План-конспект урока истории в 7 классе «Внутренняя политика Екатерины II»
План-конспект урока «Внутренняя политика Екатерины 2»
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Нас к себе в гости пригласила замечательная дама, которая оставила неизгладимый след в истории России. Она управляла страной 34 года – это целая эпоха! Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке?
Учащиеся выдвигают предположения, о ком может пойти речь на уроке.
Учитель: А для того, чтобы узнать с кем мы сегодня познакомимся на уроке для этого необходимо выполнить задания, которые размещены у вас на столе на карточках.
Актуализация знаний
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно карточку с заданием, которая лежит перед вами. Здесь у нас представлены правители России в период Дворцовых переворотов и их годы правления. Давайте поможем им найти свои законные места, и восстановим хронологию их правления.
Правитель |
Годы правления |
Екатерина I |
1762 – 1796 гг. |
Петр II |
1741 – 1761 гг. |
Анна Иоанновна |
1727 – 1730 гг. |
Елизавета Петровна |
1761 – 1762 гг. |
Петр III |
1730 – 1740 гг. |
Екатерина II |
1725 – 1727 гг. |
Ответ
Екатерина I |
Петр II |
Анна Иоанновна |
Елизавета Петровна |
Петр III |
Екатерина II |
1725 – 1727 гг. |
1727 – 1730 гг. |
1730 – 1740 гг. |
1741 – 1761 гг. |
1761 – 1762 гг. |
1762 – 1796 гг. |
Учащиеся расставляют верную последовательность правления императоров и императриц.
Учитель: Ребята, давайте проверим, как должны были быть расставлены даты правления исторических деятелей. Затем занесем полученные оценки за это задание в лист самооценивания.
Учащиеся меняются листами с заданиями и проверяют друг у друга выполненные задания на карточках, а затем ставят оценки и заносят их в лист самооценивания.
Учитель: У вас на столах имеются в наличии карточки с лентой времени. На них имеются годы правления императоров и императриц. Подпишите сверху над годами правления инициалы исторических личностей.
Учащиеся расставляют на ленте времени правителей Российской империи в период Дворцовых переворотов.
1725 – 1727 1727 – 1730 1730 – 1740 1741 – 1761 1761 – 1762 1762 – 1796
Учитель (задает детям вопрос): Итак, как вы думаете, о ком сегодня у нас с вами пойдет речь на уроке?
Учащиеся: О Екатерине II.
Учитель (выводит на экран проектора слайд с изображением Екатерины II): Верно, сегодня мы с вами рассмотрим тему, связанную со временем правления Екатерины II. Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?
Учащиеся: «Внутренняя политика Екатерины II».
Учитель: Запишите название темы в тетрадь.
Учащиеся записывают тему в тетради.
Учитель: Итак, к власти пришла Екатерина II. Долгое царствование Екатерины II было насыщено реформами, которые вновь, как и при Петре I сделали страну самым могущественным государством в Европе. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня, исходя из темы урока?
Учащиеся (предполагают, какие вопросы необходимо разобрать на уроке):
Личность Екатерины II.
Внутренняя политика Екатерины II.
Учитель записывает предложенные вопросы школьников на доске и предлагает ребятам оценить работу на этом этапе, а затем объясняет, как правильно заполнить лист самооценивания и занести оценку своих действий в лист самооценки.
Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.
Ориентировочный этап
Учитель задает вопросы о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий.
Учитель: Ребята, где мы можем найти ответ на интересующие нас вопросы?
Учащиеся называют известные им источники поиска информации.
Поисково-исследовательский этап
Учитель предлагает обучающимся школьникам обратиться для ответа на первый вопрос к раздаточному материалу, где описана личность Екатерины II и дана ее краткая биография.
Учащиеся знакомятся с дополнительным материалом. Читают текст документа на листах распечатки «Исторический портрет Екатерины II». Определяют последовательность действий и находят ответ на первый вопрос.
Текст «Исторический портрет Екатерины II»
Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу.
С детства ей толковали, что она некрасива, и это рано заставило ей учиться искусству нравиться, искать в душе того, чего недоставало наружности. Чтобы быть чем-нибудь на свете, писала она, припоминая свои детские думы, надобно иметь нужные для того качества; заглянем хорошенько внутрь себя, имеются ли у нас такие качества, а если их нет, то разовьем их.
