12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Степаненко Валентина Ивановна3087 Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 50 лет. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году. Россия, Карелия респ., лахденпохья Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Урок-практикум по математике «Решение практических задач «Делу время, а потехе час»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Решение практических задач
«Делу время, а потехе час»
(урок-практикум по математике)
Разработала учитель начальных классов Степаненко В. И.
2016/2017
Тема: Решение практических задач «Делу время, а потехе час» (урок-практикум по математике)
Цель: развитие интеллектуальных способностей школьников
Задачи:
1. Закреплять навыки устного счёта;
2. Формировать умение работать с информацией, умение преобразовывать текст в таблицу, строить диаграммы.
Ход урока
1. Предложить расшифровать анаграмму ЛУДЕ МЯВРЕ, ХЕТЕПО САЧ («Делу время, потехе час»)
- Что такое дело (работа, занятие, действие не для развлечения)?
- Что такое потеха (забава, веселье, развлеченье)?
- Как вы понимаете поговорку «Делу время, потехе час»?
Историческая справка
Фраза родилась в далёком 17 веке, и принадлежит второму русскому царю из династии Романовых Алексею Михайловичу. Царь написал эти строки в предисловии к составленному им сборнику правил соколиной охоты.
Поскольку Алексей Михайлович любил порядок и на первое место он ставил время, отводимое делу. Однако, помимо работы нужно уделять внимание потехе (отдыху). Царь и не думал отводить на потеху всего лишь час времени. Ранее слово “час” означало время, и общий смысл пословицы был таковым: “всему свое время: и делу, и потехе”. И приписка царя напоминала охотникам, что они, увлекаясь потехой, не должны забывать о деле – о службе государству. Однако в ХIХ веке появился союз «а»: «делу время, а потехе час», что изменило смысл выражения: делу следует отводить большую часть времени, развлечениям — меньшую.
- Какие пословицы и поговорки вы ещё знаете про дело и отдых?
Кончил дело – гуляй смело. Сначала ноша, потом отдых. Шутке – минутка, а делу – час. Хорош отдых, когда работа сделана.
2. Сегодня мы будем учиться распределять свое время и финансы с учётом времени труда и отдыха, а помогут нам в этом 2 ученика нашего класса. Узнать их имена вы сможете, вычислив значения выражений и используя порядковый номер букв в алфавите.
42 : 3 = 14 (М) 17 : 17 = 1 (А) 120:10 = 12 (К) 80 – 61 = 19 (С) 420 : 42= 10 (И) 70 : 5 = 14 (М)
- Какие имена у вас получились?
– Почему одно имя, а я сказала, что нам будут помогать ученики (2 Максима в классе)?
- Как выдумаете, почему именно эти ребята будут помогать? (У них сегодня день рождения).
Поздравить именинников с днём рождения. Пожелать им хорошей учёбы, крепкого здоровья, иметь настоящих друзей.
3. - А когда родились вы? В группах определите дату вашего рождения, полученные данные занесите в таблицу, сделайте вывод о количестве учеников родившихся в разное время года.
- Почему 5 колонок в таблице? (5 – так как 4 времени года и 1колонка для имён.)
- Сколько строчек в таблице? (По количеству детей и 1 для итога.)
Имя | зима | весна | лето | осень |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
Итого |
- Используя результаты таблицы, постройте диаграмму своей группы. Сделайте вывод.
Используя данные групп, предложить коллективно построить общую диаграмму.
- В какое время года больше родилось ребят из нашего класса?
4. Представьте, что наши именинники решили, что в день рождения можно совместить приятное с полезным, поэтому решили пригласить друзей в театр. Изучив афишу, они выяснили, что спектакли идут всю неделю по утрам и вечерам, а также в выходные, но стоимость сеанса разная. Пожалуйста, используя данные с афиши, заполните таблицу.
Время спектакля и стоимость | Дни недели | ||||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье | |
Утро | |||||||
Стоимость | |||||||
Вечер | |||||||
Стоимость |
- Определите, в какие дни и в какое время билеты самые дорогие?
- Когда самые дешёвые?
- Определите, в какое время ребята смогут сходить в театр, если режим дня у них следующий.
