Конспект подгруппового занятия на тему «Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин– на материале лексической темы "Семья"» (3 класс ОВЗ УО)

4
0
Материал опубликован 28 January в группе

 

 

 

 

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений

 

 

Тема: Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин- на материале лексической темы «Семья»

 

 

(3 класс ОВЗ УО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель-логопед

Худякова С.И.

 

 

2024год.

 

 

 

Цель: формирование у детей представления о притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.
 

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

Формировать у детей умение образовывать и употреблять во фразах притяжательные прилагательные с суффиксом – ин- с направляющей помощью; согласовывать с существительными в роде и числе с опорой на вопрос (Чей? Чья? Чьи? Чьё?)
Продолжать учить детей отвечать полными предложениями.

 

2. Коррекционно-развивающие

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) через установление принадлежности предметов к объектам по возрастным признакам, через классификацию предметов по их назначению.

 

3.Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать аккуратность, отзывчивость, желание помочь.

Предварительная работа: беседа о разновидностях и назначении, возрастных отличиях одежды, обуви, головных уборов, рассматривание натуральных объектов и предметных картинок, физкультминутки «Семья».

 

Словарь: существительные: семья, мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, внучка, сын, внук, шляпа, берет, кепка, фартук, платье, шуба, футболка, ботинки, валенки, тапки, сапоги, одежда, обувь.

Прилагательные: мамин, мамина, мамино, мамины, папин, папина, папины,дедушкины, бабушкин, бабушкина, бабушкины.

Форма занятия: подгрупповое 

 

Оборудование:

Демонстрационный материал: мольберт, предметная картина «Семья», картины-шутки, два варианта картин с наложенными изображениями предметов одежды, обуви, головных уборов (по три на каждой), плоскостной макет шкафа с открывающимися дверками.

Раздаточный материал: на ковре мелкие предметные картинки по теме на липучках.
Методы: словесные: объяснение, диалог, вопросы к детям, художественное слово;

наглядные: показ, образец логопеда, рассматривание,

практические: самостоятельная работа детей, действия по образцу;

игровые: введение в игровую ситуацию

 

 

Форма работы с детьми: подгрупповое занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

 

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

Цель:

1 часть – вводная

Цель: организация детей на предстоящую деятельность и создание игровой мотивации.

Создание образовательной ситуации

 

 

 

- Здравствуйте, ребята!

Круг широкий вижу я,

Это все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И к картине подойдём.

 

Дети стоят вокруг логопеда.

Выполняют движения следуя рекомендациям.

Подходят к картине.

Мотивация детей на предстоящую деятельность

 

- Отгадайте загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная…

 

 

Ответ детей - семья.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

- Я хочу вас познакомить с одной большой и дружной семьей, в которой есть дети: Саша и Маша. Вы узнаете, как связаны родные люди друг с другом.

- Давайте назовем членов этой семьи.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Дети называют:

Мама, папа, дедушка, бабушка, Саша и Маша

Цель:

 

 

2 часть

Цель: формировать у детей умение образовывать и употреблять во фразах притяжательные прилагательные с суффиксом – ин- с направляющей помощью; согласовывать с существительными в роде и числе с опорой на вопрос (Чей? Чья? Чьи? Чьё?)

-Развитие целостного восприятия;

 

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

 

-Что такое семья?

- Семя – это близкие нам люди, которые всё время находятся рядом, заботятся друг о друге.

(Выяснение семейных связей, если дети не справляются оказывается помощь)

- А Маша для мамы и папы кто?

- А для бабушки с дедушкой?

- Саша для мамы и папы кто?

- А для бабушки с дедушкой?

Знакомство с притяжательными прилагательными.

(Выставляются карточки с наложенными изображениями предметов)

Игровое упражнение «Узнай предмет».
- Ребята, вот для вас волшебные картинки. Здесь «спрятанные» предметы, которые носят члены этой семьи. Попробуйте их узнать.

-Найдите шляпу мамы. Ника, покажи ее на картинке, обведи указкой

Правильно, это шляпа мамы. А можно сказать по-другому: «Это мамина шляпа»

- Дети, это чья шляпа?

-Найдите фартук бабушки. - Обведи фартук бабушки указкой. А как можно сказать по-другому? (обращается к детям) - Это чей фартук?
 

 

- Давайте повторим, чьи вещи мы нашли на волшебных картинках. Затрудняющимся детям задает опорные вопросы («Чьё это платье?»...)

- Платье и фартук – это что?
Ботинки и валенки – это что? -
Шляпа и кепка – это что?

 

 

 

- Давайте немного отдохнём.

Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!

 

Употребление притяжательных прилагательных в простой фразе

- Маша и Саша еще маленькие, и ходят в детский сад, но очень хотят стать взрослыми. Поэтому часто надевают вещи взрослых.

(Вносит картинки-шутки. Задает вопросы детям.)