Для Екатерины жить - смолоду значило работать. Она была способна к напряжению, к усиленному, даже непосильному труду, и потому себе и другим казалась сильнее самой себя. Она рано поняла, что познание людей каждый должен начинать с самого себя. Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на самого себя со стороны.
У нее было две страсти, с летами превратившиеся в привычки - читать и писать: она прочла необъятное количество книг. Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками, над которыми подшучивала. Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка.
Она хотела стоять в уровень с умственными и художественными движениями века: Эрмитаж со своими картинами, тысячами гравюр - свидетель её забот о собирании художественных богатств, а в самом Петербурге и его окрестностях сохранились сооружения работавших по её заказам иностранных мастеров.
В обращении она пускала в ход бесподобное умение слушать, угадывать настроение: это подкупало, внушало доверие, располагало к откровенности: Екатерина предпочитала изучать сильные стороны других и умела указать их самому обладателю. В этом умении тайна неотразимого обаяния, какое, по словам княгини Дашковой, Екатерина производила на тех. кому хотела нравиться. Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени.
Царствование Екатерины II нельзя причислить к спокойным и легким временам: напротив, это была довольно тревожная и тяжелая пора. Сравнительным спокойствием Россия пользовалась в первые пять лет царствования, если не считать крестьянских бунтов. За тем семилетний приступ внешних и внутренних тревог. Из 34 лет царствования 17 лет борьбы внешней или внутренней на 17 лет отдыха!
Учитель (задает вопрос): Ребята, как вы считаете, какой личностью была Екатерина II?
Учащиеся выдвигают свои предположения и подводят итог прочитанного текста после его осмысления.
Учитель (задает вопрос): Мы ответили на поставленный перед нами вопрос?
Учащиеся (отвечают на вопрос учителя): Да! Екатерина II была сильной и волевой личностью, которая с самого раннего детства прокладывала себе дорогу самостоятельно. Она была человеком, который добивается всего при помощи собственных усилий и очень трудолюбивой. За всю свою жизнь императрица прочла большое множество книг и любила писать.
Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.
Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.
Учитель: А теперь давайте с вами обратимся к тексту учебника, прочитаем первый абзац пункта «Особенности внутренней политика Екатерины» на стр. 170-171 и узнаем, что же такое «Просвещенный абсолютизм».
Учащиеся: «Просвещенный абсолютизм» – это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.
Учитель: Идеи просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися французскими мыслителями Вольтером, Монтескье, Дидро, Руссо. Екатерина II на основе этих идей разработала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Используя текст документа на стр. 176-177 учебника, ответьте на вопрос, как видела императрица основы своей внутренней политики?
Учащиеся:
способствовать расцвету государства;
просвещение нации;
учредить хорошую полицию;
ввести порядок в государстве, который поддерживается законом.
Учитель: Теперь мы с вами вернемся обратно к пункту параграфа «Политика «просвещенного абсолютизма» и узнаем, что такое секуляризация земель. Откройте учебник на стр. 171 и прочитайте последний абзац.
Учащиеся читают и определяют для себя, что такое секуляризация церковных земель. Называют определение, что такое секуляризация. Секуляризация – это передача в государственное управление монастырских и церковных земель.
Учитель: В духе политики «просвещенного абсолютизма» императрица созвала Уложенную комиссию для разработки нового свода законов. К разработке данного документа Екатерина II привлекла выборных депутатов от сословий. Давайте с вами посмотрим состав и требования участников Уложенной комиссии. Для этого откройте в учебнике стр. 172-173 и ознакомьтесь с содержанием текста.
Учитель: Ребят, представьте себе, что вы являетесь представителем той группы населения, которая лежит у вас на листочке на парте. Каковы были бы ваши требования?
Депутаты от дворян |
Депутаты от нерусских народов Поволжья, Урала и Сибири |
Депутаты от государственных крестьян |
Депутаты от купечества |
Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Учитель: Как вы думаете, почему участники Уложенной комиссии не могли прийти к общему мнению?
Учащиеся: Представители спорили каждый о своем.
Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.
Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.
Учитель: Екатерина приостановила деятельность комиссии в связи с началом Русско-турецкой войны. Больше она не созывалась. Императрица опиралась на дворянское сословие и в его интересах осуществила ряд важных мероприятий. Какие? Давайте с вами узнаем. А для этого нам необходимо будет заполнить таблицу в тетради по пункту учебника «Золотой век» российского дворянства».
Физкультминутка
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
Учитель предлагает ученикам примерный эталон таблицы, который необходимо заполнить, прочитав пункт учебника «Золотой век» российского дворянства» на стр. 173-175.