Время | Расписание дел |
7.15 | Подъём. Зарядка. |
7.15 – 7.30 | Умывание, уборка постели. |
7.30 – 7.45 | Завтрак |
7.45 – 8.20 | Дорога в школу |
8.30 – 13.30 | Уроки |
13.30 – 14.00 | Дорога домой |
14.00 – 14.30 | Обед |
14.30 – 15.30 | Отдых, пребывание на свежем отдыхе. |
15.30 – 17.00 | Приготовление уроков |
17.00 – 17.15 | Полдник |
17.15 – 19.00 | Занятия в кружках, настольные игры дома |
19.00 – 19.30 | Ужин |
19.30 – 21.00 | Свободное время: чтение книг, просмотр телепередач, прогулка перед сном |
21.00 – 21.30 | Подготовка ко сну |
21.30 – 7.15 | Сон |
- Какую информацию можно узнать о ребятах, посмотрев их режим дня?
- Ваши предложения: когда можно будет пригласить друзей?
5. Представьте, что наши именинники решили, что в день рождения можно совместить приятное с полезным, поэтому решили пригласить друзей в кафе.
- Какие кафе есть в нашем городе?
- Давайте представим, что в нашем городе построили кафе для детей и называется оно «Сказка». Ребята заказали столики в кафе. Они взяли меню, чтобы можно было рассчитать, какая сумма потребуется каждому. Именинники решили, что 200 рублей будет достаточно.
- Что бы вы заказали на эту сумму?
- Представьте, что именинники пригласили всех учеников нашего класса. Сколько рублей они заплатят за угощение?
Меню кафе «Сказка»
Ассортимент | Стоимость |
Салаты | |
«Курочка ряба» (оливье с курицей) | 40 руб. |
«Рыжик» (морковь, сметана, сыр) | 30 руб. |
Фруктовый салат с йогуртом | 40 руб. |
Горячее | |
Макароны с сыром и бифштексом | 100 руб. |
Шашлычки из курицы с картошкой по-деревенски | 120 руб. |
Десерты | |
Пицца (грибная; овощная; мясная) | 40 руб. |
Сырники (сметана, варенье, сгущенное молоко) | 50 руб. |
Блинчики с мороженым в ягодном сиропе (горячий шоколад, мёд, сметана, масло сливочное) | 50 руб. |
Пирожки в ассортименте | 15руб. |
Пирожное в ассортименте | 30 руб.; |
Мороженое с наполнителем | 50 руб. |
Напитки | |
Сок в ассортименте | 25 руб. |
Морс | 30 руб. |
Какао | 20 руб. |
Чай | 15 руб. |
6. Итог занятия
- Мы посмотрели, как можно провести день рождения.
- Как вы думаете, для чего у ребят составлен распорядок дня? С какой целью его использовали его мы?
- Для чего нам понадобилось меню кафе? Какие качества в себе можно развивать, используя этот приём?
- Какие знания понадобились нам для решения поставленных задач?
- Какие задания понравились больше всего?
- Какие задания показались самыми трудными?
Приложение.
Распорядок дня школьника – это распределение времени таким образом, чтобы его сон и питание были полноценны, а работа и отдых чередовались самым оптимальным образом. Если данные требования соблюдаются, на протяжении дня ученик сможет успевать делать все, что от него требуется, и при этом не будет чувствовать себя чрезмерно усталым.
Режим дня важен еще и потому, что помогает приучить школьника к порядку, самостоятельности и ответственности, а также сохранить его здоровье в то время, как нагрузки на детей стали гораздо больше, чем каких-то 10 лет назад.
Ребята способны быстро привыкнуть к школьным правилам и упорядоченности действий во время пребывания в школе. Если и дома существует строго определенный порядок, можно полагать, что ребенок не будет приходить на занятия, не выспавшись или не успев позавтракать, а после учебы не станет до вечера слоняться по улицам или смотреть телевизор, наскоро подкрепившись чипсами и отложив приготовление уроков до прихода родителей с работы.
Термин «меню» французского происхождения. Перечень блюд каждого конкретного завтрака, обеда, ужина, меняющийся ежедневно и составляемый на день, неделю, месяц и даже на год, в зависимости от вкусов и возможностей составителя. Меню должно быть ясно написано, красиво и аккуратно оформлено.
Определения «меню» из разных источников.
Меню - это перечень расположенных в одном порядке разных холодных и горячих закусок, первых и вторых блюд, горячих и холодных напитков, мучных кондитерских изделий, имеющихся в продаже ресторана на данный день с указанием цен, выхода, метода приготовления и перечня, входящих в их состав компонентов.
Меню- это визитная карточка ресторана и средство рекламы. Меню - это перечень блюд и напитков, которыми располагает предприятие, с указанием их количественных показателей и цены.
Меню представляет собой лист, согнутый вдвое, либо оформленный в виде тетради. В нем должно быть столько страниц, сколько нужно, чтобы вписать все блюда и напитки.