12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Порошина Евгения Викторовна40
Россия, Московская обл., Королев
2

Урок на тему «Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 80-х гг.»

Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 80-х г.г.

Тип урока: вводная лекция

Цели:

Образовательная: систематизировать и пополнить знания студентов о деятельности Л.И.Брежнева; о состоянии, переменах и реформах в стране в период Л.И.Брежнева;

Развивающая: развить навыки анализа информации, диалогическую речь у студентов, аналитические способности, умение вести дискуссию и аргументировать выбор собственной позиции;

Воспитательная:

формирование личной позиции студентов в отношении периода деятельности Л.И.Брежнева;

воспитание творческой личности, способной к самореализации.

 

Межпредметные связи: социология, география, обществознание, философия.

Учебно-наглядные пособия: карта, плакаты

Структура урока:

I. Организационный момент 3мин.

П. Изучение новой темы 77мин.

III. Закрепление 5мин.

IV Д/З 2мин.

 

План:

Свержение Н.С.Хрущева и поиски политического курса.

Власть и общество. Конституция 1977г.

Реформа 1965г.

Социальная политика.

 

I. Организационный момент:

Приветствие преподавателя и студентов. Проверка отсутствующих.

Сообщение используемой литературы по данному курсу:

 

Основные источники:

ОИ 1. Артёмов В.В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/В.В.Артёмов, Ю.Н.Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448 с.;

ОИ 2. Отечественная история [Электронный ресурс]: Учебник / И.Н. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 639 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=406952.

 

Дополнительные источники:

 

ДИ 1. Загладин Н.В. История России и мира в XXвеке.11 класс. – 3 изд. – М.:»ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 480 с.: ил.;

ДИ 2. История: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/ [А.В. Чудинов, А.В. Гладышев, Ю.Г. Степанов и др.]; под ред. А.В.Чудинова, А.В.Гладышева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352с.;

ДИ 3. История: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/ [А.В. Чудинов, А.В. Гладышев, Ю.Г. Степанов и др.]; под ред. А.В.Чудинова, А.В.Гладышева. – М.: Издательский центр «Академия»,2008. – 384с.;

ДИ 4. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.;

ДИ 5. Сонов А.С. Самые легендарные правители России. А.С.Сонов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008, - 281, [2] с. – (Наша история).

 

Интернет-ресурсы:

ИР 1. http://school-collection.edu.ru

Сообщение темы, цели урока.

Цель урока: познакомить студентов с деятельностью Л.И.Брежнева; с сутью концепции «развитого социализма»; с состоянием, переменами и реформами в стране в период Л.И.Брежнева.

Стагнация экономики

Концепция «развитого социализма»

Номенклатура

Дефицит

Хозрасчет

Во второй половине 60-х – середине 80-х годов нарастали негативные явления во всех сферах жизни общества. Это проявлялось в стагнации экономики (состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода времени. Стагнация сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения), оппозиционных настроениях граждан, падении авторитета СССР на международной арене. Меры по “совершенствованию” социализма принимались, но они не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

1. Смещение Н.С. Хрущева и новый политический курс.

