Тематический игровой проект «Поспешим друзья скорей к книжке мы на юбилей»

3
0
Материал опубликован 19 June 2020 в группе


               Библиотечный урок

«Поспешим друзья скорей к книжке мы на юбилей»


Ф.И.О. Кубышкина Любовь Владимировна, педагог-библиотекарь МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок систематизаций знаний

Вид урока: тематический игровой проект «Поспешим друзья скорей к книжке мы на юбилей».

Цель: информирование учащихся о важнейших датах культурной жизни России и мира, популяризация различных источников информации, связанных с представляемой датой и «юбилеем книги», создание условия для формирования читательских умений, обобщения и развития читательской памяти, внимания, творческого мышления.

Задачи урока:

Образовательная: расширить кругозор детей; воспитывать интерес к чтению; в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании изученных произведений; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.

Развивающая: развивать творческие способности учащихся, читательской активности, желание читать книги;

Воспитательная: воспитывать умение осмысленно читать книги; разбудить в ребятах чувство прекрасного при соприкосновении с миром любимых литературных героев.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой. 

Формы обучения: коллективная, работа в парах. 

Планируемый результат: знакомство и закрепление полученных знаний о произведениях русских писателей - юбиляров в процессе игры, создание рекламного буклета.

Оборудование урока и средства обучения: книги-юбиляры ( Пушкин А.С. Сказки, П.Ершов «Конек-горбунок» П.П. Бажов «Сборник сказов», Г.Х.Андерсен «Снежная королева», проектор, презентация, фрагменты мультипликационных фильмов, фрагмент из фильма «Гарри Поттер и философский камень», музыкальные фрагменты из фильма о Гарри Поттере. Предметы на стол: каменный цветок (муляж), шкатулка, бусы, сундук, шляпа.

Домашнее задание. При подготовке к уроку учащиеся читают произведения Пушкина А.С. Сказки, П.Ершова «Конек-горбунок» П.П. Бажова «Сборник сказов», Г.Х.Андерсена «Снежная королева»


Конспект библиотечного урока

«Поспешим друзья скорей к книжке мы на юбилей»

Слайд 1 (Приложение 1)

Звучит таинственная музыка из кинофильма «Гарри Поттер»

Слайд 2 (Приложение 1)

Библиотекарь. Добрый день. Добро пожаловать в Хогвартс. Прошу вас пройти и занять свои места за столами.

Слайд 3. (Приложение 1)

1 факультет «Гриффиндор», стол №1 , второй факультет «Слизерин» стол № 2. (детям раздаются шарфики разных цветов :красные и зеленые).

Просьба во время игры не использовать мышей, крыс, пауков и прочие волшебные приспособления. Не нарушать правила игры, а именно: отвечать в порядке очередности, внимательно выслушивать вопросы и давать полные ответы.

Звучит таинственная музыка из кинофильма «Гарри Поттер»

Библиотекарь. 2019 год богат на события и знаменательные даты. Сегодня в нашей школе будет отмечаться знаменательное событие - юбилей. Но для организации праздника мне необходимы будут помощники, а выбрать их мне поможет интеллектуальная игра. Участвовать в игре будут два факультета это - Гриффиндор и Слизерин, вам необходимо будет проявить свои знания и эрудицию. У каждого из них есть своя древняя история, и из каждого выходили выдающиеся волшебники и волшебницы. И сегодня я предлагаю вам побыть немного в роли волшебников в знаменитом Хогвартсе. И узнать, кому же из вас достанется право проведения торжественного юбилея. Вы согласны?

Так! Господа маги, колдуны волшебники! Все готовы?

Предполагаемые ответы детей. Да

Библиотекарь. И так пора начинать. Кто же будет праздновать свой юбилей, мы узнаем, ответив на вопрос загадки.

Есть листок, есть корешок. 
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
В наши руки тихо ляжет,
Обо всём тебе расскажет.

Ответ детей. Книга.

Библиотекарь. Скажите, пожалуйста, может ли книга праздновать свой юбилей?

Уважаемые волшебники, какие будут мнения?

Предполагаемые ответы детей. Да. Книга может праздновать свой день рождения. Это когда ее напечатали.

Библиотекарь. Согласна. У каждой книги свой день рождения, свой юбилей. Год написания книги и издание её для широкого круга читателей - это ли не повод снова обратить своё внимание к печатному слову.  Все знаменитые люди черпали знания из книг, с книг начинались их творческие пути. А что значит книга в вашей жизни?

