Урок на тему «Внешняя политика России в 1850-е – начале 1880-х гг.»

10
1
Материал опубликован 29 February 2020

Аннотация.

Урок проводится в 9 классе в рамках главы «Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг.» (урок №3)

Урок актуален, так как требует от учащихся активной мыслительной деятельности. В основе урока лежит системно-деятельностный подход в обучении учащихся, который реализуется через использование ИКТ (презентация, электронные карты, ЦОР), технологии сотрудничества (работа в группах, работа с рабочими листами), технологии критического мышления (выдвижение и доказательство гипотезы, приём вызова, синквейн, фишбоун, инсерт)

Содержательная презентация способствует обеспечению мотивации к уроку истории и эффективному усвоению нового материала.  Использование рабочих листов позволяет структурировать объёмный материал и выдержать интенсивный темп урока.

Результативность урока определяется усвоением учащимися основных направлений и результатов внешней политики при Александре II.

Урок имеет ярко выраженный воспитательный посыл, позволяя не только усваивать исторический материал, но и анализировать его, выражать личностную оценку деятельности исторических личностей, а также данная подача материала формирует важную мировоззренческую позицию: «История не происходит сама по себе, историю делают люди»

Тип урока. Урок изучение нового материала.

Тема: Внешняя политика России в 1850-е – начале 1880-х гг.

Цель урока: Познакомить учащихся с основными событиями внешней политики России при Александре II и показать влияние конкретных исторических личностей на развитие этих событий.

Задачи урока:

- обучающие: выяснить причины и ход действий Российской дипломатии во главе с Горчаковым А.М. по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии и вклад генерала Черняева М.Г.; осветить деятельность генерал-губернатора Н.Н.Муравьёва  по разрешению проблем дальневосточных территорий

   Выявить достижения и рос­сийской дипломатии при АлександреII;

-развивающие: развивать навыки работы с картами, в том числе и контурными, анализировать исторические источники, отвечать на вопросы, делать выводы.

- воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувства патриотизма к своей Родине.

Планируемые результаты

Предметные

  • способность применять понятийный аппарат историчес­кого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников, раскрывая ее познавательную ценность;

Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, ре­зультаты исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

Работа с историческими источниками:

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (текстовых, изобрази­тельных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Анализ, объяснение:

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические явления, определять в них общее и различия;

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • использовать знания об истории Отечества в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • Называть исторические персоналии, сыгравшие значительную роль в том или ином историческом событии.

Личностные

  • понимание значимости поступков человека для истории.

Метапредметные

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, заполнять схемы и таблицы, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать учебные задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах;

• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе.

Ученик научится:

•  объяснять смысл понятий, терминов;

• проводить поиск информации в тексте;

• составлять синхронистические таблицы;

• составлять логические схемы;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории Отечества.

Дидактическая структура урока.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС ООО. На протяжении урока организовано целенаправленное и эффективное формирование планируемых результатов освоения ФГОС ООО по истории, в том числе формирование УУД.

Урок позволяет формировать у обучающихся социально-адаптивную, информационно-технологическую и коммуникативную компетентности: способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; способность выделять главное в тексте и второстепенное; способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую и пр.; способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями; способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью; способность вести диалог, публич­но выступать; способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива; способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества; способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде. Приоритетное значение имеет работа с информацией учебника и дополнитель­ными ресурсами. Данные виды действий эффективнее осваиваются в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся

Новые термины и даты: Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтра­лизации Черного моря; 60-80-егг. – присоединение Средней Азии к России; 1875 г. – Петербургский договор с Японией о передаче ей Ку­рильских островов, а России - о. Сахалин; 1858 г. – Айгунский договор, 1860г. – Пекинский договор России с Китаем о разграничении террито­рии.

Предварительная подготовка: рабочие листы, атласы, презентация, мини-сообщения о М.Горчакове, Н. Муравьёве, М.Чернове, А.Барятинском, князе Константине Николаевиче.

Оборудование и материалы: карта “Территория Российской империи в конце XIX – начале XX вв.”,компьютер, мультимедиапроектор, индивидуальные задания, рабочие листы, документы,

 

Формы работы учащихся: проблемно-поисковая, групповая, фронтальная, самостоятельная, презентация по теме.

Структура и ход урока

1.Организационный момент (1 минута);

2.Мотивация и выдвижение гипотезы (2 минуты)

3 Вводный тест (5 минуты);

4.Изучение нового материала (24 минут)

5.Закрепление знаний умений и навыков и рефлексия (9 минут);

6. Проверка гипотезы (1 минута)

7. Домашнее задание (1 минута).

8. Подведение итогов урока  (2 минут)

Пояснение: До начала урока класс делится на 4 группы. Рабочие листы, инсерт, памятки по синквейну – лучше распечатать на всех учащихся. Документы, фишбоун – по комплекту на группу

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

2.

4.

5.

6.

1.

Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами узнаем новые факты из истории нашего государства.

- приветствие учителя;

1

2.

Мотивация

 

 

 

 

 

Выдвижение гипотезы

 

Но начать наш урок я хочу с вопроса. Ваша ассоциация, связанная со словом «история»?

- Всё верно: даты, термины, события–всё это важно для истории, но большую роль в ней играют личности, стоящие за тем или иным событием.

Итак, есть гипотеза: «Успехи государства достигаются конкретными людьми–государственными деятелями, военачальниками, учёными–которые своими личными качествами: упорством, патриотизмом, профессионализмом, верностью долгу добиваются не только личных успехов, но из усилий каждого складывается величие страны»

Мы постараемся, сегодня, доказать её на нашем уроке. Но вначале запишем дату и тему нашего урока.

Тема нашего урока «Внешняя политика при Александре II»

Как вы думаете, каковы будут цели нашего урока?

Верно: выяснить направления и основные события внешней политики. А для доказательства нашей гипотезы, узнать кто из исторических личностей и как повлиял на те или иные события внешней политики при Александре II.

- отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают дату и тему.

Ставят цели урока

2

 

 

 

3.

Актуализация раннее полученных знаний

Но прежде чем мы будем говорить о внешней политике при Александре II, вспомним, какое внешнеполитическое наследие он получил.

Для этого нам нужно ответить на вопросы теста.

(проведение теста)

Проверяем тест, ключ на слайде

Отложите пока ваши тесты, у нас сегодня будет несколько форм работы и участие в каждой из них это ваш вклад в общую оценку.

На основании тестов сделайте вывод: Какое внешнеполитическое наследие получил Александр  II? Охарактеризуйте его,  одним словом.

