогу…" и попытаемся понять философский характер поэзии Лермонтова, постигнуть глубину его размышлений о жизни и смерти, одиночестве и гармонии.
IV. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя о стихотворении:
Стихотворение "Выхожу один я на дорогу…" является одним из самых известных и глубоких произведений Лермонтова. Оно написано незадолго до смерти поэта, в 1841 году. Это размышление о жизни и смерти, о месте человека в мире, о стремлении к покою и гармонии.
Первичное восприятие текста:
Выразительное чтение стихотворения учителем или прослушивание аудиозаписи.
Стихотворение "Выхожу один я на дорогу…" Михаила Юрьевича Лермонтова:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Первичные впечатления учащихся. Что почувствовали, услышав стихотворение? Какие образы возникли?
Анализ стихотворения:
Строфа 1:
Одиночество лирического героя. Каково его состояние? (Тоска, бессонница, размышления).
Символика дороги. Что она может означать в контексте стихотворения? (Жизненный путь).
Какие изобразительные средства использует автор? (Эпитеты: "кремнистый путь").
Строфа 2:
Описание природы. Какую роль она играет в стихотворении? (Контраст между внутренним состоянием героя и гармонией природы).
Что означает "пустыня внемлет Богу"? (Природа – близость к Богу, к истине).
Используется ли олицетворение? (Звезда с звездою говорит)
Строфы 3 и 4:
Чего жаждет лирический герой? (Забвения, покоя, тишины).
Смысл противопоставления: "Но не тем сном… хотел бы я заснуть". Каким сном он не хочет заснуть? (Сном смерти, забвением).
Что подразумевает "чтоб жизнь во мне играла"? (Полнокровная жизнь, наполненная смыслом).
Что такое томительная боль? (Духовные страдания)
Найдите анафору в стихотворении. Какую роль она играет?
Беседа об основных темах и идеях стихотворения (3 минуты):
Какие философские вопросы затрагивает Лермонтов в этом стихотворении? (Смысл жизни, одиночество, смерть, вера, гармония).
Как лирический герой относится к жизни и смерти? (Он страдает от одиночества, от непонимания, стремится к гармонии, но боится забвения.).
В чем заключается трагизм мироощущения Лермонтова? (В осознании противоречий между идеалом и реальностью, между желанием покоя и стремлением к деятельности).
V. Закрепление материала.
Работа в группах:
Разделить класс на группы.
Каждая группа получает задание:
Группа 1: Выписать из стихотворения ключевые слова и фразы, отражающие настроение одиночества и тоски.
Группа 2: Выписать из стихотворения ключевые слова и фразы, отражающие красоту и гармонию природы.
Группа 3: Найти изобразительные средства, с помощью которых Лермонтов передает свои чувства и мысли (метафоры, эпитеты, олицетворения).
Представление результатов работы каждой группы.
Мини-дискуссия:
Согласны ли вы с тем, что стихотворение "Выхожу один я на дорогу…" носит философский характер? Обоснуйте свое мнение.
Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение? Актуально ли оно сегодня?
VI. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Что было самым интересным?
Что показалось сложным?
Как изменилось ваше отношение к творчеству Лермонтова после анализа стихотворения?
VII. Домашнее задание:
Письменно ответить на вопрос: "В чем актуальность философской лирики Лермонтова для современного читателя?".