Тестовая контрольная работа по теме «Лексикология. Фразеология. Культура речи». 6 класс
Сведения об авторе
ФИО автора: Шишкина Анастасия Владимировна.
Должность, квалификационная категория: учитель русского языка и литературы, специалист I категории.
Полное официальное название организации – места работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Придорожненская школа Старобешевского муниципального округа» Донецкой Народной Республики.
Регион, населённый пункт: Донецкая Народная Республика, г. Донецк.
Тестовая контрольная работа по теме «Лексикология. Фразеология. Культура речи» для учащихся 6 класса
Тестовая контрольная работа предназначена для проверки знаний учащихся 6 класса по окончании изучения темы «Лексикология. Фразеология. Культура речи». Работа включает в себя 20 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа; проводится по двум вариантам. На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.
Критерии оценивания: 0-5 правильных ответов – оценка «2», 6-10 правильных ответов – оценка «3», 11-15 правильных ответов – оценка «4», 16-20 правильных ответов – оценка «5».
Вариант 1
Что изучает лексикология?
а) способы образования слов
б) слово как часть речи
в) словарный состав языка
г) грамматические связи между словами в предложении и тексте
Укажите предложение, в котором выделенное слово является однозначным.
а) Последний троллейбус уже давно ушёл.
б) Девушка была в красивом бархатном платье.
в) Присутствующие сидели с каменными лицами.
г) Только близкие люди могут разделить с тобой все невзгоды.
В каком предложении выделенное слово употреблено в переносном значении?
а) Забор был выкрашен ярко-зелёной краской.
б) Не ешь эти яблоки: они ещё зелёные.
в) Новый работник был совсем зелёный, неопытный.
г) Даже зимой из-под снега кое-где проглядывает зелёная трава.
Укажите строку, в которой представлены разные значения одного и того же слова.
а) едкий лук – тугой лук
б) борец-чемпион – борец со злом
в) вешать картину – вешать товар
г) крупа из ячменя – ячмень на глазу
Укажите строку, в которой представлены фонетические омонимы (омофоны).
а) старый замок – дверной замок
б) стрельба из лука – грядка лука
в) три богатыря – не три глаза руками
г) предвыборная кампания – весёлая компания
Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении паронима.
а) Собираясь гулять, я всегда одеваюсь по погоде.
б) Сколько стоит абонемент в бассейн?
в) В нашем спорткомплексе прошли соревнования по водяному поло.
г) Ребёнок был чуткий и впечатлительный.
В каком предложении есть синонимы?
а) Кто много говорит, тот обычно мало делает.
б) Зимой я проведу каникулы дома, зато летом поеду на море.
в) Одеваясь для зимней прогулки, не забудьте надеть тёплые носки.
г) Директор вызвал меня на серьёзный разговор и вдобавок пригласил моих родителей.
В каком предложении использованы антонимы?
а) Бабушка всегда приезжает с гостинцами, и я никогда не отказываюсь от подарка.
б) Вы наш тысячный абонент, поэтому мы вам дарим скидку на абонемент.
в) Он приступил к работе рано утром, а закончил её только на следующий день.
г) Наш новый начальник оказался хорошим руководителем.
Укажите предложение, в котором использован эпитет.
а) Белые облака напоминали барашков.
б) В зеркале пруда отражались деревья.
в) Ветер пел, свистел, завывал.
г) У моей мамы просто золотой характер.
Укажите предложение, в котором использовано олицетворение.
а) Тыщу лет тебя не видел.
б) Пришли лесорубы: застучали топоры, завизжали пилы.
в) Пётр Великий прорубил окно в Европу.
г) Дубровский был благородным разбойником.
Укажите строку, в которой все слова – исконно русские.
а) бабочка, ваза, кукла
б) сундук, ветер, мама
в) лето, вода, компьютерщик
г) гость, башмак, орден
В каком предложении выделенное слово – заимствование из греческого языка?
а) Мой дедушка гордится своими орденами.
б) Давно я не была в театре.
в) Это не телефонный разговор.
