Урок-практикум по математике «Решение практических задач "Делу время, а потехе час"» (4 класс)

4
0
Материал опубликован 31 January 2017 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»


 


 


 


 


 


 

Тема: «Решение практических задач
«Делу время, а потехе час»
(урок-практикум по математике)


 


 


 

Разработала учитель начальных классов Степаненко В. И.


 


 


 


 


 


 


 

2016/2017

Тема: Решение практических задач «Делу время, а потехе час» (урок-практикум по математике)

Цель: развитие интеллектуальных способностей школьников

Задачи:

1. Закреплять навыки устного счёта;

2. Формировать умение работать с информацией, умение преобразовывать текст в таблицу, строить диаграммы.

Ход урока

1. Предложить расшифровать анаграмму ЛУДЕ МЯВРЕ, ХЕТЕПО САЧ («Делу время, потехе час»)

- Что такое дело (работа, занятие, действие не для развлечения)?

- Что такое потеха (забава, веселье, развлеченье)?

- Как вы понимаете поговорку «Делу время, потехе час»?

Историческая справка

Фраза родилась в далёком 17 веке, и принадлежит второму русскому царю из династии Романовых Алексею Михайловичу. Царь написал эти строки в предисловии к составленному им сборнику правил соколиной охоты.

Поскольку Алексей Михайлович любил порядок и на первое место он ставил время, отводимое делу. Однако, помимо работы нужно уделять внимание потехе (отдыху). Царь и не думал отводить на потеху всего лишь час времени. Ранее слово “час” означало время, и общий смысл пословицы был таковым: “всему свое время: и делу, и потехе”. И приписка царя напоминала охотникам, что они, увлекаясь потехой, не должны забывать о деле – о службе государству. Однако в ХIХ веке появился союз «а»: «делу время, а потехе час», что изменило смысл выражения: делу следует отводить большую часть времени, развлечениям — меньшую.

- Какие пословицы и поговорки вы ещё знаете про дело и отдых?

Кончил дело – гуляй смело. Сначала ноша, потом отдых. Шутке – минутка, а делу – час. Хорош отдых, когда работа сделана.

2. Сегодня мы будем учиться распределять свое время и финансы с учётом времени труда и отдыха, а помогут нам в этом 2 ученика нашего класса. Узнать их имена вы сможете, вычислив значения выражений и используя порядковый номер букв в алфавите.

42 : 3 = 14 (М) 17 : 17 = 1 (А) 120:10 = 12 (К) 80 – 61 = 19 (С) 420 : 42= 10 (И) 70 : 5 = 14 (М)

 

           
           
 

 


- Какие имена у вас получились?

– Почему одно имя, а я сказала, что нам будут помогать ученики (2 Максима в классе)?

- Как выдумаете, почему именно эти ребята будут помогать? (У них сегодня день рождения).

Поздравить именинников с днём рождения. Пожелать им хорошей учёбы, крепкого здоровья, иметь настоящих друзей.

3. - А когда родились вы? В группах определите дату вашего рождения, полученные данные занесите в таблицу, сделайте вывод о количестве учеников родившихся в разное время года.

- Почему 5 колонок в таблице? (5 – так как 4 времени года и 1колонка для имён.)

- Сколько строчек в таблице? (По количеству детей и 1 для итога.)

Имя

зима

весна

лето

осень

1.

       

2.

       

3.

       

4.

       

5.

       

6.

       

Итого

       

- Используя результаты таблицы, постройте диаграмму своей группы. Сделайте вывод.

Используя данные групп, предложить коллективно построить общую диаграмму.

- В какое время года больше родилось ребят из нашего класса?

4. Представьте, что наши именинники решили, что в день рождения можно совместить приятное с полезным, поэтому решили пригласить друзей в театр. Изучив афишу, они выяснили, что спектакли идут всю неделю по утрам и вечерам, а также в выходные, но стоимость сеанса разная. Пожалуйста, используя данные с афиши, заполните таблицу.

Время спектакля и стоимость

Дни недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

Утро

             

Стоимость

             

Вечер

             

Стоимость

             

- Определите, в какие дни и в какое время билеты самые дорогие?

- Когда самые дешёвые?

- Определите, в какое время ребята смогут сходить в театр, если режим дня у них следующий.

Время

Расписание дел

7.15

Подъём. Зарядка.

7.15 – 7.30

Умывание, уборка постели.

