12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Поваляева Людмила Николаевна431

Воспитательный процесс – творческая жизнь коллектива


Задачи, стоящие перед современной школой, требуют от классного руководителя постоянного поиска, напряжённых раздумий над тем, как в общих делах коллектива будут учитываться интересы, применяться способности каждого ученика. Большое место в работе классного руководителя занимает многоплановая и разнообразная организационно- педагогическая деятельность. В условиях дальнейшего развития современной образовательной школы она приобретает особое значение, главная цель её – обеспечение эффективности воспитательного процесса.

Может быть, в самом деле правы те, кто относится к воспитательной работе как вспомогательному участку педагогической деятельности? Может быть, действительно все или почти все задачи воспитания решаются в процессе обучения? Может быть, это нормально, что на воспитательную работу в школе остаётся так мало времени и сил?

Нет, и тысячу раз нет! Ибо воспитание во внеучебной жизни играет огромнейшую роль. Почему? Потому что многие ценные качества у человека могут формироваться только на собственном опыте практической деятельности, на опыте участия в коллективной работе.

Рассмотрим вопрос о характере воспитательной работы. Не в том ли таится источник многих наших бед, что воспитательная работа сводится зачастую к односторонней заботе воспитателей о воспитанниках, к мероприятиям, которые нужно срочно провести, потому что в учительской на стенде появилось очередное объявление. Иногда мероприятие никому не нужное, но почему-то обязательное. И наши учащиеся постепенно приучаются получать информацию (научную, нравственную и т.д.) в готовом виде, т.е. приучаются быть потребителями готовых духовных благ.

Воспитание деятельностью – вот что стало краеугольным камнем моей работы в качестве классного руководителя. В общей творческой жизни, в каждодневной заботе, в каждом коллективном творческом деле на общую радость и пользу осуществляются и передача классным руководителем опыта, и применение этого опыта для решения жизненных задач, и создание своего опыта, и преодоление отрицательного опыта – потребительских взглядов, чувств, привычек.

Воспитание деятельностью, конечно, должно строиться не на диктате, авторитарности, мелочной опеке со стороны классного руководителя, а на взаимодействии учителя и ученика, учителя и родителей, взаимодействии, построенном на глубоко уважительной основе.

Хотелось бы поделиться опытом работы. Я окончила филологический факультет Липецкого педагогического института в 1985 году. Работала старшей пионервожатой, секретарем райкома комсомола по работе с учащейся молодёжью, заместителем директора по воспитательной работе. С 1994 года, т.е. уже 26 лет, преподавала русский язык и литературу учащимся гимназии с. Боринское, а также являлась классным руководителем. В данное время работаю в МБОУ СОШ села Хрущёвка имени Героя Российской Федерации О.А.Пешкова Липецкого муниципального района Липецкой области. Исполняю обязанности классного руководителя казачьего класса.

Любовь к Родине – одно из самых благородных чувств человека, и воспитание этого чувства надо начинать с детства.

Задача классного руководителя состоит в том, чтобы научить любить свою малую родину. Но чтобы любить, надо знать. «Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее… Истинное счастье – это прежде всего удел знающих, удел ищущих и мечтателей», - писал К.Паустовский. Мои ученики любят и знают свой край! И неоценимую помощь в этом оказывают внеклассные занятия с использованием краеведческого материала.

Мои ученики гордятся своими славными земляками. В селе Боринское родились Герой Советского Союза участник Великой Отечественной войны генерал-полковник П.А.Горчаков (8мая 2003года нашей школе присвоено его имя), П.И.Смородин – один из организаторов и первых руководителей комсомола; здесь окончила школу Ия Саввина, Народная артистка РСФСР; учился поэт В.И.Фёдоров; жил и работал выдающийся учёный-агрохимик Д.Н.Прянишников; после окончания Великой Отечественной войны за парту в Боринской школе сел К.Т.Огрызков, писатель и краевед.

Краеведение позволяет обращаться к прошлому села, сравнивать, сопоставлять его с сегодняшним днём. Эти занятия воспитывают у подростков патриотические чувства, активный интерес к жизни, будят мысль, развивают инициативу и самостоятельность.

Учащиеся моего класса - частые посетители Зала Славы имени Героя Советского Союза генерал-полковника П.А.Горчакова (заведующая Залом учитель истории Кожевникова Т.Л.)

