Введение в образовательную программу «Рукоделие»

0
0
Материал опубликован 10 December 2015

МОУ Пожарская СОШ

 

Методическая разработка

Организация и проведение учебного занятия

Введение в образовательную программу:

«Рукоделие»
 

Автор: Торопова Марина Александровна

руководитель кружка «Рукоделие»

с. Пожарки

2015 год

 

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной образовательной программе «Рукоделие» декоративно – прикладного творчества и состоит из следующих разделов:

Объяснительная записка.

  • Методические советы на подготовительный период.
  • Материально-техническое обеспечение.
  • План занятия.
  • Сценарий проведения занятия.
  • Методические советы по проведению занятия.
  • Методические советы на период подведения итогов.
  • Литература.
  • Приложение.

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями технологии.

 

Объяснительная записка

Цель: знакомство с деятельностью образовательной программы «Рукоделие».

Задачи:

  • Познакомить с деятельностью образовательной программы;
  • Заинтересовать и привлечь детей в работу своего объединения;
  • Развить интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • Воспитывать чувство прекрасного.

Возраст детей: 10-14 лет

База для проведения мероприятия: школа

Актуальность:

Каждый руководитель кружка, начиная реализовывать свою программу, нередко сталкивается с проблемой, как продемонстрировать или представить образовательную программу так, чтобы дети заинтересовались ей, чтоб продолжили своё образование по этой программе именно у данного педагога. Успех может принести удачно проведенное занятие «Введение в образовательную программу».

 

Методические советы на подготовительный период

До начала занятий руководитель должен подготовить: класс, где будет проведено вводное занятие (проветрить помещение, проверить расстановку столов и стульев); список кружковцев, а также нужное количество материалов и инструментов. Для того чтобы вводное занятие было интересным, желательно провести его с использованием всех средств наглядности. Руководителю следует заранее позаботиться о соответствующей проекционной аппаратуре, определить наличие в классе электрических розеток, штор затемнения, а также места для экрана и стендов для наглядности .

 

Материально-техническое обеспечение

Ноутбук

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска или экран

Наглядные пособия: презентация, карта, маршрутный лист, инструкционные карты, образцы изделий, сундучок, цветок, конверты с разрезанными словами – названиями городов, таблички с названиями городов, сердечки трёх цветов( красные, синие и серые).

Материалы и инструменты: ножницы, пряжа, нитки мулине, леска, проволока иглы, спицы, крючки, ткань, канва, напёрсток, пяльцы, бисер(7 цветов), нитки зелёного цвета, клей ПВА, коробочки для инструментов – 4 штуки.

 

План занятия

I. Оргмомент.

II. Вводная часть занятия.

III. Основная часть занятия.

IV.Физкультминутка.

V.Инструктаж по ТБ.

VI. Практическая работа.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Методические советы по проведению занятия

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

Желательно около половины учебного времени отводить на изготовление изделий.

Разработка технологических карт, схем должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи руководителя.
 

Методические советы на период подведения итогов

Руководитель должен дать возможность каждому ребёнку высказать своё мнение о работе выполненной им самим и работах других детей.

В конце занятия целесообразно провести рефлексию, которая позволит выявить заинтересованность детей данным видом деятельности.

Сувениры можно изготовить в разных техниках рукоделия.

Заинтриговать детей следующим занятием.


 

Сценарий проведения занятия

Этап

время

Содержание

Обоснование

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Оргмомент

(3 минуты)

Слайд № 1

-Здравствуйте девочки! Давайте встанем в круг.

Мы улыбнемся друг другу сейчас,

Улыбка подружит сегодня всех нас!

- Улыбнулись! Вижу, что у вас сегодня отличное настроение!

-Я буду передавать по кругу цветок, а вы будите называть свое имя и как вас ласково называют близкие.

(руководитель называет себя и передает цветок ребенку)

Очень хорошо! А сейчас садимся за парты.

Девочки встают в круг, называют свои имена, потом садятся за парты.

1)Эмоционально-психологический настрой детей.

2) Знакомство с группой.

II. Вводная часть занятии

(2 минуты)

1)Цель занятия

(Слайд № 2)

2)Начальная диагностика

(выявление уровня подготовки детей).

