Сценарий урока ИЗО «Волшебные завитки»

5
1
Материал опубликован 6 April 2020 в группе

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация Кизнерский детский сад №6 «Италмас»








Технологическая карта интегрированной

непосредственной образовательной деятельности


Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»


Тема: «Волшебные завитки»


Группа: подготовительная




Подготовил:

воспитатель изодеятельности,

Кузнецова Ольга Андреевна





2018г

Технологическая карта интегрированной

непосредственной образовательной деятельности


Ф.И.О педагога Кузнецова Ольга Андреевна

Должность Воспитатель

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования): МБДОО Кизнерский детский сад №6 «Италмас» МО Кизнерский район

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Волшебные завитки»

Программа: «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Характеристика группы: подготовительная группа, списочный состав: 25 детей (12 - мальчиков, 13- девочек), детей с нарушением в развитии нет.


Предварительная работа:

Проведение непосредственной образовательной деятельности по декоративному рисованию, предшествующих данному, на тему хохломской росписи.

Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.

Рассматривание наглядно - дидактического пособия «Хохлома», хохломской посуды, альбомов, открыток.

Рисование элементов хохломского узора.

Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.

Дидактические игры («Узнай элементы росписи», «Собери пазлы», «Выбери хохломские изделия», «Найди лишнее», «Составь узор»).

Работа с технологическим пособием «Поэтапное рисование хохломских узоров»


Материалы, оборудование:

Демонстрационный материал: Лепбук «Золотая хохлома» (секретные кармашки: «Хохломские изделия», «Последовательность изготовления хохломского изделия», «Элементы хохломской росписи», «Продолжи узор», «Нарисуй свой узор»), народная музыка.

Раздаточный материал: материал для рисования ягод ( «Печатка»), кисти №2, баночки с водой, влажные салфетки, гуашь (красная, зеленая, черная), листочки для тренировки рисования "завитков", бумажные силуэты посуды разных форм.


Цель непосредственно образовательной деятельности:  развитие декоративного творчества детей.

Задачи:

Образовательная: Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и способом его изображения.

Учить в определённой последовательности составлять узор из знакомых элементов хохломы (ягод, завитков, листиков, травки).

Развивающая: Развивать композиционные способности, располагая элементы на силуэте.

Воспитательная: Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству и уважение к труду народных мастеров.








В образовательной области

Формируемые

предпосылки к учебной деятельности


Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми

социально-коммуникативное развитие

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение договариваться, помогать друг другу.


Умеют договариваться, доброжелательны, помогают друг другу.

познавательное развитие

Формировать знания об особенностях хохломской росписи.


Имеют представление об особенностях хохломской росписи.

речевое развитие

Развивать связную, диалогическую речь, отвечать на вопросы предложением, расширять словарный запас по теме.


Отвечают на вопросы предложением. Знают что такое лепбук, «завиток»

художественно-эстетическое развитие

Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы.


Стараются достигнуть качественного результата, работу выполняют аккуратно.

физическое развитие

Воспитывать умение сохранять правильную осанку при выполнении продуктивной деятельности. Развивать координацию движений , мелкую моторику пальцев рук.


Умеют сохранять правильную осанку при выполнении продуктивной деятельности, координировать движения.













Этапы НОД

Задачи этапа

Методы, приемы,

формы взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Формируемые предпосылки к учебной деятельности

1.Вводная часть

(психологический настрой)



Настроить детей на предстоящую деятельность.

Утреннее приветствие

Дети заходят в изостудию под народную музыку. Воспитатель встречает их, предлагает встать в круг и поздороваться.

- Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера.

-Присаживайтесь на стулья.

Дети под музыку входят в изостудию и встают в круг. Приветствуют друг друга. Проявляют эмоции.




Садятся на стулья

Психологическая готовность

(настрой на общение)

Организационный

(мотивационно-побудительный)


Заинтересовать детей на предстоящую деятельность.


Беседа

Стимулирование занимательным содержанием

Рассказ воспитателя

Воспитатель организует беседу с детьми.

- Вы, ребята, любите секреты? (Ответы детей)

- Я хочу поделиться с вами своим секретом. Я для вас сделала подарок. (Ткань с  лэпбука убирается).

Вот такую красивую чудо - папку! Рассмотрите ее.

- А как вы думаете, что находится в этой папке?

(Воспитатель выслушивает детей).

-А вы, ребята, хотите посмотреть, что находится внутри этой чудо - папки? (Ответы детей). Тогда закройте глаза. И все вместе скажем такие волшебные слова: «Чудо-папку открываю, все что знаю вспоминаю!»

Дети закрывают глаза, и повторяют за воспитателем. Воспитатель открывает лепбук .



Дети концентрируют внимание, проявляют интерес.

Внимательно рассматривают папку

Дети рассуждают, высказывают свои предположения.

