Конспект урока «Внутренняя политика СССР в 1964 – начале 80-х годов» (9 класс)

1
0
Материал опубликован 14 December 2015
Предмет:  история.
Бычков Николай Евгеньевич учитель истории МБОУ Ульяновская СОШ Зубцовский р. Тверская обл.
                                                                                                     Методика проведения урока.
Класс: 9-й.
Курс: История России 20 – начало 21 века. Данилов  А.А., Косулина М.Ю. .
Тема: Внутренняя политика СССР в 1964 – начале 80-х годов. Урок изучения нового материала. Раздел «СССР в середине 64-х – середине 80-х гг. 20 века. От стабильности к кризису».
                                                                                          Роль и место урока в курсе истории.
На эту тему отводится один час. Первый урок раздела. В общем курсе истории 48-й.
  Цели урока:
1. Дать характеристику изменениям политической системы в 70-е годы, подчеркнув такие черты, как ресталинизация, разрыв слова и дела, «золотой век номенклатуры».
2. Определить главные результаты экономического развития.
3. Охарактеризовать причины восстановления черт тоталитаризма в СССР, рассказать о диссидентском движении как борьбе с режимом Л.И. Брежнева.
4. Дать понятие о причинах экономического кризиса в СССР.
5. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, учащиеся учатся выделять главное, решать проблемы, участвовать в дискуссии.
                                                Ожидаемый результат:
Ученики должны понять, почему во второй половине 60-х годов фактически происходит частичный возврат к
 Сталинизму. Какие последствия для развития СССР имело установление «геронтократии». Уяснить положительные и отрицательные стороны советской экономической модели. Знать термины:  Диссиденты, коррупция , лимитчики,  номенклатура, стагнация, товарный голод, ротация, волюнтаризм и другие.
             Оборудование: Карта «Россия во второй половине 20 века», компьютер, атласы, интерактивная доска.
                                                              План урока.
1. Укрепление тоталитарной системы. Новые руководители.
2. Идеология «развитого социализма». Конституция 1977 года.
3. Причины экономического кризиса (Промышленность и сельское хозяйство).
4. Военно-промышленный комплекс.
5. Подведение итогов урока.
                   Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, термины, домашнее задание.
   Урок сопровождается показом презентации.  
                                                              Ход урока.
1)Укрепление тоталитарной системы. После рассказа учителя и просмотра кадров презентации проводится беседа с учениками:  А. Почему после прихода к власти Л.И.Брежнева для номенклатуры наступил «золотой век»? Б. В чем проявлялся контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами  жизни общества? В.  Почему важнейшие для страны решения принимались узким кругом лиц? Раздаточный материал: «Политический портрет Брежнева Л.И.». Основные черты политического режима, самостоятельная работа ( работая с учебником, выписать в тетрадь основные черты политического режима), проверка задания.
Основные черты политического режима:
1. «Золотой век» партийно-государственного аппарата.
2. Стабильность кадров пожизненность номенклатурных постов ( средний возраст высшего руководства от 70 лет и выше).
3. Расцвет коррупции.
4. Разрыв между словом и делом.
5. Рост численности управленческого аппарата.
6. Усилился контроль управленческого аппарата над всеми сторонами жизни общества.
7. Отменены все хрущевские новации в жизни общества.
8. Конституция 1077 года закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, определив ее в качестве «ядра политической системы».
9. Глушилась любая точка зрения, не совпадающая с «генеральной линией», свертывалась критика и самокритика.
10. Для партийных структур система льгот и привилегий.
11. Ресталинизация.
12. Укрепление роли армии.
13. Усиление роли органов госбезопасности.
14. Нарушение прав человека.
2). Идеология  «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. (вопросы см.презентацию). Беседа сопровождается рассказом  и пояснениями учителя. Пар.№43 п.1 и п.3.  По возможности применяется раздаточный материал: «Конституция образца 1977 года».  
