Тема: мировое хозяйство (4 класс)

1
0
Материал опубликован 22 August в группе

Тема: мировое хозяйство
(4 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические цели: помочь учащимся осознать, что все люди, живущие на Земле, объединены хозяйственными рыночными связями; создать у учеников первичные представления об основных экономических понятиях «труд», «деньги», «собственность», «доход»; сформировать первичное представление о товарно-денежном обмене, основах мирового хозяйства; ознакомить с одним из основных прав человека – правом на владение собственностью.

Задачи урока:

Предметные: выяснить, как хозяйства всех стран связаны друг с другом; доказать, что любой труд важен для общества; выяснить, что такое «собственность», «доход»; способствовать формированию у учащихся знаний об одном из основных прав человека – праве на владение собственностью – посредством обобщения наблюдений.

Метапредметные: самостоятельно осознают процесс обучения; развивают наблюдательность, монологическую речь, умение анализировать, делать выводы; развивают способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивают практические навыки, умение работать с дополнительной литературой, картой и другими источниками географической информации; умеют работать в группе.

Планируемые результаты: знают, что все люди, живущие на Земле, объединены хозяйственными рыночными отношениями; имеют первичные представления об основных экономических понятиях «труд», «деньги», «собственность», «доход»; знают об одном из основных прав человека – праве на владение собственностью.

Форма проведения: групповая работа.

Политическая карта, проектор, презентация, контурные карты, учебники, карточки с заданиями, оценочный лист.

Опережающее задание: подготовка мини-инсценировок, презентации об истории происхождения денег.

Организационная структура урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, чтобы работа на уроке шла успешно, мы разделились на группы. Вспомним правила совместной работы: работать дружно, слаженно. Быть внимательными друг к другу.

II. Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи.

Домашним заданием одной из групп была подготовка набора пустых упаковок от различных товаров, сделанных в разных странах.

Задания для групп.

1. Рассмотреть упаковки от различных товаров. Найти указание на страну-изготовителя.

2. Значком () отметить на контурной карте страны, в которых были сделаны или упакованы эти товары.

Что интересного вы заметили?

Каждая группа сообщает результаты своей работы. Класс отмечает, что дома можно найти товары из разных стран и частей света. Вместе с учащимися ставится проблема. Почему все эти вещи, сделанные в других странах, попали в наш дом? Благодаря чему это стало возможно? Проблема оформляется в виде опорных понятий и выражений, которые помогут учащимся активизировать необходимые знания.

Это мы знаем

Это мы не знаем

Домашнее хозяйство.

Люди разных профессий.

Страны мира

Почему все эти вещи, сделанные
в других странах, попали в наш дом?

Благодаря чему это стало возможно?

Прочитайте выражения в графе «Это мы знаем», раскройте смысл каждого выражения. Вспомните, что вы об этом знаете.

А чего мы не знаем?

III. Освоение нового материала.

Попробуем воспользоваться нашими знаниями. Мы знаем, что каждая семья ведет свое хозяйство. Опираясь на этот факт, можем ли мы предположить, что в каждом городе есть свое хозяйство? А в масштабах страны?

Игра «Найди пару».

Карточки на доске.

– Соедините название страны и предметы, с которыми она у вас ассоциируется.

Индия

Япония

Америка

Бразилия

t1755853189aa.png

Техника

Чай

Кофе

Джинсы

– С чем связаны особенности хозяйства каждой страны?

– Предположим, что страна расположена на берегу моря, океана. Какие профессии будут преобладать в этой стране?

– Если эта страна расположена в местах, богатых месторождениями железной руды, чем будут заниматься ее жители? Какие профессии будут преобладать?

– Но ведь они тоже любят рыбу, как же им быть? И что делать жителям приморских стран, ведь у них нет своего металла для изготовления консервных банок?

Вывод: странам, как и отдельным людям, трудно обойтись без помощи других стран. Следовательно, хозяйства всех стран связаны друг с другом.

Каждая группа получила навигационные карты, ответы на вопросы в этих картах мы получим в течение урока.

Задания по группам на карточках.

1-я группа. Найти понятие труд в словаре учебника.

2-я группа. Прочитать текст в учебнике (с. 98, 1-й абзац) и проверить, соответствуют ли выводы текстовой информации учебника нашим.

3-я группа. Разработать маршруты, учитывающие интересы туристов.

– Вы работаете в крупной туристической фирме, и вам необходимо разработать маршруты, которые учитывали бы интересы следующих групп туристов:

1) интересующиеся научно-производственными комплексами и новинками техники;

2) большие любители футбола;

3) любители замковой архитектуры;

4) изучающие древние цивилизации и желающие познакомиться со строительством пирамид.

Укажите на карте.

4-я группа. Разработать маршруты, учитывающие интересы туристов.

– Вы работаете в крупной туристической фирме, и вам необходимо разработать маршруты, которые учитывали бы интересы следующих групп туристов:

1) увлекающиеся подводной охотой;

2) любители экзотики и путешествий, связанных с преодолением трудностей;

3) предпочитающие сверхкомфортный отдых;

4) желающие посетить шумные и красочные праздники.

Укажите на карте.

Итог работы. Вернемся к вопросам, которые мы записали в графе «Это мы не знаем». Как бы вы теперь на них ответили?

Вывод 2-й группы о прочитанном.

Вы много узнали, много рассказали, предложили свои варианты решений. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Давайте посмотрим, как тесно взаимодействуют между собой все страны и государства.

Проверка заданий 3-й и 4-й групп.

t1755853189ab.png

«Минутка шалости».

