Тест по разделам «Лексика» и «Фразеология» Русский язык (6 класс. Баранов, Ладыженская)
Тест по разделам «Лексика» и «Фразеология»
для учащихся 6 класса
Вариант I
Продолжите определение, выбрав правильный ответ. (макс. кол-во баллов: 1)
Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования. |
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав. |
В) слово как часть речи. |
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. |
Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв. (макс. кол-во баллов: 7)
1. прямое значение слова |
А) весёлый ребёнок |
2. переносное значение слова |
Б) ветер воет |
В) быстрый олень |
|
Г) горит костёр |
|
Д) горит закат |
|
Е) золотые руки |
|
Ж) высокие горы |
Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный… (макс. кол-во баллов: 1)
А) безжизненный, мёртвый |
В) бесцеремонный, прямолинейный |
Б) безалаберный, безответственный |
Г) беспощадный, жестокий |
В каком ряду слова являются диалектизмами? (макс. кол-во баллов: 1)
А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст |
Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор |
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата |
Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин |
Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
(макс. кол-во баллов: 5)
Встали очень рано (1) и отправились в путь.
Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).
«Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)
Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).
_____________________________________________________________________________
От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то.
Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)* (макс. кол-во баллов: 4+доп.)
А) сбросить концы в воду |
В) хоть глаз вырви |
Б) обвести вокруг носа |
Г) не в своей кастрюле |
Тест по разделам «Лексика» и «Фразеология»
для учащихся 6 класса
Вариант II
Продолжите определение, выбрав правильный ответ. (макс. кол-во баллов: 1)
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования. |
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав. |
В) слово как часть речи. |
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. |
Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква. (макс. кол-во баллов: 7)
1) аккуратный |
А) безобразный |
2) трудиться |
Б) неволя |
3) жизнерадостный |
В) ослабить |
4) говорун |
Г) небрежный |
5) свобода |
Д) молчун |
6) усилить |
Е) бездельничать |
7) красивый |
Ж) угрюмый |
В каком ряду слова являются профессионализмами? (макс. кол-во баллов: 1)
А) скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска |
Б) клёвый, крутой, наехать, телек, слинять, беспредел, балдеть, водила, колбаситься |
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата |
Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин |
Укажите слова с отрицательной эмоциональной окраской.
(макс. кол-во баллов: 3)
А) старичок |
Г) хамство |
Б) сыночек |
Д) обожать |
В) пустомеля |
Е) физиономия |
Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
(макс. кол-во баллов: 5)
Я понимаю, кого вы имеете в виду (1), когда говорите, что эта книга плохая.
Станция железной дороги находится совсем близко (2) отсюда.
У каждого человека есть слабое место (3).
Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро (4), чтобы сообщить сестре новость.
Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить (5).
_____________________________________________________________________________
Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, бросить камешек в чей-либо огород, подать рукой.
Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)* (макс. кол-во баллов: 4+доп.)
А) душа в ноги ушла |
В) вставлять спицы в колёса |
Б) мурашки по спине прыгают |
Г) опустить нос |
Ключ к тесту по разделам «Лексика» и «Фразеология»
(для учащихся 6 класса)
Вариант I
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Б |
1) А, В, Г, Ж; 2) Б, Д, Е |
Г |
В |
1) ни свет ни заря; 2) от корки до корки; 3) зарубить себе на носу; 4) закрывать глаза на что-то; 5) руки не доходят. |
А) спрятать концы в воду; Б) обвести вокруг пальца; В) хоть глаз коли; Г) не в своей тарелке. |
Вариант II
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Г |
1) Г; 2) Е; |
А |
В, Г, Е |
1) бросить камешек в чей-либо огород; 2) подать рукой; 3) ахиллесова пята; 4) со всех ног; 5) водой не разлить. |
А) душа в пятки ушла; Б) мурашки по спине бегают; В) вставлять палки в колёса; Г) повесить нос. |
Критерии оценки
Вариант I
Максимальное количество баллов: 19+доп. баллы
Количество баллов |
Оценка |
17-19 |
«5» |
14-16 |
«4» |
10-13 |
«3» |
0-9 |
«2» |
Критерии оценки
Вариант II
Максимальное количество баллов: 21+доп. баллы
Количество баллов |
Оценка |
19-21 |
«5» |
16-18 |
«4» |
12-15 |
«3» |
0-10 |
«2» |