"Тема непобежденного Ленинграда в поэзии Ольги Берггольц».
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №358 Московского района
Санкт-Петербурга
"Тема непобежденного Ленинграда в поэзии Ольги Берггольц».
Выполнила работу
Плешкова Ольга, ученица 8 класса
Учитель русского языка и литературы,
Сидорова Ольга Юрьевна
Санкт-Петербург 2022
Оглавление.
1. Вводная часть. Поэзия Ольги Берггольц.
2. Основная часть. Жизни и творчество Ольги Берггольц в период блокады Ленинграда.
2.1. Сборник «Ленинградская поэма».
2.2. Книга «Говорит Ленинград».
2.3. Особая тема блокадного Ленинграда - дети.
3. Заключение. Вечная память об О.Бергольц.
4. Список литературы.
Вводная часть.
Дворцы, мосты, соборы, набережные, памятники, каналы, Петропавловская крепость, Адмиралтейство - всё овеяно неуловимым духом Российской Истории. Мой город. А значит – не знать о Петербурге – Ленинграде невозможно.
Об Ольге Берггольц, об её стихах военных лет уже написано много: «И разве не достойно удивления хотя бы уже одно то, что голос Великого солдата, каким был в ту пору Ленинград, принадлежал женщине, совсем молодой тогда поэтессе, столь мужественно взявшей на себя такую нелегкую, такую, казалось бы, сугубо «мужскую» роль воина-певца».
О. Берггольц писала: «Работа в Ленинградском радиокомитете во время блокады дала мне безмерно много и оставила неизгладимый след в моей жизни». Что же это была за работа, как оценивали ее люди, видевшие и слышавшие тогда Берггольц?
Во всех районах Ленинграда, – в радиокомитете, в общежитии литературного отдела была задумана книга «Говорит Ленинград», но не была составлена. Вместо нее к годовщине разгрома немцев под Ленинградом в 1945 году был создан радиофильм «Девятьсот дней» – фильм, где нет изображения, но есть только звук, и звук этот достигает временами почти зрительной силы… Сборник «Говорит Ленинград» составлен целиком из её радиовыступлений, начиная с декабря 1941 года по июнь 1945-го, и каждое из них предварялось словами: «Говорит Ленинград…»
Даже «Февральский дневник» написан феврале сорок второго года для радио ко Дню Красной Армии, потому-то и построен он как лирический разговор с
Актуальность выбранной темы: героизм О.Бергольц.
Объект исследования - блокадный Ленинград, его образ в поэзии тех времен.
Предмет исследования
Творчество Ольги Берггольц в период блокады Ленинграда.
Цель: показать образ блокадного Ленинграда в поэзии.
Новизна состоит в комплексном взгляде на творчество и деятельность Ольги Берггольц как «музы блокадного Ленинграда.
Научное значение нашей работы связано с изучением большого количества фактического материала, не только произведений О.Берггольц, но и её писем, статей, воспоминаний современников, дневников, биографических данных.
Практическое результат исследования можно примененить при подготовке уроков истории и литературы, посвященных Великой Отечественной войне, а также при проведении внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся.
Методы:
1.Информационно - аналитический.
2. Основная часть. Жизни и творчество Ольги Берггольц в период блокады
Ольга Бергольц - русская советская поэтесса, прозаик, родилась в Петербурге 16 мая 1910 года в семье врача. Детские годы прошли на окраине Невской заставы. Окончила филологический факультет Ленинградского университета. В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: «Февральский дневник», «Ленинградскую поэму». Через некоторое время выходит книга «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны. Написала пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре А. Таирова.
В блокаде, не было света и тепла, воды и хлеба. Гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины. Обессиленных, истощенных людей в темноте промерзших квартир порой объединял только голос радио. Часто голос радио был голосом Ольги Берггольц. Звучали стихи. Они шли от сердца к сердцу. Они были предельно достоверны по деталям блокадного быта и интонации. Ведь писал их человек, который страдал вместе со всеми, недоедал, склонялся при свете коптилки над тетрадью, дул на замерзшие руки, согревая дыханьем непослушные пальцы. Стихи оплакивали погибших. И, может быть, уже тогда зародились строки, которые много лет спустя будут высечены на каменной стене над братскими могилами Пискаревского кладбища: "Никто не забыт, ничто не забыто". Они станут своеобразным паролем нашей памяти. Звучали стихи. Они поддерживали людей, словно давали им новые силы, вселяли уверенность в освобожденье, в Победу.
В годы блокады 1941-1943 Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе.
Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда. В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград". Ее «Февральский дневник» оказался гораздо сильнее фашистских снарядов, костлявой руки голода, безвозвратности потерь. Это был вечный огонь надежды, мужества, желания жить всем смертям назло. И есть высшая справедливость в том, что именно Ольга Берггольц нашла те проникновенные строки, которые переживут ее в веках.
