Методическая разработка «Введение в образовательную программу "Живопись. Рисунок. Композиция. Символ года"»

6
2
Материал опубликован 17 December 2016 в группе

Тема: Введение в образовательную программу.

Символ года «Петух». Нетрадиционная техника - Граттаж.

Педагог дополнительного образования: Горбунова Арина Вениаминовна

Программа: «Живопись. Рисунок. Композиция.»

Младший школьный возраст (3 класс)

Цель урока: выразить своё отношение к истокам истории искусства, через современную нетрадиционную технику рисования «граттаж»

Задачи:

1. Обучающие:

- формирование интереса к художественному творчеству;

- формирование, знаний о нетрадиционной технике рисования «граттаж».

2. Развивающие:

- развитие творческих способностей, воображения, фантазии, мышления, самостоятельности;

- формирование о различных техниках рисования.

3. Воспитывающие:

- формирование коммуникативности; мотивации к занятиям искусством;

- создание атмосферы открытости и доверия;

- формирование ценностного отношения к русской культуре (сказкам).

- воспитание последовательности и аккуратности в работе.

Материалы и принадлежности:

Для педагога: экран, компьютер, проектор, художественный набор инструментов, рюкзак, палочки для процарапывания (раздача). Петух игрушка, части петуха, магниты. Название «граттаж».

Для детей: шаблон для граттажа, палочка для процарапывания.

Ход Урока:

1. Организационный этап.

Слайд№1

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Вениаминовна,

Знакомство- Приветствие. Передай настроение – пожми руку, скажи имя по кругу.

Занимайте свои места.

Я рада приветствовать вас в нашей творческой студии «Живопись. Рисунок. Композиция.»

О чем говорит вам это название, что мы будем делать на наших занятиях?

рисовать

Да. Такое название выбрано не случайно, потому что, живопись, рисунок и композиция это составляющие художественного искусства, а я помогу вам легко и доступно этому научиться.

-А для чего люди рисуют?

(Украсить окружающий мир, передать эмоции, сделать подарки, сделать мир ярче, самовыражение, источник радости, способ познания мира)

- А другим людям это надо? Зачем?

Получить радостные (положительную)

Эмоции. Мысли. Заставить задуматься.

- Что вы чувствуете, когда видите эти изображение? Слайд № 2, 3

Радость, веселье

Яркость, страх,

- Через что художник это передал?

Красками, цветом , мимикой

- А если бы этого не было?

Было бы не интересно

Как мы можем своими руками передать свои эмоции, мысли, чувства другим людям?

Да. Через цвет. Душу,

- Как вы думаете, когда люди начали рисовать?

Когда люди жили в пещерах и они могли рисовать только на скалах

Слайд №4

- Для чего люди рисовали?

Люди на скалах изображали свою жизнь. Они рисовали то, что они видят. Это была кропотливая работа острыми предметами, путем выскабливания, процарапывания. Которая в наше время станет считаться художественным искусством!

это проявление магии, с помощью которой древние охотники пытались привлечь свою добычу — источник пропитания. первобытный человек запечатлел те существа, которые потрясали его своим могуществом, вызывавшим страх и преклонение.

Именно этот священный ужас перед воплощением сокрушительного и непостижимого, необходимость как-то научиться жить в его присутствии, преобразить холодящий душу образ — и послужили пробуждению в человеке жажды творчества, вдохновили на создание первых в истории памятников искусства.

Как тайны хранят рисунки ?

Эмоции, чувства, душу. Передать информацию.

Чем они это делали?

Первыми средствами для изображения символов были рука, палка и камень. Рукой и палкой можно было рисовать на песке, а камнем, острыми предметами – на скале.

Вы хотите попробывать?

да

II. Введение в тему занятия.

Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к истории.

Мы отправимся в прошлое, когда начиналось художественное искусство.

Итак. Закрыли глаза, чтобы переместиться в далекое прошлое!

-Представили?

(Да!)

Слайд №5 Наскальное творчество. Видео.

Это первобы́тное о́бщество. Исследования показывают, что самые ранние образцы пещерной живописи, известные сегодня, насчитывают более 30 тысяч лет назад, а самые поздние - около 12 тысяч лет.

Самые ранние произведения, выполненные первобытным человеком, — наскальные рисунки, скульптуры из кости и дерева, бытовые предметы, украшенные орнаментом. Древние люди не только создавали нужные им вещи, но и украшали их, выполняя изображения, которые рассказывали о действительности, событиях из жизни. А причиной возникновения искусства является — работа. Именно работа формировала чувства, заставляла личность видеть качественное разнообразие и богатство мира, воспитывало соответствие формы предмета его назначение. Процесс работы влиял на представления человека о симметрии, красоте, гармонии.

Слайд № 6. Наскальные рисунки древних людей.

Итак они высекали, проскабливали, выдували, рисовали изображения.

Вот и сегодня, мы с вами прикоснемся к исторической технике,

мы будем рисовать острым предметом, приёмом процарапывания и закладывать магическую – волшебную силу в нашу работу.

Каким современным инструментом мы сможем это сделать?

Острой палочкой

А как передать волшебную силу нашему изображению?

Через чувства, эмоции, сердце, любовь

Мы сможем это сделать?

Да. Конечно, постараемся

А кого мы сегодня будем рисовать, наделять волшебными – магическими свойствами, постарайтесь угадать!

Загадка

Он - будильник предрассветный

И красавец разноцветный.

У него роскошный хвост.

Нравом он совсем не прост.

Кто задиристый боец

И известный всем певец?

Очень громко он поёт,

Зёрнышки весь день клюёт.

Он - куриный пастушок.