 

 

Отвечают на вопросы теста

Самопроверка

 

 

 

Ответы (сложное, проблемное, конфликтное)

5

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действительно, внешнеполитическое наследие было непростым. После окончания Крымской войны основное внимание Александра II было сосредоточено на проведении внутреннихреформ. Их успех в немалой степени зависел от внешней обстановки: новая война могла сорвать преобразования. Император назначил послами в крупнейших государствах мира последовательных сторонников своего курса. Во главе Министерства иностранных дел в 1856 г. Был поставлен князь А. М. Горчаков. В письме Александру II он так определил основную внешнеполитическую цель страны: «При   современном положении нашего государства и Европы вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития, и вся внешняя политика должна быть подчинена этой задаче».

Выход из международной изоляции развал антирусского блока, куда входила Англия, Франция и Австрия,   и восстановление роли России как великой державы, отмена унизительных статей Парижского мирного договора, запрещавших иметь флот и военные укрепления на Черном море.

Кроме того, необходимо было договорами закрепить границы с соседними государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Эти сложные задачи были решены мирным путем во многом благодаря тем государственным деятелям, которые находились на службе у Александра. 

Дипломатическая деятельность велась по нескольким направлениям.

 Мы с вами рассмотрим сегодня три из четырёх, с ближневосточным  направлением вы подробнее познакомитесь на следующем уроке.

 Из этих направлений мы выделим 5 блоков. Вы уже разделены по группам и сейчас будете работать самостоятельно по первым 4-м блокам.

 Перед вами на столах находятся документы, учебники, атласы. С их помощью вам нужно в рабочих листах заполнить пропуски в таблице и по событиям из таблицы  определить результаты дипломатической деятельности во внешней политике. Пропущенные сведения по другим направлениям  вы заполняете по результатам выступлений других групп. Однако  мы с вами проверяем гипотезу, а значит, вам нужно выделить личность, сыгравшую значимую роль в этих событиях. Поэтому один из членов группы - эксперт составит мини-справку об этой личности.  По истечению 7 минут, вы называете направление, характеризуете задачи, основные события, результаты, показываете при необходимости на карте вновь присоединённые территории и называете значимую личность, другие группы  дополняют свои рабочие листы по вашим выступлениям.

Итак, время закончено.  Начинаем выступления групп. Проверяем и заполняем рабочие листы.

 

 

Европейское

Каковы же результаты дипломатической  деятельности?

Назовите личность, которая сыграла значимую роль на этом направлении?

 Кавказское

 Каковы же результаты дипломатической  деятельности?

Покажите на карте присоединённые территории.

Назовите личность, которая сыграла значимую роль на этом направлении?

Среднеазиатское

Каковы же результаты дипломатической  деятельности?

Покажите на карте присоединённые территории.

Назовите личность, которая сыграла значимую роль на этом направлении?

Дальневосточное

Каковы же результаты дипломатической  деятельности?

Покажите на карте присоединённые территории.

Назовите личность, которая сыграла значимую роль на этом направлении?

Таблицы заполнены, с этим заданием мы справились. 

 А теперь возьмите жёлтые листы, на них вы видите текст. Сейчас мы с вами будем работать с документом самостоятельно методом инсерт. Вам нужно прочитать текст и отметить факты которые вы знали «V», не знали «-» , думали иначе «!», если будут вопросы  «?». Всё понятно? Работаем.

Есть ли вопросы?(если есть, учитель поясняет, даёт ответ )

О каком направлении внешней политики этот  документ?

 

Какова была дипломатическая задача?

 

 

Какие территории были проданы? За сколько?

 

Каковы же были причины продажи Аляски. Выяснить это нам поможет фишбоун (в переводе с английского «Рыбья кость»)  и текст учебника на 195-й странице. Перед вами рыба, у неё есть голова - интересующий нас вопрос и хвост- то, что произошло в следствии, нам нужно заполнить недостающие звенья-кости рыбы - причины. Работаем в группах.

Называем причины. Сверьте с таблицей, если есть неточности - исправляйте

Назовите личность, которая сыграла значимую роль на этом направлении.

Смотрят презентацию, слушают объяснения учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Слушают инструктаж, алгоритм действия.

Работают в группах, заполняют свои рабочие листы при помощи параграфа учебника, атласа, доп. материалов.

 

Выступления групп. заполнение рабочих листов и мини-сообщения с демонстрацией презентации.

 Европейское, называют даты, события, личность Горчакова М.А.

Кавказское,

называют события,  даты, территории, присоединённые к России, личность Барятинский А.И.

Среднеазиатское,

Называют события,  даты, территории, присоединённые к России, личность Черняев М.Г.

Дальневосточное, называют события,  даты, территории, присоединённые к России, личность Н.Н. Муравьёв-Амурский.

Выполняют инсерт.

 

 

Ответы:

О русско-американских отношениях

Укрепление дружественных отношений с США.

Аляска. 7,2 млн. долларов

 

Слушают инструктаж.

 

 

Выполняют работу.

Называют причины. Сверяют с таблицей на экране

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Закрепление знаний.

Итог. Какой характер носила внешняя политика при Александре II?

Таким образом, мы видим, что внешняя политика Александра II по всем направлениям носила активный характер.    Какие это были направления? Какими путями решались внешнеполитические задачи?

Дипломатическим и военным путём российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, обозначить и укрепить свои границы, восстановить своё положение как великой державы.(мульти карта)

Однако вернёмся к нашей гипотезе? Удалось ли нам показать роль личностей в том или ином событии? Чем можно подтвердить ваши высказывания?

 

Составьте синквейн (памятка) об Александре II

Зачитайте, что у вас получилось

 

А это мой синквейн. Есть дополнения или возражения? Согласны ли вы с этой характеристикой?

Есть ли вопросы по сегодняшнему уроку?

А теперь ещё один тест.

Ответы    учащихся

 

 

 

 

 

Ответы    учащихся с использованием рабочих листов.

 

Составляют сенквейн. Зачитывают по одному сенквейну от группы

Приводят доказательства своей точки зрения

 

 

Выполняют тестовое задание

 

 

10

5.

Домашнее задание

Прочитать § 21, изучить материал, применяя рабочие листы, отметить на контурных картах вновь присоединённые территории.  Устно ответить на вопросы после параграфа.

*Подготовить синквейн об одной из сегодняшних персоналий,  на выбор.

Записывают домашнее   задание.

1

 

6.

Рефлексия и подведение итогов  работы и оценка деятельности учащихся.

Рефлексия по группам

В результате урока “Внешняя политика Александра II” открылись: три самых важных имени; три самых важных события; три самых важных действия, три самых важных чувства.( можно письменно по заранее подготовленному шаблону)

Итак: мы убедились в немаловажной роли личности в истории. И кто знает, может и кто-то из вас сможет приумножить достижения нашего государства, сделать его лучше, богаче, сильнее, опираясь на великое прошлое наших предков,  т.е. на историю.                                                                                                                              

 

2

 

           

Приложение к плану-конспекту урока «Внешняя политика Александра II»

Вводный тест.

