Открытые занятия, выступления на семинарах.
Цель: Показать детям силу коллективизма ("там, где трудно одному,
сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку
чувство товарищества.
Задачи:
Продолжить способствовать формированию навыков рассматривания книги.
Учить определять жанр произведения.
Подвести к пониманию образного содержания пословиц.
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Ход занятия:
- О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка
- Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются авторские.
-А есть сказки, которые сочинил народ…
- Может кто-то из вас мне скажет как называются такие сказки. ( Ответы детей) .
- Молодцы! Как вы думаете, много ли сказок на свете? (Ответы детей).
- Правильно. Можно ли сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… Вот сколько сказок на свете.
Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова: «Раз, два, три, Волшебная книга, Что-нибудь нам подари!»
Подготовка к восприятию.
Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу. Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора). Название этой книги «Дружба зверей» - это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов.
Какие животные изображены на обложке?
Дикие они или домашние?
Могут ли домашние животные жить в лесу?
Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными.
Выразительное чтение сказки воспитателем.
Действительно ли вы услышали сказку?
Как догадались? (звери разговаривают).
Как бы вы назвали эту сказку?
Сказка называется «Зимовье зверей».
Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму). С чего все началось?
Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера).
Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?
Для чего звери решили стоить зимовье?
Как они его строили?
Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).
Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.
Что случилось однажды?
Что зверям помогло спастись?
Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.
Физкультминутка «Красавец-петушок»
Ах, красавец-петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородка ,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет: Ку-ка-ре-ку!
Продолжение беседы, разъяснение пословицы
Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом. Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.
Итог занятия:
Рефлексия
С какой русской народной сказкой мы познакомились?
Чему учит эта сказка?
Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть?
А вам хотелось бы продолжить знакомство с другими русскими народными сказками?
Позднее мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.
Источники информации: КнязеваО.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,СПб, 1997.