Кто же это? (Петушок).

III. Объяснение темы занятия.

Как мы будем это делать, как называется эта техника сегодня –

Мы посмотрим на видео? Внимание на экран!

Слайд № 7. Видео практической работы.

 

В ИЗО немало разных техник,

Я, как учитель, знаю их.

И цель передо мной такая-

Тому, что знаю, научить других.

Вам о граттаже расскажу я.

Он вызывает интерес

У школьников любого класса,

Ведь каждый хочет в мир чудес!

Взяв в руки ручку, зубочистку

И лист бумаги непростой,

Ты словно фокусник - царапкой

Рисунок сможешь сделать свой.

Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это сделано тобой!

Итак, граттаж.

Вам поподробней

О нем сейчас я расскажу

И чтобы быть не голословной,

Как это делать - покажу.

Слайд № 8. Этапы работы.

Как называется техника?

сейчас называется «граттаж»- «процарапывание»

Несмотря на сложное название, эта техника выполняется очень легко.

Граттаж – это оригинальная техника создания изображения на черной поверхности путем царапанья ее острым предметом. Так как название метода происходит от французского слова «gratter», что в переводе означает «царапать», или «скрести». Граттаж также очень часто называют и техникой царапания. Этапы работы в технике граттаж.

Покрытие поверхности воском.

Грунтовка фона

Обрезка изображения.

Процарапывание

-Как вы считаете, почему я выбрала изображение Петуха для нашей работы?

(Скоро приближается волшебный праздник - Новый год. И символ нового года по восточному календарю будет Петух.)

Итак. У нас есть своя стена, где мы изобразим символ нового года - Петуха.

Петух. Он состоит из частей:

1.туловища

2. Голова

3. Хвост

4. крылья

5. Лапки

Как русский народ говорил:

Петух связан с зарей, Солнцем и светом у всех народов. Его связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале дня.

 

Техника у нас старинная - процарапывание!!!

А изображение будет современное – яркое и красочное!

А теперь, я раздаю вам палочки, которыми мы будем процарапывать, скрести – они волшебные, они вам помогут процарапывать и сделать волшебного символа нового года сказочного петуха!

Техника безопасности:

- Посмотрите, какие они?

(красивые, тонкие, острые)

Они могут быть опасными, поэтому работаем аккуратно, чтобы не поранить себя и соседа!

Физ. Минутка.

Чтобы работа лучше получилась,

Встали ка волшебники

Мы вздохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко!

Мы над петухом колдуем,

В технике граттаж рисуем!

Над петухом поколдовали

Настроение передали

А теперь приступаем к своей работе.

IV. Практическая часть. Самостоятельная работа. 10 мин.

Итак теперь вы –волшебники и вы создаёте сказочного новогоднего петуха!!!!! Берем в руки волшебные палочки и начинаем творить

в технике граттаж - процарапывание!

Слайд № 9.

Пока работают. «Узнайте сказку»

1. Жили-были кот, дрозд да петушок-золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют…

(русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»)

2. Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется

И кричит: «Кири-ку-ку

Царствуй, лежа на боку.»

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

3. Сидит зайка под кустиком и плачет. Идет мимо петушок-золотой гребешок и косу на плече несет. Увидел зайчика и спрашивает: «Что ты, зайка, плачешь?»…

(русская народная сказка ««Лиса, заяц и петух»)

Наше познавательное путешествие заканчивается, и мы перемещаемся обратно в наше время. Время волшебства подошло к концу!!!

Но время волшебства ограничено!!! (Бой курантов) на слайде

Приглашаю ваших петушков в новогодний хоровод!

V. Подведение итогов.

Анализ работ. Завершающий этап. Рефлексия.

Ребята, молодцы, вы все справились с работой.

Вы освоили простейшую графическую технику, которой люди овладели давным - давно. Но не торопитесь с ней расставаться.

Слайд №16 Определение «Гратаж». Работы.

Граттаж - идеальная техника, чтобы нарисовать ночной город (или любой другой ночной пейзаж), глубокий космос или морскую пучину... Впрочем, бабочки, цветы, и даже портреты получаются ничуть не хуже.

Их вы можете сделать на следующем занятии.

Каждая ваша работа обладает волшебным действием – она принесет счастье, удачу вам или тому кому вы её подарите.

-Как вы думаете, для того чтобы сделать подарок обязательно нужна волшебная палочка?

(нет)

Конечно, нет. Для этого достаточна ваша любовь, тепло и душа и подарив её вы подарите кусочек счастья. А вам, подарят в ответ улыбки и ласковые слова.

- Раньше Как и чем люди рисовали?

(скрести, процарапывать на скалах, пещерах)

- Как называется сейчас эта техника?

Граттаж

- Что передают художественные работы?

Чувства, эмоции, переживани

- Кому можно подарить творческую работу?

(Маме, папе, бабушке, дедушке, друзьям….)

- А я вам хочу подарить на память эти волшебные палочки.

И сейчас прощаюсь с вами!

Жду вас с художественным рюкзачком на моих занятиях!! До новых встреч!

Слайд №11-18. Реклама на слайде.

Всем кто любит рисовать, объединение “Живопись. Рисунок. Композиция” приглашает на занятия в Центр дополнительного образования «Радость №25», по адресу: улица Малышева, 6.

Интернет ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=EzL8_NZvLvY

https://www.youtube.com/watch?v=eJLkTgRxKmI&list=PLJMalrLhFxO8rLYAlc9ytByyRrIN-sRbA

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень хорошая и интересная разработка!

18 January 2017

Все структурировано,думаю детям будет очень интересно

18 January 2017