Урок по литературе в 5 классе «Мир вокруг нас. Анализ сказки Т. Александровой "Светофорчик"»

0
0
Материал опубликован 17 January 2016

Урок литературы в 5 классе

Составила учитель русского языка и литературы МОУ гимназия с. Малая Пурга Малопургинского района УР Фёдорова Наталья Вячеславовна

Тема урока: Мир вокруг нас. Анализ сказки. Т. Александровой «Светофорчик».

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с литературной сказкой Т. Александровой «Светофорчик», с особенностями жанра произведения посредством его анализа .

Развивающая: совершенствовать умения обучающихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся;

Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, окружающим, природе; раскрыть содержание произведения «Светофорчик»

Оборудование: раздаточный материал (тексты « Светофорчик»- приложение3), распечатанные таблицы- приложения1,2, фломастеры, листы А3.

Методы: объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, исследовательский; анализ текста; аналитическая беседа.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, парная, индивидуальная.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Учитель. Здравствуйте, давайте улыбнемся друг другу,посмотрите, как прекрасен мир вокруг нас.

Запишем дату и тему урока в тетради.

Сегодня мы поговорим о правилах поведения и общения, опираясь на содержание произведения Т. Александровой «Светофорчик».

2. Мотивационный этап.

Учитель. О чем может быть данный что рассказ, если его главный герой Светофорчик?

Перед вами таблица, заполните её. Приложение 1

что

когда

где

какой

       

 

1).Работа в группах, заполняют таблицу

2).Выбирают спикера, афишируют полученные работы.

Учитель. Как вы думаете какова его основная мысль? Запишите каждый самостоятельно в свою тетрадь.

3. Целеполагание.

Учитель. Сформулируйте цель сегодняшнего урока?

( Повторение правил поведения улиц. Правила общения друг с другом. Анализ художественного произведения. Художественное своеобразие произведения Т. Александровой «Светофорчик»)

4. Изучение нового материала.

Учитель. Замечательно, а сейчас прослушаем рассказ. (читает учитель).

Учитель. Что интересного вы узнали из этого произведения? Допишите материал в соответствующие колонки таблицы.

3.Работа в группах (афиширование).

что

когда

где

какой

       

 

Учитель. К какому жанру можно отнести это произведение ? (сказка или рассказ, т.е. сочетание реального и фантастического).

-Можно ли эту историю назвать сказкой? Почему?

-Чем эта сказка похожа на те, с которыми вы уже знакомились на уроках

литературы?

-Чем она отличается от них? ( Поучительность как жанровый признак сказки)

Задание. Заполните таблицу, читая сказку. Приложение 2

реальное

фантастическое, сказочное

   

 

Работа в парах, заполняют таблицу по тексту, выписывают цитаты- примеры, отвечают. Раздать Приложение 3.

- В какую колонку выписали больше примеров, какой можно сделать вывод?

Учитель. -Какие слова в тексте помогают воспринимать Светофорчик как сказочный персонаж? («думает, смотрит, заметил, радостно сообщил, был он добрый-предобрый, посмотрит зеленым глазом, огорчало Светика»)

-Как называется этот художественный прием? (олицетворение)

Учитель. Опишите устно, каким вы представляете себе героя этой сказки (какого он возраста, как он выглядит; какой у него характер; отражается ли его настроение на «лице»).

Высказывание детей.

Учитель. Выполняем задание в группах : нарисовать Светофорчик.

-Какие слова в сказке позволяют составить именно такое впечатление о главном герое? (Маленький Светофорчик, звали его Светик, добрый светик)

Учитель -Какой момент в сказке показался тебе самым напряженным, кульминационным? Почему? Подготовься прочитать его вслух.

- Подумай, на что надо обратить внимание, чтобы передать напряженность момента.

Учитель. Читаем. («и однажды…» - до конца абзаца)

-Подумайте, на что надо обратить внимание, чтобы передать напряженность момента?

-Подбери эпитеты, характеризующие ситуацию, возникшую на перекрестке. (опасная, напряженная, драматичная, очень напряженная и т.п.)

-О чем думал Светофорчик, наблюдая за людьми и машинами?

(чтение со слов «стоят и ждут…» до слов «…особенно если он спешит») ( ответы детей)

-Что могло бы произойти, если бы Светику удалось дать зеленый свет всем: и людям, и машинам? Почему этого не произошло? (экстремальная ситуация).

-Почему этого не произошло? (Можно прочитать по сказке со слов «но, к счастью…»)

-Какова развязка сказки?

-Чем заканчивается сказка? (развязка в этой сказке/ трагедии не произошло, все продолжали двигаться по-прежнему, не совпадает с ее завершением - размышлениями Светика о том, что произошло.)

Учитель. Замечательно, а сейчас снова работаем в группах. Составим план сказки.

Например, (1. Жил-был Светофорчик.

2.Что огорчало Светика больше всего.

3. Решение принято.

4. Но, к счастью…

5. Размышления Светика.)

Выбор спикера от группы, афиширование выполненных работ.