3) Введение

1) - Целью нашего занятия будет знакомство с содержанием работы кружка «Рукоделие».

2) - Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто умеет плести из бисера.

А теперь тех, кто умеет вязать спицами.

Хлопнуть в ладоши тех, кто умеет вышивать. Хлопнуть тех, кто умеет вязать крючком. А теперь хлопнуть тех, кто хотел бы этому всему научиться.

- Я поняла, что вы все хотите усовершенствовать свои умения заниматься рукоделием.

3) Посещая , вы кружок,

Многому научитесь:

Вышивать, плести, вязать

И проекты создавать.

Все готовые изделия

Должны пользу приносить:

Интерьер создать помогут,

В праздник можно подарить.

Хлопают в ладоши

1) Объявление цели занятия.

2) Выявление уровня подготовки детей.

III. Основная часть занятия (путешествие)

Слайд № 3

(15 минут)

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в сказочную страну. Поможет нам в этом цветик-семицветик. Вот только не знаю, как она называется. Давайте вместе расшифруем название этой сказочной страны.

- Да, мы отправляемся в страну Рукоделий. А что необходимо изучить путешественнику перед дальней дорогой?

- Правильно, карту. И как видите, у нас имеется карта городов рукоделий, по которым мы с вами будем путешествовать, но она зашифрована. И первым вашим заданием будет ее расшифровать. Как видите, наши города зашифрованы номерами, и каждый ваш столик имеет свой номер. Следовательно, первый столик отправится в город под №1, второй – под №2, третий – в город под №3, четвёртый – под №4. Всего у нас четыре города и четыре рабочих стола.

-Задание:

На столе у вас есть конверты, в которых лежат буквы, нужно из этих букв составить слово – название города.

- С первым заданием вы успешно справились и на нашей карте открылись города, по которым мы с вами будем путешествовать, это:

1) бисероплетение,

2) вязание на спицах,

3) вышивание,

4) вязание крючком.

- Ребята, вы знакомы с этими видами рукоделия?

Конечно же знакомы. Что-то вы уже выполняли на уроках технологии.

Но давайте вернёмся к самому началу, мы же с вами путешественники. Первое, что делают путешественники, отправляясь в поход – это изучают карту. Карта перед нами и мы с вами познакомились со всеми городами, в которых нам придётся побывать. А что ещё необходимо путешественнику для благополучного похода?

- Верно, необходимо собрать рюкзак.

- Но в рюкзаке должно лежать все самое необходимое для похода. Это инструменты и материалы, которые нам понадобятся во время путешествия. Скажите, пожалуйста, всем вам понадобятся одинаковые инструменты и материалы или разные?

- Верно, разные.

Ведь вы будите путешествовать по разным городам рукоделия. Только мы с вами будем собирать инструменты и материалы не в рюкзак, а в рабочую коробочку.

- Итак, второе задание заключается в том, чтобы вы правильно смогли подобрать для вашего вида рукоделия все необходимые инструменты и материалы. Я буду загадывать вам загадки, и только тот стол, которому этот инструмент или материал необходим, даёт ответ. Всё понятно?

Тогда приступим.

Два конца, два кольца, В середине гвоздь. (Ножницы)

Синенькая, маленькая, скачет – всех людей красит. (Игла)

Бык железный, хвост кудельный. (Игла с ниткой.)

Маленько, кругленько

А за хвост не поднять. (Клубок)

Без рук, без ног - под лавку скок. (Клубок)


 

- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…», скажите, пожалуйста, а что получилось в результате их работы?

– Правильно, клубок. И он у нас покатится на второй столик.

- Сейчас я буду зачитывать значение слова, а вам, необходимо определиться, какому столику это определение адресовано.

-Внимательно слушаем.

- Металлический стерженёк с загнутым концом.

- Правильно, крючок - столик № 4

- Мелкие, стеклянные, цветные зёрнышки, бусинки со сквозными отверстиями.

-Бисер, столик № 1

- Заострённый, металлический стержень с ушком для вдевания нити.

- Конечно же игла, столик № 3

- Инструмент для резания, состоящий из двух лезвий с кольцеобразными ручками, соединенных посередине винтиком.

