Внеклассное мероприятие «Мы друзья природы»
Пояснительная записка к презентации
Внеклассное мероприятие
«Мы друзья природы!»
Учитель: Горова Алена Сергеевна
Класс: 3 класс (8-9 лет)
Цель: Расширить и углубить экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие обучающихся с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, музыка – шум леса, голоса птиц, картинки деревьев, мяч, карточки «Что нельзя делать в лесу», картинки птиц, картинки животных, зелёный и красный флажок, лучики солнца, медали «Активному защитнику природы».
Ход мероприятия:
I. Организационный момент. Психологический настрой
Звучит музыка-шум леса, дождя, голоса птиц.
Учитель: Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро пусть длится до вечера.
Вопрос к детям: Что испытали вы, слушая мои слова приветствия?
Вижу, у вас хорошее настроение.
Учитель: – Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе вместе с героем мультфильма «Лунтик». Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.
(на слайде картина леса)
– Жил был лес.
(на слайде картины птиц)
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушайте (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)
– Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)
(на слайде звери)
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотрите слайд.
Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волк, медведь, лось, лиса)
(на слайде человек)
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
– Стал человек тогда вырубать лес.
(на слайде пожар)
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
" Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
Учитель: – Почему в лесу никто не живет?
Ученик: – Человек разрушил жизнь леса.
Учитель: Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель: – Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
II. Основная часть.
Первая станция «Лесная».
Лунтик: Ребята, как вы думаете, а что такое лес? Правильно. Лес, там, где растет очень много разных растений: трава, кусты, деревья. Давайте рассмотрим дерево (на доске изображение большого дерева). Какие деревья можно назвать (береза, ель, клен, осина, дуб, тополь). У всех деревьев есть ствол, ветви, листья, корень. Давайте соберем на доске свое дерево, возьмите по порядку части и составьте из них большое дерево. Все правильно сделали, дерево большое, высокое. Это корни, ствол, ветви, осталось листочки прикрепить. Молодцы! А кто из вас знает, для чего в лесу растут деревья?
На деревьях живут птицы, насекомые и звери. Для них дерево – дом. А еще лес, это настоящее богатство. В лесу растут ягоды, грибы, орехи. Лес кормит всех: людей, птиц, животных. Как вы думаете, как мы должны относиться к лесу и растениям, растущим там? Посмотрите, под нашим деревом лежит необычная книга, из нее выглядывают звери, насекомые, растения. Кто мне скажет, какого цвета эта книга? Правильно. Она так и называется – «Красная книга». Это книга особенная. В нее собраны самые редкие виды растений и животных. Их так мало осталось в природе. Красный цвет, как красный сигнал, предупреждает: "Осторожно! Может случиться беда!" Не забывайте: нужно бережно относиться ко всей природе. Посмотрите, у меня есть специальные знаки, которые показывают, как нам нельзя вести себя в лесу:
1. Не наступать на муравейник.
2. Не трогать птенцов.
3. Не шуметь в лесу.
4. Не топтать грибы.
5.Не ломать ветви деревьев и кустов.
6. Не разжигать костер.
7. Не оставлять после себя мусор.
Давайте еще раз вспомним, что нельзя делать в лесу?
Вывод: Помните, в лесу мы гости и должны соблюдать правила поведения, чтобы не нарушать жизнь леса и его обитателей.
Физкультминутка: Игра с мячом
Ученики встают в круг и передают мяч по очереди друг другу при этом называя среду обитания:
Воробей-воздух
щука-вода
слон-земля
белый медведь - снега, льды
крокодил- вода и суша
синица-воздух
заяц-земля
лягушка-вода, земля
дельфин- вода
и т. п.
Вторая станция. «Птичья» (звучит аудиозапись «Пение птиц»).
Лунтик: Давайте снова возьмемся за руки и закроем глаза.
«Много в нашем мире птиц,
Воробьев, дроздов, синиц.
Есть ворона, голубь, грач.
Дятел, ласточка, сова.
Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть».
А каких птиц знаете вы? (Синица, воробей, ворона, снегирь). Птиц много и все они разные. Вот, например, ворона большая, а воробей маленький. Голуби ходят, а воробьи прыгают. Вороны каркают, а воробьи чирикают.