Ребята стали не только свидетелями важных событий, проходивших в стенах гимназии, но и активными участниками этих событий. Незабываемые впечатления остались у детей после приезда в школу сыновей П.А.Горчакова и его сослуживцев. Вместе с учителем истории Кожевниковой Т.Л. ребята готовили Урок мужества, посвященный боевому пути П.А.Горчакова.

Мои воспитанники долгие годы шефствовали над территорией парка, расположенного в центре села. Здесь находится братское захоронение воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Могила бойцов – в ухоженном состоянии все эти годы. Мы убираем опавшую листву осенью, встречаемся летом, чтобы навести порядок, и особенно тщательно готовимся к 9 Мая. Стало доброй традицией собираться в этот день около обелиска, чтобы почтить память павших минутой молчания, а потом идти к мемориалу, где проходят торжественные мероприятия. Каждый год 1 сентября мы обязательно приходим в парк и возлагаем цветы к обелиску. Когда мои ученики повзрослели, они стали проводить экскурсии для учащихся младших классов. Каждый год в преддверии Дня Победы обязательно проводим торжественный митинг, посвящённый подвигу народа в Великой Отечественной войне, где я читаю стихотворение, написанное мной и посвященное светлой памяти лётчика. И стихи здесь звучат совсем по-другому, чем в классе.



ОБЕЛИСК

Вечереет. И лучи заката

Озаряют в парке обелиск.

Скромная чугунная ограда.

Красная, как кровь, звезда горит.

Здесь лежат войны герои,

Жизнь отдавшие за Родину и мир.

Похоронен здесь майор Петелько,

Лётчиков отважный командир.

Он с мальчишества любил полёты,

Родину, простор и высоту.

Пел он песни: «…Первым делом самолёты.

-Ну, а девушки? –А девушки потом…

Штурман улетел в ночь тёмно-синюю

И со звёздами остался с небесах.

Вы не ждите уж его, глаза любимые,

Отыщите лишь орла, что в облаках.

Вечереет. И лучи заката

Озаряют в парке обелиск.

Скромная чугунная ограда.

Красная, как кровь звезда горит.

В синей вышине, где самолёты,

Птица гордая с величием парит… Л.Н.Поваляева


Хотелось бы остановиться на такой форме работы, как сбор материалов, связанных с поэтами, писателями и артистами, которые жили в нашей местности. Юные краеведы собрали интересный материал об актрисе И.С.Саввиной, которая с 1946 по 1953 год жила в селе Боринское. Ребята встречались с одноклассниками известной артистки, записали их воспоминания, разыскали школьные фотографии, работали и в архиве районной библиотеки, где нашли статьи И.Саввиной, опубликованные в районной газете « Боринские огни».

На вечере, посвящённом жизни и творчеству И.С.Саввиной, прозвучало стихотворение, которое я посвятила актрисе, чьи школьные годы прошли в селе Боринское:

Неброская сельская улица.

И дом деревянный в четыре окна.

В нем девочка с именем Ия

В далёкие годы жила.

Спешила по улице в школу,

Бежала с портфелем домой,

С девчатами звонко пела,

Как «вертится шар голубой».

Читала запоем книги

И плакала над судьбой

Влюблённой тургеневской Аси,

Что стала подружкой родной.

А вечером в клуб собиралась:

«Сегодня премьера. Как знать,

Быть может, великой актрисой

И мне суждено тоже стать».

Играла в «Грозе» Катерину,

Мариною Мнишек была.

А в платье из крашеной марли

По сцене царицей плыла.

И голос хрустальный, девический

В Доме культуры звучал:

«На сцене – артистка Саввина!»

Та сцена – начало начал. Л.Н.Поваляева


Человек и природа – одна из главных и острых проблем современной жизни.

Экологическое воспитание никак нельзя ограничивать лишь овладением научными основами экологии. Одних знаний мало. Мы должны учить ребёнка заботиться о природе и ещё учить видеть красоту природы. Детство – самая яркая пора в жизни человека. Если в эту пору удивить ребёнка красотой мира, помочь увидеть его чудо – природу, то он никогда не сможет забыть эти впечатления.

Иногда мы просто не замечаем того, что часто видим. Поэты помогают нам это знакомое увидеть заново и восхититься им. Они учат юных замечать красоту неяркого лесного цветка, первого весеннего ручейка, зимнего вечера. Всё живое становится интересным и дорогим ребёнку: и ветерок, и речка, и деревце, и грибы, и ягоды.