- Маша надела чей фартук?

-Правильно,бабушкин. Бабушка - хозяйка на кухне.

- Маша обула чьи туфли? … Да, мамины. Разве девочка может ходить на таких каблуках.

-Маша надела чье платье? … Конечно, разве девочки носят такие длинные платья.

- Катя надела чью шляпку?... А как ты догадалась, что это мамина шляпка?
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение притяжательных прилагательных в развернутое высказывание по образцу

- Дети, что это?

- А сколько отделений в этом шкафу? Давайте посчитаем (показывает сверху-вниз)
Головные уборы мы положим на верхнюю полку.
Предметы одежды повесим на вешалки, а обувь мы поставим на нижнюю полку.
Давайте сначала я попробую. (Берет картинку с ковра).
- Это дедушкин свитер. Я повешу его на вешалку, потому что это одежда.
Возьмите каждый по картинке. Угадайте, чья это вещь, а затем найдите ей место в шкафу.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Посмотрите ребята, какой у нас порядок! Чьи вещи мы разложили в шкафу Вещи находятся на своих местах.

- Как называются предметы, которые лежат на верхней полке.

- Правильно, головные уборы.

- А те, которые висят на вешалках?

- Правильно, одежда. А на нижней полке стоит что?
Теперь в доме чистота и порядок.

Дети высказывают своё мнение.


 

Рассуждения детей


 


 


 

- Дочка.

- Внучка.


 

- Сын.

-Внук.


 


 


 

Дети переходят в рабочую зону

Дети рассматривают наложенные картинки.

 

 

 

Дети находят и показывают контур предметов:

шляпа

(ребенок выходит к доске, обводит предмет)

Дети отвечают хором: «Это мамина шляпа».

(ребенок выходит к доске, обводит изображение)

(Дети отвечают хором)

- Да, это бабушкин фартук.

По аналогии: папины ботинки, дедушкины валенки, Машино платье, Сашина кепка)

Дети индивидуально отвечают.). Образовывают притяжательные прилагательные.

- Это одежда

- Это обувь

- Это головные уборы

 

 

 

Размышления, ответы детей.

 

 

Выполняют сопутствующие движения

(загибают поочередно пальцы на руке)


 


 


 


 


 


 

 

 

 


 


 

Рассуждения, ответы детей.


 

Составление простых предложений

Бабушкин

Мамины

Мамино

Дети употребляют во фразах готовые притяжательные прилагательные, согласовывая их с существительными. Неправильные индивидуальные ответы исправляются детьми или логопедом. По аналогии работают с картинкой «Саша»
(папины брюки, папина шляпа, дедушкины валенки, дедушкин жилет)


Дети садятся на стульчики. Выставляется макет шкафа с тремя отделениями. Открываются дверцы

Это шкаф

Три.

Дети берут с ковра по одной картинке и садятся на стульчики. Подходят по одному к шкафу, прикрепляют свои картинки в нужное место. Строят высказывания по образцу, по наводящим вопросам: «Чью шубу?», « Почему на вешалку?»

Например: «Это мамина шуба. Я повешу мамину шубу на вешалку, потому что это одежда»
По аналогии: Машин берет, мамина шуба, бабушкины тапки, папина шляпа, дедушкины сапоги (солдатские, старые), Сашина футболка.

(хоровые ответы: «мамины», «папины»…)


 


 

Головные уборы

Одежда


 

Обувь

Цель

 

3 часть

Подведение итога деятельности.

Цель: формирование элементарных навыков самооценки

Выход из деятельности. Переход к самостоятельной деятельности.

Подведение итогов, деятельности.


 


 

Педагогическая оценка результатов деятельности детей

- Но как же нам помочь Маше и Саше. Что им посоветовать? Ведь они так хотят стать взрослыми. Что могут делать в доме дети как взрослые? Чем могут помочь своей семье? Дети предлагают свои варианты дел.

Правильно, надо помогать своим родным и тогда они скажут что вы их помощники.

 

 

 

 

-Давайте опять встанем в круг и поиграем.

Игра «Чей помощник?»

Я кому–то из вас буду кидать мяч, и говорить: помощник мамы, а вы говорите: Мамин помощник.

(по очереди всем с разными вариантами детям)

- Спасибо. Молодцы!

- Вы сегодня очень хорошо работали.

- Похлопаем в ладоши и улыбнёмся и скажем: Молодцы!


 


 

Ответы детей

 

Дети предлагают свои варианты дел.

Рассуждения, ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Игра с мячом в кругу

Ответы детей

Папин помощник

Дедушкин помощник

Бабушкин помощник

 

 

 

Дети оценивают свою работу

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

- Вам будет задание. Посмотри на вещи и догадайся, чьи они. Проведи спрелочки. Игра «Чья вещь?»

 

t1706425828aa.jpg


 

Дети получают карточку с заданием

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации