12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна494
Я начала работать в 20 веке, а сейчас работать стало интереснее! Вот так!
Россия, Вологодская обл., Череповец

Тема: Африкой- самая отсталая часть мирового хозяйства.

Девиз урока: «Кто же, если не мы? 

 Когда же, если не сейчас?»

Цель: создание условий для развития у учащихся самообразовательной активности, направленной на усвоении способов знаний из различных источников информации.

Задачи урока:

- образовательные: создать условия для формирования особенности географического положения, природно-ресурсным потенциалом региона, особенностями населения Африки; хозяйства.

-развивающиеся: помочь в формировании навыков планирования, рефлексии, сравнений, обобщений.

- воспитательные: способности самостоятельно выполнять задания и нести ответственность за результаты своего труда; культура межличностных отношений во время работы парами; стимулировать стремление к использованию современных источников информации в самостоятельной работы.

Оборудование: мультимедийная установка, атлас

Форма организации: самостоятельной познавательной деятельности учащихся – индивидуальная.

Ход урока

Структура урока:

Вы сегодня «журналисты» разных издательств (по необходимости можно придумать название вашего издательства)

Вам дается время узнать об этом регионе из разных источников географической информации. Билетом вам будет служить задание вашего издательства.

В течений урока учащиеся работают самостоятельно, подбирая материал и систематизируя его для выступления. Преподаватель по мере необходимости помогает и направляет работу, т.е. выступает в роли консультанта.

Инструкция для самостоятельной работы:

Найти ответы на вопросы, поставленные в тексте учебника.

Подобрать нужные для ответа карты атласа.

Использовать для составления отчета различную дополнительную литературу?

План.

п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

Организационный момент

Приветствие, проверка рабочего места, контроль правильности осанки.

Студенты проверяют оформление рабочего места.

2

Целеполагания

Называет тему урока и предлагает определить для себя цели урока:

Знать: определить, что является основным в политическом и экономическом положений Африки; оценить природно-ресурсный потенциал для развития экономики; особенности населения и хозяйства.

Уметь: анализировать картографические и статистические материалы, вести работу над умениями: слушать, вести конспект, оформлять ответы отдельных студентов в виде единого ответа.

Записывают тему урока в тетради, определяют и записывают цели: знать: определить, что является основным в политическом и экономическом положений Африки; оценить природно-ресурсный потенциал для развития экономики; особенности населения и хозяйства.

Уметь: анализировать картографические и статистические материалы, вести работу над умениями: слушать, вести конспект, оформлять ответы отдельных студентов в виде единого ответа.

3

Мотивация

Почему развивающиеся страны Африки-наиболее отсталая часть мирового сообщества?

Как проявляется наследие колониализма в географии их хозяйства?

Какие африканские страны в наибольшей степени вовлечены в международное разделение труда?

Для ответа на эти вопросы мы познакомимся с Африкой- самой отсталой частью мирового хозяйства.

Предположения студентов.

4

Изучение нового материала

Группа делится по парно выполняя задания- карточки. Используя текст учебника, дома выполняют задания Блока самостоятельных решений

 
 

задания- карточки

Проанализируйте политическую карту Африки. Используя текст учебника, карты и материалы средств массовой информации,

Задание №1 Блок самостоятельных решений.

 

задания- карточки

Представьте ответ на вопрос: «Почему Африка богатая природными ресурсами является самой отсталой частью мирового хозяйства?»

Задание №2 Блок самостоятельных решений

 

задания- карточки

Проанализируйте природно-ресурсный потенциал региона.

Задание № 3 Блок самостоятельных решений

 

задания- карточки

Подготовьте выступление на тему: Особенности населения Африки- в виде схемы.

Задание №6 Блок самостоятельных решений

 

задания- карточки

Какими особенностями характеризуется сельское хозяйство африканских стран? В чем определяется черты его моно культурности и каковы истоки этого явления?

Задание №8 Блок самостоятельных решений

 

задания- карточки

«Блеск алмазов африканских стран»

Задание №7 Блок самостоятельных решений

 

задания- карточки

«Городской взрыв африканских стран»

Задание № 5 Блок самостоятельных решений

 

задания- карточки

Как по- вашему, что нужно предпринять для предотвращения в будущем повторения «сахельской трагедии»?

Задание № 10 Блок самостоятельных решений

 

задания- карточки

В чем проявляются колониальные черты современной транспортной сети африканских стран?

Задание №11 Блок самостоятельных решений

 

задания- карточки

Как выглядит структура экспорта и импорта африканских стран?

Задание: Составьте картосхему производства и направлений вывоза важнейших экспортных товаров стран Африки.

5

Закрепление новых знаний

Тест- презентация по теме урока.

Выполнение теста

6

Рефлексия

Вспомните цели и задачи урока и удалось ли их выполнить. С какими трудностями вы столкнулись? Как вы смогли преодолеть? Довольны ли вы результатами своей работы?

 

7

Домашнее задание

Учебник Максаковского В.П. География 10-11 кл. стр 300-301

Задание № 12 Блок самостоятельных решений

Задание № 9 Блок самостоятельных решений

 

Дополнительный материал.

Формирование политической карты Африки.

В давние времена государства на терри­тории Африки не имели четких границ. Раздел территории начался ь основном во время колонизации материка европейскими государствами и закончился только во второй половине XX в. Очертания границ, пред­ставляющие собой прямые линии, напоминают о колониальном прошлом Африки. Колонизаторы делили Африку не по месту проживания народов, а исходя из своих интересов.

