Сценарий урока музыки для 1-2 классов «Волшебная музыка П.И.Чайковского»

7
0
Материал опубликован 25 January 2016

Учитель: Набойченкова Людмила Николаевна

МБОУ «Лицей «Держава» город Обнинск Калужская область

Класс: для 1-2 классов внеклассное мероприятие к 175-летию П.И.Чайковского подготовили ученики 1в, 2а,3в,4е,7а, 8а классов. 

Предмет: музыка

Тема внеклассного мероприятия: «Волшебная музыка П.И.Чайковского»

Цели: 

- развитие фантазии и воображения;

- формирование восприятия музыкальных образов;

-формирование духовного мира личности;

- формирование у детей любви к «золотому фонду» классической музыки;

- формирование чувства эстетического сопереживания произведениям искусства;

- воспитание устойчивого интереса к творчеству композитора П.И.Чайковского;

-формирование слушательского и исполнительского опыта;

- развития эмоционального сопереживания, эмоционального отклика на музыку П.И.Чайковского;

-знакомство с жанрами: песня, танец, марш – на музыкальных произведениях П.Чайковского;

-развивать обобщенные представления, знания, умения и навыки;

-развитие умения учащимися сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное произведение или его фрагмент с ярко выраженными жанровыми признаками (песня, танец, марш), и жизненным содержанием.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания учеников о творчестве П.И.Чайковского;

Развивающие:

Развивать познавательную активность, внимание, логическое построение, чувства эстетического и эмоционального сопереживания произведениям великого русского композитора;

Развивать духовный мир учеников на примерах восприятия музыки П.Чайковского;

Развивать умение работать в коллективе сосредоточенно и внимательно;

Воспитательные:

Воспитывать музыкальную культуру на лучших произведениях классической музыки П.Чайковского;

Оборудование

-ИКТ

-музыкальная презентация по биографии П.И.Чайковского;

-фрагмент из фильма «Чайковский»

- музыкальные мультфильмы из сборника «Детский альбом» П.И.Чайковского

-музыкальные иллюстрации;

Тип мероприятия: комбинированный

1 Ведущий: (ученица - 7а класса)
Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде, разноцветном, расписном.

Входит Фея Музыка - (ученица 7а класса) в красивом длинном пышном праздничном платье.

Фея Музыка: Здравствуйте дети! Я - Фея Музыка!

1 Ведущий: Наши дети приготовили тебе музыкальное приветствие!

Выходит вокальная группа 3в класса с песней: «Музыкальная сказка», наряженные в нотки (Ободки на головках)

1.Сказка, приходи скорее, любит сказки детвора,
С музыкальной доброй феей, познакомиться пора.

Припев:
Дружат звуки и цвета, получилась
  Красота!
Будет музыка цветной, Фея, прилети за мной!

2.Нарядились сестры-ноты, приглашают в нотный дом,
Много фее там работы, музыкой ее зовем!

Припев:

3.Ноты бегают и ходят по ступенькам вверх и вниз,
Дети хороводы водят, ну-ка за руки взялись!

Припев:

4. Веселитесь тоже с нами, шире музыкальный круг!
Звуками и чудесами, все наполнено вокруг!

Припев:

5.Веселее, веселее! вместе будем танцевать!
С нашей музыкальной феей песню звонко напевать!

Припев:

4 куплет нотки танцуют, водят хоровод вокруг Феи Музыки.

ФЕЯ: Спасибо ребята, что вы меня ждали в гости. На службе у меня есть сестрички -7 нот.

(Обращаясь к детям в актовом зале спрашивает:)

ФЕЯ: Может кто-то из первоклассников знает имена моих сестричек?

Дети называют: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

ФЕЯ: Молодцы ребята, хорошо знаете название нот.

Ноты гаммы составляют, если выстроятся в ряд.
Ноты чувства выражают, если в музыке звучат.
И, как буквы в предложенье, ноты
  музыки прочтенье.
А всего-то их
  семь штук, и у каждой  сольный звук.
Только сколько комбинаций, музыкальных вариаций
Память нотная хранит! нет числа для всех мелодий,
Что из этих нот выходит, в музыкальный мир манит.

ФЕЯ: Эти семь нот очень любил композитор, чьё имя является самым известным и самым значимым в истории мировой музыкальной культуры. Человек, чьим именем называют музыкальные конкурсы и, произведения которого звучат во всех уголках мира по сей день… Великие музыканты принимают за честь исполнять его произведения, дети разучивают пьесы в музыкальной школе. 
Он родился 175 лет назад – в 19 веке.

1 Ведущий: Посмотрите презентацию о детских годах композитора Петра Ильича Чайковского.

