Урок ИЗО на тему «Изображение и реальность. Зимующие птицы родного края» (2 класс)
Тема урока: Изображение и реальность. Зимующие птицы родного края.
Цели урока: создать условия для ознакомления с понятиями «изображение», «реальность», на примере изображения зимующих птиц родного края, расширить кругозор младших школьников.
Задачи:
Образовательные:
Обучить планировать и анализировать задание, используя технические схемы пошагового выполнения рисунка.
Создать условия для ознакомления с понятиями «изображение» и «реальность» на примере изображения зимующих птиц родного края, расширить кругозор младших школьников.
Практическим путем определить место и среду обитания птиц, используя пейзаж, на который учащиеся поместят изображения птиц.
Развивающие:
Развивать умение самостоятельно систематизировать и использовать необходимую информацию, работая с разными источниками информации.
Формировать наблюдательность с помощью заданий: подготовить сообщения о птицах, используя справочную литературу.
Развивать умение подбирать и смешивать цвета акварели, гуаши.
Воспитательные:
Формировать ценностное отношение к птицам, воспитывать любовь к родному краю.
Мотивировать стремление оказывать помощь птицам в зимний период.
Оборудование для детей:
- подкладной лист
- краски акварельные, гуашь
- кисти
- конверт
- тряпочка, баночка с водой
- палитра
- смайлик
Ход урока
Организация начала урока
Организационно-мотивационный
Прозвенел звонок – начинается урок
Порядок на столе,
Порядок в голове,
К уроку мы готовы все.
- Урок изобразительного искусства.
Актуализация знаний
Появляется сорока.
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, в лесу тишина, Ничего не пойму, что к чему?
Учитель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, Сорока!
Учитель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, в лесу тишина, ничего не пойму, что к чему?
Учитель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Вы согласны?
Дети: Согласны.
Учитель: Закрыли глаза. Раз, два, три, и мы с вами на лесной опушке.
Открывается картина
- Посмотрите, мы с вами на лесной опушке, какой свежий воздух, как тихо.
- А почему не слышны голоса птиц? (перелетные птицы улетели)
- Так неужели из птиц никто не остался? (остались зимующие птицы, а вот какие, мы узнаем, отгадав загадки)
1. Кар-кар-кар! – кричит плутовка
Ну, и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она всем, всем знакома,
Как зовут её… (ворона)
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь)
Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит (дятел)
Спинка зеленовата, животик желтоват
На голове черненькая шапочка, да еще полоска шарфика (синичка)
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает (воробей)
- Как можно назвать одним словом всех этих птиц? (зимующие)
- Почему они так называются? (зимуют у нас)
- Но еще у нас есть зимующие птицы, которые остаются зимовать в наших местах, но перед ними зимой встает вопрос: как прокормиться? Птицам зимой очень трудно найти корм, т.к. везде лежит снег, холодно. Поэтому некоторые птицы, это снегири, синицы, вороны, сороки и др. прилетают из лесов ближе к человеку.
Формулирование темы и цели урока
- Сегодня к нам на урок пришел еще один гость, который будет помогать на уроке.
- Внимательно послушайте его, а потом скажете, как зовут этого мастера и что он изображает.
Мастер воображения
- Итак, как зовут мастера? (мастер изображения)
- А что он изображает? (все, что нас окружает)
- Тема нашего урока «Изображение и реальность».
Открытие новых знаний
Вывод: мастер изображения – это художник, который изображает в своих произведениях (рисунках) то, что ему интересно (людей, природу, животных).
- Все, что нас окружает, называется реальностью. Художник, который всматривается в природу, старается изобразить ее как есть, реально, такого художника можно назвать реалистом или художник-анималист.
- Давайте внимательно рассмотрим картины одного художника-анималиста Евгения Чарушина.
Показ картин
- Что можно сказать о героях картин? Они сказочные или как настоящие? (они как настоящие, живые)
- Какой должен быть художник-анималист, чтобы так точно, реально смог изобразить птиц? (наблюдательным, любить природу, внимательным)
- Сегодня вы тоже будете в роли художников-реалистов (анималистов)
- Как вы думаете, что мы будем рисовать? (птиц, зимующих птиц)
Тема урока: Зимующие птицы нашего края
- А каких птиц будем рисовать, для этого мастер изображения приготовил для вас контуры конверты (у каждого на парте есть конверт, достаньте из него все, что есть).
- Ваша задача по контурам определить, какая это птица.
- Как вы догадались?
Подсказка:
Клювы у птиц разные.
По форме одна птица, меньше.
Хвост (синица – форма флажочек, снегирь – хвост прямой).
Самостоятельная деятельность учащихся
- А теперь нам надо оживить наших птичек.
- Чем будем оживлять птичек? (красками)
- Внимательно посмотрите этапы выполнения рисунка в цвете и начинайте работу.
Этапы на доске.
План работы (на партах)
Подготовь краски.
Выбери нужный цвет.
Для получения нужного цвета используй палитру. Выполни рисунок в цвете.
По сухому рисунку нарисуй мелкие детали.
- Работу завершаем.
- Пока птички сохнут, слушаем внимательно меня.
Включение в систему знаний и повторение
Беседа
- Как вы думаете, легко ли птицам зимой?
- Почему? (Птицам тяжело найти корм под снегом. Нет корма. Поэтому они прилетают ближе к людям…)
- Как мы можем им помочь? (подкармливать)
- А чем же они питаются?
- Все вы принесли для птиц угощения. Давайте подойдем к столу и выберем угощения для наших птиц.
- Вот перед вами набор угощений для птиц.
- А сейчас Вика проверит и скажет, правильно ли дети принесли угощения.
Воробьи питаются зернышками, крошками.
Синицы питаются зернышками, крошками, любимое их лакомство – сало (только не соленое).
Снегири едят семена, ягоды, очень любят клевать ягоды рябины.
Вороны питаются очистками, остатками пищи.
- А куда мы положим корм птичкам?
- Чего у нас нет?
Никита: Для этого мы с папой сделали кормушку.
Никита держит кормушку в руке и говорит:
Зимою птицам голодно
Тоскливо, очень холодно
Подкормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо
Повесить кормушку
- А теперь приглашаем наших гостей-птиц на опушку, где есть кормушка, отведать наших угощений.
- Прилетайте. Вот какие радостные птицы.
Сорока: Спасибо, ребята, за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!
Сорока улетает
- Ну, что ж, ребята, и нам пора возвращаться в класс.
Встали все: Раз, два, три, повернись
В класс обратно возвратись
- Какие чудесные птицы у вас получились, совсем как живые, настоящие, реальные.
- Какой мастер помогал нам на уроке? (мастер изображения)
- Что значит реальность? (то, что мы видим на самом деле вокруг)
Рефлексия учебной деятельности
- Дети, а сейчас подумайте, всё ли у вас получилось во время работы на уроке. Перед вами смайлики. Посмотрите на них и возьмите в руку тот смайлик, который подходит вам.
Желтый цвет – у меня всё получилось на отлично
Зелёный цвет – хорошо
Красный цвет – нужна помощь
Князева Наталья Борисовна