Дата |
Основные мероприятия |
Учащиеся заполняют таблицу в тетради.
Учитель проверяет таблицу, которую заполняли учащиеся, и сопоставляет с эталоном, имеющимся у него на руках.
Дата |
Основные мероприятия |
1763 г. |
Возложение всех военных расходов на плечи крестьян, чтобы пресечь их бунты. |
1765 г. |
Разрешение ссылать крестьян на каторгу бессрочно. Запрет крестьян жаловаться на своих хозяев. Помещики имели в своем пользовании все захваченные земли. Передача церковных земель в собственность дворян. |
1782 г. |
Отмена указа о «горной свободе», по которому раньше право на разработку рудных месторождений принадлежало тому, кто их обнаружил. Теперь дворяне объявлялись собственниками не только земли, но и ее недр. |
1783 г. |
Запрет перехода крестьян от одного владельца к другому, а также зачатки появления крепостного права на Украине. |
1785 г. |
Издание «Жалованной грамоты дворянству», которая позволяла создавать дворянские общества и собрания, а также обращаться к губернаторам и наместникам со своими нуждами и ходатайствами к императрице. |
1785 г. |
Издание «Жалованной грамоты городам», которая давала привилегии городскому дворянству. |
1762 – 1796 гг. |
Дворяне получили в жалование 800 тысяч государственных крестьян. Промышленникам запретили покупать крепостных крестьян для работы на их предприятиях. |
Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.
Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.
Практический этап
Учитель: Ребята у вас на столе предлагается небольшой тест. Выполните его у себя в тетради.
Учащиеся выполняют тест «Правление Екатерины II».
Тест «Правление Екатерины II»
1. Какое историческое название получила внутренняя политика Екатерины II?
А) политика «сильной руки»
Б) «следование западному образцу»
В) политика «просвещенного абсолютизма»
2. Каким должен быть монарх, по мнению Екатерины II?
А) деспот и тиран
Б) демократ на троне
В) философ на троне
3. Что такое секуляризация?
А) изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей
Б) упразднение патриаршества
В) передача церковных и монастырских земель государству
4. Для чего Екатерина II собирает Уложенную комиссию?
А) для разработки реформ в области образования
Б) для создания нового свода законов
В) для рассмотрения написанного ею «Наказа»
5. Какое сословие получило новые привилегии в царствование Екатерины II?
А) купечество
Б) дворянство
В) окружение императрицы
6. Основная мысль документа «Жалованная грамота дворянству» 1785 года (выбрать все возможные варианты):
А) отмена прежних привилегий дворян
Б) подтверждение прежних привилегий
В) разрешение на создание дворянских обществ и дворянских собраний
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
в |
в |
в |
б |
б |
в |
Учитель называет правильные ответы.
Учащиеся меняются тетрадями для дальнейшей проверки.
Учитель называет критерия оценивания тестовых заданий:
шесть правильных ответов – отметка «пять»;
пять правильных ответов – отметка «четыре»;
четыре правильных ответа – отметка «три»;
меньше четырех правильных ответов – отметка «два».
Учащиеся проверяют работы друг друга и выставляют отметки за тест.
Учитель предлагает ребятам занести оценку, полученную за тест в лист самооценки.
Учащиеся заносят оценку в лист самооценивания.
Рефлексивно-оценочный этап
Учитель (задает вопросы учащимся): Скажите, ребята, можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока? Что мы можем сказать о личности Екатерины, какой была ее политика?
Учащиеся делают выводы о достижении целей урока, поставленных в начале занятия.
Учитель предлагает посчитать все оценки в листах самооценивания на каждом этапе и вывести среднюю отметку, полученную за всю работу на уроке.
Учащиеся считают полученные оценки за все этапы работы на уроке и выставляют средний балл, полученный на уроке в дневники.
Учитель (сообщает информацию о домашнем задании): § 24, ответить на вопросы и выполнить задания № 4, 5 в конце параграфа. Составить синквейн на тему «Екатерина II».
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
Приложение 1.
Лист самооценки
Вид работы |
Оценка |
||||
«1» |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
|
1. Актуализация знаний |
|||||
2. Работа с текстом «Исторический портрет Екатерины II» |
|||||
3. Работа с текстом учебника |
|||||
4. Заполнение таблицы «Золотой век» российского дворянства» |
|||||
5. Тест «Правление Екатерины II» |
|||||
Итоговая оценка за работу на уроке |