Урок на тему «Натюрморт. Изображение предметного мира» (ИЗО, 6 класс)

3
2
Материал опубликован 14 August 2018

Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе по ФГОС второго поколения

на тему «Изображение предметного мира»

Разработала учитель изобразительного искусства

Михеева Татьяна Александровна,

МБОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» г. Энгельс, Саратовской области

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Класс

6

Тип урока

комбинированный урок

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Изображение предметного мира

Цель урока

Познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта и применить данные правила на практике. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Развивать умение анализировать иллюстративный материал. Воспитывать бережное отношение к миру предметов.

Основные термины, понятия

Натюрморт, композиция, центр композиции, постановка, правила построения натюрморта

Планируемый результат

Личностные

Сформировать:

уважительное отношение к культуре и искусству своей страны и мира

целостное мировоззрение

коммуникативную компетентность в общении со сверстниками

потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Предметные

Уметь сравнивать, анализировать иллюстративный материал, осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием композиции натюрморта в опоре на правила построения натюрмортов, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения; учиться составлять натюрморты

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная работа

Работа в группах

Два натюрморта, составленные учителем, предметы быта, драпировки, муляжи овощей и фруктов, Зрительный ряд: презентация с произведениями голландских художников, иллюстративный материал с подборкой натюрмортов разных художников (в каждую группу); карточки с вопросами и тестом; таблица «Правила составления натюрморта»; таблица «Виды пластического искусства»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

Организация на урок

Мотивация учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

Цели:

- Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

- Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Выявление места и причины затруднения

Цели:

выявить

место затруднения

Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения.

Открытие новых знаний

Цели:

- организовать усвоение учащимися нового

способа действия с проговариванием во внешней речи

Вкючение в систему знаний и повторений.

Цели:

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы Физминутка.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия,  произвольности и самоконтроля.

Самостоятельная работа.

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

-Зафиксировать новое содержание урока;

-Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята!

Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

Перед вами на столе чайник, рядом лежит груша, яблоки.

Все вдруг замерло. Французы сказали бы – nature morte (мертвая природа), англичане – still life (тихая жизнь). Как назовем мы эту композицию? Найдите ответ в этом стихотворении!

Взяв вдохновения аккорд,
Художник пишет натюрморт.

Он в мир предметов знает ход

И нас с собою проведет…

Л. Н. Чернова ( Натюрморт)

Тема урока: Натюрморт.

«Изображение предметного мира»

Объяснение нового материала.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Последовательность и правила работы над натюрмортом.

- Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества. Здесь уже проявляется вкус и композиционное чутье художника.

В искусстве жестких правил нет. Но определенные правила в натюрморте все же есть. Давайте выясним, а какие правила нужно знать при выполнении натюрморта. Учитель: Давайте выделим эти правила.

Правила составления натюрморта.

1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов:

а) тематически связанных

б) абсолютно разных

1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.

2. В состав натюрморта должны входить предметы:

а) одинаковые по форме и величине

б) разнообразные по форме и величине

2. В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.

 

3. В состав натюрморта должны входить предметы:

а) разнообразные по фактуре и цвету

б) одинаковые по фактуре и цвету

3. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, могут соприкасаться, составляя единое целое, но не перегораживать друг друга.


 

4. Предметы в натюрморте:

а) должны составлять единое целое

б) должны выстраиваться в одну линию

в) могут соприкасаться

г) могут полностью загораживать друг друга

4. Предметы в натюрморте должны составлять единое целое.

5. Как вы считаете, есть ли в натюрморте композиционный центр? Если есть, то, как художники его выделяют?

5. В композиции натюрморта должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделять размером, формой, цветом, контрастом.

Учитель: Перед вами на демонстрационном столе представлены две композиции.

Права ли я называя данные постановки натюрмортами? И почему?


 

Каждой группе даются карточки с вопросами.

КАРТОЧКА

Выберите верный ответ.

1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов:

а) тематически связанных

б) абсолютно разных

2. В состав натюрморта должны входить предметы:

а) одинаковые по форме и величине

б) разнообразные по форме и величине

3. В состав натюрморта должны входить предметы:

а) разнообразные по фактуре и цвету

б) одинаковые по фактуре и цвету

4. Предметы в натюрморте:

а) должны составлять единое целое

б) должны выстраиваться в одну линию

в) могут соприкасаться

г) могут полностью загораживать друг друга

5. Как вы считаете, есть ли в натюрморте композиционный центр? Если есть, то, как художники его выделяют?

Физминутка: Упражнение «Зеркальноерисование». Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками  зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры.

Игра собери натюрморт (на доске из предложенных предметов)

Практическая работа.

Сегодня на уроке мы будете создавать натюрморт из силуэтов бытовых предметов, фруктов и овощей в технике аппликации.

Аппликация – знакомая вам техника создания картины (лат. applicationприкладывание, присоединение) – способ получения изображения, техника декоративно-прикладного искусства. Аппликация – вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, природных материалов и т. п.

Вам нужно составить натюрморт из предложенных вам контуров предметов.

ПАМЯТКА

1. Выбрать правильно фон,

2. .Правильно расположить предметы, методом поиска,

3. Обвести предметы на цветную бумагу, если есть необходимость дополнить своими предметами….

4. Доработать предметы и приклеить,

5. Придумать название натюрморту.

(контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).

- Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина и т. д.

Итог урока.

- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (над натюрмортом).

- Что такое натюрморт? (предметы неживой природы: цветы, рыба, дичь, утварь).

- Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть.

Сегодня вы сами оцениваете свои работы. Можно посоветоваться с соседом по парте.

Рефлексия: Соберем яблоки в корзинку

- красное яблоко, получилась работа

- зеленое яблоко, не все

- желтое яблоко, совсем не получилась

Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.


 

Окончание урока


 

Проходят года, ручейками стекающие в реку времени, 
а музыка, стихи и картины
неизменно волнуют сердца, потому что у искусства

Есть душа.

Настройка на урок.

Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.

Делятся на группы, выполняют задание


 

Учащиеся отвечают - Натюрморт.

Учащиеся: Натюрморт – это картины, «героями» которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы


 


 


 


 

(Совещание групп).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся: Конечно, первый – это натюрморт, он красивый, здесь все гармонирует, сочетается. А второй – это просто одинаковые предметы.

(Кто-то не согласен, идет учебная дискуссия).


 

Учащиеся: Какие-то правила, законы.

Работают в группах, отвечают на вопросы по карточкам

Подводят итоги.

Самостоятельно (с небольшой помощью учителя) формулируют правила построения натюрморта

Повторяют движения

В технике аппликация создают натюрморт, используя готовые шаблоны, дополняют своими предметами.

Выполняют работу


 


 


 


 

Ученики оценивают свои работы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ЛУУД:

действие смыслообразования.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Самоконтроль по организации рабочего места

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Умение слушать и понимать речь других.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий)

ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания,

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)

Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста.

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме форме (КУУД)

Уметь слушать и слышать (КУУД)

Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД)

Умение владеть монологической формой речи (КУУД)

Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств)

Поиск и выделение необходимой информации

(ПУУД)

Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд)

Смысловое чтение

(ПУУД. Общеучебные ууд)

Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать

Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(ПУУД, общеучебные)

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки

(РУУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Татьяна Александровна. Урок хороший, грамотный, с точки зрения методики. Импонирует, то,что работа построена на основе деятельностного подхода, нет долгого монолога учителя, дети сами делают выводы, дискутируют. Физминутка, именно для урока изо, очень полезная.

14 August 2018