Презентация по биографии П.Чайковского

Фея садится на красиво оформленный трон на сцене. Звучит «Па де де» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» на фоне тихого звучания музыки читает

2.Ведущий: (ученица -7а класса)

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, (слайд№1) родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. (слайд№2)В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. (слайд№3, 4)Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, так как был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Описывается такой случай. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушел к себе в комнату раньше всех. Когда в нее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!».

Показ фрагмента из художественного фильма «Чайковский» - эпизод напряжённого вслушивания во внутреннюю музыку (первые минуты художественного фильма)

Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. (слайд№5,6)Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции. (слайд №7)Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества (слайды№8,9,10,11,12,13). Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории (слайд№14, 15). За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории поставлен памятник великому русскому композитору. Он изображен сидящим, а его рука застыла в воздухе с дирижерской палочкой. Вокруг памятника посажены русские березки, потому что в одном из произведений он использовал русскую народную песню «Во поле березонька стояла» (слайд №16).

В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Россия гордится творчеством этого великого композитора.

1Ведущий

Что значит – Музыку сложить? Отдать живую мертвым знакам,
И над воскресшей молча плакать, и умирать, и снова жить…

О, нот возвышенная власть! Но Музыка была в начале.
Она не с ноты началась – с полей, которые звучали;

С тех первых слов, что в жизнь твою, входили с маминой улыбкой,
С тех самых, сказанных над зыбкой, с пропетых: “Баюшки-баю…”.

Они в тебе, пока ты жив, и на земле со дня творенья
В них – тот единственный мотив, что не боится повторенья.

Что значит – Музыку сложить? Гармонией проверить душу,
И песню выплеснуть наружу, на дне души она лежит.

1Ведущий: Деревянные солдатики маршируют до зари,

И из всей из математики знают только – раз, два, три…

Много лет тому назад, я в солдатиков играю,                                

Их давно я собираю, дома выстрою их в ряд

И отправлю на парад, поиграю я в солдат…

И на полку – пусть стоят…Дом, квартиру берегут… Пост на службе всё несут!

2.Ведущий: Много лет тому назад Пётр Ильич Чайковский написал для своего племянника Володи Давыдова "Детский альбом", в который вошли 24 замечательных детских пьес

Не простой он - музыкальный, то весёлый, то печальный, сочинённый для ребят много лет тому назад. (Звучит барабанная дробь за сценой.)

1Ведущий: Знакомая мелодия разбудила деревянных солдатиков. Они проснулись все разом, выскочили из своей коробки, выстроились и замаршировали бодро и весело, а впереди веселый, бравый барабанщик стучал в барабан.

2Ведущий: Посмотрите мультфильм «Марш деревянных солдатиков»

1Ведущий: Поэт Виктор Лунин сумел найти слова точно под стать интонации и настроению музыки. Вокальная группа 1в класса исполнит песню П.Чайковского «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»

Фея:

Льется музыка рекой, вьется нотною строкой,

Снова звуков половодье захлебнуло все вокруг.

И кораблики мелодий выплывают из-под рук!

О вальсе сказано немало, он в песнях и в стихах воспет,

И сколько б танцев не бывало, а лучше вальса, право нет!

2 Ведущий: Звучит пьеса «Вальс» П. Чайковского исполняет на фортепиано ученик 8а класса.

2 Ведущий:

Лишь только вальс нам дарит этот миг, и только он сейчас разъединяет...
Листая время, как страницы книг, забытым чувством снова опьяняет...

Ребята! Посмотрите фрагмент из балета «Щелкунчик» - «Вальс цветов»

2 Ведущий:

Всех красивей, всех милее кукла новая моя, только с нею, только с нею целый день играю я,

Кукла новая моя, очень тебе рада я,

Положу тебя я спать на удобную кровать, буду песни тебе петь, буду я тебя жалеть!

Этой куклы кто не знает, лучше куклы не найдёшь,

Сразу глазки открывает, только на руки берёшь.

И хоть слёз у куклы нету, плачет девочка моя:

- Мама, мама, где ты, где ты? Ну а мама – это я.

Я надену кукле бусы, платье новое сошью,

Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою.    

2 Ведущий: Послушайте и посмотрите пьесу П.Чайковского «Новая кукла» - (видеоряд с показом различных кукол - от старинных до современных).

1 Ведущий:

Прекрасны здесь небеса! Прекрасны птиц голоса!

Льёт солнце с высоты на эту землю яркий свет! Лучше нашей Италии нет!

«Итальянская песенка» П.Чайковского - исполняет вокальная группа 4-е класса

ФЕЯ: - Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года…  (Осенью зовётся!) – отвечают дети из зала.