Предполагаемые ответы детей. Мне нравится читать книги и фантазировать.

Люблю читать книги перед сном.

Читаю когда мне грустно.

Библиотекарь. Сколько надо прочитать, чтобы быть умным, образованным, мудрым? Этого никто не знает. Читать надо всю жизнь. «Век живи - век учись» - гласит народная мудрость. И первый конкурс так и называется «Народная мудрость». У вас на столах лежат конверты, вам необходимо правильно составить пословицы.

(в конвертах лежат разрезанные пословицы, которые необходимо собрать и объяснить значение)

1.Испокон века книга красит человека.

2. Книги не говорят? А правду сказывают.

3.Книги читай, а дела не забывай.

4.Книга - книгой, а своим умом двигай.

Библиотекарь. Молодцы, справились с заданием. А сейчас, настало самое время, познакомится с нашими юбилярами. Кто же они?

Библиотекарь. А в этом мне поможет моя волшебная шляпа? (Шляпа подносится к голове ребенка, звучит запись ).

Шляпа

Книге этого автора исполняется 190 лет. Называть имя автора и название книги не обязательно. Достаточно прослушать строчки из произведения, которые перепутались.

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

*************************

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело

С ним одним она была

Добродушна, весела…

************************

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!»...

*********************************

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару…

*************************

Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю, -

на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой…»

Назовите произведение и автора этих слов?

Предполагаемые ответы детей. «Сказка о царе Салтане и о славном его сыне Гвидоне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде».

Слайд 4 (Приложение 1)

Библиотекарь. Конечно же, это всеми любимый А.С.Пушкин. Именно его сборник сказок - юбиляр этого года. В 2019 году исполнилось 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина и 190 лет со дня выхода сборника сказок русского поэта.

На доску прикрепляется портрет писателя (Приложение2)

Библиотекарь. У вас на столах лежат иллюстрации произведений, найдите героев сказок А.С. Пушкина, назовите их и прикрепите их около портрета писателя на доске.

(Ученики выбирают из предложенных иллюстраций героев сказок писателя и прикрепляют на магнитную доску с портретом писателя). (Приложение2)

Библиотекарь. Молодцы! А.С. Пушкина можно - и нужно! читать всю жизнь. Кроме этих пяти известных сказок у А.С. Пушкина есть еще две сказки: «Сказка о медведихе» и «Жених»

Библиотекарь. Уважаемые волшебники, внимание на экран.

Слайд 5: фрагмент мультфильма Конек-горбунок. (Приложение 1)

Библиотекарь. И так господа, попробуйте назвать имя героя? Кто он и кто автор? Предполагаемые ответы детей. Конек-горбунок, царь, Иван.

Библиотекарь. Молодцы. Это отрывок из сказки Петра Павловича Ершова «Конек-горбунок».
Слайд 6: Будучи студентом Петербургского университета, он написал сказку «Конек - Горбунок», тогда же стал знаменитым. Ему было всего 19 лет. Сказка впервые была опубликована 1934 году.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба - на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак…

Вот с третьим-то сыном эта история и приключилась! В ней столько всякого, что и не перескажешь: и Чудо-юдо, и Рыба-кит, И Царь -девица, и просто царь (не очень приятный, довольно противный).

Многое взял Ершов для «Конька-горбунка» из старинных народных сказок. Сколько потом Петр Ершов ни публиковал разных стихотворений, для читателей он все равно остался автором одной истории - про Конька Горбунка. А. С. Пушкин прочитал её и с большой похвалой отозвался о «Коньке-горбунке». В 2019 году сказка отмечает свой юбилей -185 лет со времени выхода в свет.

На доску прикрепляется портрет писателя (Приложение2 )

Библиотекарь. Я вам вновь предлагаю найти героев сказки и прикрепить их на доску.

(Ученики выбирают из предложенных иллюстраций героев сказок писателя и прикрепляют на магнитную доску с портретом писателя).

(Приложение2)
Библиотекарь. И так у меня в руках досье на великого человека. Давайте попробуем расшифровать его. Он жил в Дании, его считают известнейшим сказочником мира. Его произведения были переведены на десятки языков, в Копенгагене установлен памятник писателю, а 2 апреля отмечается Международный день детской книги, в День рождения этого писателя, вы догадались?

Предполагаемые ответы детей. Ганс Христиан Андерсен.

На доску прикрепляется портрет писателя (Приложение2)

Библиотекарь. Молодцы. Правильно. Это Ганс Христиан Андерсен, а в стране, где он жил есть памятники и героям его сказок.

