Технологическая карта урока окружающего мира «Кто что ест»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема урока: «Кто что ест»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: создание условий для формирования представления о способах питания организмов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить с классификацией животных по типу питания, показать их взаимосвязь. 2. Раскрыть понятия «растительноядные», «насекомоядные», «хищные», «всеядные». | Предметные: научатся: 1. Отличать животных по типу питания. 2. Составлять цепь питания животных. |
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы. 2. Развивать коммуникативные навыки посредством парной работы. | Личностные: 1. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению окружающего мира, активность и самостоятельность в его познании. 2. Приобретение опыта в использовании знаний по окружающему миру. |
Воспитательные: 1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. 2. Воспитывать уважительное отношение к изучению русского языка. |
УМК: «Школа России», учебник Окружающий мир: 3 кл Ч.1.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой М: демонстрация П: презентация М: беседа П: инструктаж | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Софья Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Занимайте свои места. Устанавливает эмоциональный контакт. -Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы пройдем краткосрочные курсы зоолога. -А кто такие зоологи? -Хорошее предположение. А теперь прочитайте со слайда что это такое. Зоолог – это специалист, изучающий животный мир, а также все, что с этим связано. -Для того, чтобы нас взяли на эти курсы, нам с вами нужно пройти вступительный экзамен. | Проверяют готовность к уроку. Садятся на места. Отвечают на вопрос. Читают определение со слайда. | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата Р: проявлять готовность подчиняться | Проектор с презентацией |
Актуализация знаний и мотивация (6 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | И М: репродуктивный П: минутка чистописания | Организует самостоятельной работу по прошлой теме. - На выполнение этой работы у вас будет 7 минут. -Время вышло. Передайте свои работы с последней парты на первую. | Выполняют самостоятельную работу. 1. б) 2. а) 3. насекомые птицы рыбы млекопитающие 4. а) 5. б а д е г в 6. в) 7. а), г) 8. в) 9. б) 10. а) | Р: проявлять готовность подчиняться П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | Проектор с презентацией Карточка с самостоятельной работой |
Постановка учебной задачи (4 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы | Формулирует тему и цель урока вместе с детьми. -Чтобы определить тему нашего урока я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Страна невыученных уроков» -Чем питается корова? -А волк? -А дятел? -А медведь? - Как вы считаете, какой теме будет посвящен наш урок? -Какие цели мы сегодня поставим на уроке? -Используйте опору 1.Узнать… 2.Научится… | Определяют тему и цель урока. -Травой - Зайцем, животными. -Насекомыми -Животными, ягодами, грибы… -Тема: Кто что ест Цели: 1. Узнать кто что ест. 2. Научится составлять цепь питания. | П: с помощью учителя формулировать цель | Проектор с презентацией |
"Открытие" детьми нового знания (9 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: работа с книгой П: чтение правила ВК Ф М: беседа П: ответы на вопросы П П:репродуктивный М: рассказывание правила Ф П: М: С | Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - Чтобы успешнее справиться с изучением нового материала, давайте посмотрим на слайд. ( На слайде: лось, бобр, бабочка, ) - Назовите животных на экране. Чем они питаются? -Эти животные питаются частями растений. Животные, которым нужна растительная пища, называются растительноядными. - Назовите следующих представителей. (волк, сова, лиса, щука) - Почему они объединены в одну группу? (Чем питаются эти животные?) - Другое название этой группы животных – хищники. Они питаются другими животными. - Назовите животных. (крот, ласточка, стрекоза, божья коровка) - Чем все они питаются? -Животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. Насекомоядные животные относятся к группе хищные животные. - Подумайте, почему насекомоядных относят к хищным животным? - Есть еще одна группа животных по типу питания. Давайте рассмотрим представителей этой группы. Назовите их. (бурый медведь, крыса, утка-кряква, карась) - Назовите животных. -Назовите, что ест медведь? (ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки) и рыба. -Подумайте, как называется группа, животные которой едят очень разную пищу. Вывод на экране: Эти животные, питающиеся и растениями, и другими животными называются всеядными. -Давайте теперь обобщим наши знания. -Сколько групп животных по типу питания получилось. Предлагаю сейчас вам составить кластер. Проверим по эталону. "Животные: растительноядные, хищные, насекомоядные, всеядные". -Заполните рабочий лист. -Для чего нам нужно знать кто как питается? -Оказывается, все в природе связано между собой по способу питания. Чтобы в этом убедиться, давайте посмотрим на следующий слайд. На экране: Схема с изображениями осины, зайца и волка. - В лесу растут осины, а их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Так получается цепь питания. На экране: схема с изображениями желудя дуба, лесной мыши и совы. - Объясните эту схему цепи питания. - Таким образом, между организмами устанавливаются связи по способу питания. Такие связи называют- цепи питания. - Цепь питания обычно состоит из звеньев. Цепи питания начинаются с растений. Это – первое звено. -Что будет являться вторым звеном? Второе звено цепи – растительноядные животные. -Что будет являться третьим звеном? -Третье звено – хищные животные. -Заполните это в своём рабочем листе. | Организуют поиск решения, определяют способы представления результата. - Лось. Питается травой, ветками. - Бобр. Питается деревьями Бабочка питается нектаром цветов. | П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом | Проектор с презентацией Учебник Учебник Раздаточный материал (листы самооценивания) |
