Урок географии «Природа Земли. Общие географические закономерности» (7 класс)
7 класс
Тема урока: «Природа Земли. Общие географические закономерности ».
Цель урока: Обобщить, систематизировать, осуществить контроль и коррекцию знаний учащихся по теме
«Природа Земли».
Задачи урока по содержанию | |
Образователь- ные: | Повторить, закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания по разделу «Природа Земли. Общие географические закономерности ». |
Развивающие: | Продолжить формировать умения: применять полученные знания на практике; использовать различные источники географических знаний и информации в процессе поиска решения; выявлять причинно-следственные связи; высказывать свои мысли; отстаивать свою точку зрения; слушать собеседника; аргументировано доказывать и объяснять свою позицию. Развивать память, пространственное мышление и логику. Развитие познавательного интереса учащихся к предмету. |
Воспитательные: | Воспитывать географическую культуру и культуру общения. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников. Продолжение формирования мировоззренческой идеи единства мира на примере взаимосвязей компонентов природы |
Тип урока: урок обобщения и систематизации ЗУНов, урок-созтязание.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: Объяснять особенности природы и географических объектов на Земле. Определять специфику природы и населения . Называть и показывать на карте географические объекты.
Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, умение фиксировать затруднения и способы выхода их затруднений, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свою работу и работу товарищей.
Личностные: Понимание специфических черт природы Земли. Осознание причин уникальности природы Земли.
Формы работы учащихся: работа в малых группах, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Физическая карта мира, Учебник: География. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.Г. Липкина и др. – Полярная звезда, М., “Просвещение”, 2015. - 256с., презентация.
Технологии:
Технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, учебная дискуссия, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1 этап Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Предлагает вниманию детей видеоролик об особенностях природы Земли. - Сегодняшний урок мы посвятим обобщению на тему: «Общие географические закономерности природы Земли»» . Мы повторим и закрепим пройденный материал. Предлагает классам представить свои команды и обьясняет условия игры. Представляет жюри. | Осуществляют анализ, делают вывод об уникальности природы Земли. Представляют свои команды, знакомятся с условиями игры. | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. (Коммуникативные УУД) Контролируют правильность ответов обучающихся. (Регулятивные УУД) |
2 этап. Постановка учебной задачи. Цель: Самостоятельно сформулировать цели и задачи сегодняшнего урока. | Организует работу со всеми учащимися класса. - Вспомните, какие понятия встречались в разделе? - С какой целью мы это вспоминаем? | Называют понятия относящиеся к разделу. Формулируют цель и задачи урока | Взаимодействуют с учителем и другими одноклассниками. Формулируют тему урока, цель, проблему. ( Коммуникативные УУД) Следят за правильностью ответа одноклассников. (Регулятивные УУД) |
3 этап. Актуализация знаний Цель: обобщить и систематизировать знания | Разминка «Третий лишний». Зачитывает перечень понятий и предлагает выбрать среди них лишнее и аргументировать свой выбор. « Расчетная палата» Учитель предлагает решить задачи на определение температуры и атмосферного давления. « Немая карта». Учитель предлагает подписать объекты на контурной карте. « Логическая цепочка». Предлагает учащимся вписать в цепочку недостающие звенья и объяснить причинно- следственные связи. Игра с болельщиками « Верю – не верю». Учитель зачитывает утверждения и предлагает установить их верность и дать правильный ответ. Конкурс капитанов « Географическая мозаика». Из набора слов необходимо собрать предложение, содержащее в себе географическую закономерность. « Закончи предложение». Учитель называет определение понятия и предлагает закончить его. | Классифицируют понятия и выделяют лишнее. Вспоминают понятия по теме «Атмосфера» и решают задачи Работают с картами, подписывают знакомые им объекты. Устанавливают причинно- следственную связь, составляют логическую цепочку. Болельщики команд устанавливают верность предложенных утверждений. Капитаны составляют предложения из слов и формулируют географическую закономерность. Учащиеся анализируют, систематизируют изученные понятия. | Аргументируют свою точку зрения. Принимают позицию одноклассников. ( Коммуникативные УУД) Умение решать поставленную проблему, анализировать, обобщать приобретенные знания, осуществлять сравнение. (Предметные УУД) Развитие доброжелательного отношения к одноклассникам, уважения к иной точке зрения, переживания за общий успех деятельности, упорства в достижении цели. (Коммуникативные УУД)
Умение работать с разными источниками географической информации; работать с координатами.( Предметные результаты) Умение решать поставленную задачу, выдвигать гипотезы, выделять главное. ( Личностные УУД) Закрепление умения работать сообща, развитие умения обосновывать свою точку зрения, формулировать ответ. ( Коммуникативные УУД) Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование( Познавательные УУД) Закрепление навыков работы с понятийным материалом, развитие умения обобщать существенные характеристики обьектов( Предметные результаты) |
4 Этап. Рефлексия Цель : Самоконтроль своей учебной деятельности. | Предлагает рефлексию в виде «Закончи предложения (интервью)» было интересно… мне понравилось…. было трудно… я выполнял(а) … я понял(а), что… теперь я могу… меня удивило... | Высказывают своё мнение производят самооценку. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Познавательные УУД) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД, (Личностные УУД); Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (Коммуникативные УУД) |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. « Третий лишний».
Тасмания, Мадагаскар, Кавказ, Сахалин. (Кавказ - горы, остальное - острова)
Конго, Гольфстрим, Амур, Миссисипи. (Гольфстрим - течение, остальное - реки)
Танганьика, Байкал, Титикака, Кракатау. (Кракатау - вулкан, остальное - озёра)
Шри-Ланка, Индостан, Лабрадор, Сомали. (Шри-Ланка - остров, остальное - полуострова)
Устье, морена, приток, порог. (Морена относится к ледникам, остальное - к рекам)
Каналы, водохранилища, террасы. (Террасы образуются на реках, остальное - искусственные водоёмы)
2. «Расчетная палата»
- На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30°С, а у поверхности Земли +12°С?
- Какова температура воздуха на Эвересте, если в июле у подножия она составляет +30°С?
- На высоте 3 км температура равна -18°С. Какова в это время температура у поверхности?
3. «Логическая цепочка»
Столкновение литосферных плит ---------? глубоководный желоб и островные дуги ----------? ( активные участки литосферы)---------землетрясения
ГП-------температура ?-------------давление?-----------типы вм------------ типы климата
Центр литосферной плиты-------- платформа? --------равнины?--------не бывает землетрясений
4. «Верю --не верю»
Африка – крупнейший материк
Антарктида – самый высокий материк
Колумб совершил первое кругосветное путешествие
Австралия самый засушливый материк
В Антарктиде нет войн
Северная Америка часть материка Гондваны
В Африке не бывает морозов
В Австралии больше всего эндемиков
5. «Географическая мозаика»
- скопление, частях,Океания, островов, в, Тихом океане, центральной, юго- западной,и
- формы, равнины, внутренними, горы, основные, созданные, рельефа, процессами.
- Африка, полушария, экватором, в,лежат, четырех,пересекается,и.
6. «Закончи предложение»
Совокупность неровностей на земной поверхности……….
Многолетний режим погоды………….
Состояние тропосферы на данной территории в данное время…………..
Устойчивый участок земной коры………………
Подвижный участок земной коры…………..
Большой объем воздуха, обладающий температурой, влажностью, прозрачностью………..
Движение воздушных масс в планетарном масштабе………………
Блоки земной коры, движущиеся по вязкому слою мантии……………..
Движение воздуха из области высокого давления в область низкого давления…………..