 1.Укажите название  и хронологические рамки войны начавшейся в царствование Николая 1, закончившейся для России неудачно.

А.Кавказская война(1817-1860гг)

Б.Крымская война(1853-1856гг)

В.Русско-турецкая война(1828-1829)

2. Какие страны участвовали в этой войне?

А. Турция, Австрия, Англия; Б. Англия, Турция, Пруссия; В. Англия, Франция, Турция.

3.Какие из статей Парижского договора были наиболее болезненны для Российской империи?

А.Россия лишилась права держать военный флот на Чёрном море;

Б.Россия лишалась части территории в Крыму;

В. Россия обязана была выплатить  контрибуцию странам-победительницам.

 

СИНКВЕЙН

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Европейское направление

Направления внешней политики при Александре II.                      

1.Европейское направление (Германия, Франция, Англия)

Задачи:

  • нарушить международную изоляцию после Крымской войны
  • восстановить роль России как великой державы
  • разрушить антирусский блок (Англия,Франция,Австрия)
  • отменить  условия Парижского договора, запрещающие России иметь на Чёрном море военный флот и береговые укрепления.

Дата

Событие

 

Нарушение международной изоляции.

 

Заявление об отказе исполнять условия Парижского договора, создание Черноморского военного флота, строительство новых укреплений.

 

Пересмотр условий Парижского мира на Лондонской конференции.

 

Создание «Союза трёх императоров»

 

Распад «Союза трёх императоров»

Результаты дипломатической деятельности:

  • отмена условий ________________договора, создание _____________________ флота;
  • восстановление __________________________ авторитета и статуса великой державы;
  • разрушена международная ___________________________________________ изоляция.

Значимая личность_______________________________________________

2. Кавказское направление.

Задачи:

  • окончательное присоединение  Кавказа
  •  завершение длительной кавказской войны 1817-1864гг.

Дата

Событие

апрель 1859г

Взятие «столицы» Шамиля – аула Ведено

 

Сдача основных сил черкесов.

апрель 1864г

Русские войска заняли Черноморское побережье Абхазии

май 1864г

Окончание Кавказской войны

Результаты дипломатической деятельности:

  • вхождение Кавказа в состав Российской империи;
  • завершена Кавказская война;
  • появилась своя торгово- промышленная буржуазия;
  •  начался экономический рост на кавказской территории;
  • проведена Владикавказская железная дорога.  

Значимая личность________________________________________________

3.Дальневосточное направление

Задачи:

  • Установить линии границ с Китаем;
  • Закрепить территории Приамурья и Уссурийского края, которые находились в совместном пользовании России и Китая;
  • Необходимость дальнейшего освоения  территории  Дальнего  Востока;
  • Пресечь стремление Англии и Франции распространить своё влияние в Китае.

Дата

Договор

Решение.

 1855г

Симодский

Курильские острова к северу от Итурупа признаны российскими владениями.

 

Айгунский

Установление границы с Китаем по реке Амур.

1860г

Пекинский

Уссурийский край  вошел  в  состав  России.

 1875г

Петербургский

Сахалин  признан  принадлежащим  России, а Курильские  острова - Японии.

Результаты:

  • появление новых городов (Владивосток, Благовещенск, Хабаровск, Мариинск);
  • установлены дипломатические отношения с Японией и Китаем;
  • Россия закрепила за собой свои восточные территории.

Значимая личность_______________________________________________

4.Среднеазиатское направление

Задачи:

  • прекратить набеги среднеазиатских народов на территорию России;
  • установить линии границ;
  • ликвидировать работорговлю;
  • не допустить распространения  Английского  влияния на государства Средней Азии.

Дата

Событие

1865г

Взятие Ташкента войсками генерала М.Г.Черняева

 

Взятие русскими войсками Самарканда.

1873г

Признание Самаркандом зависимости от России.

1876г

Присоединение Кокандского ханства

1881г

Присоединение Ашхабада и Геок-Тепе.

Результаты :

  • прекращение набегов, ликвидация рабства и работорговли;
  • начало более активного освоения края – торговля, использование природных богатств (хлопководство, шелководство);
  • установление влияния в Средней Азии, на которую претендовала Англия.

Значимая личность_______________________________________________

 

Кавказское направление         

Направления внешней политики при Александре II.                             

1.Кавказское направление.

Задачи:

  • окончательное присоединение  Кавказа
  •  завершение длительной кавказской войны 1817-1864гг.

Дата

Событие

 

Взятие «столицы» Шамиля – аула Ведено

 

Сдача основных сил черкесов.

 

Русские войска заняли Черноморское побережье Абхазии

 

Окончание Кавказской войны

Результаты дипломатической деятельности:

  • Вхождение_________________________в состав Российской империи;
  • завершена _________________________________________________ война;
  • появилась своя _________________________________________________ буржуазия;

 начался экономический рост на кавказской территории;

  • проведена __________________________ железная дорога.  

Значимая личность________________________________________________

2. Европейское направление (Германия, Франция, Англия)

Задачи:

  • нарушить международную изоляцию после Крымской войны и разрушить антирусский блок (Англия, Франция, Австрия)
  • восстановить роль России как великой державы
  • отменить  условия Парижского договора, запрещающие России иметь на Чёрном море военный флот и береговые укрепления.

Дата

Событие

1859г

Нарушение международной изоляции России.

1870г

Заявление об отказе исполнять условия Парижского договора, создание Черноморского военного флота, строительство новых укреплений.

1871г

Пересмотр условий Парижского мира на Лондонской конференции.

 

Создание «Союза трёх императоров»

1878г

Распад «Союза трёх императоров»

Результаты дипломатической деятельности:

  • отмена условий Парижского договора, создание Черноморского флота;
  • восстановление международного авторитета и статуса великой державы;
  • разрушена международная дипломатическая изоляция.

Значимая личность_______________________________________________

3.Дальневосточное  направление

Задачи:

  • Установить линии границ  с  Китаем;
  • Закрепить территории Приамурья и Уссурийского края, которые находились в совместном пользовании России и Китая;
  • Необходимость дальнейшего освоения территории Дальнего Востока;
  • Пресечь стремление  Англии  и  Франции  распространить  своё  влияние  в  Китае.

Дата

Договор

Решение.

 1855г

Симодский

Курильские острова к северу от Итурупа признаны российскими владениями.

 

Айгунский

Установление границы с Китаем по реке Амур.

1860г

Пекинский

Уссурийский край вошел в состав России.