Динамическая пауза | | | Организует физминутку. - Сейчас предлагаю немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Я вам буду называть животных, а вы делаете 1 хлопок если это растительноядное животное, приседаете, 1 раз если это насекомоядное, прыгаете если это хищное, 1 раз топаете если это всеядное. | Выполняют физминутку. | | |
Первичное закрепление (5 мин) | Усвоение нового способа действий | П П: составление цепи питания С | Организовывает самостоятельное выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий. - В паре составьте из данных слов цепи питания. Жук, сосна, дятел Щука, водоросли, карась Змея, рожь, мышь -Проверяем. | Выполняют задания на новый способ действий. -Жук, дятел, сосна. Водоросли, карась, щука. Рожь, мышь, змея. | П: устанавливать связи и зависимости между правилом и практическим заданием К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | Проектор с презентацией Рабочие тетради Раздаточный материал (листы самооценивания) |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф М: беседа П: инструктаж И М: языковой анализ П: разбор по ЧП С | Организует самостоятельную работу. - А сейчас мы с вами выполним серьёзную работу. - Сейчас у вас есть возможность показать свои знания по теме нашего урока. Выполните задание на листочках. На это у вас есть 5 минут. Не забывайте о посадке, спина прямая, ноги на полу, локти на столе. Ф.И. ___________________________________ Самостоятельная работа Тема: «Дополнение» Вариант 1 1.Подчеркнуть в предложениях дополнения. Саша написал сочинение. Миша принёс в библиотеку книгу. 2.Подчеркнуть члены предложения (главные и второстепенные). Осенняя листва покрыла мокрую землю. Ф.И. ___________________________________ Самостоятельная работа Тема: «Дополнение» Вариант 2 1.Подчеркнуть в предложениях дополнения. Оля рассказала весёлую историю. Женя принесла из магазина молоко. 2.Подчеркнуть члены предложения (главные и второстепенные). Осенью проворные белки запасают еду. Организует самопроверку по эталону. - Итак, время вышло, давайте проверять. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Возьмите простой карандаш и проверьте самостоятельную по эталону. - У кого всё верно, поднимите руку. - Кто допустил ошибки? - Отличная работа! Что мы сейчас с вами делали? Обратитесь к плану. - Отлично! Обратитесь к листу самооценивания. «0» баллов – есть более 1 ошибки. «1» балл – есть одна ошибка. «2» балла – нет ошибок. | Выполняют самостоятельную работу. Вариант 1 1.Подчеркнуть в предложениях дополнения. Саша написал сочинение. Миша принёс в библиотеку книгу. 2.Подчеркнуть члены предложения (главные и второстепенные). Осенняя листва покрыла мокрую землю. Вариант 2 1.Подчеркнуть в предложениях дополнения. Оля рассказала весёлую историю. Женя принесла из магазина молоко. 2.Подчеркнуть члены предложения (главные и второстепенные). Осенью проворные белки запасают еду. Проверяют по эталону. - Мы выполнили самостоятельную работу. Оценивают свою деятельность. -Выполнили самостоятельную работу. | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата Р: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников | Проектор с презентацией Раздаточный материал (самостоятельная работа) Раздаточный материал (листы самооценивания) |
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф М:языковой анализ П: поиск дополнений ВК | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. -Нам осталось совсем немного чтобы получить сертификат журналиста. И нам пришло ещё одно задание из штаба. Посмотрите на упражнение 5. Прочитайте задание. Кому непонято что нужно сделать? - Кто-то желает выйти к доске? - Молодцы! | Слушают учителя. Выполняют задание. | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | Проектор с презентацией Учебник |
Рефлексия деятельности (4 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия С | Организует самооценивание всех обучающихся. - Наш урок заканчивается. Давайте вспомним какая была тема урока? -Какие цели мы ставили? - Хлопните 1 раз в ладоши, кто считает, что мы достигли поставленных целей. - Посмотрите на наш план урока, все ли пункты мы выполнили? - Сдайте пожалуйста свои Дневники журналистов, для того чтобы я дала вам сертификат журналиста. Учитель раздаёт сертификаты. (У некоторых на обратной стороне фразы, которые надо продолжить) Я сегодня узнал… Я смог выполнить… Больше всего мне понравилось… - Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо за работу на уроке! Урок окончен. | Отвечают на вопросы. -Дополнение -1.Познакомиться с понятием дополнение 2. Научится отличать дополнение от других второстепенных членов предложения. Поднимают палец вверх. - Да. Самооценка собственной деятельности на уроке. | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности | Проектор с презентацией Раздаточный материал (листы самооценивания) Раздаточный материал ( сертификат журналиста) |