(«Там находятся игрушки , книжки, картинки»)


Формировать интерес детей к содержанию непосредственной образовательной деятельности

(знакомство с лэпбуком «Золотая хохлома»)


2. Основная часть


Восприятие


































































Актуализировать знания детей об особенностях хохломской росписи, необходимых для предстоящей деятельности






















































Закрепление опорных знаний.










Демонстрация


Беседа



Объяснение




















Беседа

Демонстрация


















Рассказ воспитателя


















Дидактическая игра «Угадай-ка»



Вопросы на уточнение,

Пояснения.

Воспитатель обращает внимание детей на содержание чудо-папки и на его название.

- Правда, дети, тут красиво? (Ответы детей)

-А как вы, ребята, думаете, как называется эта чудо-папка. (Ответ детей: «Эта красивая папка имеет название  лэпбук»).

-Давайте все вместе еще раз повторим его сложное название (Дети хором повторяют: «Лэпбук».)

-Посмотрите, ребята, в лепбуке есть разные секретные кармашки. А вы хотите узнать, что в этих кармашках. Воспитатель открывает коробочку под названием «Хохломские изделиия».

-Посмотрите, ребята, какая яркая, красочная посуда здесь находится. Она не простая. Скажите, пожалуйста, какой же росписью она расписана? (Ответы детей)

-Правильно, она расписана хохломской росписью. Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Воспитатель раздает каждому ребенку по одному хохломскому изделию. По ходу рассматривания изделий воспитатель обращает внимание детей на цвета, использованные мастерами для создания узоров, на цвет основного фона, уточняет, дополняет ответы детей.

- Давайте, ребята, внимательно рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз.

-Какие цвета использовали мастера для создания узоров? (Ответы детей : «Мастера использовали черный, красный, зеленый, желтый цвет»)

-На каком фоне нарисованы узоры? ( Ответы детей : «Хохломские узоры нарисованы на черном фоне»).

-А как вы, ребята, думаете, легко ли делать такую сказочно-красивую посуду? ( Ответы детей)

-Да, ребята, вы правы, производство хохломской посуды дело очень нелегкое.

Воспитатель предлагает детям красиво сложить хохломские изделия на поднос и кладет его на стол. Открывает следующий кармашек «Последовательность изготовления хохломского изделия»

-А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Правда, ребята, красиво!

- А вы, ребята, хотите стать мастерами – художниками Хохломы и открыть свой художественный салон?

(Ответы детей).

-Прежде чем стать мастерами - художниками Хохломы я хочу узнать, какие элементы хохломской росписи вы уже знаете и умеете рисовать. Чтобы вам легче было вспомнить поиграем в игру «Угадай-ка!»

Воспитатель достает карточки из кармашка «Элементы хохломской росписи»

- Я буду вам показывать карточки, а вы будете называть элемент росписи. (Ответы детей: «Травки», «капельки», «листочки», «ягодки»).

-Правильно. Вы все элементы угадали, кроме одного. С этим элементом я вас еще не знакомила. Это самый сложный и самый красивый элемент хохломы - "завиток". Сегодня мы будем учиться рисовать этот красивый элемент хохломской росписи.

Воспитатель показывает детям карточку с изображением «Завитка»

Дети внимательно рассматривают лепбук, вступают в диалог,

отвечают на вопросы.








Высказывают свои предположения («Хохломской росписью»)






Дети любуются яркой красочной посудой.




Дети рассматривают, любуются красивыми хохломскими узорами.


Отвечают на вопросы.





Дети высказывают свои предположения («Нет, наверно, нелегко»)








Внимательно смотрят и слушают.




















Дети называют элементы хохломской росписи

























Учить выделять в процессе восприятия хохломских изделий особенности этой росписи, красивые сочетания цветов








































Совместное планирование способов действий












Организовать обсуждение приемов рисования














Показ способов изображения












Воспитатель достает из кармашка «Продолжи узор» листочки для тренировки рисования "завитков» и на этом листе показывает .

Воспитатель обращает внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге: тремя пальцами, вертикально к бумаге. 

- Сначала начинаем рисовать концом кисти, протягиваем тоненькую  полоску, а потом прижимаем и делаем закругление, полоска становится шире, снова протягиваем  и аккуратно приподнимаем кисточку и снова рисуем концом кисти, чтобы получилась тоненькая полоска .При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем. 

Внимательно смотрят.



























Смена видов деятельности


Снять мышечное напряжение

Физкультминутка


-Прежде чем приступить к работе немного отдохнем.

-Встаем в круг. Повторяем за мной и делаем соответствующие движения.

Воспитатель проводит физкультминутку.(См.приложение №1). Показывает движения, корректирует действия детей.

-Мы с вами немножко отдохнули! А сейчас пора приступать к работе.

Проговаривая слова, выполняют двигательные упражнения по тексту физкультминутки


Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения показываемые воспитателем




















































Практическое применение способов действий.
