 1875г

Петербургский

Сахалин признан принадлежащим России, а Курильские острова- Японии.

Результаты:

  • появление новых городов (Владивосток, Благовещенск, Хабаровск, Мариинск);
  • установлены дипломатические отношения с Японией и Китаем;
  • Россия закрепила за собой свои  восточные территории.

Значимая личность___________________________________________________________________

4.Среднеазиатское направление

Задачи:

  • прекратить набеги среднеазиатских народов на территорию России;
  • установить линии границ;
  • ликвидировать работорговлю;
  • не допустить распространения  Английского  влияния на государства Средней Азии

Дата

Событие

1865г

Взятие Ташкента войсками генерала М.Г.Черняева

1868г

Взятие русскими войсками Самарканда.

 

Признание Самаркандом зависимости от России.

1876г

Присоединение Кокандского ханства

1881г

Присоединение Ашхабада и Геок-Тепе.

Результаты:

  • прекращение набегов, ликвидация рабства и работорговли;
  • начало более активного освоения края – торговля, использование природных богатств (хлопководство, шелководство);
  • установление влияния в Средней Азии, на которую претендовала Англия.

Значимая личность_______________________________________________________________

 

    Среднеазиатское направление

Направления внешней политики при Александре II.                                              

1.Среднеазиатское направление

Задачи:

  • прекратить набеги среднеазиатских народов на территорию России.
  • установить линии границ
  • ликвидировать работорговлю
  • не допустить распространения  Английского  влияния на государства Средней Азии

Дата

Событие

 

Взятие Ташкента войсками генерала М.Г.Черняева

 

Взятие русскими войсками Самарканда.

 

Признание Самаркандом зависимости от России.

 

Присоединение Кокандского ханства

 

Присоединение Ашхабада и Геок-Тепе.

Результаты :

  • прекращение набегов, ликвидация рабства и _________________________________________;
  • начало более активного освоения края – торговля, использование природных богатств (хлопководство, шелководство);
  • установление влияния в Средней Азии, на которую претендовала _____________________.

Значимая личность______________________________________________________________

2.Европейское направление (Германия, Франция, Англия)

Задачи:

  • нарушить международную изоляцию после Крымской войны и разрушить антирусский блок (Англия, Франция, Австрия)
  • восстановить роль России как великой державы
  • отменить  условия Парижского договора, запрещающие России иметь на Чёрном море военный флот и береговые укрепления.

Дата

Событие

1859г

Нарушение международной изоляции России.

1870г

Заявление об отказе исполнять условия Парижского договора, создание Черноморского военного флота, строительство новых укреплений.

1871г

Пересмотр условий Парижского мира на Лондонской конференции.

 

Создание «Союза трёх императоров»

1878г

Распад «Союза трёх императоров»

Результаты дипломатической деятельности:

  • отмена условий Парижского договора, создание Черноморского флота;
  • восстановление международного авторитета и статуса великой державы;
  • разрушена международная дипломатическая изоляция.

Значимая личность_______________________________________________

3.Дальневосточное направление

Задачи:

  • установить линии границ с Китаем;
  • закрепить территории Приамурья и Уссурийского края,  которые находились в совместном пользовании России  и Китая;
  • необходимость дальнейшего освоения территории Дальнего Востока;
  • пресечь стремление Англии и Франции распространить своё влияние в Китае.

Дата

Договор

Решение.

 1855г

Симодский

Курильские острова к северу от Итурупа признаны российскими владениями.

1858

Айгунский

Установление границы с Китаем по реке Амур.

1860г

Пекинский

Уссурийский край вошел в состав России.

 

Петербургский

Сахалин признан принадлежащим России, а Курильские острова- Японии.

Результаты:

  • появление новых городов (Владивосток, Благовещенск, Хабаровск, Мариинск);
  • установлены дипломатические отношения с Японией и Китаем;
  • Россия закрепила за собой свои восточные территории.

Значимая личность___________________________________________________________________

4.Кавказское направление.

Задачи:

  • окончательное присоединение  Кавказа
  •  завершение длительной кавказской войны 1817-1864гг.

Дата

Событие

апрель 1859

Взятие «столицы» Шамиля – аула Ведено

ноябрь 1859г

Сдача основных сил черкесов.

апрель 1864г

Русские войска заняли Черноморское побережье Абхазии

 

Окончание Кавказской войны

Результаты дипломатической деятельности:

  • вхождение Кавказа в состав Российской империи;
  • завершена Кавказская война;
  • появилась своя торгово- промышленная буржуазия;
  •  начался экономический рост на кавказской территории;
  • проведена Владикавказская железная дорога.  

Значимая личность________________________________________________

 

Дальневосточное направление

Направления внешней политики при Александре II.                                       

1.Дальневосточное направление

Задачи:

  • установить линии границ с Китаем;
  • закрепить территории Приамурья и Уссурийского края, которые находились в совместном пользовании России и Китая;
  • необходимость дальнейшего  освоения территории Дальнего Востока;
  • пресечь стремление Англии и Франции распространить своё влияние в Китае.

Дата

Договор

Решение.

 1855г

Симодский

Курильские острова к северу от Итурупа признаны российскими владениями.

1858

Айгунский

Установление границы с Китаем по реке Амур.

1860г

Пекинский

Уссурийский край вошел в состав России.

 

Петербургский

Сахалин признан принадлежащим России, а Курильские острова- Японии.

Результаты:

  • появление новых городов (Владивосток, Благовещенск, Хабаровск, Мариинск);
  • установлены границы и дипломатические отношения с _______________и_____________;
  • Россия закрепила за собой свои ___________________________ территории.

Значимая личность_______________________________________________________________

2. Кавказское направление.

Задачи:

  • окончательное присоединение  Кавказа
  •  завершение длительной кавказской войны 1817-1864гг.

Дата

Событие

 

Взятие «столицы» Шамиля – аула Ведено

ноябрь 1859г

Сдача основных сил черкесов.

апрель 1864г

Русские войска заняли Черноморское побережье Абхазии

май 1864г

Окончание Кавказской войны

Результаты дипломатической деятельности:

  • вхождение Кавказа в состав Российской империи;
  • завершена Кавказская война;
  • появилась своя торгово- промышленная буржуазия;
  •  начался экономический рост на кавказской территории;
  • проведена Владикавказская железная дорога.  

Значимая личность________________________________________________

3.Европейское направление (Германия, Франция, Англия)

Задачи:

  • нарушить международную изоляцию после Крымской войны и разрушить антирусский блок (Англия, Франция, Австрия)
  • восстановить роль России как великой державы
  • отменить  условия Парижского договора, запрещающие России иметь на Чёрном море военный флот и береговые укрепления.

Дата

Событие

1859г

Нарушение международной изоляции России.