Политика Н.С. Хрущева начале 60-х гг. XXв., его постоянные неудачные в большинстве своем преобразования вызывали неприятие и среди рядовых граждан и среди части высшего руководства. Представители партийных органов были возмущены решением о периодической ротации (смене) части руководящих партийных работников. Преобразования Н. С. Хрущева завершились его отставкой. 14-15 октября 1964 г. состоялся Пленум ЦККПСС сместивший Н. С. Хрущева со всех занимаемых постов (первого секретаря ЦК КПСС председателя Совета Министров СССР). Первым секретарем ЦК КПСС был назначен Л.И.Брежнев.  Он был одним из участников и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Более всего он стремился к стабильности общества, был очень осторожен и консервативен. Правительство возглавил А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Брежнев не увлекался реформами. С трибун еще продолжали говорить о либеральном курсе, намеченном ХХ и ХХII съездами, но в Политбюро созревали замыслы возвращения к вpeменам Сталина. В основу деятельности нового руководства легла концепция развитого социализма, разработанная еще в 60-е гг. ХХв. развитой социализм рассматривался как неизбежный этап в развитии советского общества. В декабре 1966 г. в главной советской газете «Правда» появилась статья Ф.М. Бурлацкого «О строительстве развитого социалистического общества». Оформлялась новая идеологичес­кая концепция: завершение полного построения социализма (о чем было объявлено на XXI съезде КПСС) знаменует новый длительный период — стадию «развитого социализма», в ходе которой в полной мере реализуются преимущества социалис­тического строя. Вступление в коммунизм откладывалось на неопределенный срок. В 1967 г. о построении в СССР «раз­витого социализма» было сказано уже самим Брежневым в речи по случаю 50-летия Октябрьской революции, а окон­чательно этот вывод был закреплен на XXIV съезде партии в 1971 г. Концепция «развитого социализма» призвана была, во-первых, «примирить» фундаментальные положения марксист­ско-ленинской теории со сложившимися реалиями социализма: сохранение классового деления общества, различных форм собственности, товарно-денежных отношений и, наконец, само­го государства с его чиновничьим аппаратом. Во-вторых, обос­новать отход от прежних грандиозных проектов (экономичес­кая реформа 1965 г. — один из них) к более спокойному, ста­бильному развитию. В-третьих, внедрить в сознание граждан, что окружающая их действительность — сама по себе цен­ность, которая должна приносить удовлетворение и вселять гордость.

Со страниц СМИ исчезла критика сталинского времени, прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Ходили мнения, что последует политическая реабилитация Сталина. Однако этого не случилось так как основу Политбюро составляли лидеры, которые помнили перид репрессий 30~40-e гг. ХХ в. и не желали их повторения. После ХХIII съезда КПСС (1966 г.) Брежнева стали продвигать на основные ключевые посты (Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Совета Обороны и т. п.)


 

2. Власть и общество. Конституция 1977г.

КПСС осуществляла контроль над всеми сферами жизни страны. Это был тотальный контроль и в политике, и в культуре. КПСС насчитывала около 19 млн. человек и провозглашалась руководящей и направляющей силой советского народа. Вступление в нее было обязательным для многих людей, поскольку иначе невозможен был доступ к определенным профессиям, должностям и другим льготам часто доступным только номенклатуре (социальный слой в обществе партийные и хозяйственные руководители высшего и среднего уровня, назначаемые «сверху», занимали особое привилегированное положение в системе распределения материальных благ).

Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, действовали специальные поликлиники, больницы, санатории. Номенклатура была надежной опорой проводимого политического курса.

Но доступ в ряды КПСС не был одинаков для всех (для рабочих он был свободен, но ограничивался для интеллигенции). В период руководства страной Брежневым выросло число министерств с 29 (1965 г.) до 160 (в середине 80-х гг. ХХ в.). Министерства имели свои главки, в которых работали тысячи чиновников. Принцип «стабильности кадров» характерен был прежде всего для самого Политбюро, где членство фактически было постоянным. Средний возраст членов Политбюро к началу 80-х гг. XX в. превышал 70 лет. Их заседания часто носили лишь формальный характер, на них утверждали подготовленные решения, и длились они порой всего 15-20 минут. Но несмотря на эти факты, на партийных пленумах и съездах принимались решения о демократизации общественной жизни, о борьбе с бюрократизмом, о расширении прав Советов. Например, были расширены полномочия сельских Советов, они решали вопросы, которые ранее были в ведении районных Советов. В 1972 г. был принят Закон о полномочиях депутатов Советов. Но в целом Советы не играли большой роли в жизни страны и зачастую служили только прикрытием для уже принятых «наверху» партийных решений.

В октябре 1977 г. на сессии Верховного Совета СССР, была принята новая Конституция. В ее основе была концепция «развитого социализма» Развитой социализм рассматривался как неизбежный этап в развитии советского общества.

