Проект «Семья слов»
Сценарный план урока
Предмет: русский язык
Уровень образования: начальное общее образование
Тема: проект «Семья слов»
Тип урока: исследовательски-творческий проект
Форма проведения урока: интерактивная
Участники: ученики 3 класса
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, работа в группах.
Цель: создание творческого проекта по русскому языку ( готового продукта проектной деятельности) ;
обобщение и систематизация знаний о родственных словах,
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: у обучающихся формируются умения обобщать и систематизировать знания о родственных словах; отбирать необходимый материал по предмету, строить самостоятельно сообщения в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели.
Коммуникативные УУД: формировать умения договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; развивать умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора, взаимоконтроль и самоконтроль по ходу выполнения заданий.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательный иинтерес в работе, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни; учатся быть доброжелательными, уважительно относиться к труду одноклассников, нравственно-эстетическая. ориентация.
Межпредметные связи: литературное чтение, технология, изо, окружающий мир.
Ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; мультимедийное оборудование, Толковый словарь, орфографический словарь, карточки со словами, карточки для групповой работы; ватман А-1, маркеры, фломастеры, карандаши, магниты.
Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1.Организационный момент. | ||
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создает настрой на успешную работу. (слайд1) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: самоопределение своих действий. |
2.Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность). | ||
- На экране ребус 7Я (Слайд 2). -Что для вас значит семья? - Ваше отношение к своей семье? -на ваш взгляд, а почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка? | -Дети отгадывают ребус -Дают определение слову - семья. -Рассказывают о своей семье (сколько в семье членов, кого считают своей семьей). -Высказывают свое мнение. | Познавательные УУД: Постановка и решение проблемы. Высказывание предложений. Регулятивные УУД. Учатся прогнозировать, принимать и удерживать учебную задачу. Планирование своей деятельности на уроке и деятельности группы. Коммуникативные УУД. Учатся строить доказательства правильности выполнения задания, излагать свои мысли ясно и понятно. |
2.1 Самоопределение к деятельности. | ||
-Откройте учебник на страница 103, назовите тему урока. - Определите,чем бкдем заниматься на уроке? . - Почему эта тема, именно такой проект? -Что вам необходимо знать и уметь, чтобы выполнить данный проект? -Давайте попробуем вместе составить план работы над проектом «Семья слов». (Запись плана на доске). | - Работают с учебником, читают: Наши проекты « Семья слов». - Предстаит работать над проектом «Семья слов». - Закончили раздел «Состав слова», знаем что такое родственные слова, можем определить из каких частей может состоять слово, определять состав слова. Составление плана. 1.Работа над проектом.. 2. Защита проекта. 3. Оценка.. | |
2.2 Повторение и систематизация знаний. | | |
- Найдите задание №1, изучите его. - обрауйте слова от данного корня? -Можно ли их назвать семьей? - Поработаем парами. (Каждой паре по одному слову). Соотнесте схемы и слова. - Что надо знать, чтобы выполнить это задание? - Как мы начинаем разбор слова по составу? Работа у доски. -Работа в парах, соберите пары, слово и схема. Проверка у доски, по «цепочке». -Объясните значение всех слов. - Куда нужно обратиться если вы не знаете значение слова. Кто поможет? | Дети анализируют задание. - Составляют слова. Работают с рисунком, читают внимательно слова. ( У них одинаковый корень – лес и похожи по лексическому значению. Надо знать обозначениячастей слова. Уметь делить слово по составу). -Работают с алгоритмом разбора слова по составу. -Подбирают слова, которые соответствуют данным схемам. (Лесной, лесок, лесище, лесистый, Перелесок). - Толковый словарь, орфографический словарь. | Регулятивные УУД. Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные УУД. Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы со словами, отвечать полным ответом на вопросы по материалу, формулировать конкретные выводы, излагая свою мысль грамотно и понятно. Познавательные УУД. Последовательное построение высказывания в устной и письменной форме. Учатся находить информацию используя толковый и орфографический словарь. |
Физминутка. | ||
-Представим, что мы в лесу. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише, Деревцо все ниже, ниже. | Дети выполняют задание, повторяют за учителем. | |
3.Создание проектной деятельности. | ||
-Как вы думаете, вы сможите выполнить данный проект? -Назовите своих помощников? -Подумайте над рисунком к проекту. -Выберите, как вы будете работать: в парах , в группах или индивидуально? - Подбор критериев для оценивания проектов. | -Дают ответ. -Рапределяются по группам, по парам. - Выбирают необходимую каточку с критериями оценивания проекта. -Выполняют проект. | Познавательные УУД. Обдумывание и решение проблемы творческого характера. Коммуникативные УУД. Умение общаться с одноклассниками и вступать в диалог, умение договариваться. Личностные УУД. Учатся быть доброжелательными, тактичными по отношению друг к другу. Регулятивные УУД. Учатся принимать и сохранять учебную задачу. |
4. Защита проекта. | ||