Учитель. -Найдите в тексте сказки слова, в которых заключается основная мысль сказки. («все-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет».)

-Посмотрите предложения. Есть ли среди них такие, как ваши? Что бы вы

добавили еще?

Учитель. -Когда учеников одной из школ попросили ответить на вопрос: «О чем эта сказка?», они высказали разные точки зрения, прочитайте их, работаем в парах. Раздать Приложения 4.

Учитель. Вспомни свои предположения. Были ли среди них подобные? Что бы ты добавил к ним теперь?

- Пофантазируй и опиши, как могло меняться движение на перекрестке за последние сто-двести лет. Что, по-твоему, явилось причиной установления на нем Светофорчика?

Итог урока, рефлексия, оценивание.

1.Как Вы понимаете слова «правило» и «правила»? Приведите примеры правил. ( ответы детей)

2. Чему научила Вас сказка? ( ответы детей)

3. К сожалению, можно столкнуться с нарушением тех или иных правил. Были ли в твоей жизни (или в жизни твоих знакомых, родных) случаи, когда несоблюдение правил явилось причиной неблагоприятного для людей исхода событий? Приведи примеры правил, благодаря которым могут быть уменьшены или предотвращены страдания людей.

Расскажи дома или кому-то из друзей, знакомых эту сказку. Понаблюдай за реакцией слушателей: понравилась ли она им, понравился ли твой рассказ. Попроси их привести примеры правил, направленных на защиту человека.

- Оцените урок, работу себя и ребят на нем, заполнив предложенную схему.


 

Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос , в чем смысл последней части сказки.

Приложение 1

Перед вами таблица, заполните её.

что

когда

где

какой

       

Приложение 2

реальное

фантастическое, сказочное

   

Приложение 3

Татьяна Александровна «Светофорчик».

Жил-был маленький сфетофор. Звали его Светик. Он стоял на перекрестке двух небольших улиц и смотрел сначала в одну сторону зеленым глазом, в другую – красным, потом желтыми глазами – в обе стороны сразу.

Стоит и смотрит день и ночь. А мимо идут машины большие, средние, маленькие; идут или бегут люди большие, средние и маленькие.

«Вот у меня глаза светятся днем и ночью, - думал Светик, - а у машин только ночью – желтые спереди, красные сзади. А зеленых огней у них, у бедненьких, совсем нет! А у людей глаза ни красными огнями не светятся, ни желтыми, ни зелеными! Бедняжки!»

Светик давно это заметил и очень жалел людей. Ведь он был добрый – предобрый.

А еще он заметил, что и машины и люди больше всего рады зеленому свету. Посмотрит Светик зеленым глазом – вот уже машины или люди бодро и весело двигают колесами или ногами, у кого что есть.

Посмотрит красным – останавливаются в нетерпении, фыркают, ворчат, дают задний ход.

- Идите, бегите, мчитесь! – радостно сообщал Светик тем, кому светил зеленым глазом.

А тем, кто останавливался и ждал, он старался как можно красивее светить красным глазом:

- Подождите, потерпите, уступите! Через миг и вам зажгу зеленый свет.

И так день и ночь. И все время одним хорошо: они идут и едут, а другим плохо: они стоят и ждут. И это очень огорчало доброго Светика. Ведь так неприятно говорить кому-нибудь «нет!». Особенно если он спешит.

И однажды Светик решил: пусть всем будет хорошо, буду смотреть сразу в обе стороны одними зелеными глазами! И сразу же все затряслось, загудело, заскрежетало, завизжало. Сейчас машины налетят друг на друга, а люди попадут под машины!

Но, к счастью, этих ужасных бед не произошло. Потому что Светик мог смотреть сразу в обе стороны только желтыми глазами, зеленые и красные выключались. И вот одни машины остановились на желтый свет, другие приготовились мчаться, но никто не сдвинулся с места.

«Я хотел быть добрым сразу ко всем, - подумал Светик, - и чуть было не погубил всех!»

И опять вместо двух желтых глаз зеленый поглядел в одну сторону, красный – в другую. И все обрадовались. И те, кто помчался или пошел вперед. И те, кому пришлось ненадолго остановиться и подождать.

- Все-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет», - объяснял Светик осенним листьям, которые кружились вокруг него на ветру.

- О, конечно, конечно! – шуршали в ответ листья, и ветер уносил их.

- Так приятно всегда говорить «да», и все-таки иногда «нет» лучше, чем «да», - рассказывал Светик снежинками, которые так весело плясали вокруг него и становились то зелеными, то красными, то желтыми.

И снежинки тихо соглашались с ним.

А птицы внимательно слушали Светика и говорили:

- Да-да, конечно! Ты прав! Поэтому возле тебя так тепло и спокойно!.

Приложение 4

1. Это сказка о правилах дорожного движения, потому что здесь очень хорошо рассказывается о том, как надо вести себя пешеходам и водителям на улице.

2. Это сказка о случае из жизни необычного сказочного героя – светофорчика Светика. Он очень любознательный, поэтому с ним происходят всякие приключения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.