 

Заявление об отказе исполнять условия Парижского договора, создание Черноморского военного флота, строительство новых укреплений.

1871г

Пересмотр условий Парижского мира на Лондонской конференции.

1873г

Создание «Союза трёх императоров»

1878г

Распад «Союза трёх императоров»

Результаты дипломатической деятельности:

  • отмена условий Парижского договора, создание Черноморского флота;
  • восстановление международного авторитета и статуса великой державы;
  • разрушена международная дипломатическая изоляция.

Значимая личность_________________________________

4.Среднеазиатское направление

Задачи:

  • прекратить набеги среднеазиатских народов на территорию России.
  • установить линии границ
  • ликвидировать работорговлю
  • не допустить распространения  Английского  влияния на государства Средней Азии

Дата

Событие

1865г

Взятие Ташкента войсками генерала М.Г.Черняева

1868г

Взятие русскими войсками Самарканда.

1873г

Признание Самаркандом зависимости от России.

 

Присоединение Кокандского ханства

1881г

Присоединение Ашхабада и Геок-Тепе.

Результаты:

  • прекращение набегов, ликвидация рабства и работорговли;
  • начало более активного освоения края – торговля, использование природных богатств (хлопководство, шелководство);
  • установление влияния в Средней Азии, на которую претендовала Англия.

Значимая личность__________________________________________________________-

 

Направления внешней политики при Александре  II.  ВАРИАНТ  УЧИТЕЛЯ.

1.Европейское направление (Германия, Франция, Англия)

Задачи:

  • нарушить международную изоляцию после Крымской войны и разрушить антирусский блок (Англия, Франция, Австрия)
  • восстановить роль России как великой державы
  • отменить  условия Парижского договора, запрещающие России иметь на Чёрном море военный флот и береговые укрепления.

Дата

Событие

1859г

Нарушение международной изоляции России.

1870г

Заявление об отказе исполнять условия Парижского договора, создание Черноморского военного флота, строительство новых укреплений.

1871г

Пересмотр условий Парижского мира на Лондонской конференции.

1873г

Создание «Союза трёх императоров»

1878г

Распад «Союза трёх императоров»

Результаты дипломатической деятельности:

  • отмена условий Парижского договора, создание Черноморского флота;
  • восстановление международного авторитета и статуса великой державы;
  • разрушена международная дипломатическая изоляция.

Значимая личность  Горчаков  Александр Михайлович.

2. Кавказское направление.

Задачи:

  • окончательное присоединение  Кавказа
  •  завершение длительной кавказской войны 1817-1864гг.

Дата

Событие

апрель 1859г

Взятие «столицы» Шамиля – аула Ведено

ноябрь 1859г

Сдача основных сил черкесов.

апрель 1864г

Русские войска заняли Черноморское побережье Абхазии

май 1864г

Окончание Кавказской войны

Результаты дипломатической деятельности:

  • вхождение Кавказа в состав Российской империи;
  • завершена Кавказская война;
  • появилась своя торгово- промышленная буржуазия;
  •  начался экономический рост на кавказской территории;
  • проведена Владикавказская железная дорога.  

Значимая личность Барятинский А.И.

3.Среднеазиатское направление

Задачи:

  • прекратить набеги среднеазиатских народов на территорию России.
  • установить линии границ
  • ликвидировать работорговлю
  • не допустить распространения  Английского  влияния на государства Средней Азии

Дата

Событие

1865г

Взятие Ташкента войсками генерала М.Г.Черняева

1868г

Взятие русскими войсками Самарканда.

1873г

Признание Самаркандом зависимости от России.

1876г

Присоединение Кокандского ханства

1881г

Присоединение Ашхабада и Геок-Тепе.

Результаты:

  • прекращение набегов, ликвидация рабства и работорговли;
  • начало более активного освоения края – торговля, использование природных богатств (хлопководство, шелководство);
  • установление влияния в Средней Азии, на которую претендовала Англия.

Значимая личность Черняев Михаил Григорьевич

4.Дальневосточное направление

Задачи:

  • установить линии границ с Китаем;
  • закрепить территории Приамурья и Уссурийского края, которые находились в совместном пользовании России и Китая;
  • необходимость дальнейшего освоения территории Дальнего Востока;
  • пресечь стремление Англии и Франции распространить своё влияние в Китае.

Дата

Договор

Решение.

 1855г

Симодский

Курильские острова к северу от Итурупа признаны российскими владениями.

1858г

Айгунский

Установление границы с Китаем по реке Амур.

1860г

Пекинский

Уссурийский край вошел в состав России.

 1875г

Петербургский

Сахалин признан принадлежащим России, а Курильские острова- Японии.

Результаты:

  • появление новых городов (Владивосток, Благовещенск, Хабаровск, Мариинск);
  • установлены дипломатические отношения с Японией и Китаем;
  • Россия закрепила за собой свои восточные территории.

Значимая личность Муравьёв Н.Н.

 

Возможные документы (на усмотрение учителя)

Европейское  направление.

Из депеши министра иностранных дел России А. М. Горчакова представителям России при дворах держав, подписавших Парижский трактат 1856 г.

19 октября 1870 г.

Неоднократные нарушения, которым в последние годы подвергались договоры, почитаемые основанием европейского равновесия, поставили императорский кабинет в необходимость вникнуть в их значение по отношению к политическому положению России.

Наш августейший государь не может допустить, чтоб трактаты, нарушенные во многих существенных и общих статьях своих, оставались обязательными по тем статьям, которые касаются прямых интересов его империи...

Государь император, в доверии к чувству справедливости держав, подписавших трактат 1856 года, и к их сознанию собственного достоинства, повелевает вам объявить:

что считает своим правом и своей обязанностью заявить султану о прекращении силы отдельной и дополнительной к помянутому трактату конвенции, определяющей количество и размеры военных судов, которые обе державы предоставили себе содержать в Черном море;

что государь император прямодушно уведомляет о том державы, подписавшие и гарантировавшие общий трактат, существенную часть которого составляет эта отдельная конвенция;

что возвращает, в этом отношении, султану права точно так же, как восстанавливает свои собственные.
 

ГОРЧАКОВ Александр Михайлович(4.06.1798-27.02.1883), русский дипломат и государственный деятель, канцлер (1867). Происходил из древнего рода ярославских князей-Рюриковичей, учился в Лицее вместе с А.С. Пушкиным, всю жизнь прослужил по дипломатическому ведомству, был чрезвычайно образован, знал несколько языков. С апреля 1856 министр иностранных дел. Резко изменил внешнюю политику России от “дворянского интернационализма” к защите сугубо национальных интересов ослабленной после поражения в Крымской войне державы. Девиз Горчакова в начале своей деятельности —“Россия сосредотачивается” — стал незыблемым принципом его политики. Путем хитроумных комбинаций, дипломатического мастерства, настойчивости ему удалось достичь главной цели—добиться отмены опасных и унизительных для страны запрещений статей Парижского мира – иметь военный флот на Черном море (1870). Понимая опасность в создании агрессивной Германской империи, правильно определил противовес—союз с Францией. Провел реформу дипломатической службы, которая полностью сохранялась до 1917г, а по сути, сохраняется и до настоящего времени.