Главным принципом власти объявлялось полновластие народа, а политическую основу государства составляли Советы. Во главе системы стоял Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Национальностей и Совета Союза. Ядром политической системы социалистического общества была Коммунистическая партия. Отдельные разделы Конституции были посвящены социальным вопросам и внешней политике. В одной из глав говорилось о правах и обязанностях советских граждан. Закреплялась законодательным путем роль КПСС в жизни общества.

3. Реформа А.Н.Косыгина (1965г.).

Советский Союз являлся великой державой т.к. имел одну из самых мощных армий мира, но уже в 60-е гг. ХХ в. стали видны признаки и политического и экономического кризиса. В 60-е гг. ХХ в. система, ранее провозглашавшая принципы равенства, незыблемости коммунистической идеологии начала разлагаться. Все больше людей в Советском Союзе в условиях дефицита (недостаточности товаров (дефицит предложения) — превышение совокупного спроса над совокупным предложением в СССР). Советские люди хотели иметь как на «загнивающем Западе» автомобили, дачи, модные вещи, совершать поездки за границу, делать то, что раньше считалось символом мещанства и осуждалось официальной пропагандой.

Партийное руководство делало попытки структурных перестроек экономики, ее усовершенствования. Этот процесс начался в марте 1965 г. реформами в аграрном секторе и был связан с деятельностью председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина. Было принято решение изменить практику планирования и заготовок сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственную продукцию стали закупать по твердым ценам, составленным с учетом особенностей отдельных районов страны. Если продукция поставлялась сверх плана, то выплачивалась пятипроцентная надбавка, подобная же надбавка полагалась и за поставку скота. Если колхозное хозяйство было слабым, то с него списывались задолженности. Были снижены налоги с подсобных хозяйств колхозников. Однако все эти мероприятия не исправили положение на селе, а только несколько облегчили его. Хозяйственная реформа 1965 г., связанной с деятельностью председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина, складывалась на основе экономических экспериментов. На сентябрьском Пленуме ЦК КПСС 1965 г. было положено начало этой реформе. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет (метод планового ведения хозяйства, предполагающий возмещение расходов предприятия за счет собственных доходов).

Вводилась оптовая торговля продукцией производства. Оптовые цены приближались к розничным. На пленуме были подвергнуты резкой критике недочеты в планировании отраслей народного хозяйства, где успехи оценивались по количеству выпущенной валовой продукции. Это во многом сдерживало технический прогресс и не способствовало улучшению качества выпускаемых товаров. Было решено, что необходимо ограничить централизованное планирование несколькими показателями (объем реализованной продукции, фонд заработной платы, прибыль). Главным в проводимой реформе был переход от вала к объему реализованной продукции. Теперь предприятия сами планировали свои показатели роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливали величину средней заработной платы своим рабочим и служащим. Руководители предприятий получили возможность распоряжаться полученной прибылью и использовать ее для переоснащения своего предприятия новой техникой, а также направлять полученные средства на повышение заработной платы. Реформа имела свои результаты: по многим показателям восьмая пятилетка (1965 - 1970) стала лучшей из всех за послевоенные годы, в стране удалось приостановить снижение темпов роста производства.

Но имелись и недостатки: переход на новые условия хозяйствования проходил с большим трудом, министерства и их многочисленные главки продолжали работать по-прежнему, согласовывая все принимаемые решения с отраслевыми отделами ЦК КПСС. В свою очередь, руководители предприятий воспользовались предоставленной возможностью для занижения производственных планов и завышения заработной платы для своих рабочих и служащих, что вело к диспропорциям в росте производительности труда и заработной платы. Это имело свои последствия и вынудило правительство искать средства для латания дыр в бюджете страны с помощью фондов предприятий, что сразу же свело на нет весь смысл проводимой реформы, главной особенностью которой было предоставление хозяйственникам права свободно распоряжаться фондами своих предприятий. Ряд основных положений реформы не сработал.

