Методическая разработка «Введение в образовательную программу "Живопись. Рисунок. Композиция. Символ года"»
Тема: Введение в образовательную программу.
Символ года «Петух». Нетрадиционная техника - Граттаж.
Педагог дополнительного образования: Горбунова Арина Вениаминовна
Программа: «Живопись. Рисунок. Композиция.»
Младший школьный возраст (3 класс)
Цель урока: выразить своё отношение к истокам истории искусства, через современную нетрадиционную технику рисования «граттаж»
Задачи:
1. Обучающие:
- формирование интереса к художественному творчеству;
- формирование, знаний о нетрадиционной технике рисования «граттаж».
2. Развивающие:
- развитие творческих способностей, воображения, фантазии, мышления, самостоятельности;
- формирование о различных техниках рисования.
3. Воспитывающие:
- формирование коммуникативности; мотивации к занятиям искусством;
- создание атмосферы открытости и доверия;
- формирование ценностного отношения к русской культуре (сказкам).
- воспитание последовательности и аккуратности в работе.
Материалы и принадлежности:
Для педагога: экран, компьютер, проектор, художественный набор инструментов, рюкзак, палочки для процарапывания (раздача). Петух игрушка, части петуха, магниты. Название «граттаж».
Для детей: шаблон для граттажа, палочка для процарапывания.
Ход Урока:
1. Организационный этап.
Слайд№1
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Вениаминовна,
Знакомство- Приветствие. Передай настроение – пожми руку, скажи имя по кругу.
Занимайте свои места.
Я рада приветствовать вас в нашей творческой студии «Живопись. Рисунок. Композиция.»
О чем говорит вам это название, что мы будем делать на наших занятиях? |
рисовать |
Да. Такое название выбрано не случайно, потому что, живопись, рисунок и композиция это составляющие художественного искусства, а я помогу вам легко и доступно этому научиться.
-А для чего люди рисуют? |
(Украсить окружающий мир, передать эмоции, сделать подарки, сделать мир ярче, самовыражение, источник радости, способ познания мира) |
- А другим людям это надо? Зачем? |
Получить радостные (положительную) Эмоции. Мысли. Заставить задуматься. |
- Что вы чувствуете, когда видите эти изображение? Слайд № 2, 3 |
Радость, веселье Яркость, страх, |
- Через что художник это передал? |
Красками, цветом , мимикой |
- А если бы этого не было? |
Было бы не интересно |
Как мы можем своими руками передать свои эмоции, мысли, чувства другим людям? |
Да. Через цвет. Душу, |
- Как вы думаете, когда люди начали рисовать? |
Когда люди жили в пещерах и они могли рисовать только на скалах |
Слайд №4 - Для чего люди рисовали? Люди на скалах изображали свою жизнь. Они рисовали то, что они видят. Это была кропотливая работа острыми предметами, путем выскабливания, процарапывания. Которая в наше время станет считаться художественным искусством! |
это проявление магии, с помощью которой древние охотники пытались привлечь свою добычу — источник пропитания. первобытный человек запечатлел те существа, которые потрясали его своим могуществом, вызывавшим страх и преклонение. Именно этот священный ужас перед воплощением сокрушительного и непостижимого, необходимость как-то научиться жить в его присутствии, преобразить холодящий душу образ — и послужили пробуждению в человеке жажды творчества, вдохновили на создание первых в истории памятников искусства. |
Как тайны хранят рисунки ? |
Эмоции, чувства, душу. Передать информацию. |
Чем они это делали? |
Первыми средствами для изображения символов были рука, палка и камень. Рукой и палкой можно было рисовать на песке, а камнем, острыми предметами – на скале. |
Вы хотите попробывать? |
да |
II. Введение в тему занятия.
Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к истории.
Мы отправимся в прошлое, когда начиналось художественное искусство.
Итак. Закрыли глаза, чтобы переместиться в далекое прошлое!
-Представили?
(Да!)
Слайд №5 Наскальное творчество. Видео.
Это первобы́тное о́бщество. Исследования показывают, что самые ранние образцы пещерной живописи, известные сегодня, насчитывают более 30 тысяч лет назад, а самые поздние - около 12 тысяч лет.
Самые ранние произведения, выполненные первобытным человеком, — наскальные рисунки, скульптуры из кости и дерева, бытовые предметы, украшенные орнаментом. Древние люди не только создавали нужные им вещи, но и украшали их, выполняя изображения, которые рассказывали о действительности, событиях из жизни. А причиной возникновения искусства является — работа. Именно работа формировала чувства, заставляла личность видеть качественное разнообразие и богатство мира, воспитывало соответствие формы предмета его назначение. Процесс работы влиял на представления человека о симметрии, красоте, гармонии.
Слайд № 6. Наскальные рисунки древних людей.
Итак они высекали, проскабливали, выдували, рисовали изображения.
Вот и сегодня, мы с вами прикоснемся к исторической технике,
мы будем рисовать острым предметом, приёмом процарапывания и закладывать магическую – волшебную силу в нашу работу.
Каким современным инструментом мы сможем это сделать? |
Острой палочкой |
А как передать волшебную силу нашему изображению? |
Через чувства, эмоции, сердце, любовь |
Мы сможем это сделать? |
Да. Конечно, постараемся |
А кого мы сегодня будем рисовать, наделять волшебными – магическими свойствами, постарайтесь угадать!
Загадка
Он - будильник предрассветный
И красавец разноцветный.
У него роскошный хвост.
Нравом он совсем не прост.
Кто задиристый боец
И известный всем певец?
Очень громко он поёт,
Зёрнышки весь день клюёт.
Он - куриный пастушок.
Кто же это? (Петушок).