Слайд 7. (Приложение 1)

Посмотрите на экран и прочитайте, каким героям установлены памятники и запомните их.

Ответы детей. Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик, Голый король, Гадкий утенок, Огниво, Русалочка.

Библиотекарь. Я предлагаю вам разгадать ребус и назвать сказку Г.Х.Андерсена, которая отмечает свой юбилей.

Слайд 8. (Приложение 1)


t1592550141aa.jpg

Предполагаемые ответы детей. «Снежная королева».

Слайд 9. (Приложение 1)

Библиотекарь. Правильно. Это самая известная сказка - «Снежная королева. Эта сказка с таким холодным названием, о настоящей дружбе, преданности и нежной любви, о победе доброго человеческого сердца над злом вот уже 175 лет согревает миллионы детских сердец во всем мире. История о маленькой Герде, которая самоотверженно отправляется выручать названного брата из беды и верит в него до конца, даже когда кажется, что все потеряно и вечный холод окончательно заполнил сердце маленького Кая. Эта сказка никого не оставит равнодушным. Любовь Герды растапливает царство Снежной королевы и напоминает каждому из нас о том, что только доброта и терпение могут разрушить злые чары.

Библиотекарь. А сейчас попробуйте вспомнить сказку и ответить на мои вопросы:

1.Что узнали от бабушки Кай и Герда о Снежной королеве?

Ответ: Она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стеклах появляются ледяные узоры.

2. Что попало в сердце мальчика?

Ответ: В его сердце попал осколок ледяного зеркала Снежной королевы. Он должен был превратить сердце Кая в лед.

3. Как Кай оказался во владениях Снежной Королевы?

Ответ: Мальчик привязал свои саночки к большим белым саням Снежной королевы, и она унесла его в свой ледяной дворец.

4. Кто сказал Герде, что Кай живёт во дворце с принцессой?

Ответ: По дороге она повстречала ворона, который сказал ей, что Кай живет во дворце?

5. Как помогли Герде принц и принцесса?

Ответ: Они накормили ее, дали теплую одежду и золотую карету, чтобы Герда поскорее нашла Кая.

6. Как маленькая разбойница помогла Герде?

Ответ: Она приказала своему любимому северному оленю довезти Герду до Лапландии.

7.С помощью чего Герда расколдовала Кая.

Ответ :Тогда Герда обняла его и заплакала.

Ее слезы были такими горячими, что растопили ледяное сердце Кая.

8. Как вы думаете, почему маленькая  хрупкая  девочка победила злую волшебницу?

Ответ: Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды; дружба: готовая на подвиг; верность, которая смогла преобразить человека.

Библиотекарь. Пожалуйста, поместите героев на свои места.

(Ученики выбирают из предложенных иллюстраций героев сказок писателя и прикрепляют на магнитную доску с портретом писателя)

Библиотекарь. Молодцы.! У меня на подносе лежат предметы (каменный цветок (муляж),шкатулка, бусы), которые принадлежат героям сказов. Посмотрите внимательно на них, подумайте и назовите, кому они могут принадлежать, как называется сборник сказов, и кто автор?

Предполагаемые ответы детей. Все эти предметы принадлежат Хозяйке медной горы из сказки «Каменный цветок».

Слайд 10. (Приложение 1)

Библиотекарь. Молодцы, справились с заданием. В 1939 году вышел первый сборник сказов Павла Бажова «Малахитовая шкатулка», а самое известное произведение - «Каменный цветок». По мотивам сказов созданы кинофильмы, балет  С.С. Прокофьева, одноименная опера К.В.Молчанова, многочисленные  произведения музыки, скульптуры, живописи. В его сказах содержится много мифологических персонажей, совершаются чудеса.

На доску прикрепляется портрет писателя (Приложение2)

Библиотекарь. Пожалуйста, поместите героев на свои места.

(Ученики выбирают из предложенных иллюстраций героев сказок писателя и прикрепляют на магнитную доску с портретом писателя) (Приложение2)

Библиотекарь. Посмотрите, какое прекрасное созвездие выдающихся писателей и их произведений у нас с вами получилось.

Слайд 11. (Приложение 1)

Библиотекарь. Это книги-юбиляры 2019 года. Давайте еще раз назовем их.

(ученики называют писателя и его произведения)

Библиотекарь. Скажите, пожалуйста, где мы с вами сможем взять книги для чтения?

Предполагаемые ответы детей. В школьной библиотеке. У друга.