г) На экзамене будет всё, что мы проходили в основной школе.
В каком отрывке из «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина использован старославянизм?
а) Торговали мы булатом, / Чистым серебром и златом.
б) Все красавцы молодые, / Великаны удалые.
в) Море вздуется бурливо, / Закипит, подымет вой, / Хлынет на берег пустой.
г) А орешки не простые, / Всё скорлупки золотые.
В каком предложении использовано диалектное слово?
а) Дед осваивает компьютер, но пока что в нём он чайник.
б) Свою рабочую одежду отец аккуратно повесил на тремпель.
в) Вот уже тридцать лет прошло с тех пор, как шофёр дядя Андрей сел за баранку.
г) Провинившемуся сотруднику шеф устроил выволочку.
Укажите строку, в которой все слова имеют высокую стилистическую окраску.
а) вещий, малюсенький, вдохновение
б) гражданственность, дерзать, грядущее
в) глупышка, завет, испепелить
г) стремление, жаждать, здоровенный
Что изучает фразеология?
а) словарный состав языка
б) устойчивые словосочетания
в) способы построения словосочетаний
г) слово с точки зрения стилистической окраски
В каком предложении нет фразеологизма?
а) В педагогическом институте сегодня день открытых дверей.
б) В открытую дверь ворвался холодный ветер.
в) Лучше действовать в открытую, ничего не тая.
г) В походе мы впервые ночевали под открытым небом.
Укажите строку, в которой представлены фразеологизмы-антонимы.
а) ни рыба ни мясо – ни то ни сё
б) белая ворона – серая масса
в) вешать лапшу на уши – заговаривать зубы
г) по горло – выше крыши
Укажите строку, в которой все фразеологизмы имеют книжную стилистическую окраску.
а) перейти Рубикон, встреча в верхах, сыт по горло
б) терновый венец, ждать у моря погоды, одет с иголочки
в) прокрустово ложе, манна небесная, земля обетованная
г) филькина грамота, блудный сын, хоть тресни
Укажите строку, в которой дано неправильное толкование фразеологизма.
а) бить баклуши – бездельничать
б) тёртый калач – наивный, неопытный человек
в) как в воду глядел – угадал, правильно предсказал
г) выйти из строя – испортиться, сломаться
Вариант 2
Что такое лексика?
а) система частей речи
б) система выразительных средств языка
в) словарный состав языка
г) устойчивые выражения
Укажите предложение, в котором выделенное слово является однозначным.
а) Об этом уже давно идёт жаркий спор.
б) Устраиваясь на новую работу, я собрал пакет необходимых документов.
в) На подоконнике стоят горшки с цветами.
г) Мы разбили лагерь в поле.
В каком предложении выделенное слово употреблено в прямом значении?
а) За высоким каменным забором располагался шикарный особняк.
б) Друг умеет рассказывать смешные истории с каменным лицом.
в) Этот регион является лидером по добыче каменного угля.
г) Он был жестоким человеком с каменным сердцем.
Укажите строку, в которой представлены омонимы.
а) разбитый стакан – разбитое сердце
б) идёт человек – костюм мне идёт
в) крепостная стена – крепостная крестьянка
г) зелёный лук – зелёный юнец
Укажите строку, в которой представлены грамматические омонимы (омоформы).
а) пшеничная мука – душевная мука
б) ржавая пила – птица пила воду
в) цветущие поля – вернулась с поля
г) кофейная чашка – кофейный костюм
Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении паронима.
а) Мама поручила мне одеть младшего брата для прогулки.
б) В ралли используются гончие автомобили.
в) Дом отдыха находился в живописной гористой местности.
г) Небо затянули грозовые тучи.
В каком предложении есть синонимы?
а) Этот мальчик – настоящий невежа, и его приятель – такой же грубиян.
б) Обычно я пишу аккуратно, но последнюю работу написал небрежно, и учитель снизил оценку.
в) Получив зарплату в двойном объёме, он испытал двойственные чувства.
г) Не взломав замка, исследователь так и не попал внутрь древнего замка.
В каком предложении использованы антонимы?
