Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. Мотивация к совершению учебной деятельности (1-2 мин.) Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
-Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. | Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест. |
Минутка чистописания (2-3 мин.) Цель - формирование каллиграфического навыка письма |
-Найдите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Искомая буква - первая в каждом слове. . обро, .уша, .ело, .руг. Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? Осанка!!! | - Букву Д. Прописывают буквы Дд и слова: добро, душа, дело, друг. |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (2-3 мин.) Цель - повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
- С какими частями речи мы уже познакомились? - Что вы знаете еще об именах существительных? - Как вы различаете одушевленные и неодушевленные имена существительные? - Приведите примеры имен существительных и глаголов на букву, которая была у нас на минутке чистописания. | - Имя существительное и глагол. (Рассказывают определения). - Существительные бывают одушевлённые и неодушевленные, собственные и нарицательные, изменяются по числам. - Одушевленные – кто?, неодушевленные – что? (Называют имена существительные и глаголы на букву Д). |
IV. Самоопределение в деятельности (5-6 мин) Цель: создать проблемную ситуацию, с целью самостоятельного определения учащимися темы и задач урока. |
Создает проблемную ситуацию. - На доске даны слова. Заяц, большое, поспевает, ландыши, яблоко, сладкая, душистые, скачет, упало, белый, расцвели, земляника. Прочитайте их. Найдите среди них существительные. - Какое из них могло бы быть лишним? - Найдите из оставшихся слов глаголы. - Как вы узнали, что это глаголы? - Составьте с одним из глаголов 2 словосочетания так, чтобы в одном из них он употреблялся в переносном значении, в другом - в прямом. - Прочитайте оставшиеся слова. Куда мы их отнесем? К существительным? - Тогда остается их отнести к глаголам? - Какую еще часть речи мы узнали в самом начале раздела, и предположите, какой частью речи могут быть эти слова? - А можем ли мы это утверждать? - Как будем доказывать? Проблема. - Вспомните, с чего мы начинали изучать каждую часть речи, и вы догадаетесь, как доказать, что это имена прилагательные. - Значит тема нашего урока…? | (Находят существительные и нажимают на них – они выставляются в первый столбик) - Заяц – одушевленное, остальные неодушевленные. Ландыши – стоит во мн.ч., остальные сущ. в ед. ч. (Находят глаголы и нажимают на них – они выставляются во второй столбик) - Обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? что сделало? и т.д. (Н-р, Упало яблоко. Упало настроение.) - Нет, они не обозначают предмет и не отвечают на вопросы кто? что? - Нет. Они не обозначают действия предметов. - Именами прилагательными. - Нет, не можем. Нам надо доказать, что эти слова относятся к прилагательным. - Нужно узнать на какие вопросы отвечают имена прилагательные и что они обозначают. - Имена прилагательные |
V. Открытие новых знаний (8-9 мин.) Цель – организовать практическую работу с целью получения новых знаний об имени прилагательном |
1. - Итак, первое, что нам надо узнать – это на какие вопросы отвечают эти слова. Задайте к ним вопросы. - Сделайте вывод. 2. - Что дальше мы должны узнать об именах прилагательных? - Посмотрите на картинки на слайде. Подберите прилагательные к этим предметам. Предметы одинаковые? Карандаш-карандаш, свеча-свеча, яблоко-яблоко…, но прилагательные получились разные. Почему? - Что обозначает первое прилагательное? Второе? Третье? Четвертое? - Цвет, вкус, размер, запах – как это можно одним словом назвать? - Признак – это слово, по которому мы признаем, узнаем предмет. - Сделайте вывод. - Какие еще признаки могут обозначать имена прилагательные? Прочитайте в учебнике на странице 88 «Страничка для любознательных». - Давайте соединим все наши открытия в правило «Имя прилагательное» - Проверим себя по учебнику на странице 86. 3. - Мы уже знаем, как подчеркиваются и обозначаются имена существительные и глагол, а имя прилагательное мы будем подчеркивать волнистой линией ~~~~~ и сокращённо подписывать над словами прил. По частоте употребления имена прилагательные занимают третье место 4. - Название этой части речи произошло от латинского слова, которое обозначает «присоединение, прикрепление, прибавление». - К какой же части речи присоединяются, прикрепляются имена прилагательные? Давайте выясним. - Вернемся к нашим словам и составим из них предложения. - О ком говорится в предложении? - Что сказано о нем? - А что еще сказано? - Какой частью речи является слова «белый»? Подпишите сверху. - К какой части речи «присоединяется, прикрепляется» слово «белый»? ( аналогичная работа проходит с другими составленными предложениями) - давайте сделаем вывод. С какой частью речи связано имя прилагательное? 