Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Я в мире вечный странник..» (по лирике М. Ю. Лермонтова)
Тема урока: «Я в мире вечный странник...»
(интегрированный урок литературы и географии)
Работа в группах (3 группы учащихся)
Здравствуйте, ребята, коллеги! Мы рады видеть вас на нашем уроке. Ребята, мы очень надеемся на плодотворное сотрудничество, хорошую работу на уроке. Обратите, пожалуйста, внимание на слайды и определите героев нашего урока, а он у нас сегодня необычный: на нем мы объединили два предмета: географию и литературу. Воет ветер и свистит пред недальной грозой;
По морю, на тёмный восток,
Озаряемый молньей, кидаем волной,
Несется неверный челнок.
Это строки великого русского поэта, который прожил всего 26 лет, но навсегда вписал свое имя в историю русской классической литературы... Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему, и это.... ( М.Ю.Лермонтов) - О каком природном явлении повествует нам автор? (о ветре) - Так кто же они - герои нашего урока? - Что общего между ними? Что их объединяет?
Подобно ветру, М.Ю. Лермонтов называл себя вечным странником.
Поэтому тема нашего урока сегодня «Я в мире вечный странник...» по одноименному названию выставки. Но у понятия «странник» несколько значений:
- странствующий человек, обычно бездомный, одинокий, гонимый, пребывающий в качестве изгнанника, бесприютный; - тот, кто странствует, путешественник; - тот, кто не может определить себе места в жизни, странствие без цели, бродячий образ жизни, скитальчество; - человек, ходящий по святым местам; - тот, кто постоянно перемещается, передвигается, долго не может быть на одном месте.
- Какие соответствуют нашим героям? - Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Что мы должны узнать? С чем познакомиться? - По каким признакам мы можем ощутить движение воздуха?
(движение облаков, шелест листвы, рябь на воде и т.п.)
- В каких направлениях может перемещаться воздух?
(вертикальном и горизонтальном)
В нашей жизни мы чаще обращаем внимание на горизонтальное перемещение воздуха в приземистом слое атмосферы. Как называется данное явление? (ветер) - Сформулируйте определение данного понятия.
(ветер - перемещение воздуха в горизонтальном направлении) Многие художники отражали в своих произведениях это интересное природное явление. Давайте попробуем составить художественное описание ветра, запечатленного на репродукциях И.К. Айвазовского, И.А. Левитана, А.А. Рылова. Составить художественное описание ветра вам помогут опорные слова - это объекты наблюдения, подберите к ним прилагательные или глаголы, чтобы получилось словесное описание ветра.
Картина «Свежий ветер»:
- чайки (играющие в воде);
- облака (белые пушистые);
- дым (развевающийся от ветра, слегка отклоняющийся);
- небо (нежно - голубое);
- волны (водная рябь);
- легкий ветер (прохладное движение в жаркий летний день охлаждает воздух и спасает от невыносимого зноя) Картина «Зеленый шум»:
А.Рылов изобразил сильный ветер на картине, отклоняя ветви деревьев на переднем плане. На заднем плане картины мы видим реку, поверхность которой неспокойна, волнуется. На плывущих по реке кораблях туго натянуты паруса. - деревья (гнущиеся под порывами ветра); - облака (тяжелые кучевые); - листья (срывающиеся с деревьев); - паруса на кораблях (туго натянуты). Картина «Девятый вал»:
-небо (низкое, видимость плохая); -волны (-высокие, вздымающиеся до небес, гребни волн опрокидываются, с пеной); -моряки (пытающиеся удержаться на обломках мачт); -корабль (разбитый);
громадная девятая волна (по народным представлениям, самая сильная и опасная волна во время морской бури.
- Подчеркните те прилагательные, которые подходят для определения силы ветра на вашей репродукции: слабый, сильный, тихий, лёгкий, попутный, перелётный, свежий, тёплый, прохладный, жестокий, суровый, порывистый, шквалистый, штормовой, ураганный, страшный. Сильные ветры, дующие над морями и океанами, порождают высокие волны, сбивают с курса корабли, разрушают их, уносят людские жизни. На участках суши ветер может выдувать горные породы, вызывать разрушение почвы, пыльные бури. - От чего же зависит сила ветра, в чем причина образования ветров? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните следующее задание в рабочих - Используя инструктивную карточку, определите зависимость между атмосферным давлением, силой и скоростью ветра. - Определите причину возникновения ветра, для этого: а)определите различия в нагревании поверхности суши и моря и обозначьте области высокого и низкого давления; б)покажите стрелками направление ветра.
Как образуется ветер (инструктивная карточка)
Рассмотрим, что происходит в атмосфере в жаркий летний день. Открытое пространство, поверхность суши нагревается сильнее, чем поверхность над морем. Нагревшийся от земли теплый легкий воздух поднимается вверх, и над набережной формируется область пониженного атмосферного давления. Его место сразу занимает прохладный воздух с моря, где давление было выше, поэтому воздух перемещается в сторону суши. Возникает ветер.
- Что же заставляет воздух перемещаться? (разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности). А так как земная поверхность получает неравномерное количество солнечного тепла, неравномерно будет и распределение атмосферного давления у земной поверхности, что приводит к постоянному перемещению воздуха. - От чего зависит сила ветра и скорость его перемещения? (чем больше разница в давлении, тем больше скорость ветра)
Физкультминутка.
Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер невозможно представить, но вам удалось составить художественное описание ветра, запечатленного на репродукциях, благодаря объектам наблюдения. -А как удается поэтам передать в своих строках постоянное движение?
Рабочий лист №1. Стихотворение «Парус»
Краткая справка (сообщение подготовленного ученика)
Это стихотворение М.Ю. Лермонтов написал в 18 лет в Петербурге. Оно было опубликовано в 1841году в журнале «Отечественные записки». Летом 1832г. поэт оставляет учебу в Московском университете и перебирается в Петербург пополнить ряды студентов. Попытка оказалась безуспешной. Поэт в одиночестве бродит по городу, размышляет о будущем. В письме Марии Александровне Лопухиной (адресат его писем, часто отправлял ей свои стихи) признается: «впереди ничего утешительного». Поэт пишет о себе, своем одиночестве, душа жаждет бури.
В 1832г. ей читает текст этого стихотворения. Название – метафорическое обозначение жизни поэта.
-Выразительное чтение стихотворения.
-Какие картины представляются при чтении?
-Какие образы присутствуют в стихотворении? (Зачитать примеры)
Образ моря, паруса. Образ ветра.
-Какими они показаны в мире природы и в мире людей? Вывод. Таким образом, в стихотворении поэт, рисуя морской пейзаж, совмещает несовместимое – картины бури и штиля на море.
Учитель: это стихотворение Лермонтова о самом себе, поэт всегда оставался одиноким и мятежным, а его душа, полная тревог, жаждала бури.
Слово буря в словаре Лермонтова встречается 131 раз в разных значениях.
Рабочий лист № 2. Стихотворение «Тучи».
Краткая справка (сообщение подготовленного ученика)
Это стихотворение написано в 1840г. М. Ю. Лермонтов написал его в день отъезда в ссылку на Кавказ. На квартире у писателя Карамзина собрались друзья поэта, чтобы проститься с ним. Лермонтов слагал стихотворение стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Невою и Летним садом. Затем оглядел всех грустным взглядом. Его глаза были влажные от слез. -Основной прием – противопоставление. Вторая строфа – риторические вопросы Свободному странничеству … противопоставлено изгнанничество героя.
-Выразительное чтение стихотворения.
-Как вы представляете картину, нарисованную поэтом в стихотворении? Кто гонит тучи? (ветер)
-А в мире людей кто гонит лирического героя? Зачитайте (зависть, злоба, клевета).
Тучки у поэта – вечные странники.
-Кто странник Лермонтова? (странник поневоле)
Последняя строка. Нет у вас родины, нет вам изгнания. Значение этого слова.
-В чем сходство и различие между судьбой поэта и судьбой туч?
Главный вывод: стихотворение построено на фольклорном приёме – приёме противопоставления. Свободному странничеству туч противопоставлено невольное изгнанничество героя.
Учитель: странник Лермонтова не знает надежды на возвращение, его подстерегают опасности. Странничество несет оттенок скитальничества (злая судьба). Вспомним биографию поэта: он странник поневоле, изгнанник. С болью покидает родину, отправляясь в изгнание.
Рабочий лист № 3. Стихотворение «Листок»
Краткая справка (сообщение подготовленного ученика) История стихотворения связана с жизнью Лермонтова. Оно написано в 1841г., когда поэт возвращался на Кавказ после отпуска. Он думал о смысле жизни. Стихотворение проникнуто грустью, разочарованием. Отрыв героя от корней. Лирический герой одинок в чужом краю, обществе. Используются предложения с прямой речью. Выросший в «суровой отчизне» и гонимый «жестокою бурей» - символ трагического одиночества человека в мире.
-Выразительное чтение стихотворения.
-Назовите ключевые образы стихотворения?
-Какое горе пережил?
-По своей ли воле странствует?
-Как вы думаете, продолжится его странничество?
Финал стихотворения открытый. Дальше лететь некуда. Дальше – море. Оно дает жизнь чинаре, а листку – гибель.
Вывод. Выросший в «суровой отчизне» и гонимый «жестокой бурей» - символ трагического одиночества человека в мире.
Учитель: в движении на юг листка выявляется автобиографический момент изгнанничества. - Что объединяет все стихотворения? (мотив одиночества, вечный странник, изгнанник. - По каким причинам ветер и Лермонтов – вечные странники?
Рефлексия. - Что узнали нового? - Что удивило? - Чему научились?
Домашнее задание. Творческое задание. Написать рассказ от имени листка о его путешествии к Черному морю из «отчизны суровой».
Селиванова Галина Геннадьевна
Галина Меркулова