Нет слов, чтобы описать то, что Ольга Берггольц сделала для осажденного Ленинграда. Ее называли ласково и «Муза» и «Мадонна блокады», но самым дорогим подарком были для нее немудреная народная фраза: «Наша Оля»… Она умела находить сердечные слова, не мудрствуя лукаво – «Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить...».
Ольгу Берггольц называли и называют “музой блокадного города”. Это очень высокая и почетная аттестация. И вполне заслуженная.
2.1. Сборник «Ленинградская поэма».
Блокадные стихи Берггольц появились в тоненьком сборнике «Ленинградская поэма» еще в блокаду. Именно с тех пор запечатлелись в памяти пронзительные в своей простоте строки:
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова?
Я тоже ленинградская вдова.
Мы съели хлеб,
что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном...
Стихи Берггольц тех трагических дней были строги и скупы по словам, в них не было ни богатства красок, они были просты. Всего две краски: белая как снег и черная как дым городских пожарищ, - присутствовали в ее лирике, но всегда звучала надежда.
Не задумываясь о литературной технике, она добивалась главного: своим голосом, стихом-беседой, доверительным и искренним монологом-обращением сплачивала людей в некое «блокадное братство», в монолитное единство. В стихах Берггольц периода войны не только слова утешения и сострадания, не только сдерживаемые слезы, но и жесткая, горькая, агитационная правда.
В годы блокады и войны Берггольц написала не только много лирических стихов, но несколько поэм: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Памяти защитников», «Твой путь». Поэмы Берггольц мало чем отличаются от ее лирики, и слушатели обычно воспринимали их как лирические стихотворения, только более протяженные по времени. В них, как и в лирике, почти нет сюжета, а есть лирический поток чувства, эмоциональное переживание, отталкивающееся от тех или иных эпизодов блокадной жизни. Так лирика оборачивалась поэмой, хотя чисто внешне она могла сойти за лирическое стихотворение большего, чем обычно объема. В особенности это относится к «Февральскому дневнику» и «Ленинградской поэме» - вещам импульсивным, целиком подчиненным сиюминутному переживанию и потому лирически свободным в своих открытых композициях. Более строго и логично, а потому более традиционно в жанровом отношении написана поэма «Памяти защитников», созданная по просьбе сестры погибшего при снятии блокады лейтенанта.
Ее слово было обожжено страданием и закалено мужеством, а любовь к Родине была граждански зрячей, готовой взять на себя любую ношу.
Стихотворение написано в июне 1941 г. Как и у многих поэтов тех дней, оно звучит подобно клятве, да и по существу и было именно клятвой. Берггольц выразила чувства, общие для советской поэзии тех лет:
Мы предчувствовали полыханье
Этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня…
Поистине народное признание пришло к Ольге Федоровне Берггольц в годы войны. В окруженном врагами городе, как тогда коротко говорили - в блокаде, не было света и тепла, воды и хлеба. Гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины. Обессиленных, истощенных людей в темноте промерзших квартир порой объединял только голос радио. Часто голос радио был голосом Ольги Берггольц.
В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград". Ольга Берггольц была награждена орденом Ленина.
Ее «Февральский дневник» оказался гораздо сильнее фашистских снарядов, костлявой руки голода, безвозвратности потерь. Это был вечный огонь надежды, мужества, желания жить всем смертям назло. И есть высшая справедливость в том, что именно Ольга Берггольц нашла те проникновенные строки, которые переживут ее в веках. Эти шесть слов знает каждый уважающий себя человек: «Никто не забыт, ничто не забыто»…
Нет слов, чтобы описать то, что Ольга Берггольц сделала для осажденного Ленинграда. Ее называли ласково и «Муза» и «Мадонна блокады», но самым дорогим подарком были для нее немудреная народная фраза: «Наша Оля»… Она умела находить сердечные слова, не мудрствуя лукаво - «Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить...».
Ольгу Берггольц называли и называют "музой блокадного города". Это очень высокое и почетное звание. И вполне заслуженная. Блокадные стихи Берггольц появились в тоненьком сборнике "Ленинградская поэма" еще в блокаду. От этих строк и сейчас мороз по коже.
Стихи Берггольц тех трагических дней были строги и скупы по словам, в них не было богатства красок, они были и просты. Всего две краски: белая как снег и черная как дым городских пожарищ, - присутствовали в ее тогдашней лирике, а голос, прорывавшийся в дома сквозь треск радиоэфира, был почти тих, но в нем наряду с состраданием и болью, всегда звучала надежда.
