Тематический классный час на тему «Что такое магнит?»
Пояснительная записка к презентации
Автор: Леоненко Татьяна Валентиновна
Название образовательного учреждения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная средняя школа №3 с. Хороль» Хорольского муниципального района.
Тема классного часа:
Что такое магнит?
Возрастная группа: 2-4 классы
Время реализации: 40 – 45 минут
Мероприятие проводится в целях развития познавательной активности, творческих способностей в процессе исследовательской деятельности.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран.
Материал для учащихся: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами.
На каждого ребенка: металл, пластмасса, резина, дерево, бумага, магниты.
Сценарий мероприятия:
1.Орг. момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
- Сегодня на классном часе вы будете как работать?
2. Актуализация знаний.
1. На столе у учителя коробка с “волшебной” рукавицей.
- Ребята! Я приобрела рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.
- Что это? (ложка деревянная, металлическая, вилка пластмассовая, резиновый ластик, открытка, болтик, стеклянный шарик )
- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная?
Каковы ваши предложения? (выслушать предположения детей)
В инструкции написано: Наденьте рукавичку, возьмите поочерёдно каждый предмет.
- Что происходит с предметами? (металлическая ложка, болтик, гайка не падают при разжимании, остальные предметы падают)
- Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)
Что же это? (магнит)
- Подскажите мне, где в нашем классе мы встречаемся с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
( магнитная доска, магниты-держатели).
- Ребята, а вы хотите узнать немного больше о магните, его свойствах?
-Кто из вас уже догадался, какова будет тема нашего занятия? (Что такое магнит?)
Молодцы! А тема нашего классного часа звучит так:
Тема занятия: Что такое магнит? Что такое тема? (Предмет рассмотрения)
- В какую группу можно условно отнести нашу тему?
- фантастическую - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
- экспериментальную - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- теоретическую - предусматривающие изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
3. Целеполагание
– Какую цель мы поставим перед собой на занятии?
- Что такое цель? (Это то, к чему стремятся)
Цель – выяснить, что такое магнит, какими способностями обладает.
– Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?
Задачи:
1. Выявить способности магнита
2. Изучить литературу
3. Сделать выводы о свойствах магнита.
4. Выведем гипотезу “Что такое магнит?”
- Что мы должны сделать перед началом любого исследования? (выдвинуть гипотезы, предположения).
- Что такое магнит?
(слушаю детей)
- Может быть… (это волшебный предмет )
- Возможно, что …( это предмет, который притягивает к себе железо)
- Допустим ….. (магнит чем-то полезен на Земле)
Составление плана. Планирование исследовательских действий.
- Какие действия нам помогут на уроке добиться цели исследования и проверить ваши гипотезы?
(Дети оставляют на доске нужные карточки ).
- Подумать самостоятельно
- Посмотреть в книгах
- Провести опыты
- Посмотреть по телевизору
- Получить информацию в интернете
- Спросить у учителя или другого человека
- Понаблюдать
- Связаться со специалистом
Как эти действия в исследовании называются?
(Методы)
5. Даем определение « Что такое магнит»?
-Что нужно сделать, чтобы дать определение: «Что такое магнит»? (собрать информацию)
Что такое информация?
(Это сведения об окружающем мире).
– Попробуйте самостоятельно по группам найти сведения о магните
Помните о правилах работы в группе. Назовите их.
(Учащиеся называют правила работы в группе)
Работа групп.
1 группа: Найти в словарях Ожегова, Даля значение слова «магнит»
2 группа: найти в книгах, энциклопедиях ответ на вопрос: «Что такое магнетизм и магнитное поле?»,
3 группа: найти в интернете ответ на вопрос: «История открытия магнита» (Легенду)
Группы работают.
Выступление групп.
- Давайте выясним, какая группа будет рассказывать первой?
- Что выведем на первый план, на второй и на третий. (1 группа, 3 группа, 2 группа)
1 группа. Толковый словарь Ожегова:
МАГНИТ- Кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы. Искусственный магнит. (намагниченное тело, предмет из металла, сплава).
Толковый словарь Даля:
Магнит - магнитный камень, железняк, руда, со свойством притягивать
Советский энциклопедический словарь.
Магнит – греч. Magnetis – магнитный железняк, тело обладающее собственным магнитным полем.
3 группа
История открытия магнита.
Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус.
Легенда о магните. Рассказ Л.Н.Толстого «Магнит»
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
2 группа
Книга «Изучаем физику. Свет. Звук. Электричество».
Магнетизм – это невидимая сила, которая действует на некоторые металлы, особенно на железо и сталь. Материалы, создающие эту силу, называются магнитными, или магнитами.