Закрепить знания об отличительных особенностях рисования хохломских узоров























Создать условия для продуктивной деятельности. Совершенствовать изобразительные, технические и композиционные умения





Упражнение


Наблюдение

Эмоциональное стимулирование




















Демонстрация




Вопросы



















Самостоятельная деятельность детей.

Наблюдение

Эмоциональное стимулирование


-А сейчас можете занимать места за рабочими столами и потренируйтесь рисовать «завитки» на отдельных листочках.

Воспитатель раздает всем детям листы для тренировки с начальным изображением «Завитка».

Педагог наблюдает за деятельностью детей, осуществляет индивидуальное руководство самостоятельной деятельностью через советы, напоминания.

-Я думаю, что у вас уже у всех получаются настоящие хохломские завитки. И теперь нам пора начинать рисовать узоры на хохломской посуде. У нас, ребята, еще есть неоткрытый секретный кармашек. Вы хотите посмотреть, что там находиться. (Ответы детей)


Воспитатель достает из кармашка «Нарисуй свой узор» различные силуэты посуды (миски, чашки, тарелки, сахарницы) и раздает всем детям.


- Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность рисования хохломских узоров.

- Какое главное правило при составлении узора? (Ответ детей: «Элементы узора должны располагаться на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно»).


Воспитатель демонстрирует последовательность рисования узора с использованием технологического пособия «Поэтапное рисование хохломских узоров»


- С чего начнёте рисовать узор? (Ответ детей: «С изогнутой веточки или стебелька»). Почему? (Ответы детей: «Это главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы»).


- Что будите изображать на стебельке сначала, что потом? (Ответ детей: «Сначала нужно рисовать крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д.»).


- Как нужно рисовать травку и завитки? (Ответ детей: «Травку и завитки нужно рисовать концом кисти»).

- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Ответ детей: «Для рисования ягод можно использовать «печатки»).

- Какие цвета будите использовать? (Ответ детей: «Будем использовать красный, чёрный, зелёный цвет).

- Молодцы, ребята, всё знаете! Можете начинать расписывать посуду.

Дети под народную музыку расписывают силуэты посуды. Педагог наблюдает за деятельностью детей, следит за осанкой , осуществляет индивидуальное руководство самостоятельной деятельностью через вопросы, советы, рекомендации, напоминания, обращение к опыту детей.

Детям, выполнившим работу раньше, предлагает прибраться на рабочем месте. Воспитатель благодарит , поощряет детей, выражает искреннее восхищение.


Дети садятся за столы



Дети тренируются рисовать «завитки» на листочках



























Отвечают на вопросы












Выполняют движения с пальчиками за воспитателем






Дети самостоятельно рисуют

хохломские узоры в соответствии с установленными требованиями,

в случае необходимости обращаются к воспитателю за помощью и поддержкой.






















Закрепить

умения правильного

выстраивания последовательности действий при изображении хохломского узора





















Учить детей рисовать крупно, располагать узор на всей плоскости листа в соответствии с формой посуды (горизонтально), достигать качественного результата, аккуратно выполняя работу.

Заключительная часть. Анализ детских работ.


Дать оценку продуктивной деятельности детей.

Беседа

Поощрение

Показ


Беседа




По мере окончания рисования, воспитатель предлагает детям развесить рисунки на доске.

- Ребята, а давайте устроим выставку ваших работ и полюбуемся ими.

-Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!

Воспитатель благодарит и хвалит всех детей за старание.

- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались, рисовали увлеченно, с желанием.

-А вам понравилось расписывать посуду хохломским узором? (Ответ детей: «Да, очень понравилось расписывать!»)

- А что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)

-Чему новому вы научились? (Ответ детей: «Мы учились рисовать «Завиток»?)

-А как называется эта чудо-папка с секретными кармашками? (Ответ детей: «Лепбук»)

В лепбуке «Золотая хохлома» у нас еще остались неоткрытые кармашки, но их мы будем открывать уже в следующий раз! А сейчас все вместе скажем такие волшебные слова: «Чудо-папку закрываю, ничего не забываю?»

Воспитатель закрывает папку и прощается с детьми

-А сейчас вам пора возвращаться в группу!

Спасибо вам, ребята! До свидания!

Помогают развесить работы на доске.


Дети любуются своими работами.

Слушают воспитателя








Выражают свои эмоции


Совместно с воспитателем подводят итог

Высказывают свои мысли.

Отвечают на вопросы.





Повторяют волшебные слова за воспитателем.


Прощаются.

Учить видеть результат своей работы, анализировать ее, радоваться достигнутому результату.


Приложение №1


Физкультминутка

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Нарисуем завитки

Завитки крученные! (в воздухе круговыми движениями кистей рук рисуем завитки)

Нарисуем травку (в воздухе движениями кистей рук с верху вниз рисуем травку)

Травку золоченую!

А на ветке ягодки ! (волнообразным движением руки рисуем веточку, затем ягодки)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо хохлома! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ольга Андреевна, спасибо за качественный ресурс!

6 April 2020