5. – А зачем в нашей речи нужны имена прилагательные? Как вы думаете? - А теперь, давайте понаблюдаем за именами прилагательными и подумаем, какую роль они играют в нашей речи? - Прочтите первый текст. О чем говорится в нем? Пришла весна. На небе светит солнце. На деревьях щебечут птицы. У всех настроение. - Теперь прочитайте второй текст. О чем говорится во втором тексе? Пришла долгожданная весна. На голубом небе светит яркое солнце. На деревьях щебечут весёлые птицы. У всех радостное настроение. - Можно ли считать их одинаковыми? Почему? - Что можно сказать о роли прилагательных в нашей речи? Какую роль играют прилагательные в нашей речи? - Отгадайте загадку. Почему отгадать очень сложно. А теперь попробуйте отгадать (появляются прилагательные). Какие слова помогли отгадать загадку. Папа __________, _______________, Мама ___________ вся, Детки ________ у папы, - Чью ж гуляет тут семья? - Какова еще роль имен прилагательных в речи? - Проверьте себя по учебнику на стр. 90 «Обратите внимание» | белый – какой? сладкая – какая? большое – какое? душистые – какие? - Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? - Что они обозначают. - Предметы разные по цвету, ширине, размеру. - Цвет, вкус, размер, запах. - Признак предмета. - Имена прилагательные обозначают признак предмета. (Читают информацию о значении имен прилагательных) (Пробуют назвать правило) (Читают правило) - Скачет белый заяц. - О зайце - Что он скачет - Что он белый - Имя прилагательное - К существительному «заяц». - С именем существительным. («Корзина идей») - О весне. - Тоже о весне. - Нет. Второй текст более точный, красивый. В нем есть прилагательные. - Делают нашу речь ярче, выразительнее, точнее. - Гусь, гусыня и гусята. Имена прилагательные. - Помогают описать какой-либо предмет. |
VI. Физминутка ( 1-2 мин.) Берегите глаза! |
Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, кругом, вниз, Повторить ты не ленись. Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем И немножечко потрем. | Посмотри на кончик носа И в «межбровье» посмотри. Круг, квадрат и треугольник По три раза повтори. Глазки закрываем, Медленно вдыхаем. А на выдохе опять Глазки заставляй моргать. А сейчас расслабились На места отправились. | | Дети поворачиваются к окну и выполняют физминутку для глаз |
VII. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач (6-7 мин.) Цель: развивать умения применять новые знания на практике. |
Закрепим полученные знания об имени прилагательном. 1. Совместная работа по электронному приложению к учебнику. Анимация. 2. Работа в группе на СПАК. - К каждому имени прилагательному подбери соответствующее имя существительное Яблочное, картофельное… Сахарный, речной… Зеленый, хрустящий… Столовая, чайная… Рыжая, хитрая… 3. Поиграем в игру «Весёлый поварёнок и зайчонок». Поварёнок приготовил фруктовые и овощные соки для зайчонка. Зайчонку очень понравились они! А как называются эти соки, он не знает. Помогите ему!!! 4. Работа по учебнику стр. 89 упр. 153 5. Работа в группах. Кластер «Опиши внешность человека» Проверка по слайду. 6. Поиграем в игру «Кого я загадала?». Описываю внешность девочек. - Какие слова я использовала? 7. Работа в группе. - Теперь попробуйте сами поиграть в группах в такую игру. Опишите мальчиков. 8. Работа в группах. Послушайте отрывок песни «Пропала собака» В. Шаинского и выпишите имена прилагательные. | Работают в группе на СПАК, проверка по слайду. - Пюре - Песок - Огурец - Ложка - Лиса - Из апельсина – апельсиновый - Из сливы - сливовый - Из лимона – лимонный и т.д. - Выполняют упражнение 153 (У каждой команды пустой кластер. Заполняют.) (Дети отгадывают, кого я загадала, и называют имя девочки). - Имена прилагательные (Подбирают имена прилагательные для описания определенного мальчика.) - Белоснежный, рыжие, занятный, глупый, доверчивый. |
VIII. Подвижная физминутка (2-3 мин.) Цель - обеспечить эмоциональную и мышечную разгрузку учащихся. |
| Дети выполняют подвижную физминутку под музыку. |
IX.Самостоятельная работа (4-5 мин.) Цель – выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции. |
Индивидуальная самостоятельная работа детей (у каждого ребенка тест на листочке) Выбери вопросы, на которые отвечают имена прилагательные какое? 2) что делать? 3) что? какие? что делаю? кто? Что означают имена прилагательные? предмет 2) признак предмета 3) действие предмета Из данных слов выбери имена прилагательные. солнечный 2) солнце 3) светить В каких предложениях есть имена прилагательные? Мы остановились отдохнуть в парке. Вылетела на солнышко первая бабочка. По вечерам у костров звучат песни. Надо построить новый дом. Найди ошибки в постановке вопросов к именам прилагательным: Умные – какие? Румяное – какое? Счастливая – какой? После выполнения теста, дети проверяют себя с доски и выставляют оценку себе. | Выполняют тест самостоятельно Самопроверка. Самооценка. |
X. Итог урока. Рефлексия (3-4 мин.) Цель – осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и класса. |
- Вернемся к задачам урока. Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их? - Оцените свою работу на уроке с помощью листочков. Я хорошо работал, но умею лучше Я доволен своей работой на уроке Работа не получилась, не доволен собой - Заполнение каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Имя прилагательное» АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» Фамилия ________________________ Имя _____________________ | ЗНАЮ на какие вопросы отвечают имена прилагательные | | ЗНАЮ как на подчёркиваются имена прилагательные на письме | | ЗНАЮ что обозначают имена прилагательные | | УМЕЮ задавать вопросы от существительных к прилагательным | | ЗНАЮ какую роль выполняют имена прилагательные в речи | | УМЕЮ находить имена прилагательные в устной и письменной речи | | ИТОГО: | | | (Называют задачи урока и как они их усвоили). (Дети передают друг другу нарисованное «пустое» дерево и прикрепляют к нему листочки разного цвета. Зеленый - я доволен своей работой на уроке Желтый - я хорошо работал, но умею лучше Красный - работа не получилась, не доволен собой |
XI. Домашнее задание (1-2 мин.) |
I. Из толкового словаря в учебнике с. 136-138 выписать 2 имени прилагательных, которые обозначают качество человека и 1 прилагательное, которое обозначает цвет. Выпишите значение этих слов II. На карточках. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. III. Учебник с. 86, правило. Рабочая тетрадь стр. 43 упр. 93 Имя прилагательное как часть речи ZIP / 9.79 Мб
| Записывают домашнее задание на выбор |
Гордеева А. Е.