Статья «Учебные практики как средство реализации компетентностного подхода»
Щербакова И.В.,
учитель истории и обществознания
МБОУСОШ №1г.Петровска
Саратовской области
Учебные практики как средство реализации компетентностного подхода.
В современном образовательном процессе необходимо учитывать как личностные, так и деятельностные характеристики обучаемого, обращать особое внимание на обеспечение возможностей для осуществления самореализации, личностного роста, создание условий для саморазвития его творческой индивидуальности. Значимым должно стать не столько приобретение готового знания, сколько собственные усилия, инициатива, поисковая деятельность и, главное, понимание личного смысла этой деятельности. Эти задачи успешно решаются при реализации учебных практик.
Для изучения методологических основ по разработке и внедрению, например, учебно-исследовательских практик осуществлено знакомство с программой Голавской Н.И., к.п.н., «Основы педагогического исследования» , программой «Я – исследователь» /Автор А.И. Савенков/ , авторскими разработками методиста кафедры философии и методологии науки САРИПКиПРО Аристарховой Е.В., которые позволяют показать роль научно-методологических знаний , знакомят с содержанием и особенностями научно-исследовательской деятельности , с логикой научного исследования, методами его проведения, методами формирования исследовательских умений в области будущей профессиональной деятельности детей.
Итак, учебные (учебно – исследовательские практики) – это одна из форм учебной и внеучебной деятельности учащихся в режиме проектной, исследовательской, культурологической, социально – правовой и информационной деятельности. Они предполагают развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, проектировать, принимать нестандартные решения. Т.Е. не получение готовых знаний , а приобретение их через деятельность.
Учебные практики направлены на формирование следующих компетентностей:
- иформационной. Она обеспечивает навыки деятельности обучающегося с информацией ;
- коммуникативной. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
- общекультурной. Направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным аспектом является самовыражение личности. Коммуникативная культура личности предполагает сформированность определенных социальных установок ;
- учебно-познавательной. Включает совокупность умений в сфере познавательной деятельности : постановку и решение познавательных задач; нестандартные решения, разрешение проблемных ситуации ; продуктивное и репродуктивное познание , исследование, интеллектуальная деятельность.
Учебные практики как форма освоения нового знания находят отражение в учебном плане общеобразовательного учреждения - МБОУСОШ№1г.Петровска , внесены в общее расписание и являются предметом изучения в режиме муниципальной экспериментальной площадки.
Задачи учебно – исследовательских практик:
- развитие познавательных потребностей у обучающихся;
- обучение школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования;
- формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования;
- формирование у школьников представлений об исследовательском обучении;
- профориентация ( помогают обучающимся определиться с выбором профессии).
Учебные (учебно-исследовательские) практики выполняют следующие дидактические функции в образовательно – воспитательном процессе школы:
- мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;
- информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;
- контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
В школе реализуются следующие виды практик:
Практика работы с информацией – деятельность, направленная на формирование и развитие информационной культуры учащихся на основе ИКТ.
Проектная деятельность – деятельность обучающихся по разработке и реализации собственного проекта, в том числе социального, в основе которого лежит актуальная проблема, требующая разрешения, освоения ими технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях, развитие специфической человеческой способности делать собственную жизнедеятельность предметом своих преобразований.
Практика исследовательской деятельности – деятельность, направленная на обучение школьников навыкам исследовательской деятельности – одному из наиболее эффективных способов обучения, при этом исследовательский подход будет способствовать принципиальному изменению образовательно – воспитательного, так как на первый план будет выходить главная задача: формирование у обучающегося системного мышления, представления о глобальных природных процессах, обучение умению выстраивать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, вступать в дискуссию и отстаивать свою точку зрения.
Практика исследовательской деятельности как один из видов учебных практик в полной мере осуществляется в МБОУСОШ№1г.Петровска участниками школьного предметного клуба « Истоки», который объединяет учащихся, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня. Деятельность клуба ведется по трем направлениям: правовое, научно-исследовательское и краеведческое.
Формы работы клуба различны: разработка проектов и тем исследований; работа в музее и архиве; встречи с очевидцами событий истории; интервьюирование; участие и проведение научных конференций разного уровня; публикации исследовательских работ ; участие в конкурсах, фестивалях, чемпионатах, викторинах; интеллектуальных марафонах; экскурсии в г.Петровске и других городах России.