7.30 – 7.45

Завтрак

7.45 – 8.20

Дорога в школу

8.30 – 13.30

Уроки

13.30 – 14.00

Дорога домой

14.00 – 14.30

Обед

14.30 – 15.30

Отдых, пребывание на свежем отдыхе.

15.30 – 17.00

Приготовление уроков

17.00 – 17.15

Полдник

17.15 – 19.00

Занятия в кружках, настольные игры дома

19.00 – 19.30

Ужин

19.30 – 21.00

Свободное время: чтение книг, просмотр телепередач, прогулка перед сном

21.00 – 21.30

Подготовка ко сну

21.30 – 7.15

Сон

- Какую информацию можно узнать о ребятах, посмотрев их режим дня?

- Ваши предложения: когда можно будет пригласить друзей?

5. Представьте, что наши именинники решили, что в день рождения можно совместить приятное с полезным, поэтому решили пригласить друзей в кафе.

- Какие кафе есть в нашем городе?

- Давайте представим, что в нашем городе построили кафе для детей и называется оно «Сказка». Ребята заказали столики в кафе. Они взяли меню, чтобы можно было рассчитать, какая сумма потребуется каждому. Именинники решили, что 200 рублей будет достаточно.

- Что бы вы заказали на эту сумму?

- Представьте, что именинники пригласили всех учеников нашего класса. Сколько рублей они заплатят за угощение?

Меню кафе «Сказка»

Ассортимент

Стоимость

Салаты

«Курочка ряба» (оливье с курицей)

40 руб.

«Рыжик» (морковь, сметана, сыр)

30 руб.

Фруктовый салат с йогуртом

40 руб.

Горячее

Макароны с сыром и бифштексом

100 руб.

Шашлычки из курицы с картошкой по-деревенски

120 руб.

Десерты

Пицца (грибная; овощная; мясная)

40 руб.

Сырники (сметана, варенье, сгущенное молоко)

50 руб.

Блинчики с мороженым в ягодном сиропе (горячий шоколад, мёд, сметана, масло сливочное)

50 руб.

Пирожки в ассортименте

15руб.

Пирожное в ассортименте

30 руб.;

Мороженое с наполнителем

50 руб.

Напитки

Сок в ассортименте

25 руб.

Морс

30 руб.

Какао

20 руб.

Чай

15 руб.

6. Итог занятия

- Мы посмотрели, как можно провести день рождения.

- Как вы думаете, для чего у ребят составлен распорядок дня? С какой целью его использовали его мы?

- Для чего нам понадобилось меню кафе? Какие качества в себе можно развивать, используя этот приём?

- Какие знания понадобились нам для решения поставленных задач?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие задания показались самыми трудными?

 

Приложение.

Распорядок дня школьника – это распределение времени таким образом, чтобы его сон и питание были полноценны, а работа и отдых чередовались самым оптимальным образом. Если данные требования соблюдаются, на протяжении дня ученик сможет успевать делать все, что от него требуется, и при этом не будет чувствовать себя чрезмерно усталым.

Режим дня важен еще и потому, что помогает приучить школьника к порядку, самостоятельности и ответственности, а также сохранить его здоровье в то время, как нагрузки на детей стали гораздо больше, чем каких-то 10 лет назад.

Ребята способны быстро привыкнуть к школьным правилам и упорядоченности действий во время пребывания в школе. Если и дома существует строго определенный порядок, можно полагать, что ребенок не будет приходить на занятия, не выспавшись или не успев позавтракать, а после учебы не станет до вечера слоняться по улицам или смотреть телевизор, наскоро подкрепившись чипсами и отложив приготовление уроков до прихода родителей с работы.

  Термин «меню» французского происхождения. Перечень блюд каждого конкретного завтрака, обеда, ужина, меняющийся ежедневно и составляемый на день, неделю, месяц и даже на год, в зависимости от вкусов и возможностей составителя. Меню должно быть ясно написано, красиво и аккуратно оформлено.

Определения «меню» из разных источников.

Меню - это перечень расположенных в одном порядке разных холодных и горячих закусок, первых и вторых блюд, горячих и холодных напитков, мучных кондитерских изделий, имеющихся в продаже ресторана на данный день с указанием цен, выхода, метода приготовления и перечня, входящих в их состав компонентов.

Меню- это визитная карточка ресторана и средство рекламы. Меню - это перечень блюд и напитков, которыми располагает предприятие, с указанием их количественных показателей и цены.

Меню представляет собой лист, согнутый вдвое, либо оформленный в виде тетради. В нем должно быть столько страниц, сколько нужно, чтобы вписать все блюда и напитки.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.