-У кого проект готов? -Кто может защитить проект? -Что можно еще использовать, для защиты проекта? | Желающие защищают проекты. Оценивают свой проект и проекты своих одноклассников. -Красочно оформить. -Подобрать пословицы, поговорки, сочинить четверостишие, коротенький рассказик. | Регулятивные УУД. Учатся самостоятельно оценивать свой проект и проекты своих одноклассников Коммуникативные УУД. Умение общаться с одноклассниками и вести диалог. Личностные УУД. Учатся уважительно относиться к одноклассникам. Познавательные УУД. Осознанно построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
5. Итог урока. Рефлексия. | ||
Чем занимались на уроке? -Продолжите высказывания: (Рефликсия). Былоочень интересно… Мне понравилось работать … Теперь я могу сам выполнить … | -Работают над проектом. -Защищают свои проекты, слушают проекты одноклассников. - Проводят оценивание проектов. | Регулятивные УУД. Учатся самостоятельно адекватно оценивать свою деятельность на уроке и деятельность однокласников. Коммуникативные УУД Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания для собеседника. Познавательные УУД Рефлексия учебного процесса и результата деятельности на уроке. Личностные УУД Нравственно-эстетическая. ориентация. |
6. Домашнее задание. | ||
Доработать проек. | Записывают домашнее задание. | |
Оценочный лист открытого урока Татьяны Юрьевны, учителя начальных классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25 г.» Тема: проект «Семья слов». Класс: 3 Дата проведения: 06.12.2017г | ||
№ | Компоненты урока | Баллы |
1. | Создание общих условий обучения, реализация адаптационной функций обучающихся | Максимально возможный результат – 8 баллов |
1.1. | учитель четко формулирует тему, цель, задачи урока | 8 |
2.1. | организация процесса обучения на уроке соответствует возрастным особенностям обучающихся | 7 |
2.2. | в материале урока выделены наиболее трудные места и продуманы формы обучения | 7 |
2.3. | обучающимся предоставляется возможность усвоения материала разного уровня сложности | 6 |
2. | Реализация информационной функции учителя | Максимально возможный результат – 8 баллов |
2.1. | информация учителя научна, доступна, современна, наблюдается «опора» на прежний опыт обучающихся, сохранены межпредметные связи | 7 |
2.2. | комментарии и ответы на вопросы обучающихся точны, в процессе объяснения используется корректная терминология | 8 |
2.3. | в процессе организации урока учитель реализует вариативные формы и методы обучения | 7 |
2.4. | в процессе урока учитель используется сочетание трех видов заданий: задания, подводящие обучающихся к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению учебного материала; задания, способствующие закреплению учебного материала обучающимися | 6 |
3. | Реализация перцептивной функции учителя | Максимально возможный результат – 8 баллов |
3.1. | учитель проявляет способность воспринимать психо-эмоциональное состояние обучающихся на уроке | 8 |
3.2. | учитель предвидит возможные точки зрения обучающихся, ход их рассуждений | 6 |
3.3. | учитель оказывает помощь и содействие обучающимся | 8 |
3.4 | учитель создает и поддерживает продуктивную атмосферу на уроке, применяет педагогический такт | 7 |
4. | Реализация организаторской функции учителя | Максимально возможный результат – 12 баллов |
4.1. | учитель применяет смену видов деятельности обучающихся | 10 |
4.2. | урок начинается со стимулирующего введения | 10 |
4.3. | в процессе урока изучаемые вопросы имеют подкрепление в виде наглядных и демонстрационных средств | 9 |
4.4. | в процессе организации урока учитель способствует закреплению и обобщению учебных результатов в контексте преподаваемой дисциплины, обеспечивает интеграцию учебных результатов на основе межпредметных связей | 10 |
4.5. | урок заканчивается подведением итогов | 11 |
4.6. | эффективность работы класса стимулируется передачей обучающимся функций учителя: оценки, контроля, коррекции, планирования | 9 |
5. | Реализация коммуникативной функции учителя | Максимально возможный результат – 6 баллов |
5.1. | в ходе урока учитель применяет диалоговые и полилоговые формы общения | 5 |
5.2. | учитель создает ситуацию успеха и психологической поддержки обучающимся | 6 |
| идеи обучающихся разрабатываются и используются на уроке учителем | 4 |
6. | Реализация развивающей функции учителя | Максимально возможный результат – 4 баллов |
6.1. | на уроке учитель использует приёмы и способы формирования умственной деятельности обучающихся | 4 |
6.2. | деятельность учителя нацелена на развитие индивидуальности обучающихся, на формирование их способности к самопознанию | 3 |
7. | Реализация функции контроля | Максимально возможный результат – 4 баллов |
7.1. | оценочно-корригирующая деятельность учителя способствует формированию положительной Я – концепции личности, выработке у обучающихся индивидуального стиля познания | 3 |
7.2. | учитель побуждает учеников оценивать и корректировать работу друг друга | 4 |
| Итого | 173 |
На данном уроке обучающиеся работают над созданием творческого проекта по русскому языку «Семья слов». Технология проектного обучения позволяет каждому ученику самостоятельно приобрести опыт исследовательской деятельности, расширить кругозор и пополнить свой словарный запас. В ходе реализации проекта, у учеников развиваются качества: самостоятельность, любознательность, формируется чувство ответственности за начатое дело перед самим собой, перед сверстниками, а так же перед учителем. Технология проектного обучения способствует интересу изучения данной темы, позволяет более полно усвоить и обобщить пройденный материал. В конце урока ребята презентуют свои проекты, оценивают свою работу и работы одноклассников.
Набранное количество баллов соответствует высшей квалификационной категории.
Директор МКОУ «СОШ №25 г.
_______________________