Тест по литературе «Средства изобразительности» (9 класс)
Литература. Средства выразительности
(по программе 9 класса)
1. Какие средства художественной выразительности использованы автором в данном отрывке?
О ветер, ветрило! Зачем, господине, враждебно веешь? Зачем мечешь хановские стрелочки на своих крыльицах на воинов моего лады? … Зачем, господине, веселье по ковылю развеял?
А.Эпитеты
Б. Олицетворения
В.Гиперболы
2.Подчеркните антитезу в отрывках из стихотворений Державина:
Не внемлют! Видят - и не знают!
Покрыты мздою очеса.
Злодейства землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет.
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет.
3.Соотнесите приведенные понятия и определения.
А. Художественный прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов или словосочетаний в начале нескольких стихов.
Б. Художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, сочетание которых имитирует в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя и т.п.)
В .Один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основе общего для обоих признака.
Г. Часть лексики, слова и обороты, присущие разговорной народной речи и иногда использующиеся в художественной литературе, чаще в целях речевой характеристики героев.
Д. Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам или вызываемым ими сходным чувствам.
1) Сравнение
2) Метафора
3) Звукопись
Г) Просторечье
Д) Анафора
4. Соотнесите примеры и определения:
1) просторечья
2) эпитеты
3) аллитерацию
4) анафору.
А) Дика, печальна, молчалива.
Б) И человека растянуть
Он позволял - не как-нибудь
В) Когда гремел мазурки гром
Г) Тут был на эпиграммы падкий,
На все сердитый господин,
На чай хозяйский слишком сладкий,
На плоскость дам, на тон мужчин,
На толки про роман туманный,
На вензель, двум страницам данный,
На ложь журналов, на войну,
На снег и на свою жену
Д) Татьяна прыг в другие сени.
Е) И вестник утра веет ветер.
Ж) Тут был однако цвет столицы;..
Тут были дамы пожилые,
В чепцах и розах, с виду злые;
Тут было несколько девиц,
Неулыбающихся лиц,
Тут был посланник, говоривший
О государственных делах...
З) Одарена воображением мятежным.
5. Подчеркните метафоры:
А) Он мыслит: Буду ей спаситель,
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал.
Чтоб червь презренный, ядовитый.
Точил лил ей стебелек,
Чтобы двухутренний цветок
Увял еще полураскрытый".
Б) Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит.
Глядит, зовет его... напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре.
Потух огонь на алтаре!
6. Подчеркните сравнения одной чертой, а эпитеты - пунктирной линией.
Он пел любовь, любви послушный.
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальние страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
7.Соотнесите художественные приемы, средства изобразительности и приведенные строки стихотворений.
А. В пространстве брошенных светил
Б. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
В. Под ним Казбек, как грань алмаза
Г. Тучки небесные, вечные странники!
Д. Один как прежде... и убит! Убит!
Е. Но светлая слеза –
жемчужина страданья.
Ж. Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
З. Русалка плыла по реке голубой
И. Чернея на черной скале
К. Забытый, Он угасал один… Один…
1. Звукопись
2. Метафора
3. Антитеза
4. Сравнение
8.Подчеркните эпитеты волнистой чертой, анафору одной чертой, гиперболу пунктиром.
Я тот, чей взор надежду губит.
Я тот, кого никто не любит,
Я бич рабов моих земных.
Я царь познанья и свободы.
Я враг небес. Я зло природы.
И, видишь,- я у ног твоих!
Тебе принес я в умиленьи
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слезы первые мои.
9. Подчеркните метафоры.
Сумрачный пустынник, из уединенья
Ты на молодое смотришь поколенье
Грустными очами; прежнего единый
Брошенный обломок, в новый лебединый
Свет на пир веселый гость не приглашенный.
Ты вступить дичишься в круг неблагосклонный
Резвой молодежи...
Слава - нас учили - дым;
Свет - судья лукавый
Вот баллады толк моей:
Лучший друг нам в жизни сей -
Вера в провиденье
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденье.