12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена797
Россия, Волгоградская обл., Калач - на - Дону
8

Тема: «О значении работы с понятийным аппаратом на уроках истории и обществознания в рамках реализации педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо"" автор: Шевченко Елена Степановна, учитель истории, обществознания, права

         «В начале было слово …»

         Именно с понимания значения каждого  слова начинается понимание содержания текста, который нужно проанализировать ученику на уроке истории или обществознания, или любого другого предмета. Но когда и как нужно учить понимать, что понимание смыслового содержания любого текста, начинается со знания сути  каждого слова этого текста? На этот вопрос есть ответы у психологов, педагогов, научных деятелей, поэтому останавливаться на научно-обоснованных выкладках здесь я не стану. Акцентирую  ваше внимание на том, что история и обществознание – это предметы, которые требуют от ученика колоссального знания специфических понятий и терминов. Понятийная база постоянно расширяется – это связано с появлением новых форм отношений, новых процессов, событий. Конечно, перед учителем стоит непростая задача – научить понимать содержание текста, научить оперировать полученными знаниями, научить анализировать текст и т.д. Проблема состоит в том, что большую их часть ребята не применяют в повседневной жизни, поэтому новые понятия начинают отталкивать от предмета, снижается мотивация, снижается качество знаний со всеми вытекающими последствиями.

      На протяжении ряда лет моей любимой педагогической технологией является технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Именно она помогает мне обучать учеников и обучаться самой работе с текстами.  В своей практике я применяю различные приемы и методы работы с текстами, с понятийным аппаратом. Мои ученики ведут словари по истории и обществознанию, причем по нескольку лет. Это неплохое подспорье при подготовке к контрольным  работам (особенно входным), при подготовке к сдаче ГИА, ЕГЭ. Но, есть одно НО. Все понятия наизусть невозможно запомнить! Что делать?

         Учим логике составления понятия САМОСТОЯТЕЛЬНО. При работе с любым понятием есть маленькие фишки. Одна из таких фишек – научить понимать, что у любого понятия есть предмет, который составляет его основу. Я часто напоминаю ученикам о том, что понятие, чаще всего,  отвечает на вопросы:  «Что это?»,  «Какое  оно (он, она)?»,  «Для чего это?» и др. На своих уроках в 7-8 классах я  провожу   простую работу.  Ставлю перед классом стул и прошу описывать его, отвечая на вопросы. Ответы записываю на доску, ученики фиксируют в тетрадь, а потом совместно создаем определение понятия «стул». Ответ звучит примерно так: «Стул – это предмет мебели, он состоит из металлических и деревянных деталей, серый, ученический» Могут быть другие  формулировки, но суть не меняется. Далее начинаем анализировать текст определения. Алгоритм примерно такой:

  1. Определите, что является предметом этого определения (стул);
  2. Слова, которыми  вы описали особенности этого предмета (серый, ученический, из металла и дерева) – это признаки этого понятия;
  3. Слово «мебель» в данном случае относит наш стул к вещам, которые нужны нам в обиходе, оно объединяет вещи похожей принадлежности (классификация).

Далее предлагается еще раз внимательно взглянуть на созданное учениками определение понятия и внести изменения, исходя из полученных знаний. Ребята предлагают разные варианты, и в  конечном итоге мы получаем примерно такое определение понятия: «Стул ученический – это предмет мебели для учеников, он  состоит из металлических и деревянных деталей, серый». Реже встречаю более полное определение: «Стул ученический – это предмет мебели для учеников, он  предназначен для того, чтобы школьникам было комфортно на уроках учиться, он состоит из металлических и деревянных деталей, серый». Этот прием работы  позволяет ученикам учиться понимать, что определение понятия – это не просто набор слов, а каждое из них важно, значимо для характеристики того предмета (процесса, события), о котором идет речь. И сразу нужно предложить работу, например, с историческим понятием «история».  Создавать понятия с помощью учителя и заучивать готовые, которые даны в учебнике - это абсолютно разные ожидаемые  эффекты обучения.

        Как проверить насколько хорошо ученики усвоили новые понятия? Существует множество приемов. Я чаще использую следующие приемы:

- создаю тексты (короткие, не более 4-5 предложений, предложения не длинные), в которых нужно вставить пропущенные понятия, даты, имена;

- создаю тексты с ошибками, которые нужно исправлять, поясняя свое решение;

- создаю тексты, которые нужно сравнить с источником, найти несоответствия и выделить их.

Понятно, что при этом проверяется не только знание понятийного аппарата, но и понимание учениками смысла текста, умение обосновать свою точку зрения, умение рефлексировать  и др.

       По мере взросления  учеников, им все чаще предлагается, на основе содержания учебного (или дополнительного) текста, СОСТАВИТЬ определение понятия, применяя уже известный алгоритм работы со стулом. Есть еще одна фишка, которую я постоянно держу в голове. Задачи, которые я ставлю ученикам, должны быть посильными, простыми и понятными. Человек не может сделать больше, чем ему дано. Так реализуется принцип индивидуализации в обучении, и я стараюсь его придерживаться.

     В заключении хочу сказать, что не только уроки истории, обществознания и другие становятся ярче, ближе, понятнее ученику, но и наша с вами жизнь становится яснее, интереснее, если мы понимаем суть (смысл, содержание) слов, которые нас окружают.  Ведь  нам легче общаться друг с другом, легче доносить свои мысли до адресата, если наш словарный запас богат и разнообразен.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.