Липецкие поэты и писатели любят свой край, и многие свои произведения посвятили ему.

Мои воспитанники – участники литературных встреч с замечательными людьми: детской писательницей Ларисой Яковлевной Шевченко, поэтами Б.М.Шальневым, А.Линёвой и Н.Карасиком. Лариса Яковлевна Шевченко, автор книги «В барбарисовых джунглях», поднимает очень важные вопросы в своём произведении: умение трудиться, умение дружить, быть организованным, распределять своё время. Н.Карасик, писатель, автор книг «Тихо падали звёзды», «На исходе», «Душа моя с тобой», заворожил ребят стихотворениями – элегиями о вечных темах. Поэтические произведения Аллы Линёвой вызывают особый интерес. Эти стихи о родине, о природе, о семье. Борис Михайлович Шальнев, поэт, краевед, председатель Липецкой областной организации писателей России, подарил ребятам свою книгу «Река быстротечная» и автограф. И надо сказать, такие встречи не проходят даром. Многие мои воспитанники любят поэзию, с удовольствием читают произведения липецких авторов, сами пишут стихи и сочиняют дружеские послания, составляют сценарии.

Народная мудрость, народные знания и народное искусство – всё это определяется одним ёмким словом фольклор. Мы с ребятами подготовили два фольклорных праздника, которые были посвящены предметам народного быта - самовару и ложке. Праздник русского самовара готовили вместе с родителями .

Продолжением праздника стало чаепитие. В центре стола добродушно попыхивал и булькал кипящей водой самовар. Чай пили неспешно, как в старину, с разговорами и пересудами. Ещё одной изюминкой вечера явилась презентация рукописной книги «Не нужен и клад, когда в доме лад», авторы которой – ученики – размышляют о роли семьи в жизни человека и мечтают о своих будущих семьях.

Праздник русского самовара пришёлся по душе всем! Главное – дети и родители были рядом.

Фольклорный праздник «А на обед – ложка красного цвета» был подготовлен совместно с работниками районной библиотеки. Ребята познакомились с историей деревянной посуды, узнали, как можно использовать ложку в медицине. Юные артисты театра «Синяя птица» продемонстрировали сценку из прошлой жизни одной семьи. Кто управлялся по дому целый день, тот получал миску похлёбки. Кто бездельничал, заслуживал лишь одну ложку еды. Весёлым исполнением песни «Лапти» закончился праздник. Ребята сопровождали пение игрой на деревянных ложках. Школьникам путешествие в старину очень понравилось. Ребята по-новому взглянули на простые бытовые вещи, которыми дорожили их предки. Такие удивительные праздники не только знакомят детей с историей народной культуры, но и прививают им любовь к родному краю.

Важную роль в воспитании учащихся играет многолетняя связь класса с районной библиотекой. Четверо учащихся класса в течение пяти лет были участниками различных театрализованных представлений, которые готовила руководитель театра «Синяя птица» З.П.Осетрова. Вот некоторые названия праздников, в которых ребята принимали участие:

районный праздник «Слов печатных и знаний хранительницы…», посвящённый Общероссийскому дню библиотек и Году русского языка» (подготовили сценку «Про Федота-библиотекаря»);

областной семинар библиотечных работников «Судьба семьи и края моего неразделимы» (презентация книги «Славные имена земли Липецкой») ;

фольклорный праздник «А на обед ложка красного цвета…»;

Час мужества «Они сражались за Родину».

И последнее, на чём хотелось бы остановиться. Убеждена, что большую пользу детям принесут в школе освобождённые воспитатели. Все мы знаем пословицу: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», и всё же заставляем людей ловить их. Учитель-предметник должен быть квалифицированным учителем-предметником. Его задача – идти в ногу с жизнью: знать, что нового в науке (особенно по его предмету), качественно готовить к ЕГЭ, достойно участвовать в аттестации педагогических работников, творчески подходить к проведению уроков, создавать программы по предметам. А как классный руководитель несет ответственность за воспитание детей доверенного ему класса. Педагоги нашей школы вопреки народной мудрости о двух зайцах стремятся работать достойно и как учителя-предметники, и как классные руководители. Наверное потому, что делают это с любовью.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.