Давайте немного отдохнем. Как только зазвучит музыка, вы можете делать все, что хотите: встать и потянуться, походить по классу, попрыгать, посмотреть в окно и т. д., но есть два условия: во-первых, нельзя мешать другим ученикам, а во-вторых, как только музыка стихнет, вы все сразу должны сесть на свои места.

Включается музыкальный фрагмент, и в течение нескольких минут учащиеся отдыхают.

IV. Расширение нового знания.

 Труд человека кормит, а лень портит.

 Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

 Землю красит солнце, а человека труд.

 Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

Что объединяет эти пословицы?

Труд, что это такое? (Ответ 1-й группы.)

– Как вы думаете, какое отношение понятие «труд» имеет к теме нашего урока?

– Какие профессии вам известны? Одинаково ли они важны для общества?

Вывод: любой труд важен для общества.

– Что люди делают с предметами, которые они предлагают?

Сценка (отрывок из сказки «Незнайка на Луне» Н. Носова).

Ведущий. Поднявшись из-за стола и помахав официанту на прощание ручкой, Незнайка отправился дальше, но официант быстро догнал его и, вежливо улыбнувшись, сказал…

Официант. Вы забыли, дорогой друг, о деньгах.

Незнайка (переспрашивает с приятной улыбкой на лице). О чем?

Официант. О деньгах, дорогой друг, о деньгах!

Незнайка. О каких, дорогой друг, деньгах?

Официант. Ну, вы же должны, дорогой друг, заплатить деньги.

Незнайка (растерянно произносит). Деньги? А что это, дорогой друг? Я, как бы это сказать, впервые слышу такое слово.

С какой проблемой столкнулся Незнайка, оказавшись на Луне?

Ученики объясняют, что он не знал, что такое деньги, поскольку в его городе их не было.

Попробуем и мы разобраться в том, что же такое деньги и зачем они нужны. Не только в сказочной стране, где жил Незнайка, но и в истории человечества был период, когда не было денег. Это было время первобытных племен. Позже, когда человек научился разводить скот и выращивать хлеб, возникла потребность в обмене продуктами человеческого труда. Посредниками в этом обмене стали купцы. Они искали товар, который мог бы меняться на все другие, то есть выполнял бы функцию денег.

Презентация учащихся одной из групп об истории происхождения денег (домашнее опережающее задание).

Задание по группам.

1-я группа. Прочитать фрагмент текста на с. 99 учебника и составить опорную схему «Какими должны быть деньги».

2-я группа. Выбрать из предложенных карточек только те, которые указывают, что предмет можно использовать как деньги.

3-я и 4-я группы. Записать в таблицу преимущества и недостатки перечисленных предметов, использующихся в качестве денег.

Предмет

Преимущество

Недостаток

Мешок с зерном



Шкура животного



Серебряная монета



Лошадь



– Деньгами сейчас измеряется и труд людей. Как вы думаете, что это значит?

– Подумайте и скажите, от каких слов образовалось слово «зарплата»?

Запись на доске:

зарплата – заработная плата – плата за работу

– Опираясь на опыт своей семьи, подумайте и скажите, за что человек может получить деньги? А как это сказать одним словом?

– Все деньги, которые появляются у человека в результате его деятельности, называются доходом.

– Хорошо ли для семьи, если ее доходы растут? Получается, что за любые действия человек должен брать деньги, увеличивая тем самым доход семьи?

Работа с фрагментом текста по группам (с. 100–101).

Задание для работы:

1-я группа. Прочитайте фрагмент текста и найдите ответы на вопросы:

 Что люди могут назвать своей собственностью?

 Определите ключевые признаки понятия «собственность».

 Обсудите в группе, почему право на собственность – одно из важнейших прав человека.

 Вы едете в школу на автобусе, то есть используете его. Является ли автобус вашей собственностью?

2-я группа. Прочитайте фрагмент текста и найдите ответы на вопросы:

 Что люди могут назвать своей собственностью?

 Определите ключевые признаки понятия «собственность».

 Обсудите в группе, почему право на собственность – одно из важнейших прав человека.

 Родители откладывали деньги на компьютер. Когда компьютер был куплен, им пользовалась вся семья. Кто же является собственником?

3-я группа. Прочитайте фрагмент текста и найдите ответы на вопросы:

 Что люди могут назвать своей собственностью?

 Определите ключевые признаки понятия «собственность».

 Обсудите в группе, почему право на собственность – одно из важнейших прав человека.

 Родители подарили тебе на день рождения роликовые коньки. Можешь ли ты дать покататься на них своему другу?

4-я группа. Прочитайте фрагмент текста и найдите ответы на вопросы:

 Что люди могут назвать своей собственностью?

 Определите ключевые признаки понятия «собственность».

 Обсудите в группе, почему право на собственность – одно из важнейших прав человека.

 Можешь ли ты подарить коньки своему другу?

V. Самостоятельное применение и использование полученных знаний.

Задания:

1. Закончить фразы, вставив подходящие по смыслу слова.

Все, что необходимо человеку для жизни, он создает своим ________________________ .

Предмет, на который можно обменять все товары, называется ___________________ .

Плата за работу в виде _____________________ называется ______________________ .

2. Придумать и описать ситуацию, к которой можно применять эту схему:

труд доход собственность

Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, в жизни?

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Что такое мировое хозяйство?

– Какую роль оно играет для человека?

Заполнение оценочного листа учащимися (Приложение). Самоанализ учащихся.

– Пока вы заполняете листы, прослушайте оценки.

Домашнее задание: подумать дома и ответить на третий вопрос карточки; выполнить задание в рабочей тетради.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.