Предварительный просмотр презентации
Сидорова Наталья Александровна Учитель математики МОБУ «Городская классическая гимназия» ГО «город Якутск»
УМК Математика. Никольский С.М. и др. 5 класс Тема : «Математическое путешествие по Якутии» Цель урока: Развитие вычислительных навыков, навыков устного счета, навыков решения уравнений; Совершенствовать вычислительные навыки, используя исторические данные родного края Умение решать задачи с историческими данными родного края Развивать внимание и логическое мышление. Задачи: формировать вычислительные навыки через интерес к истории родного края развивать математическую речь и углублять знания детей об историческом прошлом нашей Родины; воспитывать познавательную инициативу в учебном сотрудничестве и патриотические чувства как важнейшие духовно- нравственные ценности
Этап 1. Организационный момент. Учитель: Я узнала, что у меня Есть огромная родня И тропинка, и лесок В поле-каждый колосок Речка, небо надо мною Это все мое родное. Ребята, это стихотворение о Родине. Родина есть большая и малая. Большая родина – это наша огромная страна. А как называется страна, в которой мы живем? Дети: Россия. Учитель: Правильно. У каждого человека есть место, где он родился, где живут его родители, друзья, родные – это малая родина. Рассмотрите карту где изображена наша республика?
Этап 2.Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся. Учитель: как вы догадались, что это наша республика? (ответы детей) Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие по нашему региону, будем не только совершенствовать умения решать задачи и развивать вычислительные навыки, но и узнаем много интересного и познавательного из истории нашей малой Родины. Давайте определим цель нашего урока.(ответы детей) Учитель: Пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи и успехов. Помните: рядом с вами всегда находится плечо друга, который поможет вам в трудную минуту. Вы сегодня будете оценивать свой труд -монетками, жёлтыми если ответ правильный, красными если возникли затруднения. Учитель: в детстве, когда интернета не было, я узнала историю нашей республики из старого письма, которое писала еще моя прапрабабушка своей подруге. Посмотрите, какое оно старинное, в виде треугольника. На партах лежат белые листочки. Давайте сделаем такое письмо. Развернём его и посчитаем сколько треугольников получилось? Дети: 10. Учитель: На конверт вы будете наклеивать звездочки за решённое задание. (Оценивают знания) Готовы отправиться в виртуальную экскурсию «Моя Якутия», познакомимся с историей, расположением, памятными местами, традициями? Тогда поехали!
Учитель: Респу́блика Саха́ (Яку́тия) — самый большой по площади субъект Российской Федерации, республика в её составе, а также самая большая административно-территориальная единица в мире. По размеру территории Якутия превосходит Аргентину — восьмое государство в мире по площади. Однако население республики меньше одного миллиона человек, что делает плотность населения в ней одной из самых низких в России. Также является одним из самых суровых мест в мире в климатическом отношении: здесь расположен полюс холода Северного полушария. Учитель: Респу́блика Саха́ (Яку́тия) — самый большой по площади субъект Российской Федерации, республика в её составе, а также самая большая административно-территориальная единица в мире. По размеру территории Якутия превосходит Аргентину — восьмое государство в мире по площади. Однако население республики меньше одного миллиона человек, что делает плотность населения в ней одной из самых низких в России. Также является одним из самых суровых мест в мире в климатическом отношении: здесь расположен полюс холода Северного полушария. Учитель: Давайте, для того чтобы ознакомится с основными сведения о нашей республике решим задачи: Сейчас 2022 год. В этом году отмечаем 390-летие вхождения Якутии в состав Российского государства. В каком году Якутия вошла в состав Российского государства? В каком году образован город Якутск, если число единиц – наименьшее четное число, число десятков на 1 больше, чем число единиц,, Число сотен в 2 раза больше, чем число десятков. Число тысяч является натуральным числом. Первое каменное здание в Якутии было построено в 1707 году. В каком веке было построено это здание? В 1949 году на Вилюе была открыта алмазоносная россыпь. Каким по счету был этот год от начала ХХ века? Сколько лет прошло со времени открытия до наших дней? Общая продолжительность зимы в Якутии составляет 159 дней. Начало зимы длится 39 дней. Коренная зима на 32 дня больше. Сколько времени длится перелом зимы? В Якутии весна длится 62 дня. Начало весны продолжается 29 дней. Конец весны длится на 13 дней меньше, чем начало. Сколько дней длится разгар весны? Лето в Якутии начинается с 22 мая. Начало лета длится 30 дней. Полное лето длится столько же , сколько и начало лета. Спад лета – на 2 дня меньше, чем полное лето. Какова общая продолжительность лета? В Якутии осень начинается с 18 августа и продолжается до 12 октября. Сколько дней длится осень в Якутии? Назовите дату национального праздника ысыах, если известно, что его отмечают 21 числа первого летнего месяца. в 1649 году и закончилась в 1653 году. Сколько дней длилась эта экспедиция? Природный парк Ленские столбы имеет длину 180000 м. Переведи эту величину в более крупную единицу измерения. Этап 3. Применение и совершенствование знаний
Этап 3. Физкультминутка Давай присядем столько раз, Сколько подснежников у нас. Сколько подснежников у нас, Столько мы подпрыгнем раз. (Перевод с якутского.)
