Тест по литературному чтению в 4 классе «Делу время, потехе час»
Тест составлен учителем начальных классов МБОУ «Баскаковская средняя школа», Гагаринского района, Смоленской области,
Полищук Ольгой Константиновной.
Тест по литературному чтению в 4 классе по теме: «Делу время, потехе час». Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть «Школа России».
Пояснительная записка
С усилением роли компьютера и других информационных технологий обучения, интерес младших школьников к книге заметно уменьшился. Как результат, обучающиеся теряют навыки работы с книгой, умение самостоятельно выделять информацию из прочитанного материала, ориентироваться в основных литературных понятиях. Школьникам трудно даются личные оценочные суждения о поступках героев литературных произведений, выделение темы и главной мысли из литературного произведения, определение средств художественной выразительности.
Формирование читательской компетенции младших школьников все более актуально. Учитель должен уделять много времени развитию познавательного интереса обучающихся к книгам, умению их самостоятельно анализировать обучающимися, выделять то главное, что хотел сказать автор, грамотно формулировать свои оценочные суждения в письменной речи.
При создании данного теста, отталкивалась от вышеперечисленных основных задач развития читательской компетенции обучающихся.
Тест составлен по произведениям из учебника по литературному чтению в 4 классе Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть «Школа России», к разделу: «Делу время, потехе час». В данный раздел учебника входят такие произведения: Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», В.Ю. Драгунский «Главные реки», В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка?», В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Все эти произведения написаны с юмором, понятны для младших школьников, так как герои этих произведений их сверстники.
Тест не дает права выбора из предложенных вариантов ответа. Ответы должны быть развернутыми, грамотно сформулированы, давать ясные ответы на поставленные вопросы. Направлен на проверку учителем основных читательских компетенций младших школьников, с целью анализа уровня умения понимания ими прочитанных произведений. На его основе учитель делает выводы, умеют ли ученики 4 класса выделять тему и главную мысль произведения.
Тест по литературному чтению в 4 классе по теме: «Делу время, потехе час».
1. Почему в произведении Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени злые волшебники решили забрать время у Пети Зубова, Маруси Поспеловой, Соколовой Нади и Зайцева Васи, а не выбрали других ребят?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Объясни, чему научила тебя произведение Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Рассказ В.В. Голявкина «Главные реки» носит юмористический характер. Какая была фамилия у главного героя рассказа? Что высмеивает автор?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какой вывод сделал главный герой рассказа «Главные реки», после того, как пытался обмануть учительницу и стал посмешищем всего класса?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему учитель так и не похвалил Мишку в рассказе В.В. Голявкина «Что любит Мишка»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. У кого из героев рассказа В.В. Голявкина «Что любит Мишка» оказался более богатый духовный мир? У Мишки или у главного героя, от лица которого ведется рассказ?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. В рассказе В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел» кондукторша сказала мальчику, о том, что лицо у него, будто он поел горчицы. Объясни метафорический смысл данной фразы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что пытались объяснить мальчику из рассказа В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел» все взрослые, к которым он подходил с различными просьбами?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какая общая тема объединяет все произведения раздела литературного чтения «Делу время, потехе час»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Чему учат все произведения раздела литературного чтения «Делу время, потехе час»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ к тесту:
Каждый правильный ответ теста дает 2 балла.
Максимальное количество набранных баллов – 20.
Оценивание:
1-9 баллов – оценка «2»
10-13 баллов – оценка «3»
14-17 баллов – оценка «4»
18-20 баллов – оценка «5»
Ответы к тесту:
(Форма ответа может не совпадать с данными вариантами, но суть их должна совпадать)
1. Потому что именно эти дети тратили свою жизнь на пустые развлечения и проводили свое время без пользы.
2. Надо жить с пользой для окружающих и себя, не лениться.
3. Кораблев. Лень и ложь.
4. Что нужно делать домашнее задание.
5. Мишка называл материальные предметы. А учитель ценил душевные качества людей.
6.Главный герой был более духовно богатым человеком.
7. Когда люди едят горчицу, то морщатся.
8. Чтобы работать, надо учиться.
9. Все произведения рассказывают о мальчиках школьниках.
10. Учат нас серьезно относиться к учебе.