Тематическая беседа «Подвигу твоему, Ленинград, посвящается» (6–8 класс)
Тематическая беседа
«Подвигу твоему, Ленинград, посвящается»
Цель: Сохранить историческую память о мужестве и стойкости ленинградцев в период блокады (8 сентября 1941-27 января 1944 гг.)
Задачи:
1. Расширить знания детей о Великой Отечественной войне;
2. Познакомить детей с понятием «блокада», рассказать о блокаде Ленинграда;
3. Пробудить в детях чувство сострадания и сочувствия. воспитать чувство патриотизма и гражданственности.
Возрастная категория участников: подростки 13-15 лет
Необходимое для проведения оборудование: ноутбук/компьютер, экран и проектор для демонстрации презентации, аудио- и видеофрагментов.
Сценарный ход:
Слайд 1
Здравствуйте, ребята, сегодня наша беседа посвящена памятной дате в Истории России.
27 января 1944 года – день полного снятия блокады Ленинграда. Сегодня 79 годовщина этого исторического события.
27 января отмечается в России как день Воинской Славы. Мы должны помнить о событиях прошлого, ведь историческая память делает каждого человека частью народа. Уберите эту память – и нет народа, есть толпа без прошлого и будущего. Память помогает уберечь людей от повторения страшных событий.
Слайд 2
Воскресенье - 22 июня 1941 г. около полудня репродукторы на улицах и площадях городов передали страшное сообщение Советского правительства. На рассвете в 4 часа утра гитлеровская Германия нарушила договор о ненападении и без объявления войны внезапно вторглись в пределы нашей Родины.
Запись-объявление о начале войны 22 июня 1941 года Ю.Б. Левитан
Началась Великая Отечественная война Советского Союза против фашистской Германии.
Слайд 3
Германией был разработан план молниеносной, быстрой войны – план Барбаросса. Планировалось разгромить Советский Союз за полтора-два месяца. Вторжение немецко-фашистских войск происходило по трем стратегическим направлениям — ленинградскому, московскому, киевскому. Для этого были созданы три группы армий — «Север», «Центр» и «Юг».
Слайд 4
Вы, конечно, знаете из учебников, книг и фильмов как тяжело и трагически складывался для Советского Союза первый период войны. Нужно было держать оборону на всех трех фронтах. Захвату города Ленинград отводилось особое место. Немцы считали, что Москва – сердце Советского Союза, а Ленинград – душа. Как человек может жить без души? Народ Советского Союза потеряет боевой дух, если лишится Ленинграда, поэтому Ленинград должен быть стерт с лица Земли.
8 сентября 1941 года город оказался отрезанным от Большой земли. Началась блокада.
Что такое блокада? Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру. Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда.
Слайд 5
До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны. В Ленинграде начался голод. Люди стали получать продукты по карточкам и по нормам.
Слайд 6
Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день.
Голод стал соратником врага. Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались.
Слайд 7
Одним из символов блокады Ленинграда является дневник Тани Савичевой, написанный синим карандашом в телефонной книжке. 11-летняя Таня взяла ее, наполовину заполненную чертежами, у сестры Нины. В дневнике девять записей. Шесть из них – даты смерти членов Таниной семьи. Постепенно слово «умер» исчезает: остаются одни имена и даты.
Слайд 8
К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светились коптилки.
Слайд 9
Не работал водопровод. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом на санках под обстрелом доставлять домой. А те, кто совсем ослаб –топили снег.
Слайд 10
Но несмотря ни на что, город жил и работал. На заводах выпускали боевую продукцию. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Продолжали работать школы. Все блокадные дни работало радио, которое было для ленинградцев не только источником информации, но и символом продолжающейся жизни.
В разгар блокады в Ленинграде прошла серия футбольных матчей. Немцы не могли поверить, что в мёртвом, как они считали, городе играют в футбол.
Слайд 11
Великий композитор Д. Д. Шостакович начал писать свою знаменитую Седьмую «Ленинградскую» симфонию, находясь в блокадном городе и действуя в составе противопожарной команды во время налётов вражеской авиации. Впервые симфония прозвучала в марте 1942 года в Куйбышеве, а 9 августа 1942 года — в самом Ленинграде.
Слайд 12
Отрывок из Седьмой «Ленинградской» симфония Шостаковича
Слайд 13
В советское время плакаты были одним из самых популярных средств массовой агитации. Советские плакаты военных лет наглядно показывали всю трагедию войны, ставя своей главной задачей укрепление веры советских людей в победу. В период с 1941 по 1944 год был выпущен ряд плакатов, посвященных блокаде Ленинграда. Они призывали военных и гражданское население не сдаваться.
Слайд 14
Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». 20 ноября 1941 на лед Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз (слайд 15), чуть позже по Дороге жизни пошли грузовики. Протяженность Дороги жизни составила 44 километра, 30 из которых проходили по Ладожскому озеру.
Слайд 16
Большой опасности подвергались водители, реально рисковавшие своим жизнями ежедневно. Каждые сутки десятки автомобилей уходили под воду. Понимая опасность подобных перевозок по замерзшей водной глади Ладожского озера водители, несмотря на лютые морозы, ехали с открытыми дверьми. Так была возможность выбраться из машины, если вдруг лед трескался, и транспортное средство начинало тонуть.
Слайд 17
Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня и была полностью снята только 27 января 1944 года в ходе Ленинградско‑Новгородской операции.
Запись-объявление о полном снятие блокады Ленинграда 27 января 1944 года
Слайд 16
В честь этого события впервые за всю войну был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде. Тысячи жителей вышли на улицы, чтобы увидеть салют и порадоваться столь желанной победе у стен своего родного города.
Память поколений
Память – это то удивительное, что связывает в единое целое мгновения и тысячелетия. То, что происходит сейчас, через минуту станет прошлым. Но не исчезнет: останется в нашей памяти.
Слово «памятник» говорит само за себя. В дань памяти о событиях Великой отечественной войне по всей стране можно встретить мемориалы и памятники.
Слайд 17
Мемориал «Разорванное кольцо», находится около Ладожского озера в месте где сухопутная часть «Дороги жизни» смыкается с водой, архитектор Владимир Филиппов.
Мемориал символизирует прорыв блокады Ленинграда и напоминает о подвиге и мужестве ленинградцев.
Слайд 18
Мемориал «Цветок жизни», архитектор Мельников Павел Иванович
Это мемориал, посвященный детям блокадного Ленинграда. Мемориал представляет собой цветок ромашки. На лепестках, которого высечены слова из детской песенки «Пусть всегда будет солнце», а на центральном лепестке лицо улыбающегося пионера.
Слайд 19
Памятник детям блокадного Ленинграда – Омск, скульптор Сергей Голованцев, Памятник находится на Ленинградской площади.
В годы Великой Отечественной войны Омск стал крупным центром эвакуации жителей осажденного Ленинграда. Из блокадного Ленинграда в Омскую область было эвакуировано более 17 тысяч детей.
Ленинград выстоял и одержал великую победу над врагом — и военную, и моральную. Подвиг ленинградцев никогда не будет забыт.
Спасибо за внимание! До свидания!
Тематическая беседа "Подвигу твоему, Ленинград, посвящается"PPTX / 10.69 Мб
Надежда Алексеевна Паршукова
Негруб Юлия Валерьевна