ФЕЯ: Послушайте произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Осенняя песенка» - (звучит запись музыки - фрагмент видео клипа)

ФЕЯ: Вам понравилась музыка? (ФЕЯ ждёт ответы детей).

Какое настроение в ней? (ждёт ответы детей).

ФЕЯ: Стало вдруг светлее вдвое‚ двор как в солнечных лучах,

Это платье золотое у березы на плечах,

Утром мы во двор идём‚ листья сыплются дождем

Под ногами шелестят - и летят. летят… летят!

1 Ведущий:

Музыкальный цикл «Времена года», написанный в 1876 году, стал настоящим шедевром мировой музыки. Пьесы цикла – это русские пейзажи в разное время года. Лирическая музыка выражает жизнь природы, которая тесно связана с жизнью людей. Поистине непостижимое влияние на композитора имела таинственная прелесть природы.

В одном из писем Чайковский восклицает: «Отчего простой русский пейзаж, отчего  прогулка  летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж. Отчего всё это?» И по этим словам мы все понимаем, как П.И.Чайковский любил свою Родину!

ФЕЯ: Поёт рояль пронзительно и грустно, о днях осенних в гаснущей тиши...
Как много  в этих хрупких звуках чувства, как много в них страдающей души!
И льётся эта музыка неспешно, в ней слышно — листья по ветру летят,
Она полна сердечной муки нежной, о том, что Осень наш печалит взгляд.
Ещё о том, что старый сад пустует, что все тропинки занесло листвой,
Что он застыл в дождливых хладных струях, но всё ещё пленяет красотой.
Мелодия из среднего регистра секвенцией* стремится в высоту,
Чтоб вскоре ходом ломаным пасть низко и замолчать, являя немоту...
И вот два голоса рыдают вместе, нам говоря о том, что жизнь грустна,
Звучит осенняя печально песня, как сердца вдруг умолкшая струна...

1.Ведущий: Звучит «Осенняя песенка» в исполнение вокальной группы 2-х классов

ФЕЯ: А сейчас я с вами поиграю. Вы повторяйте за мной все движения.

Мы листики осенние,
На веточках сидели. (Дети сидят на месте.)
Дунул ветер – полетели. (Поднимают руки вверх и размахивают руками.)
И на землю тихо сели. (Опускают руки.)

Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил (Поднимают руки вверх ими, кружат руками.)
И на землю опустил. (Опускают руки.)

ФЕЯ: Молодцы ребята! Вам понравилась музыка П.И.Чайковского? (Ответы детей) Я познакомила вас с тремя жанрами в музыке –маршем, танцем и песней. Повторите хором: марш, танец, песня. Фея задаёт детям вопросы о названиях прослушанных произведений. (Ответы детей)

 

1 Ведущий: Пётр Ильич Чайковский – гений в полном и лучшем смысле этого слова, человек, создавший своим трудом и духом мир, сравнимый с явлениями природы, человек, благотворно влияющий на всё Человечество. Благодаря Чайковскому в пространстве, в котором мы живём, стало гораздо больше света, чистоты и разума. Когда звучит музыка Чайковского – он рядом с нами, он говорит с каждым о смысле жизни. Он говорит с нами о красоте, доброте и правде. Это и есть – реальное бессмертие!  

2 Ведущий: «Пусть будет чутким слух, пытливым ум, богатым воображение! Пусть откроются для нас секреты великого Храма Искусства!» Спасибо тебе, ФЕЯ МУЗЫКА, что ты познакомила нас с некоторыми произведениями великого композитора –П.И.Чайковского!

ФЕЯ: Как симфония жизни владеет сердцами звуковая, зовущая к небу волна ...

О Чайковском сейчас говорить не словами, не выдумать даже такие слова.

Его творчество символ нездешнего света, победителя в век нарастающей тьмы.

Им нетленная слава России пропета нашей русской державы, великой страны!

ФЕЯ: До свидания дети! Даю вам домашнее задание: послушать произведения П.И.Чайковского и полюбить его музыку - нашего великого русского композитора!

Ту вселенность, что в русской душе непреложна, он в гармонию звука сумел перелить.

Его музыка, как откровение Божье, с его музыкой легче и радостней жить!

Ученики первых классов уходят в кабинеты под музыку «Марша деревянных солдатиков».

Приложение

Сценарий внеклассного мероприятия, «Волшебная музыка Петра Ильича Чайковского»

посвящённого 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского

(мероприятие подготовила учитель музыки высшей категории

МБОУ «Лицей г.Обнинск – Набойченкова Людмила Николаевна)


 

Оформление сцены: портрет композитора, осеннее дерево с летящими листиками и разноцветными нотками (приколоть или приклеить). По краям сцены - разноцветные шары, детские игрушки: куклы, машинки, солдатики, детский рояль, детский баян, ксилофон, дудочки, и т. д.

