Внеклассное мероприятие «Познай себя» о важности самопознания

0
0
Материал опубликован 21 February 2016

АПНОО «Региональный открытый социальный техникум»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Тема: «Познай себя»

Автор: О.В. Антонова,

преподаватель специальных

экономических дисциплин

Курск

 

Цель внеклассного мероприятия: убедить студентов в важности самопознания для успешного решения жизненных вопросов.

Задачи:

  • Развивать интерес к теме, а также практические навыки по самопознанию.
  • Обучать общению с использованием дополнительных занятий по философии и психологии.
  • Развивать творческие способности студентов.

Предварительная работа:

а) распечатка раздаточного материала;

б) распределение творческих заданий для студентов;

в) работа с психологом, библиотекарем.

 

Ход внеклассного мероприятия

Слово преподавателя:

Итак, для человека нет ничего более интересного, чем люди. А к своей личности он испытывает повышенный интерес. «Кто я и что я?» - задаем мы себе вопрос.

Стремление разобраться в себе всегда было свойственно людям. В древние времена они, познавая себя, стремились определить волю богов в своей судьбе. Древнегреческие мыслители призывали познать свое предназначение на Земле, открыть свои возможности. А что вы можете сказать, исходя из каких потребностей, человек стремиться разобраться в себе в наше время?

Что же является главным в самопознании?

Надо искать в себе свое собственное «Я». Ведь некоторые из вас часто думают больше о престижности чего-то в жизни (профессии, социального статуса, положения в обществе), фантазируют, уходя в детские мечты, не разобравшись со своими способностями и возможностями, а иногда даже данным им природой даром, развив и закрепив который, можно достичь больших высот. Ведь одно дело хотеть, а другое – стать и быть, состояться как человек, гражданин, профессионал. Вот в чем главная задача самопознания. Сейчас мы поговорим об основных качествах личности и о тех видах деятельности, в которых они проявляются. Ведущими качествами личности являются нравственные, умственные, волевые и эмоциональные. Давайте поговорим о них подробнее.

Студенты разбиваются на 4 группы, которые по очереди представляют каждую группу качеств.

Творческая работа студентов:

Нравственные качества (1-я группа):

Если вы готовы к товарищеской взаимопомощи, всегда и везде заботитесь о людях, умеете согласовывать личное и общественное на пути достижения своих целей, если вы не только понимаете и принимаете требования общества, но и действуете с пользой для него, занимаете социально активную позицию в деятельности и отношениях личности, то это значит, что вам характерны такие качества, как коллективизм и гуманизм.

Всегда, везде о людях он в заботе,

Я помощь чувствую и в жизни, и в работе.

Он может быть рабочий иль артист,

А по натуре – человек и гуманист.

Если ваше трудолюбие распространяется на овладение знаниями, если у вас возникает постоянная потребность трудиться, а не проводить все время в праздности и лени, если вам присуще чувство ответственности за порученное дело и вы выполняете его охотно, с удовольствием, значит, трудолюбие – одно из ваших ведущих качеств.

С утра трудиться и до ночи…

Не многие вот так охочи

За дело браться, да еще с охотой.

Лишь только те, кому мила работа.

Если вы искренни и верны данному слову, самокритичны, умеете доверять людям, значит, вам присуще такое замечательное качество, как честность.

Скажи, легко ли честным быть,

Именно быть, не просто слыть?

И жить доверчиво, самокритично,

Чтоб люди ставили за суть твою «отлично».

Если для вас неприятие аморальных явлений – это норма жизни, если вы боретесь со злом в любых его проявлениях, значит у вас развито такое качество, как нетерпимость к безнравственности.

Что в людях аморально,

То в жизни не похвально.

Ты это уясни сполна.

И зло ты отрицаешь,

И зависть отметаешь,

Ведь жизнь дана на добрые дела.

Умственные качества (2-я группа):

Если в вашей деятельности преобладает познавательная: исследования, опыты, учение, самообразование, если вы способны к нестандартному и творческому мышлению, значит, у вас самостоятельный и сообразительный ум.

Предлагается задание на сообразительность:

Перевод английского стишка:

Я видел павлина с хвостом огневым,

Я видел комету с лицом дождевым,

Я видел тучу на грядке растущую,

Я видел репу, по кочке ползущую…

Чепуха, не правда ли?

А что нужно сделать, чтобы в чепухе появился смысл? (переставить знаки препинания).

Если у вас есть постоянная потребность впечатлений, получения новой информации, если в этой информации и различных явлениях и событиях жизни вы умеете видеть главное, если это присуще всем видам вашей деятельности, значит, ваш ум объективен и любознателен.

Если вы хорошо обо всем осведомлены и постоянно развиваете свои познавательные способности, значит, вам присуще такое умственное качество, как эрудированность.

Проверьте свою эрудированность:

Английский король Георг I, начиная с 54-летнего возраста и до конца жизни, был вынужден постоянно пользоваться услугами переводчика. Что с ним случилось? (Он стал английским королем, а так как был немцем, не знал английского языка и не хотел его учить, то пользовался услугами переводчика).

