Тема: «Познай себя-познаешь друга».

Цели:

помочь ребятам взглянуть на окружающий мир и на себя

со стороны;

научить осознавать и анализировать свои поступки в об­щении с окружающими;

дать возможность составить свой личностный портрет, чтобы выявить свои определенные качественные харак­теристики.

Форма проведения:

Беседа с элементами тестирования и игровых тренингов.

Подготовка:

1. Составить и размножить на каждого учащегося анкеты и тесты.

2. Подготовить докладчиков и ведущих.

3. Расставить в аудитории столы по периметру комнаты, а середину оставить пустой.

Примечание. Эта свободная часть аудитории необходима для проведения тренинговых упражнений, а расставленные таким образом столы помогут ребятам видеть друг друга, что будет спо­собствовать более непринужденному и теплому общению.

Вводное слово учителя:

Ребята, тема нашего разговора «Познай себя». Эта тема стара как мир и неисчерпаема как вечность. Чего не знает человек?

Человек не знает разве только предела своей силы. Часто люди ищут себя везде, только не в себе самих. Известно многих мудрых изречений, которые помогают нам справиться со своими мыслями, сомнениями, переживаниями в поисках соб­ственного «Я».

Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную.

Хилон из Эфора (VI в. до н.э.)

Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собой.

Ж. Лафонтен

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

Пифагор (576—496 гг. до н.э.)

Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой.

Эпиктет

В центр аудитории выходят двое ведущих — юноша и де­вушка. У обоих в руках по зеркалу.

Ведущий: Я смотрю в зеркало. Сегодня мне нравится мое отражение. На меня смотрит хороший человек. Он умен, иро­ничен, мужественен...

Ведущая также смотрится в зеркало и повторяет:

Ведущая: О, и на меня смотрит прекрасное лицо. Она умна, изящна, привлекательна, загадочна...

Ведущая: Я смотрю опять в зеркало. Кто это? Что за лицо? Ни намека на обаяние, что за жалкая личность?

Ведущий (глядя в зеркало): Какой ужас! Какая тупая фи­зиономия на меня смотрит. Он примитивен, туп и безволен!

Ведущая: Каждый день мы отражаемся во множестве зер­кал.

Ведущий: На протяжении всей жизни мы отражаем и ло­вим несовершенные, сиюминутные, иногда мутные и расплыв­чатые свои отражения, блики, силуэты....

Ведущая: Каждый раз мы пытаемся представить светлый образ самого себя, созданный нами в самых сокровенных меч­тах...

Ведущие: Какие же мы??? Как познать себя?

Ведущая: Китайский философ, житель царства Чу, Лао-Цзы (579—499 гг. до н.э.), говорил: «Жизнь учит лишь тех, кто ею научает... По себе можно познать других. Будьте вни­мательны к своим мыслям — они начало поступков».

Ведущий: «Велика власть ваша, если вы собой владеете», — учил Сенека,


Часть первая ТЕСТ «ЧТО ВЫ ЗА ПТИЦА?»

Учитель: Многие воспринимают тесты как развлечение, или при ответах на вопросы пытаются оценить не себя, а на­сколько точно угадал тест то, что человек уже о себе знал. Однако тесты нельзя воспринимать слишком прямолинейно, не преломляя через призму своих особенностей и личных си­туаций.

Ребята, предлагаем вашему вниманию тест, который на­зывается «Что вы за птица?».

Итак, отвечая на вопросы, не думайте о том, что вы лучше или хуже, этот тест пытается показать — вы тот или иной...

Вопросы теста

Выберите из трех ответов один, наиболее подходящий.

1. Вы собрались погулять с друзьями, родители не позволя­ют, говоря, что уже поздно. Я:

а) очень попрошу, чтобы меня все-таки отпустили, но, если родители будут настаивать на своем, то останусь дома;

б) скажу себе: «А никуда я не хочу идти» и останусь дома;

в) скажу: «Ничего не поздно, я пойду», хотя меня потом будут ругать.

2. В случае разногласий я обычно:

а) внимательно прислушиваюсь к другому мнению и ста­раюсь найти возможность взаимного согласия;

б) избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться свое­го другими путями;

в) открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубе­дить своего собеседника. 3. Я представляю себя человеком, который: а) любит нравиться многим и быть как все; 6) всегда остается самим собой; в) любит подчинять других своей воле.

4. Мое отношение к романтической любви:

а) быть рядом с любимым человеком — величайшее сча­стье в жизни;

б) это неплохо, но пока от тебя не требуют слишком мно­го и не лезут в душу;

в) это прекрасно, особенно когда любимый даст мне все, что мне нужно.

5. Если я расстроен, то я:

а) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;

б) стараюсь не обращать на это внимание;

в) начинаю злиться и могу разрядиться на окружающих.

6. Если учитель не совсем справедливо раскритиковал мою работу, то:

а) меня это заденет, но я постараюсь этого не показывать;

б) меня это возмутит, я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои претензии;

в) я огорчусь, но приму то, в чем он прав, и постараюсь эти ошибки исправить.

7. Если кто-то уколет меня моим недостатком, то я:

а) раздражаюсь и молчу, пережевывая обиду внутри себя;

б) наверное, разозлюсь и отвечу тем же;

в) расстраиваюсь и начинаю оправдываться.

8. Я лучше всего действую, если я:

а) сам по себе;

б) лидер, руководитель;

в) часть команды.

9. Если я закончил какую-то сложную работу, я:

а) просто перехожу к другому делу;

б) показываю всем, что я уже все сделал;

в) хочу, чтобы меня похвалили.

10. На вечеринках я обычно:

а) тихонечко сижу в углу;

б) стремлюсь быть в центре всех событий;

в) провожу большую часть времени, помогая накрывать на стол и мыть посуду.

11. Если кассирша в магазине не додаст мне сдачу, то я:

а) естественно, ее потребую;

б) расстроюсь, но промолчу. Я не люблю препираться с кассирами;

в) не обращу внимания. Мелочь не стоит того, чтобы тра­тить на это нервы.

12. Если я чувствую, что злюсь, то я:

а) выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;

б) чувствую себя неудобно;

в) пытаюсь себя утихомирить.

13. Когда заболеваю, то я:

а) делаюсь раздражительным и нетерпеливым;

б) ложусь в постель и очень жду, что за мной будут уха­живать;

в) стараюсь не обращать на это внимания и пытаюсь не обременять окружающих.

14. Если какой-то человек вызвал мое сильное возмущение, я предпочту:

а) выразить ему свои чувства открыто и в лицо;

б) разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем деле или разговоре;

в) дать ему знать об этом косвенно, например, через дру­гих людей.

15. Мой девиз, очевидно, будет:

а) победитель всегда прав;

б) весь мир любит любящего;

в) тише едешь — дальше будешь.

Результаты тестирования:

Вопросы


1-5


6-10


11-15


«Голубь»


а


в


б


«Страус»


б


а




«Ястреб»


в


б


а


Посчитайте свои ответы «а», «б» и «в» из трех групп воп­росов и определите, чего в вас больше: «Голубя», «Страуса» или «Ястреба». Если всего поровну, то в вас всего понемногу и в разных ситуациях вы себя проявляете неодинаково. Правда, стоит поразмышлять, что вы взяли от «Голубя» — добрую мягкость или кислую нерешитель­ность,

от «Страуса» — эмоциональную стабильность или замкну­тость,

от «Ястреба» — решительность или агрессивность?

Интерпретация теста.

Примечание. Желательно отксерокопировать несколько харак­теристик тестов и раздать учащимся, им легче и приятнее будет воспринимать информацию на слух и самим более внимательно прочесть некоторые моменты характеристик.

Характеристика «Голубя»

Это мягкий, любящий и чувствительный человек. Голуби нуждаются в любви, от нее зависит их счастье и безопасность, и ради нее они готовы даже на самопожертвование. Голуби во многом — слабовольные. Они готовы сделать все для других — и чаще всего то, что втайне хотят, чтобы это сделали для них. Прямо попросить или потребовать то, что им нужно, они или боятся, или не умеют. Они слишком уступчивы, так как трус­ливы. Голуби живут мечтой найти человека, который угады­вал бы их желания и понимал бы с полуслова. Не встречая такого, часто оказываются разочарованными. Они вообще слишком много времени уделяют переживаниям. Голубь чаще играет второстепенные роли, способствуя подъему наверх другим. Брать на себя инициативу побаиваются. Это потому, что они лучше себя чувствуют за троном, а не на нем. Голуби зависимы от мнения окружающих и преданы предмету обо­жания. Они страдают от мелочей, часто суеверны. Легкие, миролюбивые голуби оказывают усмиряющее действие на тем­пераментных и агрессивных людей. Свою собственную злость они направляют на себя, часто теряют здоровье, простуживаются, теряют кошельки и режут себе пальцы вместо колбасы.

Характеристика «Страуса»

Страус — человек холодный, расчетливый, осторожный и предпочитает держаться от всего на расстоянии. Ему нужно пространство вокруг себя, а не кто-то под боком. Если к нему подходят слишком близко, он отталкивает его, или чаще бе­жит от него сам. Страусу достаточно себя и он хочет только покоя. Чтобы избежать нежелательных контактов или разо­чарований, он старается спрятать в песок не только свою го­лову, но и сердце, и талант. Страус избегает связей и особенно вытекающих из них обязательств. Они предпочитают стра­дать в молчании и одиночестве. Но страдания их не слишком болезненны, поскольку они умеют защитить себя от них. Даже если Страуса отвергли, он перенесет это достаточно спокойно, так как не ждет от жизни и от людей слишком многого, по­этому и не слишком разочаровывается. Отчужденность Страу­са придает ему целостность и самодостаточность, но другая сторона его личности — это замкнутость, которая отрезает Страуса от лучшего в других людях и в нем самом, от бурля­щего потока жизни.

Характеристика «Ястреба»

Человеку честолюбивому, решительному и храброму, Яст­ребу нужна власть. Преследуя свои цели, Ястребы приобрета­ют массу противников, но, с другой стороны, они многого и достигают, так как работают больше других. Враждебность, агрессивность и некоторая одержимость делает их очень слож­ными спутниками в жизни, но в то же время они заставляют людей выкладываться в деле. Мы чаще восхищаемся ими, чем любим. Ястребы требуют немедленного подчинения, беззавет­ной преданности и массы превосходных эпитетов. Ястребы стремятся к совершенству, идеалу. Бескомпромиссны, требу­ют «все» или «ничего». На критику со сторону реагируют пло­хо, она может вызвать ярость, но также ввергнуть и в состоя­ние глубокой депрессии. Для Ястреба мир представляется по­лем битвы в окружении врагов. Но они вооружены умом и проницательностью, они прирожденные стратеги и заряжены массой энергии. Единственная битва, которую они проигры­вают, — это битва с самим собой.


Ведущий: Итак, теперь понятно, какие мы с вами «пти­цы ».

Ведущая: По-моему, не стоит слишком серьезно относить­ся к этим «птичьим» характеристикам, ведь все в жизни от­носительно...

Ведущий: Я согласен с тобой. Однако некоторые аспекты нашего характера тест раскрывает и дает возможность в неко­торой степени оценить себя, не правда ли?

Ведущая: В дополнение к характеристикам Голубя, Стра­уса и Ястреба я считаю уместным ознакомить ребят с советами психолога Николая Козлова, которые он приводит в своей книге «Как относиться к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день». Ты поможешь мне?

Ведущий: Конечно, я тоже считаю, что это необходимо сделать.

Ведущие по очереди зачитывают психологические сове­ты и необходимые тренинга.

Советы «Голубю» Голубю нужно:

становиться более самостоятельным;

начинать жить своей жизнью;

учиться быть человеком для себя, а не человеком для других;

разрешить себе быть самим собой.

Тренинг для «Голубя»

1. Упражнение «Не -улыбка»

Вас постоянно «ловят» на улыбку — вы улыбнулись, зна­чит, сказали «да».

Разрешите себе не улыбаться, когда не хотите попасть «на крючок» нежелательной ситуации.

2. Упражнение «Нет»

Научитесь говорить «нет» твердо и решительно. Поста­райтесь сами себе внушить, что:

а) вы на это имеете право,

б) такое «нет» воспринимается нормально.

3. Упражнение «Захват инициативы»

Учитесь захватывать инициативу в разговорах и в делах.

4. Упражнение «Нестандартные поступки»

Разрешите себе не обращать внимание на окружающих и не бояться, как на это они отреагируют, например,

попрыгайте на остановке на одной ноге;

наденьте носки разного цвета;

резко измените свой привычный имидж.

5. Упражнение «Губа»

Это упражнение укрепит вашу психическую устойчивость.

Приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы. Ваше лицо приобрело неприятное выражение. Вот здорово! Разре­шите себе с таким лицом походить по улице, на перемене в школе!

6. Упражнение «Свобода голоса и мнений»

постарайтесь говорить громко, уверенно;

высказывайтесь категорично;

помните, для вас лучшая защита — это нападение. Не ждите упреков и обвинений, нападайте сами.

7. Упражнение «Свобода отрицательных эмоций»

Вам нужно избавиться от боязни огорчить окружающих своими эмоциями. Чаще выражайте их, не держите их в себе, выливайте наружу!

Советы «Страусу»

Ваша холодность не природная, а следствие боязни связей и переживаний.

Жить бывает больно, но это еще не повод, чтобы не жить вообще. Ваша главная задача:

развивать интерес и внимание к окружающим;

научиться лучше понимать и чувствовать людей;

откройте себя миру, и мир откроет себя вам.

Тренинг для «Страуса»

1. Упражнение «Запоминание лиц»

Вам необходимо выработать привычку запоминать лица окружающих людей.

Выделите характерную деталь во внешности человека, зак­ройте глаза, постарайтесь воспроизвести весь образ зримо, в деталях. Не получается, что-то «не видите» — смотрите сно­ва, чтобы запоминание было полным,

2. Упражнение «Я глазами других»

В различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас?

3. Упражнение «Сопереживание»

В разговоре на личные, трогающие собеседника темы, по­старайтесь искренне, заинтересованно (не внешне, а внутрен­не) слушать его.

4. Упражнение «Перевоплощение»

Попробуйте почувствовать себя на месте другого челове­ка. Представьте, что он — это вы. Влезьте в его внешность, воспроизведите посадку, походку, мимику, движения. Поста­райтесь думать его мыслями, чувствовать его чувствами.

Советы «Ястребу»

Возможных единомышленников вы превращаете в конку­рентов. Вы должны:

научиться быть более терпимым;

стать более доброжелательным;

убедить себя, что вы сами невольно превращаете окру­жающих во врагов.

Тренинг для «Ястреба»

1. Упражнение «Улыбка»

Приучите себя к тому, чтобы обычным выражением ваше­го лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет на лице, то должна быть всегда внутренняя готовность к ней.

2. Упражнение «Мир тебе»

Сделайте для себя внутреннюю установку при встрече с любым человеком: «Мир тебе!» Подарите это ему всей душой, всем сердцем. Выходите с этим чувством на улицу, обрати­тесь с этим выражением к птицам, небу, деревьям. А какую-нибудь симпатичную рябинку или березку — можно и обнять, познав море энергии и восторга.

Пойте каждые пять минут: «Все будет хорошо!»

3. Упражнение «Передача инициативы»

Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре.

Старайтесь затрагивать тему, которая интересна и приятна ему.

4. Упражнение «Облако в штанах»

Учитесь говорить меньше, тише, мягче. Избегайте катего­ричных фраз и интонаций.

5. Упражнение «Комплименты и благодарность»

Чаще используйте возможность сказать человеку что-то о нем или о его действиях хорошее. Выражайте эту благодар­ность не только словами, но и глазами, улыбкой. Разрешите себе восхищаться людьми, но только делайте это искренне.

6, Упражнение «Гроза отменяется»

Вам тяжело сдерживать отрицательные эмоции, а окру­жающим еще труднее их переносить. Учитесь не ругаться. Постарайтесь целую неделю всем все прощать, никого не кри­тиковать, не осуждать, и не делать язвительных замечаний. Слабо?

7. Упражнение «Мудрец»

Учитесь созерцательному взгляду на жизнь, мудрости, умению проигрывать. Что бы ни произошло, чем негодовать или расстраиваться, почитайте афоризмы и мудрые высказы­вания философов.

Примечание. В конце занятия желающим также можно вру­чить памятки с заданиями: «Что нужно Голубю», «Что нужно Страусу», «Что нужно Ястребу». Памятки заранее необходимо размножить.


Часть вторая «ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ»

Учитель: Ребята, полученные советы от психолога, наде­юсь, помогут многим из вас по-новому взглянуть на себя, оце­нить некоторые сильные и слабые черты характера, его осо­бенности. Характер человека изменяется на протяжении всей жизни, если пытаться его совершенствовать и не идти на по­воду своих эмоций, эгоистических амбиций.