Высказывания современников А.М.Горчакова о нём довольно разные.

В пору дружественных отношений железный канцлер Германии Бисмарк говорил о нём как о человеке умном и практичном, но уже после 1878 года в его воспоминаниях Горчаков «дотошный, ворчливый старик», хотя эти качества в записках его сторонников приобретают другое значение: дотошность превращается в скрупулёзность и аккуратность, ворчливость – в настойчивость и дипломатическую хватку, а его возраст – в показатель мудрости…

С. Семанов

Кавказское направление.                                                

«…вне контроля остались горные районы Северного Кавказа. Поэтому после присоединения в ходе войн с Персией (Иран) и Турцией Закавказье и черноморского побережья, перед Россией стоит задача завершить войну на Кавказе…»

Кавказе. При Александре I генерал А.П. Ермолов начал продвижение вглубь Чечни и Дагестана, строя военные опорные пункты. Сопротивление горных народов вылилось в религиозно-политическое  движение–мюридизм, подразумевающий религиозный фанатизм и непримиримую борьбу против «неверных», что придавало ему националистический характер. На Северном Кавказе оно было направлено исключительно против   русских и получило наибольшее распространении и в Дагестане. Здесь сложилось своеобразное государство на религиозной почве–имамат. В 1834 г. имамом–главой государства–стал Шамиль. Он создал сильную армию и сосредоточил в своих руках административную, военную и духовную власть. Под его руководством на Северном Кавказе усилилась борьба против русских. Она продолжалась с переменным успехом около 30 лет. В1840-егг.Шамилю удалось расширить подвластные ему территории, установив связи с Турцией и некоторыми европейскими государствами.

Покорение горцев Северного Кавказа и затяжная война принесли России значительные людские и материальные потери.  В течение всего времени  погибло, было взято в плен и пропало без вести до 80 тысяч  солдат и  офицеров кавказского   корпуса. Содержание воинского контингента обходилось в 10-15 млн. руб. ежегодно. Несомненно, она    ухудшила финансовое положение России. Однако длительное сопротивление подорвало силы горцев. К концу 50-хгг. 19 в. Ситуация для них ухудшилась. Началось внутреннее разложение государства Шамиля. Крестьянство и другие слои населения, замученные войной, бесчисленными военными поборами, суровыми религиозными ограничениями, стали отходить от мюридизма. В апреле 1859г была взята столица имамата – Ведено, а в августе 1859 г. Пало последнее убежище Шамиля–аул Гуниб. Имамат прекратил свое существование. В 1863 – 1864 гг. русские заняли всю территорию по северному склону Кавказского хребта и подавили сопротивление черкесов. Кавказская война закончилась.

                                                             С. Боброва. История России с древнейших времен до 1917 года.

 

Барятинский Александр Иванович (2.05.1814-25.02.1879), фельдмаршал, герой кавказской войны, продолжил линию А. П. Ермолова на умиротворение Кавказа. С 1856 наместник Кавказа. Разгромил бандформирования горских племен, занимавшихся разбоем и захватом пленников. В 1859 захватом в плен Шамиля закончилось покорение Кавказа, принеся в этот край мир и процветание, способствуя развитию торговли, промышленности, просвещения. С 1869 г. член Госсовета. С 1862 г. в отставке. Активный противник военных реформ 1860-1870-х гг.

Современники отзывались о нём как о человеке смелом, но не безрассудном; Человеке чести и доблести, который одинаково уместно смотрелся и на поле боя и в блестящем обществе при дворе императора Никол

Среднеазиатское направление.

          В 1864 году русские взяли кокандские крепости  Аулие-Ата, Туркестан, Чимкент.  В 1865 году генерал  М. Г. Черняев осадил и взял Ташкент. Ташкент  обороняло 6-тысячное войско, имевшее 40 пушек. В отряде Черняева было 1300 человек и 18 пушек. После упорного сражения в мае 1865 года  кокандцы оставили  Ташкент. В бою погиб правитель Коканда. Генерал Черняев опасался, что мусульманское духовенство Ташкента обратится за помощью к эмиру Бухары, чтобы предотвратить набеги бухарцев, 1866 году Ташкент был включён в состав России. 1867 году Ташкент стал столицей Туркестанского  генерал-губернаторства, куда вошли также Сырдарьинская и Семиречинские области.

          по договору с Россией в феврале 1868 года владения Коканда ограничивались Ферганской долиной, но признавалась зависимость от России, в ханстве разрешалось пребывание русских купцов и транзит через него русских товаров.

          1873 году в Ферганской долине вспыхнуло восстание против России, выступали Коканд, Анджидант, Наманган. Возникла опасность, что на помощь Коканду придут отряды из Хивы, Бухары и Афганистана. Тогда русское правительство решило включить Кокандское ханство в состав империи. Войска генерала М.Д. Скобелева разгромили восставших у Андижана. В феврале 1876 года ханство было упразднено, а на его месте образована Ферганская область в составе Российского Туркестана.

           Одним из результатов завоевания средней Азии стала ликвидация рабства и работорговли в Хивинском ханстве. Российское правительство освободило до 40 000 невольников.

 

Черняев Михаил Григорьевич (1828) окончил  курс в Дворянском  полку, затем курс в академии генерального штаба.

Участвовал в Крымской войне, в боях под Севастополем и под  Инкерманом, за отличие  в которой был награждён орденом св. Владимира 4-йст.; «За отличие, храбрость и примерное мужество при героической защите Севастополя и за отбитие штурма 27 августа 1855 г.» был награждён золотым оружием с надписью «За храбрость» и произведён в подполковники.

По окончании войны в 1858 г. Принял участие в экспедиции Бутакова по Аральскому морю, командовал отрядом, посланным на помощь жителям Кунграда, восставшим против хивинского хана. Черняев назначен начальником особого западно-сибирского отряда. Небольшой отряд Черняева захватил крепость Аулие-Ата и взял штурмом Чимкент (в  сентябре 1864 г.),считавшийся неприступным; войска проникли в крепость по водопроводу, через сводчатое отверстие в стене крепости, и гарнизон был до того поражен внезапным появлением неприятеля внутри городской ограды, что не оказал почти никакого отпора. За взятие  Чимкента, Черняев был награждён Орденом Святого   Георгия 3 степени.