Учитель: А сейчас, отгадав загадку, вы скажите, на чем расположен наш город? Учитель: А сейчас, отгадав загадку, вы скажите, на чем расположен наш город? Тихо между берегами Широка и глубока Наполняясь родниками Вдаль бежит, течет …. Дети: Река. Учитель: Правильно, а какая еще река есть у нас в городе? Дети: река Лена Учитель: Задача 1. Лена – самая длинная река Якутии. Ее длина 4400 км. Туристы прошли на лодках пятую часть ее длины. Сколько дней они плыли, если двигались со средней скоростью 8 км/ч и ежедневно находились в плавании по 5 ч. ? О чем говорится в задачах? Что известно о длине? Что необходимо найти в задаче? Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? Давайте составим краткую запись к задаче. (Один ребенок у доски) Прочитайте еще раз вопрос задачи. Что необходимо найти? Какое решение мы запишем? Запишите решение и ответ в тетради. Оцените себя. Учитель: Задача 2. Длина реки Лены 4400 км. Река Алдан на 2127 км короче, чем Лена. А река Вилюй на 377 км длиннее, чем Алдан. Какую длину имеет река Вилюй? Какая река короче? (решают самостоятельно) Этап 3. Применение и совершенствование знаний (продолжение)
Этап 5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Учитель: Ребятки, мы хотим побывать по всей республики, увидеть все его достопримечательности. Нам нужно выбрать самый быстрый транспорт и это будет самолет. Положите перед собой карту. (У каждого ученика есть карта Республики) Отправимся мы от города Якутска, пролетим до Оймякона (на полюсе холода), побываем в Чокурдахе (рыбу вкусную попробуем), потом в Вилюйске (посмотрим на реку вилюй) и вернемся в город Якутск. Найдите эти районы на своих картах, проведите линии от города Якутска до Оймякона, от Оймякона до Чокурдаха, от Чокурдаха до Вилюйска и от Вилюйска обратно до Города Якутска. На какую фигуру похож маршрут? (четырехугольник) Какие четырёхугольники вы знаете? Что такое прямоугольник? Посмотрите в карточку, найдите задачу. Чему равны стороны прямоугольника, который нужно начертить 10 и 4 см. Начертите прямоугольник со сторонами 10 см и 4 см. Почему названы размеры только двух сторон? Найдите периметр прямоугольника. Что такое периметр? С этим заданием мы справились, значит, мы успешно пролетели над районами.
Учитель: А сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку», наши с вами красивые здания и символы города, разрушились и нам нужно их восстановить. Вам нужно собрать из частей картинку, так чтобы она выглядела целой. (Дети в парах собирают картинки достопримечательностей, разрезанные на части) Учитель: А сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку», наши с вами красивые здания и символы города, разрушились и нам нужно их восстановить. Вам нужно собрать из частей картинку, так чтобы она выглядела целой. (Дети в парах собирают картинки достопримечательностей, разрезанные на части) Давайте посмотрим, что у вас получилось? Молодцы, ребята. Оцените себя. Учитель: Подходит к завершению путешествие и, чтобы удачно долететь до нашей школы, в самолете нам приготовили еще одно задание (карточки с задачей, где нужно исправить ошибки в решении). Ленские столбы – природный парк Якутии. Они начинаются по правому берегу Лены. Туристы отправились на Ленские столбы на теплоходе. Они преодолели путь длиной 225 км. Сколько дней плыли туристы, если двигались со скоростью 75 км/ч? 225 : 75= 3 (дня) Ответ 3 дня Дети исправляют ошибки (правильное решение – слайде, показываю после выполнения задания детьми). Давайте проверим. Оцените себя.
Этап 6. Рефлексия. Итог урока. Домашнее заданиеВашим домашним заданием будет составить задачу или уравнение, ответом которого будет являться любая дата (число) из истории республики. Учитель: Мы замечательно справились со всеми заданиями, благополучно вернулись назад. Как вы думаете, справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока? А какие задачи мы ставили? Мне бы хотелось узнать, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Каждый из вас вернулся с определенным багажом знаний, который мы сейчас и оценим. Оцените свою работу на уроке. Прикрепите звёздочки к письму. Какие мы все молодцы!