А сейчас давайте поиграем. Наши игры помогут одним преодолеть скованность, другим проявить организаторские спо­собности, а также в игре легче общаться и понимать друг друга.

Ведущая: Ребята, вы уже устали сидеть за столом, мы хо­тим предложить вам активно поиграть.

Ведущий: Во-первых, надо разделиться на две команды.

Ведущая раздает номера всем участника игры. Четные номера — это одна команда, а нечетные — вторая.

Игра № 1. «Сортировка»

УСЛОВИЯ ИГРЫ:

Участникам команды построиться по росту.

Игрокам построиться по алфавиту фамилий.

Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее спра­вится с заданиями.

Игра № 2. «Изобразите картину»

УСЛОВИЯ ИГРЫ:

Капитанам команд вручается конверт, в котором написа­но название известной картины, которую надо изобразить так, чтобы соперники и жюри отгадали, например,

И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»,

И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»,

В.А. Серов «На привале».

Побеждает та команда, которая лучше и интереснее изоб­разит картину.

Игра № 3. «Что бы это значило?»

УСЛОВИЯ ИГРЫ:

Игроки делятся на две команды.

Первая команда выбирает какое-нибудь понятие и пока­зывает его пантомимой, без помощи слов и звуков.

Вторая команда пытается с трех попыток угадать, какое понятие показывается.

Затем команды меняются ролями. Можно загадывать:

отдельные слова,

фразы из известных песен и стихов,

пословицы и поговорки,

крылатые выражения,

сказки,

известных (реальных или выдуманных) людей. Показывать понятие может как один, так и несколько че­ловек.

Побеждает та команда, которая отгадает больше понятий.

Игра № 4. «Эмоциональный взрыв»

УСЛОВИЯ ИГРЫ:

От каждой команды выделяется по три представителя.

Ведущий говорит фразу, например, «Муха села на варе­нье». Эту фразу и начинают произносить по очереди пред­ставители команд с нарастающими эмоциями. Побеждает та команда, чьи игроки с более сильным эмо­циональным накалом произнесут фразу.

Игра № 5. «Несмеяны»

УСЛОВИЯ ИГРЫ:

Игроки делятся на две команды.

Участники первой команды — «Несмеяны» — садятся на стулья и принимают как можно более грустный и уны­лый вид.

Задача игроков другой команды — по очереди или всем вместе рассмешить «Несмеян».

Каждая улыбнувшаяся «Несмеяна» присоединяется к команде смешителей.

Если за определенный промежуток времени удастся рас­смешить всех «Несмеян», выигравшей объявляется ко­манда смешителей, если нет— команда «Несмеян».

После этого команды меняются ролями.

Чтобы рассмешить «Несмеян», игроки могут показывать пантомиму, рассказывать анекдоты, строить рожи, однако прикасаться к «Несмеянам» не разрешается.

Заключение:

Учитель: Дорогие друзья, я хочу вас поблагодарить, что вы по-доброму, и в шутку и всерьез отнеслись к этой встрече. Многие из вас вдумчиво и осознанно отвечали на вопросы те­стирования, пытались соотнести интерпретации «птичьих ха­рактеров» со своими эмоциональными особенностями и на­строями. Во время игровых моментов можно отметить явные позитивные перемены в сторону взаимопонимания и дружеского доверия.

Я буду рада, если полученная информация поможет вам в устранении каких-то своих недостатков и направит в русло самосовершенствования личности.



Приложение

«Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наи­большему числу людей» (Дени Дидро).

t1576410556aa.jpg

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» (Пифагор Самосский). t1576410556ab.gif


«Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья» (Демокрит).

t1576410556ac.gif

«Счастье - это то, чем делишься, а оно только умножается» (Стае Янковский).

t1576410556ad.gif

«Счастье достается тому, кто много трудится» (Леонардо да Винчи).

t1576410556ae.gif

«Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо» (Виктор Франки).

«Если хочешь быть счастливым, будь им» (Козьма Прутков).

t1576410556af.jpg

«Рецепт счастья: возьмите чашу терпения, влей­те в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. На­мажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути». И. Беляева

t1576410556ag.jpg


Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную. Хилон из Эфора (VI в. до н.э.)


Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собой. Ж. Лафонтен


Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой. Эпиктет



11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.