Нехитрыми средствами, не задумываясь о литературной технике, она добивалась главного: своим голосом, стихом-беседой, доверительным и искренним монологом-обращением сплачивала людей в некое «блокадное братство», в монолитное единство. В стихах Берггольц периода войны слышим не только слова утешения и сострадания, не только сдерживаемые слезы, но и жесткую, горькую правду.
Блокаду Ленинграда она осмысляла как победоносную трагедию, как выразительную и неповторимую страницу в долгой истории Отечества.
В годы блокады и войны Берггольц написала не только много лирических стихов, но несколько поэм: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Памяти защитников», «Твой путь». Поэмы Берггольц мало чем отличаются от ее лирики, и слушатели обычно воспринимали их как лирические стихотворения, только более протяженные по времени. В них, как и в лирике, почти нет сюжета, а есть чувства, эмоциональное переживание, отталкивающееся от эпизодов блокадной жизни. Так лирика оборачивалась поэмой, хотя чисто внешне она могла сойти за лирическое стихотворение. В особенности это относится к «Февральскому дневнику» и «Ленинградской поэме» - лирически свободным в своих открытых композициях.
Жизнь Ольги Берггольц была неотрывна от жизни блокадного Ленинграда, а потому, раскрывая себя, она точно и правдиво рассказывала ленинградцам о них самих. Ничего уже не оставалось кроме слова-утешения, слова-надежды и слова-призыва.
Таким образом, автор описывает мужество солдат и командиров, которые помогают жителям Ленинграда, силу духа русских женщин, работающих в осаждённом городе, жителей далёких сёл, отдающих голодающим ленинградцам последние продукты, работу водителей и слесарей, которые не жалея собственных сил, помогают своим согражданам. Все части произведения объединены одним настроением, одной идеей, что победа в этой страшной войне- это заслуга всего советского народа.
2.2.Книга «Говорит Ленинград».
Суть блокадного творчества, его значимость для самих авторов-блокадников выражены в предисловии к книге "Говорит Ленинград", где Берггольц рассказывает: "Эта ночь - 10 января 1942 года - была для меня, как и для моих собеседников, одной из самых счастливых и вдохновенных ночей в жизни. Став мужественным певцом осажденного Ленинграда, эта молодая женщина превратила поэзию в боевое оружие. Женщиной-воином предстанет О. Берггольц в своей лирике военных лет, а ее мужественный голос будет голосом блокадного Ленинграда. «Став мужественным певцом осажденного Ленинграда, эта молодая женщина превратила, поэзию в боевое оружие, стала легендой для своих сограждан.
Ее стихотворения в жанре «разговора», то есть непосредственного обращения к человеку: «Разговор с соседкой», «Сестре», «Машенька, сестра моя, Москвичка…», «…Я буду сегодня с тобой говорить», «Молодому добровольцу», «Второй разговор с соседкой». Не чужда ей и балладная форма: «В госпитале», «Песня о Ленинградской матери», «Баллада о младшем брате».
Поэтический голос О. Берггольц выделялся на фоне других своей особой интонацией, приковывал к себе внимание абсолютным тождеством между суровой блокадной жизнью и речью, доверительной и мужественной, пробившейся из сумрака боли к свету надежды:
Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.
О. Берггольц остаётся предельно искренней: «Я не геройствовала, а жила» ,- она воспевает героизм повседневности.
Еще в декабре 1941 года Ольга Федоровна пишет стихотворение «Разговор с соседкой». Она обращается к рядовой ленинградке, одной из тысяч мирных жителей города:
Идет четвертый месяц блокады. Воздушные тревоги длятся по десять-двенадцать часов. Ленинградцы получают от 125 до 250 граммов хлеба. Смерть уже вошла в город - на его улицы, в его жилища. И как же важна здесь была поддержка словом!
... Дарья Власьевна, соседка по квартире,
сядем, побеседуем вдвоем.
Знаешь, будем говорить о мире,
о желанном мире, о своем…
сядем, побеседуем вдвоем...
Голос Берггольц по-прежнему звучал для ленинградцев. Чем сильнее и неотступнее надвигалась опасность на осажденный врагом город, тем презрительнее и возмущеннее говорила о фашистах Берггольц, славя жизнь, утверждая веру в победу.
Ольга Берггольц в одночасье стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда. Каждый день ее голос звучал из репродукторов. Что значило радио для блокадного Ленинграда?
В это трудное время одна за другой появляются ее блокадные поэмы: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Памяти защитников» и др. Много позже будет написана главная книга Ольги Берггольц - «Дневные звезды». «Ленинградская поэма» - одно из значительных произведений, написанных в блокадном городе.
Таким образом, Ольга Берггольц – поэт блокады. Её голос, полный неподдельной любви и сострадания к ленинградцам, голос, взывающий к жизни, к борьбе. Ей выпало великое и трудное счастье стать поэтической музой, поэтическим знамением блокадного Ленинграда.