Библиотекарь. Правильно, в вашей школьной библиотеке.

А какие еще библиотеки вы знаете?

А кто поможет выбрать вам книги?

Предполагаемые ответы детей. Детская библиотека. Поможет выбрать библиотекарь или учитель.

Библиотекарь. И так, господа волшебники, пришло самое время узнать, что лежит в таинственном сундуке …

Какие будут предположения?

Предполагаемые ответы детей. Книга

Слайд 12. (Приложение 1)

Библиотекарь. Это книги английской писательницы Джоан Кэтлин Роулинг «Гарри Поттер».  Каждый из романов описывает один год из жизни главного героя - мальчика-волшебника­ по имени Гарри Поттер. Все семь частей стали очень популярными и переведены на множество языков, в том числе на русский. Общий тираж книг составил более 325 миллионов экземпляров (на 64 языках) - больше, чем у какой-либо другой серии детских книг.

Библиотекарь. Как вы думаете, почему книга стала такой популярной.

Предполагаемые ответы детей. Книга очень интересная. По книге снят фильм. Герои борются со злом. Книга учит дружбе, находчивости.

Библиотекарь. Свою лепту в историю внесли литературные критики, книга стала популярной благодаря положительным рецензиям. Но лучший советчик - это хороший знакомый. Такое вот «сарафанное радио» распространило известие о новой интересной истории среди родителей. Для издателей это было весьма неожиданно, книга о Гарри Потере завоевала огромную популярность. Я вам предлагаю узнать, когда эта книга будет отмечать свой юбилей, это будет вашим домашним заданием.

Библиотекарь. Так! Господа волшебники, вам необходимо сейчас заполнить рекламные буклеты, для книг-юбиляров, с которыми мы сегодня познакомились.

Как вы думаете, для чего они нужны?

Предполагаемые ответы детей. Для того чтобы познакомить своих друзей, с тем что сегодня узнали сами.

Библиотекарь. Вы будите работать в группах по 2 человека. Вам нужно продолжить предложение «Почему именно эту книгу вы советуете прочитать своему другу». На работу отводится 2 минуты, а помогут нам волшебные часы. (Приложение 2)

Библиотекарь. А теперь зачитайте, что у вас получилось. Хорошо справились с заданием. Обменяйтесь буклетами. Книги самые разные, может многие из вас их читали, а может для многих - это повод прочесть книгу снова. В юбилеи принято делать подарки, сделайте подарки себе и своим близким. Прочтите эти книги.

Я надеюсь, что вы продолжите работу по созданию рекламных буклетов со своими одноклассниками и ряды наших волшебников пополнятся другими магами.

Я считаю, что оба факультета достойны, показали себя и поэтому успешно смогут организовать торжественного мероприятия по случаю юбилея книги.

Рефлексия.

Библиотекарь. А теперь мне бы хотелось бы узнать, какие чувства вы испытываете после знакомства с книгами-юбилярами, что вы узнали нового, что у вас получилось. Для этого вам необходимо заполнить «Билет на выход» и продолжить предложения.


Приложение 1 к библиотечному уроку
PPT / 8.62 Мб

/data/files/q1592550376.ppt (Приложение 1 к библиотечному уроку)


Приложение 2 к библиотечному уроку.Раздаточный материал
DOC / 3.21 Мб

/data/files/o1592550432.doc (Приложение 2 к библиотечному уроку.Раздаточный материал)

t1592550485.jpg
Приложение 3 к библиотечному уроку."Билетик на выход"

/data/files/t1592550485.jpg (960x720)(Приложение 3)

Ученики заполняют «Билет на выход» и отдают библиотекарю.

Спасибо за работу дорогие волшебники. До новых встреч!


Список использованной литературы


Александрова А.В. Читаем, учимся, играем. -М.: Просвещение, 2001.-207с.

Андерсен Г.Х. «Снежная королева».-М.: Самовар,2003.-74с.

Бажов П.П. Сборник сказов.-М.:Дет.лит.,1999.-89с.

Ершов П.П. Конек-горбунок.-М.:Дет.лит,2002.-67с.

Пушкин А.С. Сказки.-М.: Дет.лит, 2006.-120с.

Роулинг Джоан. Гарри Поттер и философский камень /пер. И.Оранский. - Издательство РОСМЭН,2005.-400с.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2014/04/23/konkursno-igrovaya-programma-knigi-yubilyary

https://multiurok.ru/files/knigi-iubiliary-2019-g-konspekt-bibliotechnogo-uro.html





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.