В 1950 г. на территории Африки было только четыре независимых госу­дарства: Египет, Эфиопия, Либерия и Южно-Африканская Республика. С середины XX в. началось активное освобождение африканских госу­дарств от колониального рабства. В течение 1960 года, который называют «Годом Африки», освободились 17 стран материка. В настоящее время на территории Африки все 53 страны суверенны. Зависимые территории остались только на некоторых островах.


 

Динамика роста населения Для Африки характерна высокая рождаемость и смертность, низкая продолжительность жизни. Длительное время Африка отличалась низким естественным приростом. Настоящий демографический взрыв произошел в Африке во второй половине ХХ в. В начале ХХI в. население превысило 900 млн человек. По сравнению с 1950 г. ХХ в. население Африки увеличилось более чем в 4 раза. Ежегодный прирост населения Африки достигает 3 %. Африка — материк, население которого растет самыми быстрыми темпами на Земле. Низкий уровень жизни и медицинского обслуживания, болезни определяют высокую смертность и низкую продолжительность жизни африканцев. Рост населения усиливает влияние человека на природу, увеличивает удельный вес детей в численности населения, обостряет проблемы занятости, обеспечения продовольствием, здоровья людей.

Урбанизация населения Африки характеризуется самым низким в мире уровнем и самыми высокими темпами. По доле городского населения (около 30%) Африка значительно уступает другим регионам.

Темпы урбанизации в Африке приобрели характер «городского взрыва». Население некоторых городов удваивается каждые 10 лет. Но урбанизация здесь имеет ряд особенностей:

растут в основном столичные города и «экономические столицы»; формирование городских агломераций только начинается (число городов – миллионеров – 24);

урбанизация часто носит характер «ложной урбанизации», что приводит к негативным социально-экономическим и экологическим последствиям.

Ярким примером урбанизации «по-африкански» является город Лагос в Нигерии. Этот город долгое время был столицей государства. В 1950 году его население составляло 300 тыс чел, а ныне – 12,5 млн. Условия жизни в этом перенаселенном городе настолько неблагоприятны, что в 1992 году столица была перенесена в Абуджу.

Ведущая отрасль сельского хозяйства Африки - растениеводство. В структуре растениеводства выделяются два направления: производство продовольственных культур для местного потребления и производство экспортных культур.

К культурам, потребляемым в странах Африки, относятся просо, сорго, рис, пшеница, кукуруза, маниок (или кассава), ямс и сладкий картофель (батат).

Основные зерновые культуры африканского континента — просо и сорго, возделываются почти повсеместно. Кукуруза - главная продовольственная культура зоны саванн. Посевы пшеницы сосредоточены в Северной Африке и в ЮАР. Рис в основном выращивают в хорошо увлажненных районах Восточной Африки (долина Нила, на Мадагаскаре и др.). Масштабы производства пшеницы и риса не покрывают внутренних потребностей региона, поэтому многие страны Африки пшеницу и рис импортируют.

Сельское хозяйство Африки в международном географическом разделении труда представлено в первую очередь отраслями тропического и субтропического земледелия. Африка выделяется производством какао-бобов (60%), маниока (42%), сизали (41%), пальмовых орехов (39%), арахиса (27%), кофе (22%), проса и сорго (20%), оливок (16%), чая (12%). Африканские страны также крупные экспортеры цитрусовых, виноградных вин, табака, тропической древесины.

Животноводство в регионе носит подчиненный по отношению к земледелию характер, за исключением стран, где земледелие ограничено естественными природными условиями (Мавритания, Сомали, Лесото и др.). Животноводство отличается малой продуктивностью (вследствие низкой породистости). Оно опирается на отсталую производственно-техническую базу.

Преобладает кочевое, полукочевое и отгонно-пастбищное животноводство. Главные отрасли животноводства — овцеводство (шерстного и мясошерстного направления), скотоводство (преимущественно мясного направления), верблюдоводство.

Большие трудности сельское хозяйство испытывает из-за периодических засух, болезней скота (муха це-це) и других негативных явлений.

Опустынивание и обезлесивание приняли для Африки характер экологических катастроф. Главный район засух и опустынивания – зона Сахеля, протянувшаяся вдоль южных границ Сахары от Мавритании до Эфиопии по территории десяти стран. Эта зона знаменита тем, что в период с 1968 по 1974 год здесь не выпало ни одного дождя, а в 80-х годах засухи неоднократно повторялись. Сахель превратилась в зону выжженной земли, а это явление стали называть «сахельской трагедией».

Продукция добывающей промышленности имеет ярко выраженную экспортную направленность, т.е. слабую связь с местной обрабатывающей промышленностью. Это связано с тем, что отрасли обрабатывающей промышленности в большинстве стран находятся на стадии зарождения.

Среди отраслей обрабатывающей промышленности наибольшее развитие получили текстильная и пищевая. Ведущие отрасли текстильной промышленности - производство хлопчатобумажных тканей (АРЕ, Судан, Алжир), пищевой — производство растительных масел (пальмового, арахисового, оливкового), кофе, какао, сахара, виноделие, рыбных консервов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Администратор Модератор
Комментарий был удалён пользователем 06 ноя 2018 в 10:33
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.