3). Причины экономического кризиса. Работа с классом. Выполняется задание из рабочей тетради, пар.№44, рабочий лист 8 и 9. Главное выяснить, почему время правления Брежнева получило названия «застоя»? Какие признаки кризиса экономики проявились в конце 70-х – начале 80-х годов ?  Далее заранее подготовленный учащийся(опережающие задание) рассказывает о успехах и недостатках в сельском хозяйстве. Рассказ сопровождается показом презентации.
4). Военно-промышленный комплекс. Рассказ учителя. Дать понятие о заводах , конструкторских бюро, работающих на оборонную промышленность. 
5) Подведение итогов урока, закрепление материала.
 Тестовая работа
Тема 6. СССР в 1960-е – начале 1980-х годов
1. Выберите правильный ответ.
а) Для периода застоя в СССР было характерно (а)
1) увеличение численности населения
2) уничтожение привилегий партийно-государственного аппарата
3) повышение денежных доходов населения
4) регулярная сменяемость партийных кадров
б) Основной причиной неудачи экономической реформы 1965 г. была (о):
1) ликвидация системы государственного планирования
2) несовместимость принципов хозрасчета с централизованной системой управления экономикой
3) ослабление государственного контроля над деятельностью предприятия
4) несогласие руководителей предприятий с мероприятиями реформы
2. По какому принципу образованы ряды?
а) А.Д.Сахаров, П.Г. Григоренко, В.И.Буковский, А.И.Солженицын
б) А.В.Эфрос, Ю.П.Любимов, М.А.Захаров
3. Отметьте черты внутриполитического режима СССР в период правления Л.И.Брежнева:
а) осуществление принципа коллективности руководства
б) сокращение численности бюрократического аппарата
в) восстановление политических репрессий в объеме 1930 – 1940-х гг.
г) стабильность внутриполитической обстановки
д) нарастающее восхваление личных заслуг Л.И.Брежнева
е) начало радикальной перестройки политической системы СССР
4. О ком (чем) идет речь?
а) Российский физик, академик, один из создателей водородной бомбы в СССР. Общественный деятель, лидер правозащитного движения, выступал за прекращение испытаний ядерного оружия; в 1980 г. был сослан в Горький с лишением всех званий и наград. Возвращен из ссылки в 1986 г., народный депутат СССР (1989); предложил проект новой конституции страны. Лауреат Нобелевской премии мира.
б) Название (от лат. несогласный) участников движения (в СССР в 1960-1970-е гг.) за политические и гражданские свободы. Некоторые участники этого движения были подвергнуты арестам, высылке из страны, принудительному лечению в психиатрических больницах. Сыграли заметную роль в последующей демократизации общества.
в) Этот партийный и государственный деятель избирался в ЦК партии с 1941 г., а с 1947 г. до самой смерти в 1982 г. неизменно входил в состав секретарей ЦК КПСС, занимался вопросами идеологии, при Л.И.Брежневе был вторым человеком в партии. Контролировал деятельность всех идеологических, научных и культурных учреждений в стране. Имел прозвище «серый кардинал», олицетворял собой незыблемость постулатов существования системы при одновременном умении лавировать и быть необходимым при всех сменах вождей. По праву считается последним представителем сталинской школы, ее наследником и продолжателем. Похоронен у Кремлевской стены.
 
5. Отметьте черты научно-технического и экономического развития СССР в середине 1970-х – середине 1980-х гг.
а) преобладание ручного труда в народном хозяйстве
б) быстрое переоснащение производства, внедрение новейшей техники во всех отраслях
в) сохранение экстенсивного характера развития промышленности, строительство новых предприятий
г) поддержание промышленности за счет экспорта нефти и других видов естественного сырья
д) полное обеспечение населения страны отечественными продовольственными товарами
е) сокращение государственных заказов, развитие хозяйственной инициативы предприятий
 
Домашнее задание: 1. Прочитать п.№43-№44. 2. Подготовить ответы на вопросы: Расскажите о основных изменениях в политической системе СССР. Какими мерами пытались решить проблемы в экономике страны?3.Вопросы на знание терминов и дат. 4.Творческое задание: составить небольшие тесты по этой теме (для сильных учеников). 5. Выполнить задание из рабочей тетради: вып.3 п.44, рабочий лист 4, стр. 34-36.
Комментарии
Комментариев пока нет.