Магнитное поле - это район вокруг магнита, в котором действует его сила.
Земля тоже имеет магнитное поле. Оно действует как поле гигантского стержневого магнита, проходящего через середину Земли.
Вывод: Итак, мы выяснили, что такое магнит, а какими свойствами он обладает, мы узнали?
6. Проведение опытов и экспериментов.
- Ребята, а хотите узнать, какими свойствами обладает магнит?
- Что для этого надо сделать? (провести опыты)
- Вспомните правила поведения во время опытов:
Правила поведения
1. Нельзя ничего пробовать на вкус.
2. Нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой.
3. Не все опыты можно проделывать самому. Обратись к взрослым.
4. Будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.
1 Опыт: Обследование предмета тактильным способом
-Возьмите магнит в руки и определите, какой он на ощупь.
Вывод: на ощупь магнит твёрдый, холодный, тяжёлый.
2 Опыт: «Воздействие магнита на разные предметы»
Разложите на столе предметы из дерева, пластмассы, резины, стекла, бумаги, металла, конфеты.
Поднесите к каждому предмету магнит. Что произошло? (Магнит притянул только болтик, булавку, ). Какой следует вывод?
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
7. Поиск проблемы и ее решение.
Послушайте сказку.
«Жила-была злая и сердитая мачеха. Была у нее падчерица Машенька. Мачеха Машеньку не любила, ругала-бранила, тяжело работать заставляла. Однажды пришел к ним Иван-царевич и говорит: «Приходите ко мне во дворец на бал!»
Мачеха обрадовалась, стала вертеться перед зеркалом: «Ах, я пойду на бал, я пойду на бал!» Машенька тихонечко говорит: «Я тоже хочу на бал».
— Куда? — закричала злая мачеха. — Ты еще все дела не переделала! Печку истопи, дров наруби, воды наноси, каши навари, пол подмети, тогда и пойдешь.
— Да я уже все сделала.
— Ах так! Так вот тебе еще дело.
Схватила мачеха чашку с горохом и банку с железными гаечками и смешала все вместе.
— Вот разберешь все по отдельности, тогда и пойдешь.
Сказала, села в карету и укатила на бал.
Заплакала Машенька: да тут целую неделю работать придется, чтобы все гаечки из гороха выбрать!»
Как же Машеньке помочь можно? Как выбрать железные гаечки из чашки с горохом? (поднести магнит и гаечки сами притянутся к нему)
Проведение опытов и экспериментов.
- Продолжим наши эксперименты.
3 Опыт «Способность намагничивать металлические предметы»
- Хотите увидеть фокус?
- Тогда смотрите. Я беру ножницы, подношу к ним скрепку, отпускаю. Что произошло? (скрепка упала). А теперь я приложу магнит к ножницам и немного подержу. Теперь, убираю магнит и подношу скрепку.
- Что вы видите? (скрепка не падает). Почему? (ножницы намагнитились и стали магнитом).
- Проделайте сами похожий эксперимент.
- Возьмите магнит и подносите к нему скрепку, к ней вторую, третью. Образовалась цепочка из скрепок. Аккуратно отсоедините первую скрепку от магнита. Что увидели? (первая скрепка намагнитилась и стала магнитом)
- Какой мы сделаем вывод: магнит может намагничивать металлические предметы.
8. Развитие умения создавать тексты:
Подведём итог нашим исследованиям: «Достигнутые результаты»
- У вас на столе в конверте лежат карточки с надписями, вы должны выбрать нужные, то есть те, которые отвечают на вопрос: Что такое магнит? (дети работают в группах) Какая группа быстрее всех справится с заданием и прикрепит листок на доске.
«Что такое магнит?»
- Кусок железной руды
- Есть магнитное поле
- Притягивает к себе металлические предметы
- Как назовем нашу проделанную работу? («Исследовательская работа»)
- Как проходила работа в группах?
9. Рефлексия. Прием “Рефлексивный экран ”
– Оцените свою работу на занятии. Продолжите предложение.
- В результате исследования я выполнял задания… - я понял, что…
- теперь я могу… - я почувствовал, что…
- я научился… - у меня получилось …
- я смог…
- меня удивило…
- мне захотелось…
- мне было интересно…..
– А как вы считаете, всё ли вы узнали о магните и его свойствах? (нет)
-Какие исследования на эту тему можно ещё провести? (где используют магнит, игры с магнитом, чем он полезен, чем вреден, сила магнита, как можно рисовать с помощью магнита ) Эти исследования продолжим на следующем классном часе.
Всем спасибо за работу!