- Да, это ножницы, столик № 4

-Обрывок или отрезок ткани, кожи.

- Правильно, лоскут, столик № 3

- Молодцы ребята, хорошо потрудились. И загадки -то вы все знаете. Вы внимательно слушали и потому правильно выбрали для себя материалы и инструменты. Но ещё не все необходимое мы с вами собрали. Сейчас мы поработаем по-другому. У меня есть волшебный сундучок, в котором находятся оставшиеся необходимые вещи. Я буду доставать по одной вещи, и кому она необходима вы будите называть её.

-Итак, кому необходима эта вещь? И что это за два колечка, для чего они нужны?

- Правильно это пяльцы. Они необходимы вышивальщицам. Пяльцы -это рама для натягивания ткани. Отдаю на третий столик.

-А это что такое? Напёрсток – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой. Тоже отдаю на третий столик.

- У меня здесь ещё проволока имеется. Нужна она кому-нибудь? Хорошо, уходит на первый столик.

-Посмотрите, пожалуйста, у меня здесь ещё несколько ножниц. Кому ещё этот инструмент необходим?

Может быть, кому-то из вас пригодятся эти нитки?

-Как они называются?

- Правильно. Мулине – сорт цветных ниток для вышивания.

-Всё, опустошили вы мой волшебный сундучок. Хорошо справились с заданием. Следовательно, хорошо экипировались в дорогу.

-Итак, карта перед нами, рюкзак собран, что же ещё необходимо путешественнику в дорогу?

- Правильно маршрут, или маршрутный лист. Нам тоже нужен маршрутный лист, только у нас он называется инструкционная карта. Следуя указаниям инструкционной карты, в результате работы получится то, что изготовляется в каждом из этих стран и городов, что является их визитной карточкой. Думаю, что вы, ребята ,знаете, что все путешественники обязательно привозят домой вещицы из тех городов, где они побывали. Как вы думаете, что бы это могло быть? Что всегда везли из далёких стран, чтобы удостоверить или подтвердить своё пребывание в них?

- Правильно, сувениры.

Так вот результатом нашего с вами сегодняшнего путешествия должны стать сувениры, которые изготовляются в этих городах.

- Карту.

Дети составляют слова:

1) бисероплетение,

2) вязание на спицах,

3) вышивание,

4)вязание крючком.

- Знакомы

- рюкзак

- разные

-да

- ножницы

- игла

- игла с ниткой

-клубок

- клубок

- клубок

- крючок

- бисер

- игла

- ножницы

- лоскут

- пяльцы

- наперсток

-да

- да

- мулине

- маршрут

- сувениры

Заинтересовать детей деятельностью кружка.

IV. Физкуль-тминутка

(2 минуты)

Слайд № 7

Во время занятий рукоделием глаза всегда напряжены и чтобы не испортить зрение, нужно делать зарядку для глаз. Сейчас мы глазами будем следить за бабочкой.

- Молодцы. Глазки закройте, откройте. Вот немного отдохнули, можно продолжать наше занятие.

Дети делают гимнастику для глаз.

Снятие напряжения, улучшение кровообращения мышц глаза, обострение зрения.

IV. Инструктаж по технике безопасности

(3 минуты)

Слайд № 8,9

- Ребята у меня такое ощущение, что мы что-то забыли? Или нет.

-Может быть, вы мне подскажите. ПТБ. Конечно же. Как мы можем покорить вершину, даже творческую, не соблюдая правил техники безопасности. Так вот, прежде чем приступить к работе мы должны провести инструктаж по технике безопасности.

-Давайте посмотрим, какие предметы, выбранные вами для работы, могут быть опасными:

Ножницы, игла

проволока

крючок, спицы

Как надо правильно хранить и пользоваться этими инструментами нам подскажет маленькая пчелка.

-правила техники безопасности

Предупреждение травматизма при работе с инструментами.

VI. Практическая работа

(15 минут)

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

-Вот теперь мы грамотно подготовились, действительно ничего не забыли, и можем смело идти на покорение ВЕРШИНЫ ТВОРЧЕСТВА в каждом из четырех видов рукоделия.