 15 июня 1865 г. его войсками взят штурмом Ташкент, за взятие которого получил прозвище «Ташкентский лев». Назначенный ещё ранее военным губернатором вновь образованной  Туркестанской области, генерал Черняев готовился принять меры против враждебных предприятий бухарского   эмира, который требовал очищения Ташкента, как принадлежавшего будто бы, номинально, Бухаре; ожидались крупные осложнения в Средней Азии и им придавался британской дипломатией серьёзный международный характер. В июле 1866 г. Черняев был отозван.

Завоевание обширной среднеазиатской территории, совершено было Черняевым с необыкновенной лёгкостью, без крупных затрат; между тем население этого края отличалось воинственностью и издавна выделяло  из своей среды дикие   полчища, причинявшие постоянную тревогу соседним русским владениям. Черняев сумел приобрести доверие и уважение жителей не только своей личной неустрашимостью, но и другими качествами, наиболее ценными в представителе власти в Азии: доступностью для всех, прямодушием, искренним вниманием к нуждам каждого, спокойной находчивостью и решительностью в трудные моменты.

 

Русско-американские отношения

В 1865 году, после длительных   дискуссий  Государственным советом России были утверждены «главные основания» нового устава РУССКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ (РАК), а правлению компании удалось  даже получить от  царского правительства дополнительные льготы. 20 августа (1 сентября) 1866 года император «повелеть соизволил» выплачивать РАК ежегодное «пособие» по 200 тысяч рублей и снять с нее долг казне в размере 725 тысяч.

Компания этим не удовлетворилась и продолжала добиваться новых привилегий, что имело и свою отрицательную сторону: царское правительство лишь утверждалось во мнении о целесообразности избавиться от обременительных владений в далекой Америке. К тому же общее состояние финансов России, не смотря на проводившиеся в стране реформы, продолжало ухудшаться, и казна нуждалась в иностранных деньгах.

Завершение гражданской войны в США и   последующий дружественный визит  американской эскадры  во главе с  Густавусом  Фоксом в Россию летом 1866 года в какой-то мере  способствовали  возрождению идеи о  продаже  русских  колоний в Америке. Однако  прямым поводом  к возобновлению рассмотрения вопроса о судьбе Русской Америки  послужил приезд в Санкт-Петербург   российского посланника в Вашингтоне Эдуарда Стекля. Выехав  из Соединенных Штатов в октябре 1866 года, он   вплоть до начала следующего года находился в царской столице. За это  время он имел возможность встретиться не только  со своим непосредственным  начальством в    ведомстве иностранных дел, но и  переговорить  с великим  князем Константином и министром финансов Михаилом Рейтерном.

Именно после бесед со Стеклем оба государственных деятеля сообщили свои соображения «по предмету уступки наших Северо-Американских колоний». Продажа русских владений в Америке представлялась Рейтерну целесообразной по следующим причинам:

«1.После семидесятилетнего существования компании она нисколько не достигла ни обрусения мужского населения, ни прочного водворения русского элемента и нимало не способствовала развитию нашего торгового мореплавания. Компания не приносит существенной пользы акционерам... и может быть только поддерживаема значительными со стороны правительства пожертвованиями». Как отмечал министр, значение колоний в Америке еще более уменьшилось, так как «ныне мы уже прочно водворились в Амурском крае, находящемся в несравненно более выгодных климатических условиях».

« 2.Передача колоний... избавит нас от владения, которое в случае войны с одной из морских держав мы не имеем возможности защитить». Рейтерн писал далее о возможных столкновениях компании с предприимчивыми торговцами и мореплавателями из Соединенных Штатов: «Такие столкновения, сами по себе неприятные, легко могли бы поставить нас в необходимость содержать с большими на это расходами военные и морские силы в северных водах Тихого океана для поддержания привилегий компании, не приносящей существенной выгоды ни России, ни даже акционерами во вред дружественным нашим отношениям к Соединенным Штатам».

Великий князь Константин Николаевич — одна из самых ярких и противоречивых личностей Дома Романовых. Отец решил, что Константин должен сделать карьеру военного моряка и с пяти лет поручил его воспитание выдающемуся моряку и учёному — адмиралу Фёдору Литке. Большое влияние на него оказал также воспитатель его брата Александра — поэт Василий Андреевич Жуковский.

В 1848 году В день свадьбы был произведён в контр-адмиралы, назначен шефом Морского кадетского корпуса и командиром лейб-гвардии Финляндским полком.

С 1855 годаадмирал, управляющий флотом и морским ведомством на правах министра. Провёл рядом важных реформ.

Придерживался либеральных ценностей, в 1857 году был избран председателем комитета по освобождению крестьян, разработавшего манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Большую роль сыграл также в других крупных реформах своего брата Александра II — судебной реформе и уничтожении телесных наказаний в армии. Нанес визит в Англию и Францию с целью изучения их флотов.

По инициативе Константина Николаевича была продана Американская часть Российской империи. Именно он предложил Александру II (своему старшему брату) избавиться от Аляски. 16 декабря 1866 года в Санкт-Петербурге состоялось специальное совещание, на котором присутствовали Александр II, великий князь Константин Николаевич, министры финансов и морского министерства, а также российский посланник в Вашингтоне барон Эдуард Андреевич Стекль. Все участники одобрили идею продажи. 30 марта 1867 года в Вашингтоне состоялось подписание договора. Территория площадью 1 миллион 519 тысяч км² была продана за 7,2 миллиона долларов золотом, то есть по 4,74 доллара за 1 кв. км, или же 4,74 цента за гектар.

После смерти Александра II его сын император Александр III, свёртывая проводимые прежним императором реформы, постепенно отстранил Константина Николаевича от большинства постов.

 

Дальневосточное направление

Айгунский договор

Между Россией и Китаем о границах и взаимной торговле
Айхунь [Айгун], 16/28 мая 1858 г.
<с сокращениями>

Великого российского государства главноначальствующий над всеми губерниями Восточной Сибири, е.и.в. государя императора Александра Николаевича ген.-ад., ген.-лейт. Николай Муравьев, и великого дайцинского государства ген.-ад., придворный вельможа, амурский главнокомандующий князь И-Шань, по общему согласию, ради большей вечной взаимной дружбы двух государств, для пользы их подданных, постановили:

1

Левый берег реки Амура, начиная от реки Аргуни до морского устья р. Амура, да будет владением российского государства, а правый берег, считая вниз по течению до р. Усури, владением дайцинского государства; от реки Усури далее до моря находящиеся места и земли, впредь до определения посим местам границы между двумя государствами, как ныне будут в общем владении дайцинского и российского государств…

3

Что уполномоченный российского государства генерал-губернатор Муравьев и уполномоченный дайцинского государства амурский главнокомандующий И-Шань, по  общему согласию, постановили–да будет исполняемо в точности и ненарушимо на вечные времена; для чего российского государства генерал-губернатор Муравьев, написавший на русском и маньчжурском языках, передал дайцинского государства главнокомандующему И-Шань, а дайцинского государства главнокомандующий И-Шань, написавши на маньчжурском и монгольском языках, передал российского государства генерал-губернатору Муравьеву. Все здесь написанное распубликовать во известие пограничным людям двух государств.

