12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суслопарова Людмила Юрьевна46344
Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023).
Россия, Кировская обл., Уржум

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Автор материала

Суслопарова Людмила Юрьевна

  1. Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы

 КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»

  1. Предмет

Русский язык

  1. Класс

9 класс

  1. Название

   материала

Тест по теме «Лексикология. Фразеология. Культура речи»

  1. Вид ресурса

Учебно–дидактический материал

  1. Название раздела учебного курса

«Лексикология. Культура речи»

  1. УМК, авторы

образовательной программы

УМК по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой (углублённый уровень изучения)

  1. Цель и задачи

   материала

Цель:  создание условий для осмысления,  решения практических заданий и последующей проверки знаний, умений, приобретённых в результате повторения раздела.

Задачи:

Образовательные: повторение и обобщение материала по теме,  формирование речевой грамотности обучающихся и культуры речи.

Развивающие: расширение  общелингвистического и культуроведческого кругозора; развитие коммуникативных способностей учащихся.

Воспитывающие: воспитание критического отношения к ошибкам в собственной речи,  интереса и уважения к языку как национальному государственному достоянию, забота о сохранении чистоты речи.

  1. Формируемые УУД

Личностные:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные:

владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и  выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

умение определять действия в соответствии с учебной

и познавательной задачей, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Предметные:

освоение лексических норм русского литературного языка норм речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

  1. Как реализуется на уроке

Тип урока - урок контроля знаний и умений

(в конце изучения раздела).

На выполнение работы отводится 40 минут.

  1. Использованные

 источники

Грамота.ру. Словарь трудностей: http://new.gramota.ru/spravka/trudnosti?layout=item&id=36_15.

История происхождения 25 русских фразеологизмов:  https://pikabu.ru/story/proiskhozhdenie_25_russkikh_frazeologizmov_953391

Подготовка к олимпиаде по русскому языку: http://rusolimp.kopeisk.ru/leksik/?file=133

Лексическое и грамматическое значение слова:

https://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/leksicheskoe-grammaticheskoe-znachenie-137502.html

Русский язык и культура речи/плеоназм: https://russkiiyazyk.ru/kultura-rechi/pleonazm.html

Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. Составитель В. И. Зуев: Казань, ИСГЗ, 2006 г.

Сенина, Глянцева, Гурдаева: Русский язык. 10-11 класс. Нормы речи. Учебное пособие - Легион, 2016 г.

  1. Комплектация

конкурсной работы

Пояснительная записка,  

контрольно-измерительный материал (тест),

инструкция к выполнению  заданий,

​​​​​​​критерии оценивания,

ответы.

  1. Ссылки на изображения

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d26/000b1d2d-f44e6417/hello_html_79d0d753.jpg

https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/0d36/0000bcfd-a2eb4d6d/img12.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1374/00046cbb-b4199be6/img13.jpg​​​​​​​
























ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

1. Внимательно прочитайте вид задания и его содержание.

2. Задания № 1, 2, 3, 5,10,11 предполагают множественный выбор ответов.

3. Задания № 4, 6 – на установление соответствия. Ответы на них записываются в виде пары из цифры и буквы (например, 1-Д)

4. Задание №7 – на установление последовательности. Ответы на него записываются парами в виде цифр от 1 до 9 и нужной буквой (например, 1 – В, 2-Ж и т. д.)

5. Задание № 8 – на исключение лишнего (один ответ).

6. Задание  № 9 – с кратким ответом – словом.

7. Задание № 12 – на дополнение. Ответы – слова нужно вставить в текст на месте пропусков. Задание требует дать любой пример к заданию.

8. Задание №13 – ситуативная задача. Ответ записывается в виде словосочетания – фразеологизма.

9. Задание № 14 – творческое. Предполагает 3 ответа – словосочетания и предложения - примеры к ним.

10. Время выполнения работы – 40 минут.

Желаю удачи!

Контрольная работа в форме теста

по теме «Лексикология. Фразеология. Культура речи». 9 класс.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Задание с множественным выбором правильных ответов.

Что изучает лексикология?

А. Слово как единицу словарного состава языка.

Б. Морфемный состав языка.

В. Звуковой состав языка.

Г. Словарный состав языка.

Д. Лексическое значение слов.

2. Задание с множественным выбором ответов.

Найдите верные утверждения.

А. Лексика русского языка с точки зрения происхождения делится на исконно русскую и заимствованную.

Б. К пассивной лексике относят устаревшие и новые слова.

В. Грамматические значения слов изучаются лексикологией.

Г. Лексика ограниченного употребления – это диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.

Д. Лексическое значение слова можно узнать в орфоэпическом словаре.

3. Задание с множественным выбором ответов.

Какие пары слов не являются омонимами?

А. Топить (печь) – топить (в воде)

Б. (Наточить) лук – (крупный) лук

В. Золотая (цепочка) – золотая (осень)

Г. Мышка (в сарае) – (беспроводная)  мышка

Д. Ветреный (мальчишка) – ветреный ( вечер)

4. Задание на установление соответствия.

Соотнесите архаизмы и современные слова.

            1) лепота                   А. память

            2) пиит                      Б. очень

            3) десница                 В. весьма

            4) ланиты                  Г. парус

            5) шуйца                   Д. поэт

            6) мемория               Е. правая рука

            7) психея                  Ж. красота

            8) ветрило                З. левая рука

            9) зело                      И. щёки

            10) вельми                К. душа

5. Задание с множественным выбором правильных ответов.

Назовите среди устаревших слов историзмы.