А сегодня все вместе мы отправимся в город Бисероплетение и изготовим цветик-семицветик .

Сейчас вы получите инструкционные карты руководствуясь которыми, вы, под моим руководством изготовите сувенир, и все необходимые материалы и инструменты.

Рассмотрим последовательность изготовления :

Нанизать на заготовки проволоки бисер семи цветов для лепестков «Цветика-семицветика»

Скрутить лепестки.

Скрутить лепестки между собой, образуя стебель.

Обмотать стебель зелёными нитками.

Закрепить нитку при помощи клея ПВА.

- Вот и получился наш сувенир — цветик-семицветик. Он будет вашим талисманом, путеводителем по стране Рукоделий.

(По подготовленным инструкционным картам ребята под руководством руководителя выполняют сувениры — цветик-семицветик в технике бисероплетения).

Выявление способностей детей при работе с материалами и инструментами.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

(5 минут)

Давайте посмотрим на выставку работ, которые выполнили кружковцы в прошлом году и определим из какого города каждое изделие.

(демонстрация изделий)


 

бисероплетение

вязание на спицах

вышивка

вязание на спицах

1) Подведение итогов работы.

2) Выявление эмоционального состояния детей, их заинтересованность деятельностью кружка.

Слайд № 13


 


 

Слайд № 14

Ребята, давайте ещё раз внимательно посмотрим на карту, ничего таинственного на ней не осталось? Да, верно, все города открылись, и перед нами словно распахнулось большое сердце. Так как в каждое дело мы вкладываем частичку своего сердца. И сегодня я хочу поблагодарить всех вас за ваше внимание, за ваше любопытство, за вашу хорошую работу и подарить вам частичку своего сердца.

(руководитель дарит всем детям маленькие сувениры в форме сердечек).

Наша первая встреча оказалась достаточно интересной: мы познакомились друг с другом, определили наши планы на будущее. С хорошим настроением и желанием творчески работать жду вас на следующее занятие, на которое вы принесете бисер, проволоку, ножницы, тетрадь или блокнот.

- У меня на столе лежат сердца трех цветов, если вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе сердце красного цвета, если не понравилось -синего цвета, если вы остались равнодушны -серого.

Спасибо за сотрудничество! До свидания.

   


 

Литература

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Конвенция о правах ребёнка.

3. В.С Мухина « Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество»

4. В.А. Сластёнин «Педагогика»

5. Т.Н. Баскова «Бисер - уроки труда в начальной школе», Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год

6. Н. Гусева «365 фенечек из бисера» -практическое руководство, Москва, «Айрис-Пресс», 2005 год

7. М.В. Максимова, «Энциклопедия вязания» - издание для досуга Москва, «Легкопромбытиздат», 1993 год

8. О.Н. Маркелова «Технология рукоделия. Краткая энциклопедия вышивки», Волгоград, «Учитель», 2009 год

9. В. Мельник, С.Коваленко «Цветная и белая гладь», Москва, «Эк; 2008 год

10. Т.Ф. Панфилова «Рукоделие. Поделки из ткани, ниток, тесьмы» Москва, «Школьная Пресса», 2007 год

11. Н. Чичикало «Фриворм. Удивительная техника вязания красивых вещей», Москва, «Эксмо», 2008 год

12. Е.А. Турбина «Занятия по прикладному искусству 5-7 классы», Волгоград, «Учитель», 2009 год

13. А. Брандт «Ожерелье из бусин. От классики до современности»
Москва, «Арт-родник», 2006 год

14. Е. Никифорова, Е. Салькова «Бисер для маленьких умниц, развивающих уроков», Москва, «Рипол классик», 2008 год

15. Д. Фицджеральд «Цветочные фантазии из бисера», Москва «Мой мир», 2007 год

16. И. Кассап-Селье «Объёмные фигурки из бисера», Москва, «Контент», 2009 год

17. Д. Чотти «Вышивка шёлковыми лентами», Москва, «Арт-Пресс», 2005 год

 

Приложение № 1


 


 


 

Приложение № 2

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ

ВЯЗАНИЕ НА СПИЦАХ

ВЫШИВАНИЕ

ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ
 


 


 


 

Приложение №4

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.