И все они нам очень нужны. Птицы - наши друзья, красота нашей природы, а еще они лесные Айболиты. Так их называют, потому что они спасают нашу природу, лечат ее, уничтожают вредных насекомых. Помните, мы с вами кормили в зимний день синичек и воробья? Чем мы их кормили? (семечки, хлебные крошки, крупа, сало). Почему зимой нужно кормить птиц? Правильно, зимой холодно, все засыпано снегом и птицам очень сложно найти корм.
Игра: " Птички на кормушке."
1.Однажды мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки и веточку рябины. Прилетели птицы, склевали все крошки и семечки, а рябину не тронули. Кто прилетел?
(Ученик находит картинку с воробьем.)
2.На другой день прилетели птички с желтыми грудками, склевали семечки и сало. Кто же они?
(Находят и выставляют синицу.)
3. А на третий день прилетели какие-то странные птицы, грудка красная, крылышки черные. И ни одной рябины не осталось. Кто они? (находят картинку дрозда).
Сейчас каждый из вас выберет для себя ту птицу, которая нравится, назовет ее и посадит на веточку нашего дерева. Молодцы!
Вот сколько всего вы узнали сегодня про птиц. А что было бы с нашей природой, если бы птицы исчезли? Погибли бы все деревья. Без птиц нам было бы скучно. Их мелодичные, звонкие, веселые песни вселяют нам радость, оживляют природу.
Вывод: Берегите птиц! Кормите их! Любите их!
"Приучите птиц к своему окну,
Чтоб без песен нам не пришлось встречать весну!"
Давайте отправимся дальше, нас ждет последняя станция.
Третья станция «Животные леса».
Учитель: Нашу планету украшают деревья, растения и птицы. Но только ли они являются украшением в природе? Кто еще живет в лесу? Правильно, дикие животные. Каких животных мы знаем? (лиса, волк, заяц, белка, медведь, лось, ежик и многие другие). Все они разные, большие (медведь, лось), маленькие (ежик), хитрые (лиса), злые (волк). Но и им, как и птицам тоже необходимы деревья. Возьмите карточки с животными и подумайте, как они связаны с деревом?
Белка (строит гнездо в дупле).
Медведь (питается плодами и строит под деревьями берлогу).
Лось (питается листьями, корой дерева).
Заяц (питается корой дерева).
Ежик (строит норку под корнями дерева).
ИГРА: «Кто в лесу живет». (выбрать любимое животное, назвать, посадить рядом с деревом, на дерево, под дерево).
Вывод: Лес является главным источником пищи для многих животных, домом, убежищем.
Учитель: Ну, что, вам понравилось наше путешествие? А сколько всего полезного и интересного мы с вами узнали? Что больше всего запомнилось? Какие деревья вспомните? Назовите птиц, о которых мы вспоминали? Какие животные пришли к нашему дереву?
И я очень надеюсь, что вы всегда будите вести себя в природе правильно и запомните все правила поведения в лесу.
Давайте главные правила прикрепим на доску, прочитаем и запомним.
1." Лес- богатство и краса, береги свои леса."
2." Птиц, зверей оберегай и всегда им помогай."
3."Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади."
4."Кто природу губит, тот свой край не любит.
Игра: " Что хорошо, а что плохо?"
У меня флажки, они разного цвета: красные и зеленые. Рассмотрим картинки и поместим под ними флажки. Зеленый флажок-это хорошо, а красный флажок- плохо.
1.Костер в лесу - красный флажок.
2.Мусор в лесу - красный флажок.
3.Сломанные ветки - красный флажок.
4.Посадка деревьев - зеленый флажок.
5.Развешивание кормушек - зеленый флажок.
6.Не рвать цветы - зеленый флажок.
III. Заключительная часть
Игра «Пожелания».
Дети берут по одному лучику и говорят, что хорошего для природы они хотят сделать и дарят свой лучик солнцу.
Учитель: Ребята, вы справились со всеми заданиями, вы настоящие друзья и знатоки природы. И, чтобы вы стали настоящими защитниками природы, вы должны произнести «Клятву Молодых защитников Природы».
«Клятва Молодых защитников Природы».
Я честный, добрый и заботливый человек.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Учитель награждает медалями "Активному защитнику природы" всех активных участников экологического праздника.