2.3. Особая тема блокадного Ленинграда - дети.
Особая тема блокадного Ленинграда - дети. «Ленинградские дети»… «Когда звучали эти слова - на Урале и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и во Фрунзе, - у человека сжималось сердце. Всем, особенно детям, принесла горе война. Но на этих обрушилось столько, что каждый с невольным чувством вины искал, чтобы хоть что-то снять с их детских плеч, души, переложить на себя. Это звучало как пароль - «ленинградские дети»! И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей земли…». Сравним со строками из ленинградской поэмы: Прости, любимая, пойми, что Ленинград ожег мне душу своими бедными детьми… Там дети плачут, просят хлеба, а хлеба нет… А мы - отцы.
Поэма и начинается с образа мертвого ребенка, которого мать везет на санках. И дальше в тексте сквозным сюжетом выражено желание накормить и отомстить: «На, получай еще заряд за ленинградских ребятишек», «там матери под темным небом толпой у булочной стоят», «там дети плачут, просят хлеба». Мотив отцовской ответственности за жизнь всех ленинградских детишек проявляется в письме бойца к жене: Нельзя дышать, нельзя, жена, когда дитя о хлебе плачет… Автор-повествователь, который одновременно является и первым читателем этого письма, приближает бойца к себе, называя незнакомого человека своим другом. Этим другом, возможно, является погибший защитник города. В итоге все герои составляют емкий, живой образ Ленинграда. Ими еще жив город, погруженный в холод и тьму: «голодный город», «воет небосвод», «свищет воздух», «смерть и лед», «смертная петля» и т.д. Но вражеской бомбежки хуже, еще мучительней и злей сорокаградусная стужа владычащая на земле. Город казался безжизненным, пустым («Казалось, что конец земли…»), но он продолжал жить. Не менее хлеба насущного, ленинградцам жизненно необходима была пища духовная - слово поддержки и надежды: И люди слушали стихи, как никогда, - с глубокой верой, в квартирах черных, как пещеры, у репродукторов глухих.
В поэме есть еще один образ, олицетворяющий мужество и силу духа ленинградцев. Это орден, который гравирует «седой блокадник»: И обмерзающей рукой, перед коптилкой, в стуже адской, гравировал гравер седой особый орден - ленинградский. В поэме это словесный образ ордена тем, кто выжил, и выжившему городу. О цене выживания говорит изображение гравером «тернового венца» - символа мученичества. Это орден за подвиг выживания, и венчает его строгая надпись: «Я жил зимою в Ленинграде». Мы нашли описание этого ордена как реально бывшего в воспоминаниях О.Берггольц: «…как у нас, в Ленинградском радиокомитете, в ту же тягчайшую зиму стало известно, что один старый мастер-гравер, напрягая последние силы свои, создал в гипсе модель ленинградского ордена и отослал ее в Москву, но вскоре умер. Многих наших поэтов эта история просто потрясла. И многие из нас написали об этом стихи. Я тоже в своей «Ленинградской поэме» описала этот орден, по рассказам, конечно. Эта мечта осуществилась еще до конца войны. Появилась медаль «За оборону Ленинграда».
Ее потери - это и смерть любимых дочерей (до войны), и убитый в тюрьме ребенок, который еще не успел родиться, и смерть мужа в январе 1942 года. И все же в конце звучит надежда на будущего сына: …Во имя мира твоего, Во имя будущего сына И светлой песни для него. Поэма завершается той самой песней, которую Ольге Берггольц - увы! - не суждено будет спеть: «Так чиста теперь людская радость, точно к миру прикоснулась вновь. Здравствуй, сын мой, жизнь моя, награда, Здравствуй, победившая любовь».
Итак, к сожалению, эта женщина так и не была никогда по-настоящему счастлива. Может быть, только... в блокаду, когда она чувствовала себя матерью и защитницей всех ленинградских детей.
3. Заключение. Вечная память об О.Бергольц.
В творчестве Берггольц нашла отражение не только судьба отдельного человека, но и вся история войны. В стихах царствовала особая атмосфера строгой нравственной чистоты, самоотверженности, предельной искренности и человечности, столь характерная для ленинградцев, которые жили, «не отводя от смерти глаз».
О.Ф. Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе Санкт-Петербурга. На улице Рубинштейна, 7, где она жила, открыта мемориальная доска. Ещё один бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом Радио. Строки О.Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Умерла Ольга Берггольц в Ленинграде в 1975.
Используемая литература
1. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней. М„ 2007. С. 425.Липецк
3.Ольга Берггольц, Соч.: Собр. соч., т. 1—2, М., 1958; Избр. произв., т. 1—2. [Предисл. А. Яшина], Л., 1967.