Смертный грех, говорящий о скудности ума, по мнению святых отцов, - это:

а) чревоугодие;

б) сребролюбие;

в) любострастие;

г) гордыня.

3. На гербе Суворова, нарисованном им самим, - его девиз: «Глазомер, быстрота, натиск» – венчает слово «победа» и еще одно, неотделимое от победы русского оружия. Назовите его. (УРА!)

Качества личности (3-я группа):

Если вы во время общения и труда способны регулировать поведение (его активность и сдержанность), значит, вы обладаете таким волевым качеством, как самостоятельность (привести примеры из литературных произведений).

Если вы предъявляете высокие моральные требования к людям и себе, признаете ответственность за выполнение этих требований, если в процессе самовоспитания научились признавать и исправлять свои ошибки, значит, вы требовательны к себе и другим.

Если вы умеете сосредоточиться на определенной цели, преодолевая трудности на пути ее достижения, умеете организовать свою жизнь по плану, включив в нее способы достижения своей цели, значит, вам характерна целеустремленность (привести примеры своих жизненных целей).

Если вы способны брать на себя ответственность за решения и поступки, значит, вам свойственна решительность (привести примеры из жизни спортсменов, военных и т.д.).

Эмоциональные качества (4-я группа):

Если вы живете с верой в себя и свое будущее, а в людях умеете видеть прежде всего хорошее, значит, вы обладаете бесценным для человека качеством – оптимизмом (предлагается записать студентам свою реакцию на следующие фразы:

- завтра дополнительное занятие по экономике;

- вы получили публичное порицание;

- в гардеробе оторвали вешалку у вашей куртки).

Если вам знакомо чувство вины и стыда за содеянное или неблаговидный поступок, если вы делаете что-то не ради хвастовства, а для добра, если вы не кричите повсюду о своих делах, своем превосходстве и исключительности, значит, вам не чужда совестливость.

Мини-конкурс на знание русских народных пословиц и поговорок о похвальбе и совести:

- Задрал нос – и кочергой не достанешь.

- Гроша не стоит, а глядит рублем.

- Не хвались сам, а жди, когда люди похвалят.

- Волосом сед, а совести нет.

- В ком стыд, в том и совесть.

- Жили, жили, а стыда не нажили.

- Ни бога не боится, ни людей не стыдится.

- Платье черненько, да совесть беленька.

Если вы не равнодушны к чужим бедам, способны к сопереживанию, если вы в состоянии понять духовный мир другого человека, значит, вы наделены таким качеством, как восприимчивость.

Слово преподавателя:

Мы хотели на сегодняшнем занятии показать, какими качествами должна обладать всесторонне развитая личность. Надеюсь, что мы чуть-чуть помогли вам разобраться, какими качествами из предложенных, вы обладаете, а над какими надо еще поработать.

Психолог Дж. Келли утверждает, что, усвоив основные права человека и приняв их как правила жизни, вы не потеряете уверенность в себя.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА:

- право быть одному;

- право быть независимым;

- право быть выслушанным и принятым всерьез;

- право не быть напористым;

- право получать то, за что платишь;

- право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным;

- право просить то, чего ты хочешь;

- право на успех;

- право делать ошибки и быть ответственным за них;

- право иметь права.

Собрав воедино все советы и найдя в себе силы и мужество разумно им следовать, вы сможете достичь в жизни своего акме. Акме (от греч.- расцвет, вершина) – соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве.

Вершина зрелости человека (акме) – многомерное состояние, которое охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-то определенной области деятельности.

Желаем вам успеха!

Итог внеклассного мероприятия – обсуждение со студентами информации, которую они запомнили (Почему интересна тема? Вы сегодня узнали о себе что-то новое? Вы считаете, что хорошо знаете себя? и т.д.)

Проверьте свою эрудированность:

Английский король Георг I, начиная с 54-летнего возраста и до конца жизни, был вынужден постоянно пользоваться услугами переводчика. Что с ним случилось?

Смертный грех, говорящий о скудности ума, по мнению святых отцов, - это:

а) чревоугодие;

б) сребролюбие;

в) любострастие;

г) гордыня.

3. На гербе Суворова, нарисованном им самим, - его девиз: «Глазомер, быстрота, натиск» – венчает слово «победа» и еще одно, неотделимое от победы русского оружия. Назовите его.

Мини-конкурс на знание русских народных пословиц и поговорок о похвальбе и совести:

- Задрал нос – и кочергой не достанешь.

- Гроша не стоит, а глядит рублем.

- Не хвались сам, а жди, когда люди похвалят.

- Волосом сед, а совести нет.

- В ком стыд, в том и совесть.

- Жили, жили, а стыда не нажили.

- Ни бога не боится, ни людей не стыдится.

- Платье черненько, да совесть беленька.
 

Предлагается задание на сообразительность:

Перевод английского стишка:

Я видел павлина с хвостом огневым,

Я видел комету с лицом дождевым,

Я видел тучу на грядке растущую,

Я видел репу, по кочке ползущую…

Чепуха, не правда ли?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.