Город Айхунь, мая 16 дня 1858 года.

На подлинном подписали:
Всемилостивейшего государя моего императора и самодержца всея России ген.-ад., ген.-губернатор Восточной Сибири, ген.-лейт. И разных орденов кавалер Николай Муравьев.

Службые.и.в., государя и самодержца всея России

по Министерству иностранных дел ст.сов. Петр Перовский.

Амурский главнокомандующий И-Шань.

Помощник дивизионного начальника Дзираминга.

 

Муравьев-Амурский Николай Николаевич (1809–1881)

Государственный деятель, дипломат. Участвовал в Русско-турецкой войне 1828–1829 гг., получив золотую шпагу с надписью«За отвагу». Служил на Кавказе, был ранен. В качестве начальника Черноморской береговой линии много сделал для укрепления побережья. Произведенный в 1841 г. В генерал-майоры, Муравьев-Амурский из-за болезни был вынужден покинуть армию навсегда.  1847–1861 гг. занимал пост генерал-губернатора Восточной Сибири. Был беспощаден к казнокрадам, стремился привлечь на службу талантливых и честных людей. Проводил активную политику освоения и  изучения восточно-сибирских земель, привлекая к работе многих ссыльных декабристов. Оказал содействие Г. И.Невельскому в его исследованиях устья Амура и открытии России свободного пути к Тихому океану. В 1858–1860 гг., благодаря решительности Муравьева-Амурского, осуществлявшего хозяйственное освоение и фактическое занятие Уссурийского края военными силами, удалось подготовить почву для подписания Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров, по которым территория, находившаяся  в совместном владении России и Китая, вошла в состав  Российской империи. В 1858 г. Муравьев-Амурский получил титул графа. В 1861 г. Вышел в отставку, был  членом Государственного совета. С 1868 г. Жил в Париже.

    Отношение к нему современников можно выразить словами Р.К.Богданова:  «Истинно, следует     воздать должную честь и благодарность графу Муравьёву–Амурскому, как преобразователю Восточной  Сибири и приобретателю  для  России Амура».

                               

 

 

Итоговый тест

 

  1. А.М.Горчаков занимал пост:

А) военного министра

Б) министра финансов

В) министра иностранных дел

2. Лондонская конвенция, отменившая действие статей Парижского мирного договора, была подписана в:

А) 1857г.,

Б) 1871г.

В) 1881г.

3. Временное объединение императоров в 1873-1878гг. – «Союз трех императоров» – включал в себя:

А) Россию, Австрию, Англию.

Б) Россию, Германию, Францию.

В) Россию, Германию, Австрию.

4. Что произошло раньше:

А) окончание Кавказской войны

Б) присоединение к России Средней Азии

В) Продажа Аляски США

Г) Подписание Айгуньского договора между Россией и Китаем?

5. По договору о границах с Японией в 1875г.:

А) Сахалин принадлежал России, Курильские острова – Японии.

Б) Сахалин и Курильские острова принадлежали России.

В) Сахалин и Курильские острова принадлежали Японии.

Г) Сахалин принадлежал Японии, Курильские острова – России.

 

 

ИНСЕРТ                                                                                   Русско-американские отношения                                                                                                                                

Завершение гражданской войны в США и   последующий дружественный визит  американской эскадры  во главе с  Густавусом  Фоксом в Россию летом 1866 года в какой-то мере  способствовали  возрождению идеи о  продаже  русских  колоний в Америке. Однако  прямым поводом  к возобновлению рассмотрения вопроса о судьбе Русской Америки  послужил приезд в Санкт-Петербург   российского посланника в Вашингтоне Эдуарда Стекля. За  время пребывания он имел возможность встретиться не только  со своим непосредственным  начальством в    ведомстве иностранных дел, но и  переговорить  с великим  князем Константином Николаевичем  и министром финансов Михаилом Рейтерном.

Именно после бесед со Стеклем оба государственных деятеля сообщили свои соображения «по предмету уступки наших Северо-Американских колоний». Продажа русских владений в Америке представлялась целесообразной по следующим причинам:

«1.После семидесятилетнего существования компании она нисколько не достигла ни обрусения мужского населения, ни прочного водворения русского элемента и нимало не способствовала развитию нашего торгового мореплавания. Компания не приносит существенной пользы акционерам... и может быть только поддерживаема значительными со стороны правительства пожертвованиями».

« 2.Передача колоний... избавит нас от владения, которое в случае войны с одной из морских держав мы не имеем возможности защитить». Далее разговор зашёл о возможных столкновениях компании с предприимчивыми торговцами и мореплавателями из Соединенных Штатов: «Такие столкновения, сами по себе неприятные, легко могли бы поставить нас в необходимость содержать с большими на это расходами военные и морские силы в северных водах Тихого океана для поддержания привилегий компании, не приносящей существенной выгоды ни России, ни даже акционерами во вред дружественным нашим отношениям к Соединенным Штатам».

Аляска была продана в 1867 году за 7.2. млн. долларов, по тем временам это была незначительная сумма. Не столько коммерческая выгода, сколько налаживание дружеских отношений было решающим аргументом в пользу продажи Аляски.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

 Лондонская конвенция 1871 г.

 

 

Практический

Исторический источник

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ce9679e-6a29-4914-9091-fe9d88179935/view/

2.

  Союз трех императоров

 

 

Информационный

Словарная статья о союзе трех императоров (1873 г.)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7abbce73-72bc-475c-ac97-fb21aa1f158b/view/

3.

Хивинское ханство

Информационный

Словарная статья о государстве в Средней Азии в 1511-1920 гг.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b0514ad7-2ac1-4185-b84e-502c8b91c5f9/view/

4..

Задания к параграфу «Внешняя политика Александра II»

Контрольный

Интерактивное тестовое задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37571464-0d3b-4dc5-ab47-2f07c3d6f4c0/view/

5

Интерактивная карта

Информационный

Мульти карта с показом изменения границ

https://histography.ru/

Комментарии

Галина Николаевна, спасибо за очень подробную качественную работу! Отдельный поклон за формулировку актуальности - классно! Поистине актуальная актуальность:))

29 February 2020