а) В современной моде мой дедушка – полный невежда, а вот бабушка – настоящий знаток.
б) В комнате было светло, за окном же царила темнота.
в) Лучше обратиться к врачу, чем доверить своё здоровье народным целителям.
г) У той пожилой женщины был уже немолодой сын.
Укажите предложение, в котором использована метафора.
а) Замёрзшее озеро было словно зеркало.
б) Книга может рассказать о многом.
в) Золото волос рассыпалось по плечам девушки.
г) На прошлой неделе мне приснился вещий сон.
Укажите предложение, в котором использована гипербола.
а) Во дворе уже горят костры рябин.
б) Молния разрубила тучу сабельным ударом.
в) Небо затянуло свинцовыми грозовыми тучами.
г) Этот старик, наверное, динозавров застал.
Укажите строку, в которой все слова – исконно русские.
а) свёкла, скамейка, ветер
б) звезда, телеграфистка, волк
в) небо, океан, море
г) лес, дерево, бумага
В каком предложении выделенное слово – заимствование из английского языка?
а) В выходные не хочется вставать с кровати.
б) Подруга уже давно хотела сменить имидж.
в) В компьютерном классе появилось новое оборудование.
г) Состоялся запуск новой ракеты.
В каком отрывке из «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина использован историзм?
а) Остров на море лежит, / Град на острове стоит.
б) Все в том острове богаты, / Изоб нет, везде палаты.
в) Ветер по морю гуляет / И кораблик подгоняет.
г) А орешки не простые, / Всё скорлупки золотые, / Ядра — чистый изумруд.
В каком предложении использован жаргонизм?
а) Дедушка рассказывал, как они с товарищами охотились на поляшей.
б) Рабочий положил башмак под колесо вагона.
в) Если непонятно значение какого-то слова, лучше его загуглить.
г) Бабушка попросила принести с огорода бураков.
Укажите строку, в которой все слова имеют сниженную стилистическую окраску.
а) будущность, башковитый, дерзновенный
б) лузгать, почивать, здоровенький
в) огроменный, носище, жрать
г) благоуханный, вдохновенный, мамаша
Что такое фразеологизмы?
а) стилистически окрашенные слова
б) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению
в) свободные словосочетания
г) слова и выражения ограниченного употребления
В каком предложении нет фразеологизма?
а) Родители поставили Василия на ноги, и теперь он живёт отдельно.
б) Малыш упал, но мама быстро поставила его на ноги.
в) Я очень устала во время соревнований, так что потом спала до утра без задних ног.
г) Он побежал со всех ног, как будто за ним гнались.
Укажите строку, в которой представлены фразеологизмы-синонимы.
а) черепашьим шагом – на всех парах
б) кровь с молоком – бледный как смерть
в) тёртый калач – стреляный воробей
г) не видеть леса за деревьями – зреть в корень
Укажите строку, в которой все фразеологизмы – мифологического происхождения.
а) блудный сын, манна небесная, терновый венец
б) прокрустово ложе, сизифов труд, авгиевы конюшни
в) пиррова победа, перейти Рубикон, геростратова слава
г) тришкин кафтан, демьянова уха, медвежья услуга
Укажите строку, в которой дано неправильное толкование фразеологизма.
а) перейти Рубикон — принять бесповоротное решение
б) филькина грамота – документ, не имеющий юридической силы
в) (работать) в поте лица – плохо, халатно, с ленцой
г) обвести вокруг пальца – обмануть, ввести в заблуждение
Ответы
Вариант | № вопроса | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
1 | в | а | в | б | г | в | г | в | г | б | в | б | а | б | б | б | б | б | в | б |
2 | в | в | а | в | б | б | а | а | в | г | б | б | б | в | в | б | б | в | б | в |
Список использованной литературы
Русский язык. 6 класс : учебник : в 2 ч. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.. — 5-е изд. перераб. — Москва : Просвещение, 2023.
Русский язык. 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в двух частях / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская [и др.]. Ч. 1. — Москва : Просвещение, 2021. — 175 с.