А. отрок 

Б. воевода

В. цирюльник

Г. смерд

Д. камзол

Е. вирши

6. Задание на установление соответствия.

Соотнесите слово и его лексическое значение (запишите соответствия парами).

1) Флэш-моб

А. Страница в Интернете, оформленная в виде журнала, дневника с постоянно добавляемыми записями и изображениями.

2) Пост

Б. Последний срок, когда что-то должно быть выполнено.

3) Хакер

В.Содержимое, информационное наполнение сайта, издания.

4) Контент

Г. Средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени.

5) Дедлайн

Д. Заранее спланированная массовая акция, неожиданная для окружающих.

6) Блог

Е. Любая статья и запись на интернет-странице

 7) Чат

Ж. Компьютерный взломщик.

7.  Задание на установление последовательности.

Укажите правильную последователь лексического анализа слова, используя для этого цифры от 1 до 9. Ответ запишите парами (цифра – буква).

Варианты ответов:

А. Наличие у слова омонимов, синонимов, антонимов.

Б. Активное - пассивное (устаревшее или неологизм).

В. Значение слова (по соотношению с реальной действительностью: предмет, признак, действие, состояние).

Г. Тип лексического значения (по сочетаемости с другими словами: свободное, фразеологически связанное, синтаксически обусловленное). Способ переноса или тип переносного значения.

Д. Многозначное - однозначное.

Е. Тип лексического значения по соотношению с понятием: прямое - переносное.

Ж.Происхождение слова (исконно русское, заимствованное, тип заимствования).
З. Сфера употребления слова (общенародная, диалектная, профессиональная, жаргонная).

И. Экспрессивно-стилистическая окраска (нейтральное, принадлежит устной речи (разговорное, просторечное) или письменной речи (книжное, высокое).

8. Задание на исключение лишнего.

Найдите слово, не имеющее отношения к другим с точки зрения происхождения

А. Азбука

Б. Мать

В. Большевик

Г. Бульон

Д. Незабудка

9.  Задание с кратким ответом.

Как называются слова, выделенные в стихотворении С. А. Есенина курсивом?

Ответ запишите в рамке.

Пахнет рыхлыми драчёнами,

У порога в дёжке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.






10. Задание с множественным выбором правильных ответов.

Отметь все предложения, в которых нет лексической ошибки:

А. Право подписи под этими документами – исключительная прерогатива директора.

Б. Встреча произвела на него неизгладимое впечатление.

В. Наши организации и впредь планируют продолжить совместное сотрудничество.

Г. Напишите, пожалуйста, автобиографию.

Д. Текст написан очень понятливым языком.

11. Задание с множественным выбором правильных ответов.

   Укажите случаи нарушения стилистических норм современного русского языка.

 А. В анкете следует указать профессию папы и мам­ы.

 Б. Необходимо выплатить компенсацию до начала следующего года.

 В. Ведомость была заверена секретаршей директора.

 Г. Этот вопрос вне нашей компетенции.

 Д. Кандидаты от новой партии использовали митинг ветеранов для собственной раскрутки.

12. Задание на дополнение.

Вставьте пропущенные слова в предложение, записав их на месте пропусков.

       Фразеологизм – это ________________ сочетание слов, употребляемое в _____________ смысле, которое можно заменить __________ словом, синонимом, поэтому он является одним ___________ предложения.

        Например, _______________________________________.

13. Ситуативная задача.

  Представьте, что на уроке русского языка вам предложили игру «Занимательная фразеология». Попробуй решить одно из заданий этой игры, чтобы помочь своей команде.     

      Определите, о каком фразеологизме идёт речь, познакомившись с  его происхождением. Ответ запишите в рамке. Составь предложение с данным фразеологизмом.

     На Руси когда-то соль была очень дорогой. Возить ее приходилось издалека. В старину пищу солили сидя за столом. Часто хозяин солил гостям еду рукой. Гостю познатнее сыпал больше (иногда и лишнее – вот откуда пересолил). А гостю незнатному, сидевшему где-нибудь в дальнем конце стола, соли совсем не доставалось. Поэтому про плохой прием, оказанный кому-нибудь, про чью-либо неудачу принято говорить:




  1. Творческое задание.

Узнай фразеологизмы по картинке, объясни их значение. Составь с каждым из них предложение.

                                                                                 

u1605822050.jpg
1.   


q1605822110.jpg
2
h1605822150.jpg
3


Контрольная тестовая работа
DOC / 386 Кб


Пояснительная записка
DOC / 59.5 Кб


Инструкция
DOC / 24 Кб

Критерии оценивания
DOC / 24 Кб

Ответы
DOC / 23.5 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Ирина Владимировна Казарцева, 20.11.20 в 10:49 6Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за работу!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 20.11.20 в 12:02 5Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас за отзыв, Ирина Владимировна!
Пролубщикова Наталья Владимировна, 20.11.20 в 12:48 5Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественную работу, Людмила Юрьевна!!!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 20.11.20 в 13:33 4Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за такую оценку, Наталья Владимировна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 20.11.20 в 13:56 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за помощь коллегам,Людмила Юрьевна! Отличная работа!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 20.11.20 в 14:57 4Ответить Пожаловаться
Благодарна вам за добрые слова, Марина Юрьевна! Очень приятно! Рада, что материал полезен!
Сафонова Елена Валерьевна, 10.12.20 в 19:15 2Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 10.12.20 в 21:00 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за поздравление, Елена Валерьевна! Мнение коллег для меня очень ценно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.