На сцене на цветных листах прикреплены цитаты П.И.Чайковского (крупным шрифтом)

1.Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохно­вением души.

П. И. Чайковский

 

2.Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки.

Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я рус­ский в полнейшем смысле этого слова.

П. И. Чайковский

 

3.Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору.

П. И. Чайковский

4.Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного твор­чества.

 Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармони­ческих курьезов, а в простоте и естественности.

 П. И. Чайковский

5.«Мне кажется, что я действительно одарен

свойством правдиво, искренно и просто

выражать музыкой те чувства, настроения и образы,

на которые наводит текст. В этом смысле я реалист

и коренной русский человек»

П.И. Чайковский

Описание проведения мероприятия

Сценарий внеклассного мероприятия «Волшебная музыка Петра Ильича Чайковского» посвящённого 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского проведён 28 октября для вторых классов; 30 октября - для первых классов. В подготовке мероприятия участвовали ученики 1в, 2а, 3в, 4е, 7а, 8а классов. Вокальная группа 4е класса -8детей; вокальная группа 3-в класса -9детей; вокальная группа вторых классов -8детей; вокальная группа 1-в класса -6 детей.

В сценарии много стихов, показана презентация по биографии композитора, прозвучали четыре песни, показаны фрагменты из мультфильмов: из «Детского альбома», из балета «Щелкунчик», фрагмент из художественного фильма о детстве композитора. Все поставленные цели выполнены. Дети эмоционально откликаются на музыку, самостоятельно размышляют, отвечают на вопросы. На мероприятии ученики находили связь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений; - это развитие художественного вкуса, эмоциональной сферы; высказывали мнение о достоинствах музыкальных произведений П.Чайковского; изучили новые термины и понятия – марш, танец, песня - на музыкальных произведениях композитора – (первые классы). На мероприятии было создано условие и обеспечение развивающей, эмоциональной и общекультурной функции обучения.

Ученики были не только внимательными зрителями, но и участниками праздника, посвящённого творчеству П.И.Чайковского. По требованиям ФГОС были показаны много видов деятельности: пение, игра, групповая работа, индивидуальная, речевая активность детей; показаны УУД и рефлексия учеников; учитель выступал в роли организатора, всю остальную работу по оформлению актового зала, нахождения информации в Интернете, костюмы - делали сами учащиеся. Динамическое развитие в сценарии присутствовало. Дети познакомились с некоторыми произведениями великого русского композитора, а это начало слушательского опыта. Направление работы в этом мероприятии плавно перейдёт в ознакомление и изучение творчества П.И.Чайковского на уроках музыки.

Список литературы.

П.И. Чайковский. Письма к близким. Избранное. Музгиз. М. 1995, с. 149, 151

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.58-63

Яснов М. Чайковский. – СПб.: “Азбука-классика”; “Нота МИ”, 2006.

4.П.И.Чайковский “Детский альбом” сайт издательства Вита Нова Санкт-Петербург http://www.vitanova.ru/katalog/tirazhnie_izdaniya/detyam/detskiy_albom_240

5.П.И.Чайковский. Биография. Произведения. Статьи. Персоналии. Фотоальбом. На сайте http://www.tchaikov.ru/1888-409.html

6.1. Вайдман П.Е. «Детский альбом П.И.Чайковсого». Издательство «Музыка» 1997 .
7. Горская Е.«Детский альбом» П.И. Чайковского. Музыка и ты. Выпуск седьмой. Альманах для школьников, Москва «Советский композитор» 1988 г.
8.Ларош Г. Воспоминания о П.И.Чайковском, - М.: Музыка, 1978г.
9.Прибегина Г.А. Петр Ильич Чайковский . Издательство «Музыка» Москва 1983 г.
10.Свешникова Е., Папкова Е. «Детский альбом» Чайковского. Искусство. Приложение к газете «Первое сентября» №21 (141), июнь 1999.

Список сайтов

П.И.Чайковский “Детский альбом” сайт издательства Вита Нова санкт-Петербургhttp://www.vitanova.ru/katalog/tirazhnie_izdaniya/detyam/detskiy_albom_240

П.И.Чайковский. Биография. Произведения. Статьи. Персоналии. Фотоальбом. На сайте http://www.tchaikov.ru/1888-409.html

П.И. Чайковский. Письма к близким. Избранное. Музгиз. М. 1995, с. 149, 151

Яснов М. Чайковский. – СПб.: “Азбука-классика”; “Нота МИ”, 2006

Комментарии
Комментариев пока нет.