Деятельность участников клуба « Истоки» осуществляется в несколько этапов. На подготовительном этапе через анкетирование изучается заинтересованность ребенка и родителей во внеурочной деятельности в школе. Идет обучение работы с разными источниками, литературой, ресурсами Интернета, вовлечение в активные формы деятельности.
Развивающий этап предусматривает совершенствование навыков исследования, освоение специфики работы с первоисточниками, знакомство с работой архива, музея, сбор материала. Знакомство с Конституцией РФ и Международными документами по правам человека; проведение социологических исследований, интервьюирования, анализ результатов.
Деятельностный этап работы клуба включает в себя непосредственно презентация исследовательских работ в мероприятиях разного уровня, публикация материалов в сборниках, СМИ, Интернете.
На аналитическом этапе проводится мониторинг результатов работы клуба, заполнение листа творческого роста каждым участником, составление плана работы клуба на следующий год.
Данный вид практик реализовывается также через организацию и проведение на базе МБОУСОШ№1 областного молодежного форума «Будущее- это мы!», в программе которого научно-познавательная конференция для школьников 1-11 классов, ЕГЭ- олимпиада, метапредметный марафон для учащихся начальной школы, выставка народного творчества.
Результатами работы клуба являются не только призовые места на муниципальных, региональных, межрегиональных, Всероссийских конкурсах, научных конференциях. Клубная деятельность способствует содержательной организации свободного времени детей, воспитанию успешности, профессиональному самоопределению учащихся.
Практика творческой деятельности – предполагает участие школьников в творческих мастерских (театральная студия, фольклорный коллектив, бальные танцы). Подготовка творческого проекта (театральная постановка, литературная гостиная, музыкальные вечера, выставка творческих работ, освоение PR- технологий (школьная газета, сайт, работа с СМИ и т.д. ).
Культурологическая практика – наиболее приемлема для внедрения в учебно – воспитательный процесс дисциплин гуманитарного цикла . Она включает в себя создание учебных проектов , исследовательских работ, организацию деловых игр , дебаты, тренинг «От образа будущего – к образу себя», фестиваль культур, создание фильмов ,социальных роликов , участие в научно – практических конференциях. Примером реализации данного вида практики является организация на базе школы муниципального фестиваля народности и исторической реконструкции «Истоки», где школьники представляют свои мини-спектакли о событиях различных исторических периодов, а затем являются участниками «Города мастеров»,знакомясь с народным творчеством.
- Практика социально-правовой деятельности.
Позволяет обучающимся овладеть многими навыками: исследовательской , проектной, творческой деятельности и самое главное - определиться с выбором профессии.
Примером реализации данной практики является участие учащихся 11 класса МБОУСОШ№1 в региональном проекте «Мир правосудия: изучаем и понимаем», организаторами которого были Областной суд, СГЮА, Министерство образования Саратовской области. Проект включал в себя: посещение областного и районного судов , судебных заседаний, экскурсия в СГЮА. Заполнение анкет на основе поиска информации в различных юридических документах. Конкурс игровых процессов требовал подготовки инсценировки процесса по уголовному или гражданскому делу. Учащиеся выступали в роли судьи, защитника, государственного обвинителя, секретаря, истца, свидетелей и т.д.
Конкурс эссе на тему «Мир правосудия»требовал отразить собственный взгляд на проблемы современного судопроизводства. Обязательным условием было сотрудничество с КонсультантПлюс и выполнение всеми ребятами практической работы: выполнение правовых задач посредством поиска информации через КонсультантПлюс .
На последнем этапе – финале была реализована практика творческой деятельности : представление своей визитной карточки на сцене СГЮА.
По итогам проекта коллектив учащихся занял 1 место. Пять участников проекта сделали свой профессиональный выбор в пользу юриспруденции.
Таки образом, учебные практики как форма учебной и внеучебной деятельности обучающихся способствует не только развитию широкого круга способностей ребенка, расширению и актуализации знаний, созданию предпосылок для развития научного образа мышления, но и, самое главное, его профессиональному самоопределению и социализации в обществе.
Список использованной литературы
1.Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании// http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
2.3.Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
Голавская Н.И. «Основы педагогического исследования» http://www.bsu.ru/content/hec/golavskaya/program.html
4.Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5.
5.Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос» www/eidos/ru/news/compet.htm.ррррр