Тема урока: «Словарные слова военной тематики».
Цель:
- сформировать у учащихся понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать;
- продолжить работу по формированию фонематического слуха и развитию мелкой моторики рук;
- воспитание чувства патриотизма.
Ход урока.
1. Сегодня у нас на уроке много гостей и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.
- Повернитесь лицом к гостям и поздоровайтесь с ними.
2. Начинаем урок русского языка. Открываем тетрадь. Отступаем 2 строки. Записываем число, классная работа.
3. Ребята, посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Какое небо?
- Над нами голубое, чистое небо, а самое главное, мирное небо. Как вы понимаете выражение «мирное небо»? Выражение «мирное небо над головой» - значит мир без войны, междоусобиц и ссор как между странами так и между людьми.
– Что такое «война», «находиться в состоянии войны»? (организованная вооружённая борьба между народами, государствами)
4. - Какие ассоциации у вас возникают со словом «война»? Продолжите предложение: «Война – это…» (ужас, страх, смерть, разрушения, убийства, беда, жестокость, слёзы, горе, взрывы, бои, стрельба, жертвы…)
- Подберите противоположное по смыслу слово к слову – война (мир).
- Какие ассоциации у вас возникают со словом «мир»? (Счастье, радость, смех, мирное небо, жизнь, мама, солнце, дети, добро).
- Запишите красиво, с любовью букву м и самые главные для нас слова мир, мирить, мирный – соблюдая все правила чистописания.
Ммм ммм мир мирное мирить
- Какое слово обозначает предмет? действие, признак предмета?
Сообщение темы урока. С помощью материала, подобранного на военную тему, покажем, чему мы научились на уроках русского языка.
5. Прочитайте слово без лишних букв (зачеркните 2 и 5 буквы) пробседа (победа)
- Что такое победа? (Успех в бою, в войне)
Составьте предложение из слов и запишите: День, вся, Победы, страна, отмечает.
День Победы отмечает вся страна.
- Почему слово победа написано с большой буквы?
Если речь о Победе, отмечаемой нами 9 мая, то слово «Победа» является именем собственным. А имена собственные в русском языке пишутся с заглавной буквы.
- Назовите слово, в котором все звуки твёрдые (страна).
- Назовите слово, в котором все звуки мягкие (день).
6. Прочитай только первые слоги: роза диван народ (родина)
- Что такое родина? (Страна, в которой родился человек)
- Составьте предложение со словом родина и запишите. (Я люблю свою Родину).
- С какой буквы будем писать слово родина?
Если речь идет о родных местах, о нашей малой родине, где находится отчий дом, слово родина пишем с маленькой буквы. Если речь идет о нашем Отечестве, употребляется в патриотическом смысле, слово родина пишется с большой буквы.
7. Верни букву на место: грй (герой)
- Кого можно назвать героем? Герой – это такой человек, который совершает хорошие поступки, защищает слабых, даже жертвует собой ради другого, совершает подвиги.
- Что такое подвиг? Подвиг – это хороший поступок, героический и доблестный.
- Как вы понимаете пословицу: Тот герой, кто за Родину горой. (Герой готов пожертвовать собой ради Родины и взять весь удар противника на себя. Смысл данной пословицы заключается в том, что родина у человека только одна. Человек, который предал свою родину, не достоин называться человеком. Человек, который защищает свою родину, достоин уважения, подражания и звания героя.)
Запишем слово герой и транскрипцию этого слов: Герой - [ г’и р о й ]
8. Слово упало и разлетелось: демаль (медаль)
Запишите это слово.
- Сколько букв и звуков в слове медаль? (Медаль - 6б., 5зв., 2 слога)
Всего за время Великой Отечественной войны было учреждено 12 орденов и 25 медалей, которыми награждались солдаты и офицеры, участники партизанского движения, подпольщики, труженики тыла, народные ополченцы. Награждали за подвиги, за мужество, за храбрость, проявленную в бою.
9. Читай справа налево: ацинарг (граница)
Составьте предложение со словом граница. Запишите его, подчеркните основу предложения. (Пограничники зорко охраняют границу.)
10. Замените предложение одним словом.
- Старый, опытный воин; участник многих боёв, участник прошедшей войны. (Ветеран.)
Домашнее задание.
- Я предлагаю вам дома написать письмо ветерану.
- Что бы вы хотели сказать героям того времени?
11. Этап рефлексии учебной деятельности.
- Какое чувство у вас вызвал этот урок?
пробседа
победа
День,
вся, Победы, страна, отмечает
роза диван народ родина
грй герой
демаль медаль
ацинарг граница