Во всех странах мира на рубеже 70-80-х гг. XX В. проходил новый этап научно-технической революции (НТР), связанный с широким внедрением в промышленность и быт микроэлектронной техники. Советский Союз отставал в развитии новых технологий от США и европейских стран, а также Японии и Южной Кореи. Экономика СССР во многом держалась на добыче, а затем продаже западным державам сырья. Долгое время покорение космоса было национальной гордостью Советского Союза. На развитие космической индустрии выделялось огромное количество государственных средств. Но уже в июле 1969 г. США заявили о высадке астронавтов на Луне, что сразу же показало относительное отставание Советского Союза в ранее приоритетной области. Предприятия, по-прежнему настроенные на выпуск валовой продукции (несмотря на реформу 1965 г.), мало нуждались в научных разработках, проводящихся в научно-исследовательских институтах, а те, в свою очередь, нередко занимались проблемами, далекими от реальных нужд производства. Вместо технического перевооружения предприятий министерства предпочитали возводить новые предприятия-гиганты, объединяющие производственные мощности с научными предприятиями (НПО), надеясь слить в этом процессе науку с производством. Однако добиться этого не удалось. На многих производствах преобладал ручной и малоквалифицированный труд. Лишь некоторые заводы (ВАЗ, КАМАЗ) соответствовали мировым стандартам, но построены они были западными специалистами и оснащены импортным оборудованием. Все это беспокоило руководство страны. Пытались бороться со взяточничеством, но реальных шагов не предпринималось.

4. Социальная политика.

Численность населения СССР в течение двух десятилетий (1955-1979) росла главным образом за счет населения Средней Азии. В самой России наметился спад рождаемости и увеличение смертности. Продолжалось бегство из села в город. Несмотря на то, что численность рабочих по прежнему увеличивалась, этот процесс шел за счет выходцев из сельской местности. Города были переполнены выпускниками институтов (инженерно-технической специализации) и испытывали острую нехватку рабочих кадров. В Москве, Ленинграде и ряде крупных городов было создано множество НИИ (научно-исследовательский институт), в которых отсиживали свое рабочее время люди с высшим образованием. Не находя применения своим знаниям, они искали новые источники доходов. В промышленности много людей было занято трудом, не требующим высокой квалификации. Была распространена уравниловка в зарплате. Рост реальных доходов населения сокращался. Проводя социальную политику, государство старалось улучшить условия жизни трудящихся. Оно подняло зарплату низкооплачиваемым работникам, увеличило пенсии по инвалидности и старости. Рабочий день был сокращен до 6-7 часов, а рабочая неделя уменьшилась на 2 часа. Государство продолжало практиковать продажу товаров длительного пользования в кредит. С конца 1970-х начала 1980-х усиливаются проблемы дефицита. В ряде регионов стали вводить талоны на продукты питания. Все это способствовало росту теневой экономики.

Преемник Л.И.Брежнева Ю.В.Андропов попытался улучшить положение. Придя к власти в 1982 году, он отстранил от работы некоторых руководителей, обвиненных в коррупции. Однако в основном мероприятия Андропова свелись к попыткам укрепления дисциплины на производстве, усилении централизации управления. Характерными для его правления действиями стали облавы в общественных местах, где выявляли тех, кто должен был находиться в это время на рабочем месте. Все это мало способствовало улучшению дел в экономике, но зато раздражало людей.

После смерти Ю.В.Андропова к власти пришел К.У.Черненко, который в силу солидного возраста в целом продолжил курс Л.И.Брежнева.

 

III. Закрепление 5мин.

Вопросы и задания.

Объясните в чем суть концепции «развитого социализма»?

Какие нововведения произошли в период деятельности Брежнева?

Назовите основные положения Конституции 1977г.

С деятельностью какого человека связана реформа 1965г. И в чем ее суть?

Что вы можете сказать о результатах реформы 1965г.?

Определите особенности социальной политики периода «развитого социализма»?

 


 

Д/з выучить конспект

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.