III. Объяснение темы занятия.
Как мы будем это делать, как называется эта техника сегодня –
Мы посмотрим на видео? Внимание на экран!
Слайд № 7. Видео практической работы.
В ИЗО немало разных техник,
Я, как учитель, знаю их.
И цель передо мной такая-
Тому, что знаю, научить других.
Вам о граттаже расскажу я.
Он вызывает интерес
У школьников любого класса,
Ведь каждый хочет в мир чудес!
Взяв в руки ручку, зубочистку
И лист бумаги непростой,
Ты словно фокусник - царапкой
Рисунок сможешь сделать свой.
Здесь равнодушием не пахнет,
Простор для творчества такой,
Что иногда не веришь даже,
Что это сделано тобой!
Итак, граттаж.
Вам поподробней
О нем сейчас я расскажу
И чтобы быть не голословной,
Как это делать - покажу.
Слайд № 8. Этапы работы.
Как называется техника?
сейчас называется «граттаж»- «процарапывание»
Несмотря на сложное название, эта техника выполняется очень легко.
Граттаж – это оригинальная техника создания изображения на черной поверхности путем царапанья ее острым предметом. Так как название метода происходит от французского слова «gratter», что в переводе означает «царапать», или «скрести». Граттаж также очень часто называют и техникой царапания. Этапы работы в технике граттаж.
Покрытие поверхности воском.
Грунтовка фона
Обрезка изображения.
Процарапывание
-Как вы считаете, почему я выбрала изображение Петуха для нашей работы? |
(Скоро приближается волшебный праздник - Новый год. И символ нового года по восточному календарю будет Петух.) |
Итак. У нас есть своя стена, где мы изобразим символ нового года - Петуха.
Петух. Он состоит из частей:
1.туловища
2. Голова
3. Хвост
4. крылья
5. Лапки
Как русский народ говорил:
Петух связан с зарей, Солнцем и светом у всех народов. Его связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале дня.
Техника у нас старинная - процарапывание!!!
А изображение будет современное – яркое и красочное!
А теперь, я раздаю вам палочки, которыми мы будем процарапывать, скрести – они волшебные, они вам помогут процарапывать и сделать волшебного символа нового года сказочного петуха!
Техника безопасности:
- Посмотрите, какие они?
(красивые, тонкие, острые)
Они могут быть опасными, поэтому работаем аккуратно, чтобы не поранить себя и соседа!
Физ. Минутка.
Чтобы работа лучше получилась,
Встали ка волшебники
Мы вздохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко!
Мы над петухом колдуем,
В технике граттаж рисуем!
Над петухом поколдовали
Настроение передали
А теперь приступаем к своей работе.
IV. Практическая часть. Самостоятельная работа. 10 мин.
Итак теперь вы –волшебники и вы создаёте сказочного новогоднего петуха!!!!! Берем в руки волшебные палочки и начинаем творить
в технике граттаж - процарапывание!
Слайд № 9.
Пока работают. «Узнайте сказку»
1. Жили-были кот, дрозд да петушок-золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют…
(русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»)
2. Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется
И кричит: «Кири-ку-ку
Царствуй, лежа на боку.»
(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
3. Сидит зайка под кустиком и плачет. Идет мимо петушок-золотой гребешок и косу на плече несет. Увидел зайчика и спрашивает: «Что ты, зайка, плачешь?»…
(русская народная сказка ««Лиса, заяц и петух»)
Наше познавательное путешествие заканчивается, и мы перемещаемся обратно в наше время. Время волшебства подошло к концу!!!
Но время волшебства ограничено!!! (Бой курантов) на слайде
Приглашаю ваших петушков в новогодний хоровод!
V. Подведение итогов.
Анализ работ. Завершающий этап. Рефлексия.
Ребята, молодцы, вы все справились с работой.
Вы освоили простейшую графическую технику, которой люди овладели давным - давно. Но не торопитесь с ней расставаться.
Слайд №16 Определение «Гратаж». Работы.
Граттаж - идеальная техника, чтобы нарисовать ночной город (или любой другой ночной пейзаж), глубокий космос или морскую пучину... Впрочем, бабочки, цветы, и даже портреты получаются ничуть не хуже.
Их вы можете сделать на следующем занятии.
Каждая ваша работа обладает волшебным действием – она принесет счастье, удачу вам или тому кому вы её подарите.
-Как вы думаете, для того чтобы сделать подарок обязательно нужна волшебная палочка? |
(нет) |
Конечно, нет. Для этого достаточна ваша любовь, тепло и душа и подарив её вы подарите кусочек счастья. А вам, подарят в ответ улыбки и ласковые слова.
- Раньше Как и чем люди рисовали? |
(скрести, процарапывать на скалах, пещерах) |
- Как называется сейчас эта техника? |
Граттаж |
- Что передают художественные работы? |
Чувства, эмоции, переживани |
- Кому можно подарить творческую работу? |
(Маме, папе, бабушке, дедушке, друзьям….) |
- А я вам хочу подарить на память эти волшебные палочки.
И сейчас прощаюсь с вами!
Жду вас с художественным рюкзачком на моих занятиях!! До новых встреч!
Слайд №11-18. Реклама на слайде.
Всем кто любит рисовать, объединение “Живопись. Рисунок. Композиция” приглашает на занятия в Центр дополнительного образования «Радость №25», по адресу: улица Малышева, 6.
Интернет ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=EzL8_NZvLvY
https://www.youtube.com/watch?v=eJLkTgRxKmI&list=PLJMalrLhFxO8rLYAlc9ytByyRrIN-sRbA
Сафонова Елена Валерьевна
Живчикова Инна Сергеевна