Урок-практикум по математике «Решение практических задач "Делу время, а потехе час"» (4 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Решение практических задач
«Делу время, а потехе час»
(урок-практикум по математике)
Разработала учитель начальных классов Степаненко В. И.
2016/2017
Тема: Решение практических задач «Делу время, а потехе час» (урок-практикум по математике)
Цель: развитие интеллектуальных способностей школьников
Задачи:
1. Закреплять навыки устного счёта;
2. Формировать умение работать с информацией, умение преобразовывать текст в таблицу, строить диаграммы.
Ход урока
1. Предложить расшифровать анаграмму ЛУДЕ МЯВРЕ, ХЕТЕПО САЧ («Делу время, потехе час»)
- Что такое дело (работа, занятие, действие не для развлечения)?
- Что такое потеха (забава, веселье, развлеченье)?
- Как вы понимаете поговорку «Делу время, потехе час»?
Историческая справка
Фраза родилась в далёком 17 веке, и принадлежит второму русскому царю из династии Романовых Алексею Михайловичу. Царь написал эти строки в предисловии к составленному им сборнику правил соколиной охоты.
Поскольку Алексей Михайлович любил порядок и на первое место он ставил время, отводимое делу. Однако, помимо работы нужно уделять внимание потехе (отдыху). Царь и не думал отводить на потеху всего лишь час времени. Ранее слово “час” означало время, и общий смысл пословицы был таковым: “всему свое время: и делу, и потехе”. И приписка царя напоминала охотникам, что они, увлекаясь потехой, не должны забывать о деле – о службе государству. Однако в ХIХ веке появился союз «а»: «делу время, а потехе час», что изменило смысл выражения: делу следует отводить большую часть времени, развлечениям — меньшую.
- Какие пословицы и поговорки вы ещё знаете про дело и отдых?
Кончил дело – гуляй смело. Сначала ноша, потом отдых. Шутке – минутка, а делу – час. Хорош отдых, когда работа сделана.
2. Сегодня мы будем учиться распределять свое время и финансы с учётом времени труда и отдыха, а помогут нам в этом 2 ученика нашего класса. Узнать их имена вы сможете, вычислив значения выражений и используя порядковый номер букв в алфавите.
42 : 3 = 14 (М) 17 : 17 = 1 (А) 120:10 = 12 (К) 80 – 61 = 19 (С) 420 : 42= 10 (И) 70 : 5 = 14 (М)
- Какие имена у вас получились?
– Почему одно имя, а я сказала, что нам будут помогать ученики (2 Максима в классе)?
- Как выдумаете, почему именно эти ребята будут помогать? (У них сегодня день рождения).
Поздравить именинников с днём рождения. Пожелать им хорошей учёбы, крепкого здоровья, иметь настоящих друзей.
3. - А когда родились вы? В группах определите дату вашего рождения, полученные данные занесите в таблицу, сделайте вывод о количестве учеников родившихся в разное время года.
- Почему 5 колонок в таблице? (5 – так как 4 времени года и 1колонка для имён.)
- Сколько строчек в таблице? (По количеству детей и 1 для итога.)
Имя |
зима |
весна |
лето |
осень |
1. |
||||
2. |
||||
3. |
||||
4. |
||||
5. |
||||
6. |
||||
Итого |
- Используя результаты таблицы, постройте диаграмму своей группы. Сделайте вывод.
Используя данные групп, предложить коллективно построить общую диаграмму.
- В какое время года больше родилось ребят из нашего класса?
4. Представьте, что наши именинники решили, что в день рождения можно совместить приятное с полезным, поэтому решили пригласить друзей в театр. Изучив афишу, они выяснили, что спектакли идут всю неделю по утрам и вечерам, а также в выходные, но стоимость сеанса разная. Пожалуйста, используя данные с афиши, заполните таблицу.
Время спектакля и стоимость |
Дни недели |
||||||
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресенье |
|
Утро |
|||||||
Стоимость |
|||||||
Вечер |
|||||||
Стоимость |
- Определите, в какие дни и в какое время билеты самые дорогие?
- Когда самые дешёвые?
- Определите, в какое время ребята смогут сходить в театр, если режим дня у них следующий.
Время |
Расписание дел |
7.15 |
Подъём. Зарядка. |
7.15 – 7.30 |
Умывание, уборка постели. |
7.30 – 7.45 |
Завтрак |
7.45 – 8.20 |
Дорога в школу |
8.30 – 13.30 |
Уроки |
13.30 – 14.00 |
Дорога домой |
14.00 – 14.30 |
Обед |
14.30 – 15.30 |
Отдых, пребывание на свежем отдыхе. |
15.30 – 17.00 |
Приготовление уроков |
17.00 – 17.15 |
Полдник |
17.15 – 19.00 |
Занятия в кружках, настольные игры дома |
19.00 – 19.30 |
Ужин |
19.30 – 21.00 |
Свободное время: чтение книг, просмотр телепередач, прогулка перед сном |
21.00 – 21.30 |
Подготовка ко сну |
21.30 – 7.15 |
Сон |
- Какую информацию можно узнать о ребятах, посмотрев их режим дня?
- Ваши предложения: когда можно будет пригласить друзей?
5. Представьте, что наши именинники решили, что в день рождения можно совместить приятное с полезным, поэтому решили пригласить друзей в кафе.
- Какие кафе есть в нашем городе?
- Давайте представим, что в нашем городе построили кафе для детей и называется оно «Сказка». Ребята заказали столики в кафе. Они взяли меню, чтобы можно было рассчитать, какая сумма потребуется каждому. Именинники решили, что 200 рублей будет достаточно.
- Что бы вы заказали на эту сумму?
- Представьте, что именинники пригласили всех учеников нашего класса. Сколько рублей они заплатят за угощение?
Меню кафе «Сказка»
Ассортимент |
Стоимость |
Салаты |
|
«Курочка ряба» (оливье с курицей) |
40 руб. |
«Рыжик» (морковь, сметана, сыр) |
30 руб. |
Фруктовый салат с йогуртом |
40 руб. |
Горячее |
|
Макароны с сыром и бифштексом |
100 руб. |
Шашлычки из курицы с картошкой по-деревенски |
120 руб. |
Десерты |
|
Пицца (грибная; овощная; мясная) |
40 руб. |
Сырники (сметана, варенье, сгущенное молоко) |
50 руб. |
Блинчики с мороженым в ягодном сиропе (горячий шоколад, мёд, сметана, масло сливочное) |
50 руб. |
Пирожки в ассортименте |
15руб. |
Пирожное в ассортименте |
30 руб.; |
Мороженое с наполнителем |
50 руб. |
Напитки |
|
Сок в ассортименте |
25 руб. |
Морс |
30 руб. |
Какао |
20 руб. |
Чай |
15 руб. |
6. Итог занятия
- Мы посмотрели, как можно провести день рождения.
- Как вы думаете, для чего у ребят составлен распорядок дня? С какой целью его использовали его мы?
- Для чего нам понадобилось меню кафе? Какие качества в себе можно развивать, используя этот приём?
- Какие знания понадобились нам для решения поставленных задач?
- Какие задания понравились больше всего?
- Какие задания показались самыми трудными?
Приложение.
Распорядок дня школьника – это распределение времени таким образом, чтобы его сон и питание были полноценны, а работа и отдых чередовались самым оптимальным образом. Если данные требования соблюдаются, на протяжении дня ученик сможет успевать делать все, что от него требуется, и при этом не будет чувствовать себя чрезмерно усталым.
Режим дня важен еще и потому, что помогает приучить школьника к порядку, самостоятельности и ответственности, а также сохранить его здоровье в то время, как нагрузки на детей стали гораздо больше, чем каких-то 10 лет назад.
Ребята способны быстро привыкнуть к школьным правилам и упорядоченности действий во время пребывания в школе. Если и дома существует строго определенный порядок, можно полагать, что ребенок не будет приходить на занятия, не выспавшись или не успев позавтракать, а после учебы не станет до вечера слоняться по улицам или смотреть телевизор, наскоро подкрепившись чипсами и отложив приготовление уроков до прихода родителей с работы.
Термин «меню» французского происхождения. Перечень блюд каждого конкретного завтрака, обеда, ужина, меняющийся ежедневно и составляемый на день, неделю, месяц и даже на год, в зависимости от вкусов и возможностей составителя. Меню должно быть ясно написано, красиво и аккуратно оформлено.
Определения «меню» из разных источников.
Меню - это перечень расположенных в одном порядке разных холодных и горячих закусок, первых и вторых блюд, горячих и холодных напитков, мучных кондитерских изделий, имеющихся в продаже ресторана на данный день с указанием цен, выхода, метода приготовления и перечня, входящих в их состав компонентов.
Меню- это визитная карточка ресторана и средство рекламы. Меню - это перечень блюд и напитков, которыми располагает предприятие, с указанием их количественных показателей и цены.
Меню представляет собой лист, согнутый вдвое, либо оформленный в виде тетради. В нем должно быть столько страниц, сколько нужно, чтобы вписать все блюда и напитки.