Контрольная тестовая работа «Лексика. Фразеология»
Контрольная тестовая работа по учебной дисциплине «Русский язык» составила Федосеева Лариса Станиславовна, преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум»
Контрольная тестовая работа ориентирована на проведение среза знаний после изучения темы «Лексика и фразеология» студентов 1 курса, составлена на основе учебника Е.С.Антоновой, Т.М. Воителевой «Русский язык». Данная работа поможет проверить уровень усвоения темы на всех основных этапах изучения.
Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология»
А 1. Лексика – это
1) раздел науки о языке, изучающий значение слова.
2) раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи
3) раздел науки о языке, изучающий правописание слов
4) раздел науки о языке, изучающий образования слов
А 2. В каком словаре можно узнать значение слова?
1) в орфоэпическом словаре
2) в орфографическом словаре
3) в толковом словаре
4) в словообразовательном словаре
А 3. Какое выражение является верным?
1) К общеупотребительным словам относят ту лексику, которая знакома не всем людям, говорящим на данном языке.
2) К общеупотребительным словам относятся слова, известные большинству людей и употребляемые всеми.
3) К общеупотребительным словам относят лексику, связанную с особенностями работы той или иной специальности.
4) К общеупотребительным словам относят лексику, которая образовалась непосредственно в русском языке в разные периоды ее развития.
А 4. Найдите соответствия
1. Диалектизмы |
А. Ланиты, перс, чело |
2. Профессионализмы |
Б. Спонсор, плейер, сериал |
3. Историзмы |
В. Гомеопатия, генезис, синтез |
4. Архаизмы |
Г. Вау, фан, комильфо |
5. Неологизмы |
Д. Буряк, кочет, векша |
6. Жаргонизмы |
Е. Поручик, кафтан, лакей |
7. Экзотизмы |
Ж. Нештяк, стукач, чувак |
8. Варваризмы |
З. Паста, пончо, сиеста |
А 5. Найдите многозначное слово.
1) Адресат
2) Брюки
3) Гребень
4) Торт
А 6. Найдите омонимы
1) девичья коса – Куршская коса
2) гаечный ключ - газовый ключ
3) бархатный голос – бархатное платье
4) косметический крем – крем для рук
А 7. В каком варианте ответа используются антонимы?
А) День был августовский, знойный, томительно-скучный (А. П. Чехов).
Б) Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.( М.Ю. Лермонтов)
В) Не было бы счастья, да несчастье помогло. (А.Н. Островский)
Г) Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его. (И. А. Гончаров)
1) АБ
2) БВ
3) АВ
4) ВГ
А 8. В каком предложении используются контекстные синонимы?
1) Уважение – это состояние, необходимое человеку при взаимодействии с окружающим миром и людьми.
2) Уважение проявляется в том, что я своим вниманием стараюсь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем Божественное и взаимодействовать с ним адекватно.
3) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.
4) Если таких людей будет много, то всё изменится вокруг: и наш город, и правительство, и страна.
А 9 . В каком предложении вместо слова ЗЕМЛЯНОЙ нужно употребить ЗЕМЛИСТЫЙ?
1) Оборонявшиеся соорудили ЗЕМЛЯНОЙ вал, чтобы противник не смог прорваться в крепость.
2) У больного был ЗЕМЛЯНОЙ цвет лица.
3) ЗЕМЛЯНЫЕ гряды покрылись первыми робкими всодами.
4) Этот ЗЕМЛЯНОЙ холм, по преданию, был насыпан воинами Чингисхана.
А 10. Найдите соответствия
А.Биться как рыба об лед |
1.бесследно |
Б. Как в воду канул |
2. неожиданно |
В. Как пить дать |
3. напрасно |
Г. Как снег на голову |
4. точно |
А 11. В каком предложении не нарушены лексические нормы, связанные со скрытой тавтологией
1) Студенты подарили ветерану памятный сувенир.
2) На предприятии много свободных вакансий.
3) Все небо было залито багровым светом.
4) Многие юноши являются патриотами своей Родины.
А 12. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность
1) В свободное от занятий время студенты занимаются в кружках.
2) Проливной дождь превратил маленький ручей в бурлящий поток.
3) Этот забавный случай произошел пять лет тому назад.
4) Молодой архитектор разработал проект суперсовременной гостиницы.
А 13. Какой фразеологический оборот употреблен неверно ?
1) Цветухин не спускал глаз с Лизы.
2) После приезда Ольги жизнь стала у нас бить другим ключом.
3) Мы одержали победу в этом состязании.
4) Русские спортсмены приняли участие в олимпиаде.
А 14.Найдите предложения, в которых используется метонимия
А) Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь. (М. Исаковский)
Б) Листва берез висит, не шелохнувшись. (К. Паустовский)
В) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С.Пушкин)
Г) Перед нами высокие горы, поросшие редким лесом. (В.К.Арсеньев)
1) АГ
2) БГ
3) АВ
4) БВ
А 15. В предложении «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» ( Э. Рязанов) выделенное словосочетание является:
1) синекдохой
2) метафорой
3) оксюмороном
4) метонимией
Прочитайте текст и выполните задания В1-В5,С1
ПУТЯМИ ДОБРОТЫ
1)Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он невольно дает себе оценку.2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.
3)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. 4)Он ставит себе цель, достойную человека.
5)Только такая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. 6)Да, радость! 7)Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? 8)Не тому помочь? 9)Но много ли людей не нуждаются в помощи?
10)Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. 11)Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
12)Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть. 13)Надо иметь и принципы в жизни. 14)Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать.
15)Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.
16)Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… 17)Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем врать.
18)Обманывая, человек, прежде всего, обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.
19)Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым, творить просто добрую атмосферу вокруг себя. 20) Человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. 21)Вот это и есть творчество.
(По Д.С.Лихачеву)
В 1. Определите тему и идею текста.
В 2. В предложениях 1-3 найдите антонимы. Выпишите их.
В 3.Среди предложений 19-21 найдите такое, где использовано противопоставление.
В 4. Среди предложений 5-11 найдите такие, которые содержат анафору.
В 5.Среди предложений 12-14 найдите предложение с лексическим повтором.
С 1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, отвечая на следующий вопрос:
- Какие цели можно считать высокими?
Ответы:
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
А13 |
А14 |
А15 |
1 |
3 |
2 |
1-Д 2-В 3-Е 4-А 5-Б 6-Ж 7-З 8-Г |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
А-3 Б-1 В-4 Г-2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
В1-
Тема текста – путь доброты
Идея текста – надо прожить жизнь с достоинством
В2- низкий-высокий
В3-20
В4 -10-11
В5-14